Николай АНДРЕЕВ: сегодня мы работаем с государством в унисон


Текст | Виктор МИХАЙЛОВ, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА, Александр ДАНИЛЮШИН

«Ремстрой-2» — многопрофильный проектно-строительный холдинг, один из лидеров строительного рынка Псковской области и Северо-Западного федерального округа. Сегодня компания выходит и на рынки других регионов, осваивает новые направления строительной индустрии.
Холдинг сейчас активно развивается, прежде всего потому, что в последнее время в государстве, по мнению главы компании Николая Андреева, создаются условия для повышения уровня экономического развития России.

Николай Николаевич Андреев, генеральный директор проектно-строительного холдинга «Ремстрой-2». Родился 24 декабря
1951 года в Ленинградской области. Окончил Пушкинское военное строительно-техническое училище и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Проходил службу в Пограничных войсках КГБ СССР. За время службы
в органах КГБ СССР принимал активное участие в строительстве и реконструкции зданий в Москве, Голицинского пограничного училища, подмосковных правительственных сооружений (Барвиха, Горки-10), а также объектов оборонного и гражданского значения на сложнейших участках Закавказья, Средней Азии и Забайкалья. В 1992 году в звании подполковника уволился в запас.
В 1994 году с командой единомышленников Николай Андреев создал строительную компанию «Ремстрой-2».
Н.Н. Андреев является президентом Ассоциации строительных компаний Псковской области.
За достигнутые результаты в строительном бизнесе и деловую репутацию ему присвоено звание «Почетный строитель России», он награжден знаком «Заслуженный работник Октябрьской железной дороги» и медалью международного ордена Преображения.
Имеет двоих детей. Старшая дочь Жанна — финансовый директор строительной фирмы, сын Андрей — начальник строительства объекта Управления делами президента РФ.

Работа на благо

— Николай Николаевич, какой вклад «Ремстрой-2» внес и вносит сегодня в облик Пскова — города, органично сочетающего историю и современность?
— История Пскова складывалась много веков. В июле 2003 года город праздновал
1100-летие. И каждый его житель, каждая организация в меру своих сил и возможностей внесли лепту в подготовке к юбилею. Как отметил мэр Пскова Михаил Яковлевич Хоронен, все, что сделано в этот период, будет еще долго служить на благо города.
Наш холдинг принял в подготовке к 1100-летию Пскова самое активное участие. В 2000 году «Ремстрой-2» получил, наверное, один из самых важных и значимых заказов за всю историю своей работы на рынке. Это реконструкция Псковского железнодорожного вокзала — памятника истории и архитектуры. Проектировал здание вокзала знаменитый итальянский архитектор Пирелли, построено оно было в 1853 году. На этом вокзале в 1917 году отрекся от престола император Николай II, на нем бывал Владимир Ильич Ленин… Здание выстояло в Гражданскую, уцелело в Великую Отечественную войну…
Главная задача, которая ставилась при реконструкции, — сделать Псковский железнодорожный вокзал современным комплексом, сохранив его исторический облик, узнаваемость этого места. Это была сложнейшая трехгодичная напряженная работа коллектива холдинга. К юбилею города и 150-летию памятника мы сдали вокзал в эксплуатацию. Вокзал получил поистине новую жизнь.
Нашей организации в период подготовки к юбилею мэрией города была также поручена установка памятника святой равноапостольной княгине Ольге работы архитектора В.М. Клыкова — на главной площади города, с благоустройством прилегающей территории и парка. Именно на этой площади, у этого памятника прошли основные юбилейные мероприятия.
Проведенные работы положили начало активному развитию компании и признанию ее конкурентоспособной на строительном рынке. Начатое в области реставрации и реконструкции получило дальнейшее развитие в восстановлении памятников архитектуры и культурного наследия как на Псковской земле, так и в других регионах Северо-Запада.
В настоящее время холдинг имеет федеральный заказ и проводит реконструкцию объектов Русской православной церкви, в частности, ведутся работы в Спасо-Елеазаровском женском монастыре. Идет процесс проектирования и подготовительных работ к реставрации памятника архитектуры «Дом купца Карамышева» в Пскове, дачи И.В. Сталина на Валдае.
Вы наверняка знаете, что на Псковщине
по инициативе писателя Александра Проханова недавно сооружен холм Славы: на нем установлен большой деревянный православный крест: холм символизирует начало земли Русской. Активное участие в устройстве холма Славы в качестве меценатов принимали многие строительные организации, в том числе и наша.

— Не меньшее внимание вы ведь уделяете и современному облику города?
— Безусловно. Это выражено в наших инвестиционных проектах: сооружении жилых кварталов, торговых центров, промышленном строительстве. Сейчас мы возводим два жилых комплекса и ведем точечную застройку во всех районах города Пскова, в ближнем Запсковье проектируем и строим деревообрабатывающие комплексы коллегам из Латвии и Эстонии.
Деревообработка сегодня — перспективный бизнес как для российских инвесторов, так и для зарубежных, в данном случае прибалтийских. Наконец-то наше государство поставило заслоны для вывоза лесного сырья за границу. Благодаря этому увеличивается налогооблагаемая база и создаются новые рабочие места.

— Постепенно, насколько нам известно, ваш строительный холдинг выходит на рынки других регионов?
— Да, в последнее время нам поступил ряд интересных предложений по строительству и реконструкции объектов из соседних регионов и городов: из Санкт-Петербурга, Москвы, Новгородской и Ленинградской областей. Некоторые из них мы приняли, остальные рассматриваем — оцениваем как перспективные.
Как свидетельствует наш опыт, широко распространенное мнение, что строительные рынки двух столиц перенасыщены исполнителями, — это миф. Действительно, строительных организаций там очень много, но, с одной стороны, строительство ведется чрезвычайно масштабное, а с другой — компании, которые выполняли бы весь комплекс строительно-монтажных и проектных работ, в остром дефиците. Они очень востребованы на рынке. Наш проектно-строительный холдинг выступает сегодня в роли инвестора-застройщика, заказчика, генерального подрядчика и проектировщика. Такой многофункциональный и комплексный подход позволяет нам быть готовым к любым предложениям и любым изменениям потребительского рынка.

— Вы сейчас проектируете и приступили к подготовительным работам по реконструкции, реставрации и новому
строительству на одном из объектов
Управления делами президента РФ. Почему вас предпочли другим строительным организациям?

— Разумеется, такие объекты случайным, неизвестным строителям не предлагают. То есть о нас, нашей работе обладали информацией. Это первое. Второе: нас досконально изучили. Приехали представители заказчика, посмотрели инжиниринговые, технические возможности, познакомились с кадрами организации и ранее построенными нами объектами — и, как говорится, утвердили нашу кандидатуру. Других критериев, помимо способности проектировать и строить на самом высоком уровне, не существовало.
Для нас работа на данном объекте — это прежде всего высочайшая ответственность, возможность реализовать в полном объеме свой потенциал.

Жизнь сначала

— Начинался ваш бизнес, по нашим сведениям, с генподрядов МПС, точнее, Октябрьской железной дороги?
— Совершенно верно. Точнее, начинался он с того, что я в начале 90-х годов, после распада Советского Союза, вынужден был оставить службу в политорганах войск КГБ СССР и прибыть в Псков, на родину моей жены — и здесь начать все сначала. Новый город, новая обстановка, другая роль в обществе. Можно ли было в то время надеяться, что ты кому-то нужен?
Родом я из Гатчинского района Ленинградской области. Детство и юность прошли в Ленинграде. После окончания военно-инженерного строительного училища был направлен для прохождения военной службы в центральные части Московского Военно-строительного отдела КГБ СССР. В течение нескольких лет работал по инженерной специальности на спецобъектах столицы и Подмосковья. Впоследствии окончил очное отделение Военно-политической академии им. В.И. Ленина, после чего была политическая работа в различных регионах страны.
Сотрудничество с Октябрьской железной дорогой началось исключительно благодаря удаче. Создав организацию и набрав команду из инженеров-строителей, повесив на себя долги одной из разорившихся организаций Пскова и незавершенное строительство для Псковского отделения Октябрьской железной дороги, стал работать. Пришлось вспомнить молодость — профессии и бетонщика, и каменщика, и разнорабочего. То есть все, как у
всех, — надо было выживать…
Страна получила свободу, полный хаос и незащищенность людей. Вспоминаю это время с содроганием. Хорошо, что все хорошо закончилось — и для народа, и для страны в целом. Общество тогда прошло по краю пропасти.
Один из тяжелых штрихов того времени —
постоянные неплатежи за выполненные работы. Как правило, железная дорога рассчитывалась дизтопливом, мазутом, углем. Все это надо было превратить в денежный эквивалент, и нередко такое превращение происходило с большими потерями.

Комплекс «Запсковье»
Исполнительный директор холдинга «Ремстрой-2» Юльян Войцеховский: «Комплекс — это два кирпичных 25-квартирных дома-вставки с улучшенной планировкой. Проектировщик — наш архитектор Борис Андреевич Захарченко. Первый дом — инвестиционный, второй мы построили в рамках желдорипотеки для сотрудников Октябрьской железной дороги. Дома украсили район, из окон квартир открывается прекрасный вид. Основной объем квартир здесь стоит порядка
35 тыс. руб. за 1 кв. м, это высший эконом-класс. Но есть в этих домах и квартиры бизнес-класса».

Крутились все: бизнесмены, работники компаний — только бы продержаться еще месяц, полгода, год… Примерно так же крутилось и государство, которому требовалось пополнять бюджет «живыми» деньгами, — налоговое бремя тогда оказалось запредельно высоко. Оно и понятно: государству нужно было хоть как-то обеспечивать доходы. И зачастую бизнес приносился в жертву этой цели. Нет «живых» денег — брали имущество, описывали и продавали. И в биографии «Ремстрой-2» тоже есть такие сюжеты. Нашу производственную базу несколько раз изымали за долги государству судебные приставы. А мы ее обратно выкупали при распродажах имущества должников…
Пережили 90-е годы сильнейшие — это единицы из сотен. Больше шансов на выживание получали, конечно, предприятия с приватизированным имуществом. Но наличие такого имущества не заменяло предпринимательского дарования. И потому, например, фактически прекратил свое существование в прежнем виде Псковский машиностроительный завод: там теперь склады, магазины — производство кончилось. А мы вот выжили…
Несмотря на перебои с финансированием со стороны ОЖД, мы брали кредиты и ценой огромных усилий не останавливали работу на объекте. Не зная, когда с нами расплатятся за выполненные работы, я шел на риск, готовил Псковский вокзал: трудились мы там, как, впрочем, и везде, не за страх, а за совесть.
В конце концов сдал его.
Принимать объект приехал, помню, начальник дороги Виктор Васильевич Степов. Вокзал ему очень понравился. «Может быть, — говорю, — железной дороге все-таки расплатиться с нами?» А ОЖД нам должна была к тому времени ни много ни мало 68 с лишним миллионов! «Ого! — произнес Виктор Васильевич, когда я озвучил сумму. — Для питерской организации это очень много!» Что уж говорить о псковской…

— И чем все кончилось?
— Раз мы сейчас с вами разговариваем о дальнейшем развитии «Ремстроя-2», кончилось все хорошо.
Вот так, постоянно рискуя потерять все, но не прекращая строить серьезные объекты, которые составили нашу гордость, нашу репутацию, мы и вышли из кризиса 90-х.
Что можно считать причиной нашего выживания? Тонкий расчет? Нет, скорее желание работать во что бы то ни стало. И немного удачи.
С приходом нового руководства в стране изменилась обстановка и появилась возможность уже не только выживать, но и расти. И к середине 2000-х годов мы встали на путь цивилизованного, поступательного развития.
Я почувствовал необходимость наращивать обороты предприятия. Мы взяли большие проекты в сфере микрорайонного строительства. Потому что возникла уверенность в завтрашнем дне: страна начала развиваться.
То есть мы поднимались вместе со страной. Тот курс, который проводился президентом Путиным, послужил нам опорой — появились не только мечты о светлом будущем, но и стратегические планы. Потому и жить стало легче, и на душе стало более спокойно.
На первый план выдвинулись новые задачи: обучение и развитие кадрового состава, техническое перевооружение предприятия и рост его капитализации. В течение нескольких лет шла переподготовка инженерного состава в лучших вузах, академиях Москвы и Санкт-Петербурга, учеба в Германии и у итальянских специалистов.
Нынешняя структура холдинга создалась не в одно мгновение. Долгие годы в моем сознании складывалась только сама концепция многофункциональности организации и еще дольше происходило непосредственно формирование организации в новом качестве.

Комплекс «Европа»
Юльян Войцеховский: «Комплекс включает девять трехквартирных и двухквартирных домов, гаражи. Он возводится на скале, поэтому некоторые участки приходится делать монолитными, причем монолитить на месте. Строит объект наша дочерняя компания “Северо-Западстрой”. Прораб строительства — Алексей Иванович Фаенков, один из самых перспективных наших инженеров-строителей, мы его переводим сейчас на должность главного инженера “Северо-Западстроя”. На объекте работает одна из лучших бригад каменщиков, у них высокая зарплата — от 30 тыс. руб.; а также одни из лучших монтажников. Люди материально заинтересованы в скорейшей сдаче объекта, потому что их доход зависит от кубатуры. Даже в непогоду работают: в штормовое предупреждение, помню, обнаружил монтажников на верхних точках. Если заморозки, чтобы бетон не замерз, костер разводят. То есть времени даром не теряют. Именно здесь у нас воспитываются молодые рабочие кадры».

Новое жилье для граждан

— Сегодня важнейшая для России задача — реализация приоритетного национального проекта «Доступное жилье»…
— И мы одна из тех организаций, которые активно участвуют в его реализации в Пскове. В 2007 году сдали два жилых дома: 108-квартирный и 24-квартирный. В нынешнем году планируем подготовить к сдаче дома в общей сложности где-то на 300 квартир — это около 20 тыс. кв. м жилья. Есть заделы и на будущее.
Пристальное внимание к национальному проекту «Доступное и комфортное жилье» привело к тому, что предприятия строительного бизнеса стали ориентироваться на возведение массового жилья — в данном направлении превалируют кирпично-монолитные многоэтажные дома. Наша компания строит жилой комплекс из таких домов «Юбилейный».
В то же время потребители все чаще проявляют интерес к проектам малоэтажной застройки, как в центре города, так и в ближайших пригородах. Один из таких красивейших проектов — комплекс «Европа» в центре Пскова на Ольгинской набережной на берегу реки Великой.

— А почему «Европа»?
— Потому что там была когда-то немецкая слобода, и в 1996 году немцы хотели реализовать этот проект. Но потом из-за наших российских проволочек все заглохло…
Мы, кстати, встретились с теми немцами в Ахене, где мои люди проходили переподготовку, и коллеги из Германии были рады, что мы продолжили эту тему.
Мы начали возводить коттеджный поселок из семи жилых домов, расположенных в исторической части Пскова между памятниками монументальной архитектуры псковского кремля и собором Ивановского монастыря. Все коттеджи имеют организованные придомовые участки с декоративной оградой, содержащие набор малых архитектурных форм для полноценного отдыха жителей. Со стороны внутреннего проезда на придомовых участках размещены хозяйственно-бытовые зоны, а со стороны улицы Максима Горького предусмотрены зоны отдыха с необходимым набором декоративных элементов.
В проект заложена полная реконструкция тротуаров и газонов, попадающих в границы благоустройства по улице. Это дорогостоящее элитное жилье с паркингами и стоянками. Сложность в том, что строительство ведется в скальных грунтах, в древних скалах.

Прорабы холдинга «Ремстрой-2»

Памятникам нужен хозяин

— Это будет новое жилье в, так сказать, исторических интерьерах?
— Совершенно верно. Причем, еще раз подчеркну, жилье европейского уровня, европейского типа — оно очень хорошо впишется в эти интерьеры…

— Псков вообще очень похож на европейский город…
— Псков исконно русский город, но архитектура очень своеобразная, самобытная.
В Пскове, как вы знаете, масса старинных церквей и монастырей, и мы вместе с Управлением культуры области, органами охраны памятников стремимся сохранить город в том виде, в котором он был. Но в отдельных случаях подходим творчески…

— Это ведь тяжелая работа — заниматься историческими объектами…
— Если рассуждать по-государственному, а я предпочитаю рассуждать именно так, то необходимо восстановить исторический облик России, сохранить историческую ценность и привлекательность прошлого. Многое уже безвозвратно потеряно, но кое-что можно еще восстановить, многому можно дать новую жизнь.
Для того чтобы вести эту работу, требуется совершенствование законодательной базы. Немало в этом плане уже сделано, но, увы, не все законы работают. 230-й закон, принятый в октябре прошлого года, предусматривает разделение памятников федерального и местного значения, после чего их можно выставлять на торги и получать в собственность физическим или юридическим лицам. Это очень прогрессивное решение: когда у памятника появится хозяин, он будет восстановлен, будет поддерживаться в хорошем состоянии. Однако правительство пока не спешит выставлять памятники на торги. Почему — мне непонятно…
Реставрационные работы требуют специального образования и совершенствования знаний в области архитектуры соответствующей эпохи, зодчества в целом. Знания в этой сфере помогают выдерживать классический стиль в современном проектировании и строительстве. Сегодня население отказывается жить в хрущевках, нужны современные жилые дома и торговые центры, и не только в стекле и бетоне, но и в классическом стиле.
Никогда не потеряют привлекательность старые кварталы древних городов. Но о том, чтобы они были пригодны для жилья, нужно каждодневно заботиться.

Комплекс «Юбилейный»
Юльян Войцеховский: «Комплекс состоит из четырех домов. Первый сдан в 2007 году и уже заселен. Два других возводятся опережающими темпами и в 2008—2009 годах будут сданы. Второй дом у нас инвестиционный, третий — за «живые» деньги. И как вы видите, третий уже обогнал второй, хотя начал строиться позже. Монолитному строительству мы уделяем большое внимание, потому что это очень качественное жилье, пользующееся большим спросом. И к тому же украшающее город».

Местной власти — больше инициативы

— Что вы и делаете в рамках национального проекта?
— Да. Увы, удовлетворение жилищных потребностей псковичей сдерживается тем, что в городе сегодня, к сожалению, невозможна высотная застройка.

— По объективным причинам?
— Нет, по самым что ни на есть субъективным. Недостаточно башенных кранов в управлениях строймеханизации. Парк грузоподъемной техники в течение почти десяти лет практически не обновлялся. Службы города не подготовлены для работы с высотными домами. Но вопрос о многоэтажном строительстве и в конечном счете об обеспечении граждан доступным жильем не должен же зависеть от наличия пожарных машин, способных работать на высотных зданиях!
Это одна проблема. Другая — на уровне Правительства РФ много говорится о нехватке железобетонных изделий, но у нас в области практически вообще отсутствует промышленность строительных материалов и не проглядывается никаких попыток ее создать. На Псковщине прекрасные месторождения природного камня, а промышленного производства его нет.
В Псковском, Островском районах прекрасные глиняные карьеры, а кирпич приходится возить из Москвы и Санкт-Петербурга. Бетона производится крайне мало. Строительные организации буквально захлебываются от отсутствия строительных материалов.
Да, бизнес должен быть социально ответственным. Но мы не готовы решать за свой счет вопросы, относящиеся к компетенции государства. Государство обязано выполнять свою работу в полном объеме, решать и тактические, и стратегические задачи. Сегодня же оно научилось решать прежде всего стратегические задачи, я имею в виду выработку программ национального значения, того же национального проекта «Доступное жилье». Это, как говорится, хорошо, но мало.
То, что национальный проект будет продолжен, нас очень радует: мы получим большие объемы работы, возможность развивать город, в Пскове возрастут занятость и уровень благосостояния.
Псков город небольшой, но сегодня он быстро растет. Потому наша компания, как я уже говорил, налаживает собственное
производство строительных материалов, оно станет работать как для наших нужд, так и для других. Это пеноблоки, «живой» бетон, окна… Сейчас уже нами выпускаются некоторые ЖБИ.
Закуплено итальянское оборудование, например хорошие бетоносмесительные установки — БСУ. Идет установка оборудования: итальянцы делали его шеф-монтаж, сейчас
уже этап финальной доводки.
В результате мы будем иметь свою собственную качественную продукцию, сможем сократить сроки строительства, снизить его себестоимость. Наш бетонный цех должен выпускать 30 кубов раствора и 20 кубов бетона.
Вообще, бетон — это не просто какая-то там смесь, это очень серьезный, ключевой компонент строительства, ключевой элемент качества и безопасности объекта.

— Итак, строительная индустрия в области развивается пока только на основе частного интереса?
— Увы. При том, что существует масса перспективных проектов и в жилищной сфере, и в производстве. В области есть что строить, и стройиндустрия могла бы стать точкой роста для областной экономики, значительно повысить налогооблагаемую базу.

— Как стало точкой роста в России дорожное строительство?
— Да, очень хороший пример. В прошлом году Российская Федерация выделила деньги на дорожное строительство, так любо-дорого было посмотреть — везде строились новые дороги! Нужно продолжить эту тему на областном уровне: сделать хорошие дворы, взяться не только за магистрали, но и за второстепенные дороги. Область, муниципалитет должны сами проявлять инициативу. Когда инициатива местных властей есть, это сразу бросается в глаза.

— То есть все зависит от субъективного фактора, грубо говоря, от руководителя?
— Конечно. От руководителя и той команды, которую он подберет. Какая команда — такая и работа.

Спасо-Елеазаровский монастырь
Юльян Войцеховский: «Спасо-Елеазаровский женский монастырь создан на месте закрытого в годы советской власти монастыря. Этот объект нами взят по подряду Федерального агентства по культуре и кинематографии. Здесь работают каменщики, штукатуры, плотники-реставраторы, которые прошли обучение в учебном заведении в Петербурге, имеющем специальную лицензию, — таких учебных заведений в стране всего несколько. Мы в точности воспроизводим историческую архитектуру — храмы, как вы видите, с немного неправильными пропорциями. Это особый псковский стиль».

 

Беспримерное качество

— Это вы о своей деятельности в Ассоциации строительных организаций Псковской области, в которой вы являетесь президентом?
— Да, в том числе и о ней. Наша ассоциация активно взаимодействует с псковскими властями и с федеральным объединением — Союзом строителей России. В ассоциацию входят солидные строительные организации, имеющие заслуженный авторитет в Псковской области, — когда она обращается, к ней прислушиваются. Мы составляем программные документы, прорабатываем проблемы…

— В какой мере «Ремстрой-2» пример для других членов ассоциации, многие ли на вас равняются?
— Знаете, я никогда не стремился показывать кому-то пример, кого-то учить. Я живу и работаю так, как в моем понимании нужно жить и работать. А получается из нас пример для подражания или нет — это каждый волен выбирать сам.
Мы прежде всего ориентируемся на качество, на долгосрочный эффект, а не на сверхприбыли здесь и сейчас. Я считаю, что жадность и скупость несовместимы с серьезным бизнесом. Бизнес предполагает экономию, эффективное использование средств, но не скупость!

Бок о бок с рабочим классом

— А какое значение для вас имеет кадровый вопрос?
— Ключевое. Это самая главная моя забота, и днем, и ночью.
Я живу по принципу доверия к людям, считаю, что человека нужно оценивать по его способностям и создавать условия для их развития. Мы делаем ставку на молодежь, способную реагировать на все новое, умеющую эффективно организовывать работу коллектива и быстро принимать оптимальные решения в самых сложных производственных ситуациях. С молодежью работать нам интересно: старшее поколение передает свой опыт, молодые специалисты вносят свежую струю, заряжают своей энергией.
Обучение, переподготовку инженерного состава мы ставим сегодня во главу угла.

— И рабочего состава тоже?
— Обязательно. Рабочие у нас также постоянно повышают квалификацию в учебных комбинатах, осваивают смежные профессии, новую технику, ведь средства малой механизации постоянно совершенствуются. Например, что такое итальянские БСУ? Это компьютерное оборудование, сложная механика. Работать с ними обучают итальянские инструкторы.

— В ПТУ такому не научат?
— «Ноу, ноу», как говорят итальянские коллеги. Мы немного сотрудников берем из технических лицеев, образовавшихся на месте профтехучилищ. И вот почему: после лицеев молодежь уходит в армию и возвращается оттуда совершенно другой — с другими интересами, нередко забыв специальность… Чаще учим рабочим специальностям непосредственно на производстве.
Рабочие кадры — это для нас важнейший вопрос. Рабочий класс я очень уважаю. Сейчас у меня задача построить большой актовый зал, где я смогу собирать всех рабочих — я хочу видеть их всех и слышать.

— Чтобы они чувствовали себя частью единого коллектива?
— Когда они видят, что их руководитель участвует в производстве — не только путем администрирования, а участвует, будучи на стройке, — они совершенно по-другому относятся к работе в компании. Рабочий класс у меня не убегает, потому что мы работаем вместе на строительстве — бок о бок.
Трудности с привлечением рабочих кадров есть — демографическая ситуация дает о себе знать. Но скоро, думаю, все наладится. Я не без гордости говорю, что в целом организация справляется с объемами работ и имеет в своем составе совсем немного иностранной рабочей силы: 40 человек из 500. Это главным образом выходцы из Средней Азии — таджики, узбеки… В проектировании на субподряде с нами сотрудничают югославы. Это хорошие специалисты, зарекомендовавшие себя на рынке в Санкт-Петербурге. Но основной состав —
наши, псковские. Люди идут к нам, потому что у нас стабильность — стабильные объемы, стабильные зарплаты.
Наши сотрудники, как я уже сказал, прошли обучение в Германии, в Италии мы подготовили рабочих по управлению производственными системами.

— А инженерные кадры где готовите?
— У нас очень сильные инженерно-строительный факультет в Псковском политехническом институте, Псковский колледж строительства и экономики: кадры на 90% оттуда. Единственное, кафедры там пока не имеют права вести научную подготовку и присваивать научные степени, но это со временем придет.
В городе действуют филиал питерского Финэка, сильный юридический институт. То есть наши вузы готовят и строителей, и менеджеров, и экономистов, и юристов. Нашим прорабам 25—26 лет от силы. Есть у меня и маститые прорабы, но в основном я ориентируюсь на молодых: они более восприимчивы к новому, их не надо переучивать работать в современной системе строительства.
Знаете, были времена, когда инженеры бегали из одной организации в другую. Сейчас этот бег прекратился.
Есть в Пскове три-четыре мощные строительные организации, которые могут решать весь комплекс задач: могут быть и проектировщиком, и инвестором, и застройщиком, и генподрядчиком — они собрали лучшие кадры. Из них уже никто не бежит, потому что у них стабильность, объемы, интересные проекты.

— Насколько в коллективе компании представлены бывшие военнослужащие, сотрудники КГБ?
— Это значительная часть менеджерского состава, причем все работают по своей специальности: если это юристы, то в юридической службе, если кадровики — в кадровой и т. д.
Кадры очень подготовленные и профессионально, и с точки зрения управленческих
навыков.
Я такой особенности нашей компании не стесняюсь — я ей горжусь. Благодаря этому в ней все строго, все, как говорят, построено.
Но при этом нет даже намека на ефрейторский стиль: есть деликатность, уважительное отношение к людям.

Высокие технологии управления

— Как развивается управление холдингом?
— Исследование нашей организации экспертами Международной лиги стратегического управления, оценки и учета и Международной академии исследования будущего, проведенное на базе программного комплекса «Стратегическая матрица компаний», показало, что уровень стратегичности «Ремстрой-2» довольно высок — он составляет 54%.
Вместе с тем экспресс-диагностика обнаружила сравнительно сильные и слабые стороны конкурентоспособности компании, поэтому сегодня мы сосредотачиваем внимание на наращивании эффективности управления и бизнеса в целом.
Сейчас для нас на первый план выходят задачи совершенствования системы управления предприятиями холдинга, его подразделениями, в том числе с использованием высоких технологий. В настоящее время уже сделаны некоторые шаги по внедрению автоматизированной модели управления на основе компьютерных программ, налаживается контроль за строительством и проверка исполнения посредством Интернета,
к контролю за качеством и технологическими системами подключаются системы видеонаблюдения.
Дело в том, что у нас сегодня развернуты работы на объектах сметной стоимостью
4,5 млрд руб. и перед нами встала задача правильно организовать управление холдингом — через автоматизацию и другие технические системы. Для того чтобы системно наладить этот процесс, мы пригласили московскую фирму для оснащения современными информационными технологиями.
Сейчас компьютеризация есть, но она шла исключительно от моего понимания: связь участка с ПТО, бухгалтерией, вся заявочная работа по Интернету и т. д. Это все необходимо поставить на научную основу: поддержка принятия решений, контроль, проверка исполнения… Чтобы головной компьютер видел, как работает каждый прораб, каждая бригада. Тем более что у нас много удаленного строительства — объект на Валдае, например, это 400 км от Пскова, а строительством нужно управлять в реальном времени.

Работать масштабно

— Каковы ваши бизнес-планы на ближайшие годы?
— Я стремлюсь сформировать конкурентоспособную, высоко подготовленную в инженерном отношении организацию. Организацию, которая имеет собственные серьезные производственные мощности, свою технику. Организацию, способную наряду с выполнением задач в Пскове и области масштабно выйти на рынки других регионов Северо-Запада, Москвы, Санкт-Петербурга…
Сегодня у компании есть перспектива, потому что существуют государственные программы, которые направляют развитие экономики, страны в целом. И, с одной стороны, мы в них вписываемся, а с другой — эти программы не директивны, а повторяют те положительные тенденции, которые наблюдаются сегодня в экономике и бизнесе, в том числе и благодаря нашей компании.
Больше всего меня радует вот что: когда я слушаю пресс-конференции, выступления Путина и Медведева, я понимаю, что мы делаем ровно то, о чем говорят действующий и будущий президенты. То есть работаем с государством в унисон.
Это очень важно для компании, поскольку означает, что ее деятельность будет получать поддержку государства на уровне законодательных актов, налоговой политики…
Из выступлений наших лидеров мы видим, что Россию ждет четкое, поступательное развитие, никаких шатаний не случится. А именно это нашей стране на ближайшие десятилетия и нужно в первую очередь.

Строительная организация

«Ремстрой-2» начала свою работу в марте 1994 года, став генеральным подрядчиком Октябрьской железной дороги. Затем, объединив вокруг себя семь экономически зависимых, юридически самостоятельных организаций, она была преобразована в проектно-строительный холдинг. Сегодня ООО «Ремстрой-2» выполняет весь спектр строительно-монтажных, реставрационных и специальных работ, включая проектирование, имеет лицензии на все виды строительной деятельности.
В течение более чем 13 лет компания возводит производственные и административные здания, строит спортивные сооружения и стадионы, торговые комплексы, жилые дома и больницы, реставрирует и реконструирует объекты культурного наследия, в том числе принадлежащие Русской православной церкви.
В настоящее время «Ремстрой-2» является инвестором-застройщиком и активно ведет жилищное строительство в рамках президентской программы. В числе его заказчиков ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ФКП «Дирекция КЗС Росстроя», УИН «Минюста России», Федеральное агентство по культуре и кинематографии, администрации Псковской области и Пскова, предприниматели Пскова и Прибалтики. Строительно-монтажные работы развернуты на объектах в Пскове и Псковской области общей сметной стоимостью свыше 2 млрд руб.
ООО «Ремстрой-2» обладает на правах собственности всеми видами строительной техники (кроме башенных кранов), заводом итальянской фирмы OCMER по производству бетона и раствора любых марок, имеет две производственные базы и три офисных центра в Пскове для размещения собственного персонала.
В холдинге трудятся хорошо подготовленные инженерно-технические кадры (70 человек), которые могут вести управление строительством и проектирование объектов любой сложности. Многие из них наряду с вузовским образованием прошли дополнительное обучение и специализировались в Германии, ИНЭС при РАН, в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.
Основной состав рабочих (около 400 человек) — российские граждане.
Кроме того, привлекается иностранная рабочая сила из Белоруссии, Украины, Таджикистана, Узбекистана.