Наири ОГАНИСЯН: забота об экологии — общая задача

Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА, Сергей ТКАЧУК
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО») — уникальная организация, одна из тех, что стоят на страже экологической безопасности России. С нашим корреспондентом беседует директор ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Наири Оганисян.

— Наири Паруйрович, чем было вызвано создание ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО»?
— Тенденция роста техногенной нагрузки на компоненты окружающей природной среды и показателей, характеризующих производственно-экологическую опасность объектов, четко обозначилась в России на рубеже XXI века. И это несмотря на то, что в стране сократились объемы промышленного производства, а государственные структуры стали внедрять экономические механизмы регулирования природопользования — в частности, были созданы нормативные разработки с проведением в отдельных отраслях экспериментов по апробации способов экономического влияния на правонарушения в сфере охраны окружающей среды и промышленной безопасности. Для улучшения ситуации вместе с открывшимися возможностями использования сугубо экономических способов управления природопользованием нужно было сформировать научно-методическую и техническую базу. Возникла необходимость создания специализированной организации по учету эколого-экономиче-ских ущербов и платежей, по техническому регулированию возникающих при этом вопросов между субъектами правовых отношений.
После проведения в стране административной реформы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, стала Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», созданное в 2000 году, по распоряжению Правительства РФ от 29 декабря 2004 года оказалось в ведении Ростехнадзора. В настоящее время функции и виды деятельности нашего учреждения определяются задачами, стоящими перед Ростехнадзором, и привязаны к планам деятельности правительства и программам социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В конце 2005 года приказом Министерства природных ресурсов РФ ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» было реорганизовано путем присоединения к нему профильных организаций, осуществлявших экологический контроль и анализ в других регионах Центральной России. Сегодня к сфере нашей ответственности относятся 17 регионов ЦФО и Москва.
На ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующих территориях. Мы ведем проверку правильности начисления платежей (пеней и штрафов по ним) для объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю. Наше учреждение принимает отчетность, проводит разъяснительную работу, готовит акты сверки и направляет их на рассмотрение в территориальные управления Ростехнадзора, ведет обязательный реестр предприятий, негативно влияющих на окружающую среду.

— Каков спектр услуг, предоставляемых ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО»?
— Научно-техническая база и полномочия, данные нам по уставу, позволяют центру участвовать в государственном экологическом контроле путем аналитического и информационного обеспечения органов государственного контроля в области охраны окружающей среды. Эта работа включает в себя отбор и анализ проб и образцов, хранение и передачу информации государственным органам в области охраны окружающей среды. Важное направление деятельности ФГУ — выявление источников негативного техногенного воздействия на окружающую среду и передача собранной информации об этом заинтересованным лицам. Еще одно направление нашей работы — проведение лабораторного и инструментального контроля с отбором проб как на источниках антропогенного загрязнения в случаях аварийных ситуаций, так и в рамках оказания услуг по экологическому мониторингу предприятиям и физическим лицам. Мы проводим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области охраны окружающей среды, оказываем консультационные услуги и практическую помощь в организации экологического контроля и мониторинга по заказам федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и отдельных предприятий.
Кроме того, структурные подразделения ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» имеют право ведения образовательной деятельности по программам курсов повышения квалификации. Для обеспечения закрепленных за учреждением видов работ в нем действуют 37 аккредитованных в системе Госстандарта лабораторий. В центре работает более 2,5 тыс. квалифицированных специалистов, включая экспертов, экологов-аудиторов. Многие наши сотрудники имеют ученые степени докторов и кандидатов наук.

Первый заместитель директора ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО»
Александр Налетов

— С 2000 по 2006 год количество экологических нарушений выросло в 3,5 раза. Откуда такая печальная статистика?
— Меня не удивляет, что число подобных нарушений, которые, кстати, ежегодно выявляются Ростехнадзором, столь существенно выросло. Ведь руководителям предприятий бояться особо нечего: штраф за экологические нарушения зачастую в десятки, а то и в сотни раз меньше так называемых платежей за согласование экологических требований, а эти платежи фактически превратились в способ «кормления» довольно значительной части федерального и регионального чиновничества. Считаю, что нужно серьезно пересмотреть отношение государства к таким «грязным» производствам, поскольку они не только затратны и ресурсоемки, но и крайне опасны для людей. Устарела практика выдачи предприятиям индивидуальных временных разрешений на сбросы и выбросы: экологические требования должны основываться не на частных, индивидуальных договоренностях, а на технологических нормативах, и устанавливаться эти нормативы должны по понятным процедурам. Если же говорить о небольших предприятиях, к примеру тех, что работают в сельском хозяйстве, то, на мой взгляд, порядок выдачи им разрешений иногда можно и упростить, ввести практику декларирования соблюдения экологических требований и контролировать их через систему экологического аудита.
Нам нужно выработать такую систему экологических платежей, которая стимулировала бы предприятия к модернизации основных фондов и использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий. Бизнес должен быть финансово мотивирован на их внедрение. Кроме того, в топливно-энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах, строительстве и на транспорте нужны дополнительные меры по повышению экологической эффективности и рациональному потреблению энергии и ресурсов.

Заместитель директора ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по финансам Сергей Добреля

— Недавно президент Владимир Путин говорил о необходимости создания действенной системы экологической безопасности в стране. Что, на ваш взгляд, надо предпринять в этом направлении в первую очередь?
— Я считаю, что тема, поднятая президентом, имеет действительно общенациональное значение. Речь идет о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Ведь качество среды обитания прямо влияет на демографический потенциал и здоровье нации и, в конце концов, является определяющим фактором для будущего России.
Главная задача нынешнего этапа в том, чтобы, во-первых, последовательно и до конца реализовать уже принятые решения. Во-вторых, создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере.
Хотелось бы отдельно подчеркнуть недостатки сегодняшней правовой базы природоохранной деятельности. Несмотря на наличие специального законодательства, она не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий. Не определены статус и режим регулирования пограничных и трансграничных водных объектов и особо охраняемых природных территорий. Медленно идут реформы технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований, кстати сказать, несмотря на то что изменились принципы формирования технологических регламентов. Отсутствуют правовые механизмы возмещения вреда экологии.
Должны быть предприняты серьезные меры для ликвидации отходов, накопленных в результате десятилетий хозяйственной и военной деятельности, а также тех техногенных аварий, которые произошли в нашей стране. При этом надо стимулировать создание в российской экономике целого сектора «чистых» технологий. И один из путей — это ужесточение санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду. Особое внимание следует уделить состоянию источников питьевого водоснабжения. Кроме того, увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, растут объемы отходов и площади нарушенных этими проблемами земель. Главные виновники здесь — «грязные» предприятия и автотранспорт. В целом же нам надо сформировать современную экологическую инфраструктуру, имея в виду лицензирование и сертификацию природоохранной деятельности, страхование экологических рисков (оно у нас почти не проводится, а если проводится, то по завышенным, неконкурентоспособным ставкам), развивать экологический аудит, а также сделать более эффективной программу статистических наблюдений за уровнем загрязнения окружающей среды. Решать такие задачи необходимо путем совместной работы всех уровней власти и общественных экологических организаций.

— При ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» действует учебно-методический центр. Насколько востребованы его услуги?
— Весьма востребованы. Конечная цель нашего учебного центра — обеспечение субъектов хозяйственной деятельности квалифицированными специалистами, обладающими знаниями основ экологического законодательства, менеджмента экологической безопасности и способными оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Мы проводим аттестацию руководителей организаций и специалистов, ответственных за размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию сооружений. Специальные программы существуют для аттестации специалистов по изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств. «Коньком» нашего учебного центра можно назвать учебные программы по промышленной, энергетической и экологической безопасности.

— В состав вашего учреждения входит несколько десятков лабораторий. Каким оборудованием они располагают?
— Наши лаборатории в состоянии взять в течение года более 100 тыс. проб и провести свыше 500 тыс. анализов различной сложности. Лаборатории укомплектованы лучшими средствами измерения как отечественного, так и импортного производства. Кроме того, они оснащены современной оргтехникой и автотранспортом, подвижными лабораториями, укомплектованы специальным оборудованием для производства исследований.