Хаос движения

Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

12-я глава КоАП пока не произвела изменений в менталитете российских автомобилистов.

Что самое страшное для российского автомобилиста, севшего за руль за границей? Отнюдь не трудности иностранного языка и не сложности дорожной топографии, а решительная невозможность бросить вредную привычку по поводу и без повода нарушать правила дорожного движения.
С января в России вступила в силу основная часть 12-й, «автомобильной», главы Кодекса об административных правонарушениях, радикально увеличившей штрафы за самые распространенные нарушения. В отдельных случаях водитель может быть даже арестован сотрудником ГИБДД на 15 суток и сразу, без решения суда, препровожден в КПЗ. Но моторизированные россияне по-прежнему нарушают правила — и по мелочи, и по-крупному.
Новые штрафы вводят постепенно, без шоковой терапии: чуточку повысили размер санкций за нарушения в августе прошлого года, более радикально — с 1 января 2008 года. Наконец, полностью положения новой главы КоАП вступят в силу 1 июля 2008 года.
Чиновники МВД уверяют, что правонарушений на дорогах стало меньше. Нельзя сказать, что цифры не подтверждают этого. Правда, если ориентироваться на данные, обнародованные Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, сокращение это больше похоже на статистическую погрешность. Если в августе, когда были существенно увеличены штрафы по ряду статей КоАП, удельный вес правонарушений, ставших причиной ДТП, составлял 84,5%, то сейчас этот показатель снизился до 84,2%.

Загадочная коррупция

Почему подразделения госавтоинспекции абсолютно адекватно выполняют свои функции по регистрации автотранспорта и мало способны справиться с «полевой» работой по регулированию дорожного движения? Это загадка, разгадать которую ни руководство МВД, ни правительство, ни законодатели пока не в силах. При том что работа по регистрации транспорта ничуть не более проста и ничуть не менее взяткоемка, чем контроль за соблюдением ПДД.
В стране масса криминального транспорта, находящегося в угоне или оформленного с нарушением закона. Но никому не придет в голову сказать, что легализовать украденный автомобиль, заплатив взятку в ГАИ, очень легко. Очевидно, что существуют какие-то тайные «явки и пароли», с помощью которых криминальные группировки легализовать краденый транспорт могут. Но процент именно такой коррупции в ГИБДД не больше, чем в любом другом ведомстве, регистрирующем что бы то ни было: недвижимость, компании, браки-разводы, рождения-смерти…
Применительно же к безопасности дорожного движения все с точностью до наоборот. Любой автомобилист навскидку может сказать, во сколько обойдется сегодня неофициальная уплата штрафа в карман инспектору за любое нарушение. В том числе за такие страшные по новым нормам КоАП нарушения, как пересечение двойной сплошной, езда без документов и езда в пьяном виде. Показательные рейды по отлову «оборотней в погонах» лишь подтверждают общее правило, что на дороге за деньги можно купить индульгенцию за любое нарушение и что нет водителей, в той или иной степени не нарушающих ПДД.

Мифы о штрафах

Полная отмена присутствия автоинспекции на дорогах, опробованная в свое время украинскими властями, пожалуй, не вызвала такого количества правонарушений, как это фиксируется сегодня в российских городах после радикального ужесточения наказания водителей. Коррупции меньше не стало, аварий тоже.
Сравнение с Украиной может быть не совсем корректно, ведь по загруженности дорог и количеству автотранспорта Россия сильно обогнала ее. Очевидно лишь то, что жесткое наказание не всегда ведет к уменьшению желания нарушать, а отсутствие контроля не всегда приводит к вседозволенности.
В мире этот поведенческий парадокс пытаются решить разными методами, и Россия вряд ли здесь изобретет велосипед.
Первый по эффективности метод, безусловно, ужесточение штрафов. Но произошедшего недавно ужесточения оказалось явно недостаточно.
Опрос ВЦИОМ, проведенный в преддверии вступления в силу новых штрафных санкций, показал, что на словах граждане готовы ратовать за безопасность дорожного движения. Половина россиян выступила за ужесточение наказаний для нарушителей ПДД, четверть — против. Причем противники ужесточения мер ссылались не столько на достаточную строгость действующего законодательства, сколько на то, что следствием ужесточения наказания станет произвол и взяточничество со стороны работников ГАИ.
Среди сторонников ужесточения контроля треть респондентов оказалась озабочена в первую очередь пьянством водителей, четверть — их бескультурьем. Среди россиян увеличилось даже понимание такой меры, как арест на 15 суток. То есть теоретически и водители, и пешеходы мыслят вполне здраво и злостным нарушителем каждый видит не себя, а соседнего автомобилиста. На практике же нарушает «каждый первый», даже тот, кто клянется в обратном. За время пути по пробкам трудно не исполнить несколько раз на бис штрафной номер из ПДД о несоблюдении рядности или о запрете въезда на перекресток, на котором уже затор.
Разъяснительная работа по поводу новых наказаний за привычные нарушения, надо отдать должное прессе и ГАИ, ведется активно. Репортажи о дрожащих от досады водителях, получивших протокол на многотысячный штраф, и еще менее удачливых их соотечественниках, помещенных в холодную камеру на 15 суток, донесли информацию о штрафах до глубокой провинции. Но желающих оптимизировать свой путь, рискуя попасть под самые «капиталоемкие» части 12-й главы КоАП (выезд на встречную полосу движения, оставление места ДТП, вождение в пьяном виде, превышение скорости более чем на 60 км в час, передвижение по обочинам и тротуарам), по-прежнему предостаточно. Двойная сплошная так и не стала в восприятии водителей «бетонной стеной», как учат в автошколах добросовестные инструкторы. Хотя чревато это нарушение лишением прав.

Скорость убивает

«Не с того вы начали», — уверяют коллег европейские полицейские, приехавшие делиться с российскими автоинспекторами своим опытом. Надо не разбрасываться наказаниями кучно, а в первую очередь приучать к главному — скоростному режиму, считают в Европе.
Почти вся Европа перешла на городское движение 50 км/ч, и лишь на выделенных бессветофорных городских дорогах разрешена скорость до 90 км/ч. Упрек этот, конечно, должны принять скорее законодатели, чем руководство ГИБДД. Но действительно большинство аварий происходит именно потому, что на недопустимой в тот момент скорости водитель просто не успел принять нужное решение.
Чистка в рядах автоинспекторов на предмет отлова «оборотней в погонах» как один из методов борьбы с дорожными нарушителями также в России регулярно проводится. Но когда вся эта работа осуществляется отдельными рейдами, без системы, на смену одним приходят другие.
На правительственном уровне задача поднять авторитет милиции в целом и автоинспекторов в частности ставится лишь формально. В противном случае отсутствие успехов в этом было бы не столь очевидно. Ведь при желании и должном популяризаторском ресурсе менталитет граждан изменить можно. За примером далеко ходить не надо. Еще не так давно в стране ненавидели «чекистов», сейчас от молодых идейно подкованных новобранцев в рядах ФСБ нет отбоя.
Но видимо, гораздо проще выделять деньги на технологические новинки. Гордость ГИБДД — устанавливаемые сегодня комплексы электронного слежения представляют собой камеры, подключенные к специальному компьютеру. С помощью компьютера проводится фиксация произошедшего нарушения. Информация поступает в центр обработки данных, по базам «пробивается» владелец автомобиля, а инспектору остается лишь распечатать протокол и отправить его нарушителю.
Московские власти обещают до конца 2008 года оснастить все аварийные участки города камерами. На основных проспектах, больших перекрестках и в тоннелях они уже установлены. Мировая практика подтверждает целесообразность установки камер видеонаблюдения в аварийно-опасных местах. Доказать практически недоказуемое и восстановить справедливость — точно указать группе разбора, кто был виновником ДТП, проскочив на красный, — камеры могут. Но в России небольшому пока опыту применения этих систем противостоит «массовый нарушитель». Если каждая камера в городе фиксирует в день сотни проездов на красный на каждом перекрестке, обработать эту информацию и разослать уведомления о штрафах каждому сотрудники ГИБДД просто физически не в состоянии. Поэтому нарушение презумпции невиновности, когда фотография, снятая автоматической камерой, служит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и наложения штрафа без присутствия самого нарушителя, водителей пока не беспокоит.
С помощью камер планировалось выявлять нарушителей не только среди водителей, но также и среди сотрудников госавтоинспекции. Кого-то из инспекторов камеры, конечно, избавили от искушения получить взятку.
В Москве в прошлом году было возбуждено даже порядка 80 уголовных дел на предмет денежных взаимоотношений инспекторов и водителей. Но Москва — это не вся огромная страна, и поставить под видеонаблюдение каждый метр дороги невозможно. А способы дать взятку незаметно опять же знает любой, даже начинающий, автовладелец.