Павел ИПАТОВ: главная задача региональной власти — обеспечить экономическое и социальное развитие


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Губернатор Саратовской области Павел Ипатов в начале 2005 года стал первым из «вновь назначенных» по 159-му закону губернаторов: до него глава государства только продлевал полномочия прежним региональным руководителям. То есть первым представителем новой генерации региональных руководителей, выдвинутых президентом Путиным, — выходцев из реальной экономики, не связанных с местной элитой.
Почти трехлетний опыт его работы — зримое подтверждение правильности такого подхода президента России, пользы прихода в региональную власть руководителей, проводящих управленчески выверенную, не местечковую, а сочетающуюся с интересами региона государственную политику.

Раскрыть потенциал

— Павел Леонидович, каковы были задачи, поставленные вами перед собой, когда вы заступали на губернаторский пост?
— При вступлении в должность я обозначил основные проблемы Саратовской области, которые обусловили низкие темпы роста экономики: моральный и физический износ основных фондов предприятий, значительный государственный и муниципальный долг, низкий объем инвестиций. В социальной сфере это выразилось в бедности населения, неудовлетворительных жилищных условиях, высокой заболеваемости и низкой продолжительности жизни, слабой материально-технической базе медицинских учреждений, высоком темпе роста цен на товары и услуги. Доходная часть бюджета области была явно недостаточной для стабильного развития региона.
На решение этих проблем и была направлена деятельность нового правительства. В своем программном заявлении в марте 2005 года я говорил, что особенностью Саратовской области является ее высокий потенциал, который должным образом не был раскрыт.
Что такое потенциал региона? Это прежде всего производственные мощности в промышленности и сельском хозяйстве, развитая транспортная инфраструктура, наличие значительных земельных ресурсов, а также выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия и запасы природных ресурсов…
В Саратовской области проживают 2,6 млн человек, имеются квалифицированные кадры всех категорий, образовательные и научные учреждения с давними традициями и научными школами, богатое культурное наследие. То есть возможностей для развития довольно много.

— Что же мешало их использовать?
— Я вижу причину в том, что механизмы, которые должны стимулировать развитие, были задействованы не в полной мере.
Поэтому свою деятельность на посту губернатора я начал с реализации программы, предусматривающей создание механизма экономического и социального развития, позволяющего поэтапно решать накопившиеся проблемы.
В первую очередь, по моему мнению, нужно было создать условия для развития области, привлечь ресурсы, обеспечить экономический рост. Естественно, не оставляя на потом неотложные социальные задачи.
Накопить ресурсы можно было, только развивая крупные промышленные предприятия и привлекая максимальное количество инвестиций в экономику области — и местных, и из других регионов России, и из-за рубежа.
Я сформулировал тезис: «Развивать опережающими темпами промышленность, инфраструктуру и стройиндустрию, не забывая при этом о раскрытии потенциала сельского хозяйства».
И выбранный подход оправдал себя. Так, за три года почти на 65% увеличился валовой региональный продукт (с 153,3 млрд руб. в 2004 году до 245,9 млрд руб. в 2007-м). Его ежегодный рост составляет более 108% при среднем по России 106—107%. И хотя некоторые федеральные чиновники говорили, что поставленную президентом нашей страны задачу по удвоению ВВП к 2010 году решить нереально, для Саратовской области она выполнима.

Главная задача власти

— Какие направления вы определили в качестве приоритетных?
— Главная задача региональной власти на современном этапе — обеспечить максимальное развитие региона, создав для этого необходимые условия. Этого можно достичь путем наращивания инвестиционного и промышленного потенциала как материальной основы экономического развития и повышения качества жизни населения области.
Наша экономика развивается по инвестиционно-инновационной модели, которая предусматривает концентрацию средств и ресурсов на приоритетных направлениях — точках роста.
Быстрыми темпами развивается промышленность. Я бы особо отметил опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств: машиностроения (особенно оборонно-промышленного комплекса), химии и нефтехимии, топливно-энергетического комплекса, строительной индустрии.
На протяжении последних трех лет предприятия оборонно-промышленного комплекса демонстрируют устойчивый и опережающий по сравнению со всей промышленностью рост. Так, в 2005—2007 годах общий объем промышленного производства предприятий этой отрасли вырос почти в два раза, в значительной степени за счет увеличения гособоронзаказа в среднем более чем на 20% в год.
При этом правительство области приняло активное участие в решении задачи интеграции большинства саратовских предприятий «оборонки» в государственные корпорации.
В области создана базовая региональная
инфраструктура развития инновационной деятельности в виде технопарков, бизнес-инкубатора, инновационно-технологических и информационно-контактных центров, Венчурного и Гарантийного фондов.
К настоящему времени сформировался базис регионального научно-инновационно-производственного комплекса, главная задача которого — коммерциализация научных разработок. Его основой являются крупные компании и предприятия ОПК, выпускающие высокотехнологичную продукцию — так называемые стратегические инноваторы, входящие в число лидеров по затратам на научные исследования и внедрение новейших технологий.
Современная и эффективная промышленная политика подразумевает диалог между государством, бизнесом, научными и общественными организациями.
Совместную работу по выстраиванию партнерских отношений с рядом компаний, таких как «Газпром», ЛУКОЙЛ, «ТНК-ВР», Европейская подшипниковая корпорация, «Трансгрупп АС», «Инкотекс» и другими, мы активно осуществляем на протяжении трех лет. За это время ввели практику подписания соглашений с крупными предприятиями области, представляющими различные сферы деятельности. В соглашениях четко прописана ответственность как бизнеса, так и власти.
С 2005 года приоритетное место отведено созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций. Весомым результатом принимаемых мер является приход в область крупных компаний и, как следствие, расширение номенклатуры новой перспективной продукции. Так, крупными производителями железнодорожных платформ стали ОАО «Завод металлоконструкций» и ОАО «Трансмаш», что создает основу для формирования кластера в сфере транспортного машиностроения. Расширяет свое присутствие в регионе и известная в мире компания «Роберт Бош ГмбХ» — в 2007 году в Энгельсе заложено новое предприятие по выпуску бытового электроинструмента. Также в прошлом году основным акционером ОАО «СПЗ» стала крупная российская компания по выпуску подшипников Европейская подшипниковая корпорация. В рамках программы вывода промышленных предприятий из столицы ООО «ЭПО “Сигнал”» приобрело бизнес московского приборостроительного завода ЗАО «Манометр», на производственных площадях ЗАО «Агат» московская холдинговая компания «Инкотекс» разместила производство современной электротехники.
Мы фактически приступили к формированию кластера в металлургии, которая никогда не была объемообразующим видом деятельности в промышленности нашего региона. Это проект компании «Северсталь» по сооружению минизавода по выпуску сортовой металлопродукции для нужд строительной отрасли мощностью 1 млн т металлопроката.

— Масштабы деятельности серьезные… Как удалось добиться такой инвестиционной активности?
— В самом начале работы нового Правительства Саратовской области мы отдавали себе отчет в том, что на старых заводах необходимый экономический рост не обеспечишь. В 2005 году на этих предприятиях этап обновления основных фондов еще не наступил, их отчисления в бюджет не могли обеспечить его ключевых потребностей. Поэтому приняли решение развивать новые производства и предприятия. Была разработана инвестиционная программа региона, главной целью которой стало создание условий для построения инвестиционно ориентированной экономики, законодательно и организационно готовой целенаправленно принимать и эффективно использовать инвестиции.
На сегодняшний день в регионе принят целый пакет инвестиционных законов, предусматривающих льготы для инвесторов; создана организационная структура поддержки инвестиций — Министерство инвестиционной политики области (кстати, одно из первых таких региональных ведомств в России); действует Совет по инвестициям при губернаторе области. Ведется активная работа по информированию потенциальных инвесторов в России и за рубежом о факторах конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Саратовской области.
Нашей команде нужно было сформировать репутацию ответственных, обязательных, серьезных, нацеленных на долгосрочное сотрудничество партнеров.
И это нам удалось: к концу 2007 года в области реализовывалось порядка 70 инвестиционных проектов и еще несколько десятков сегодня находятся в разработке. К нам стоит очередь из желающих развивать производство, участвовать в областных программах во всех отраслях производства: промышленности, сельском хозяйстве, жилищном, промышленном и дорожном строительстве…
Инвестиционной программой предусматривается выполнение инвестиционных проектов трех уровней: краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных (стратегических).
Краткосрочные проекты — со сроком реализации около года — уже давно дают отдачу. Прежде всего это создание предприятий по производству строительных и отделочных материалов, мы запустили несколько десятков подобных проектов. Как правило, это проекты с «небольшим» объемом инвестиций — до $10 млн. Сегодня предприятия уже построены, выпускают продукцию и вносят свой вклад в развитие экономики региона.
Например, запущен в действие производственный комплекс «Ртищевский песчаный карьер». Введен в строй Саратовский трубный завод в г. Энгельсе по производству высококачественных полимерных труб, открыта вторая очередь по выпуску композиционных материалов и другие, продукция которых очень востребованна благодаря росту строительства жилья, заводов и дорог и очень важна для инвестиционного процесса, ведь инвесторам требуется развитая стройиндустрия.
Позднее, с расширением национального проекта «Развитие АПК» и улучшением конъюнктуры продовольственного рынка, появились подобные проекты и в сельском хозяйстве, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности.
В ЗАО «Племенной завод “Трудовой”» Марксовского района по европейской технологии построен новый молочный комплекс на 1,2 тыс.
голов. Планируется построить еще более десятка подобных комплексов в течение ближайших пяти лет.
Кроме того, начат стратегический региональный проект по восстановлению поголовья овец до 2 млн голов и переходу на мясное направление овцеводства. Его первый этап реализован в Новоузенском районе ООО «Сельхозсервис» при поддержке Россельхозбанка.
Успешно идет массовая модернизация птицефабрик области. Компания «Синергия» купила обанкротившийся Зоринский завод-репродуктор, Михайловскую птицефабрику, сейчас уже завершается их реконструкция. Фактически модернизируется все птицеводческое хозяйство области. Московская компания «Бизнес-эксперт» реализует проект на бывшей Елшанской птицефабрике, и уже в начале
2009 года мы получим одно из самых современных птицеводческих хозяйств области.
Следующий уровень инвестиционных проектов представлен проектами с объемом инвестиций более $100 млн и сроком реализации около трех лет.
В Вольском районе компаниями Holcim Group и ЗАО «ВолгаЦемент» начаты проекты по строительству цементных заводов.
ЗАО «МФК “ГРАС”» реализует инвестиционный проект по строительству завода по выпуску автоклавного ячеистого газобетона в Саратовском районе и завода по производству негашеной молотой извести в Хвалынском районе.
В 2005—2007 годах холдингом «Солнечные продукты» проводилась реконструкция Аткарского маслоэкстракционного завода. Объем инвестиций составил более 1,5 млрд руб.
Реализуется также проект ЗАО «Талина» по созданию крупнейшего современного свинокомплекса в Красноармейском районе области общей стоимостью порядка 5 млрд руб.
ОАО «Северсталь», о котором я уже упоминал в рамках разговора о формировании металлургического кластера, приступило к сооружению в Балаковском районе малого металлургического комплекса мощностью 1 млн т проката (общие инвестиции — 15 млрд руб.).
И отдельно хотелось бы остановиться на усилиях по выполнению инвестиционных проектов стратегического уровня, имеющих большое значение для развития не только Саратовской области, но и страны в целом. Мероприятия по построению инвестиционно ориентированной экономики уже сегодня позволяют нам привлекать крупнейших транснациональных инвесторов, промышленных гигантов. Отмечу долгосрочный проект, находящийся пока в стадии протокола о намерениях. Этот протокол подписан ОАО «Русский алюминий» и Федеральным агентством по атомной энергии. В соответствии с протоколом его участниками заявлена готовность создать мощный энергометаллургический комплекс в Балаковском районе. Идея состоит в том, чтобы построить крупнейший в России алюминиевый завод мощностью более 1 млн т, а также пятый и шестой энергоблоки Балаковской атомной электростанции, замкнув эти две составляющие в единую производственную систему. Стоимость проекта — около $12 млрд.

— Но 12 с лишним миллиардов «стоит» Олимпиада в Сочи…
— Совершенно верно. Это инвестиционный проект всероссийского масштаба, который может превратиться в одну из точек роста и приволжской, и всей российской экономики. Предполагается участие в нем федеральных структур, а также финансирование из Инвестиционного фонда РФ.
Пока проект находится на стадии протокола о намерениях. Теперь предстоит подготовка проектной документации, его экспертиза, общественные слушания — прохождение всех процедур, предусмотренных российским законодательством.

— Однако инвестиционная привлекательность немыслима без развитой инфраструктуры…
— Конечно. Саратовская область — регион-донор по электроэнергии, географически удачно расположена, через нее проходят крупные магистрали, но областная дорожная сеть и иные коммуникации оставляли желать много лучшего. Инфраструктура не развивалась в области последние 20 лет.
Для решения этой проблемы правительством области был принят комплекс мер. В частности, разработаны и утверждены программные документы «Комплекс системных мер развития электросетевого хозяйства Саратовской области на период 2007—2010 годов» и «Комплекс системных мер по развитию газотранспортных и газораспределительных сетей в Саратовской области на 2008—2012 годы», которыми предусмотрен ряд серьезных инвестиционных проектов. Объем четырехлетней инвестиционной программы составит более 5 млрд руб.
В 2006 году в рамках программы «Голубой поток» на территории области реализован крупный проект ОАО «Газпром» по строительству магистрального газопровода Починки — Фролово и компрессорной станции «Новопетровская» с объемом финансирования 7,5 млрд руб.
Подготовлена проектная документация по сооружению нового аэропорта, реконструкции железнодорожного вокзала и автовокзала. В ближайшее время начинается реализация соответствующих инвестиционных проектов. Общий объем финансирования составит более 10 млрд руб. Строительство планируется завершить до 2015 года. Практически приведены в порядок опорная и транзитная сети дорог, ремонтируются дороги в границах населенных пунктов. Начата программа строительства дорог в областном центре. Прежде всего в активно застраивающихся сейчас новых микрорайонах (Юбилейный и Солнечный).

— Соответствует ли уровню этих проектов развитие строительной индустрии?
— Предприятия стройиндустрии области сегодня полностью удовлетворяют потребность в основных материалах, использующихся для строительства жилья. По предварительной оценке, в 2007 году объем выпуска стройматериалов составил 18 млрд руб.
Отмечу, что именно наличие необходимых мощностей промышленности строительных материалов позволило за последние три года в два раза увеличить темпы строительства жилья. Значительные масштабы приобретает и развитие промышленного строительства. В настоящий момент при поддержке правительства области формируются крупные холдинги на базе строительных предприятий: ЗАО «Стройэкс», ОАО ТМК «Саратовспецмонтаж».

— А в каком году настал черед заняться сельским хозяйством?
— Мы с самого начала выделяли инвестиционные проекты в сельскохозяйственной сфере, учитывая потенциал области. Но для того чтобы поднимать эту отрасль, нужны были большие бюджетные вливания. Такая возможность появилась в 2006 году, а в 2007-м выделялись уже принципиально другие бюджетные средства. Национальный проект «Развитие АПК» идеально лег на усилия региональной власти, дав вместе с ними кумулятивный эффект.
Саратовская область была инициатором и пионером введения частной собственности на землю. Вся земля была роздана в виде паев. Но мелкие частные артели, как доказывает мировой опыт, не могут решить продовольственной проблемы.
Российская Федерация обладает 10% пахотной земли в мире, а вклад в производство продовольственной продукции дает меньше 2%.
То есть сельскохозяйственный потенциал нашей страны не использован. На мой взгляд, Россия должна вернуться к такому положению дел, когда она снабжала весь мир зерном и обеспечивала себя мясом и молоком. Сегодня же мы обеспечиваем собственные потребности максимум на 70%, остальное — импорт. А это угроза продовольственной безопасности страны.
Именно из-за значительного объема импортной продукции на российском продовольственном рынке возник рост цен на продукты питания в конце прошлого года и произошел новый виток инфляции. У нас в области, кстати, были самые низкие темпы роста цен на продовольствие в Приволжском федеральном округе. И по итогам 2007 года инфляция в секторе продовольственных товаров в Саратовской области на 1,5% ниже, чем в среднем по России.

— Что же делать, чтобы обезопасить себя от продовольственного импорта? Резко повысить пошлины?
— Сегодня нужно и это. Но сначала необходимо существенно увеличить объем производства продовольствия внутри страны. В решение этой задачи Саратовская область включилась в полной мере.
В советские годы основное внимание в регионе уделялось земледелию. Конечно, это направление нужно развивать и сейчас. Но сегодня акцент также делается на развитие животноводства. В 2007 году на территории области произведено 945 тыс. т молока, в наступившем 2008 году этот показатель превысит 1 млн т. Годовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в 2007 году составил 107%, в то время как в среднем по России — 102,5%.
В 2006 году впервые за долгий период зафиксирован рост поголовья скота.
По итогам работы в 2007 году Саратовская область вошла в число восьми лучших регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, молока, мяса и уверенно удерживает третье место (после республик Башкортостан и Татарстан) среди регионов Приволжского федерального округа.
Сегодня государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется более чем по 60 направлениям финансирования за счет средств областного бюджета. Особый акцент правительство области делает на развитии крупных агроформирований.
Кроме того, в рамках национального проекта «Развитие АПК» осуществляется поддержка индивидуальных производителей сельскохозяйственной продукции, ведется обустройство сельских территорий.
По направлению «Ускоренное развитие животноводства» на территории области реализуется 37 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции животноводческих комплексов (ферм). Инвестиционные вложения в создание новых и модернизацию действующих производств только в 2008 году составят более 10 млрд руб.

Медицина теперь со страховкой

— Вы сказали, что параллельно с программой создания доходов стала реализовываться программа решения неотложных социальных проблем…
— Совершенно верно. К примеру, отрасль здравоохранения все постперестроечные годы не получала должного развития.
В Саратовской области не в полной мере работала страховая медицина. Деньги перечислялись только предприятиями — на страхование работающих граждан. За неработающих должен был платить бюджет, но в нем даже не было соответствующей строки. В результате долгие годы нерешенным оставался целый комплекс проблем с обеспечением питания, лекарственным обслуживанием больных, оплатой труда медицинского персонала. В 2005 году ситуация начала меняться.
Сегодня бюджет здравоохранения области составляет почти 10 млрд руб. Общий объем бюджетного финансирования здравоохранения с 2004 года вырос более чем в два раза, что в расчете на одного жителя составляет около 4 тыс. руб.
Очень большим подспорьем для нас стал национальный проект «Здоровье». Я не устаю пропагандировать важность и полезность приоритетных национальных проектов, даже лекции на эту тему читаю студентам саратовских вузов, чтобы новое поколение, которое придет в общественное производство через несколько лет, проникалось стоящими перед областью и страной задачами.
На реализацию национального проекта «Здоровье» за последние два года выделено дополнительно более 3,5 млрд руб. Комплексному решению проблем в здравоохранении способствует реализация областных целевых программ. В частности, связанных с финансированием направлений, не предусмотренных нацпроектом: капитального ремонта и строительства новых объектов здравоохранения, приобретения оборудования для стационаров. Общий объем финансирования областных целевых программ в сфере здравоохранения увеличился по сравнению с 2005 годом почти в три раза.
Приоритетным направлением развития здравоохранения является также обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи жителям области. В 2007 году сданы два новых корпуса областного онкологического диспансера. Идет строительство областного кардиохирургического центра. За последние два года почти удвоился объем квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению.
В течение 2008—2009 годов в рамках реализации национального проекта «Здоровье» намечено построить новый перинатальный центр в Саратове. В перспективе сеть таких центров значительно расширится. Их строительство планируется осуществить за счет областного бюджета.
Большое внимание мы также уделяем развитию образования. Многое сделано по информатизации этой системы. Все общеобразовательные учреждения области обеспечены компьютерным оборудованием, получили доступ к Интернету.
В этом году школы перешли на нормативное подушевое финансирование.
Созданы условия для повышения доступности дошкольного образования. Правительством области принимаются меры по возвращению в действующую сеть зданий дошкольных образовательных учреждений, которые не работали по различным причинам последние 15 лет. Выделяются средства на ремонт зданий и оснащение оборудованием функционирующих детских садов. На строительство новых детских садов по областной программе улучшения демографической ситуации за 2008—2010 годы будет выделен 1 млрд руб.
Для обеспечения растущих потребностей экономики в системе профессионального образования области осуществлена оптимизация сети учебных учреждений, а также начато создание ресурсных центров.

— А в какой мере решена проблема обеспечения жильем различных категорий граждан?
— За последние годы в области сложилась устойчивая тенденция роста объемов вводимого в эксплуатацию жилья — с 484 тыс. кв. м в 2004 году до 1 млн 21 тыс. кв. м в 2007 году. В 2010 году планируется ввести 1,5 млн кв. м жилья.
Бурными темпами развивается ипотека, причем всех видов: банковская, ведомственная, по стандартам АИЖК, а также социальная. В прошедшем году, по предварительным данным, было выдано ипотечных и жилищных кредитов и займов на сумму 7,2 млрд руб.
Динамика последних трех лет свидетельствует о том, что в области успешно реализуются социальные жилищные программы поддержки молодых и многодетных семей, детей-сирот, семей, где имеются дети-инвалиды, и других категорий граждан. Если в 2005 году при поддержке бюджетов всех уровней улучшили жилищные условия 720 молодых семей, в 2006-м — 1,5 тыс., то в 2007-м уже 2,5 тыс.
Проблема ветхого и аварийного жилья в области решается в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» областной целевой (комплексной) программы «Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005—2010 годы». Здесь финансирование из областного бюджета увеличено с 70 млн руб. в
2005 году до 350 млн руб. в 2007-м. Это позволило переселить в прошлом году из домов, непригодных для проживания, около 1 тыс. саратовских семей.

Три удвоения

— Как изменились показатели развития области за три года вашего губернаторства?
— За три года почти все основные показатели у нас удвоились или утроились. Три важнейших показателя — объем инвестиций, средняя заработная плата и консолидированный бюджет — удвоились.
Если быть точным, то инвестиции с 2004 года увеличились в 2,2 раза. Средняя зарплата выросла более чем в два раза — сегодня она составляет свыше 9 тыс. руб., но по этому показателю мы пока еще отстаем от среднероссийского уровня. Чтобы его достичь, за 2008—2010 годы нам нужно ее еще раз удвоить. Эту задачу мы, безусловно, выполним.
Консолидированный бюджет области за три года почти удвоился: в 2004 году он составлял 23 млрд руб., а в 2007-м — 43 млрд руб. Важное направление, которым мы занялись с первых месяцев работы нашего правительства и где достигли больших успехов, — повышение эффективности использования бюджетных средств.
Это подразумевает, во-первых, совершенствование механизма госзакупок. Для повышения открытости торгов в 2005 году основные крупные конкурсы по закупкам из областного бюджета проходили в присутствии телевидения и представителей СМИ. Проведение публичных торгов с привлечением общественности сразу же позволило существенно повысить их прозрачность и, как следствие, экономическую эффективность. Цены при закупке были снижены на 20—25% по сравнению с первоначальными.
По результатам национального «Рейтинга прозрачности закупок», ведение которого курируется Минэкономразвития России, в 2007 году Саратовская область занимает второе место в категории «Средняя прозрачность». В лидерах этого рейтинга те, кто эффективно использует процедуру электронных торгов. У нас электронная торговая площадка создана, проведены первые аукционы. В текущем году началось широкомасштабное внедрение процедур электронных торгов во всех областных министерствах.
В марте 2007 года сайт Правительства Саратовской области «Госзаказ» по доступности и прозрачности информации был признан одним из лучших официальных сайтов, заняв пятое место среди 89 участников рейтинга.
Во-вторых, совершенствование бюджетного планирования. Сегодня, приняв областной бюджет, мы руководствуемся им в течение всего года. Перераспределяться могут только значительные дополнительные доходы. За счет них мы, как правило, увеличиваем финансирование тех или иных программ.
Переход в текущем году от краткосрочного к среднесрочному бюджетному планированию — пока в рамках утвержденного среднесрочного финансового плана, с распределением средств между ведомствами — заложил основы для перехода в будущем на трехлетний бюджет.
В-третьих, это внедрение бюджетирования, ориентированного на результат. Первый этап — областные и муниципальные целевые программы, которые составляют весомую долю расходной части бюджета. Второй — перевод на программно-целевые методы работы целых областных ведомств. Год назад в порядке эксперимента этот принцип был внедрен в деятельность трех министерств: Министерства экономического развития и торговли, Минобразования и Минздравсоцподдержки области.
В 2005 году стратегические планы деятельности и показатели для оценки ее результативности были разработаны и утверждены уже всеми министерствами и ведомствами региона.
Таким образом, в области создан надежный, работающий без сбоев, эффективный финансовый механизм.

— А какие позиции занимаете в Приволжском округе?
— В наш округ входят такие экономические гиганты, как Татарстан, Башкортостан, Самарская область, Пермский край. По совокупности показателей среди 14 регионов ПФО мы на шестом-седьмом месте — в середине.
В каждом федеральном округе есть группа наиболее экономически сильных регионов, группа средних регионов и группа экономически слабых субъектов Федерации. Мы относимся к средней группе, но среди середняков мы боремся за лидерство.

— С кем? С нижегородцами, оренбуржцами?
— Да, прежде всего с ними. Задача — стать стабильно пятыми.

— Какие дальнейшие задачи по развитию области вы перед собой ставите?
— В промышленности продолжим внедрение передовых наукоемких высокотехнологичных разработок, технологий и оборудования. Будет осуществляться формирование кластеров в сфере транспортного машиностроения и металлургического производства, дальнейшее развитие инфраструктуры. Это выразится в увеличении объемов реализации крупных инновационных проектов и росте валового регионального продукта.
В сельском хозяйстве в качестве приоритетных направлений определены поддержка крупных агроформирований, значительное увеличение объемов строительства новых животноводческих комплексов мясного и молочного направлений, реконструкция и модернизация действующих, динамичное развитие отраслей перерабатывающей промышленности, техническое перевооружение предприятий с внедрением современных технологий и оборудования. Как следствие, ожидается значительное увеличение объемов производства мяса, молока и продуктов их переработки.
В целях решения государственной задачи — не менее 1 кв. м жилья на человека — к 2020 году мы планируем ежегодно вводить в эксплуатацию 2,5 млн кв. м жилья. В 2010 году необходимо полностью ликвидировать жилье, непригодное для проживания, обеспечив новыми домами и квартирами соответствующую категорию граждан. Также мы ставим задачу в 2010 году ликвидировать очередь на улучшение жилищных условий молодых семей.
В 2015 году мы будем иметь, как я уже говорил, новые аэропорт, железнодорожный вокзал и автовокзал. В дорожном хозяйстве намечаем модернизировать дорожно-уличную сеть городов, привести в порядок межпоселковые дороги.
В здравоохранении наша цель — в 2015 году перевернуть так называемый российский крест в обратную сторону, когда рождаемость превысит смертность. Для этого создадим в области необходимую базу, завершив строительство сети перинатальных центров. Планируем в полной мере обеспечить население области высокотехнологичной помощью, прежде всего в части лечения заболеваний сосудов и сердца. И многое другое.
В социальной политике основной акцент будет сделан на преодолении бедности, в первую очередь среди пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, работников бюджетной сферы, равной доступности социальных услуг на всей территории области.
В образовании требуется обеспечить современные условия образовательного процесса для всех его участников, достойный уровень жизни педагогов и качественную подготовку молодых специалистов, востребованных на рынке труда.
В следующие три года необходимо еще раз удвоить объем инвестиций, среднюю заработную плату, консолидированный бюджет области. Ставится задача увеличить бюджет области в 2010 году до 100 млрд руб.
Нам многое удалось за последние три года. Но это лишь малая часть того, что нужно для подъема экономики, повышения уровня жизни людей. Предстоит сделать еще больше, намного больше! Сегодня над этим работает команда единомышленников, нацеленная на результат, при поддержке населения области.
Оснований почивать на лаврах нет никаких — существует еще масса острых нерешенных проблем. Положено только начало большой, долгосрочной созидательной работе в области, и она обязательно будет продолжена.