Продавец путешествий

Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Англичанин Томас Кук прославился как один из пионеров мировой туриндустрии, cослужив тем самым службу своим современникам, многим из которых благодаря ему оказался доступен новый способ отдыха, а заодно и преумножив собственный капитал. Впрочем, ставя на ноги один из самых доходных в наше время видов бизнеса, Томас Кук руководствовался отнюдь не коммерческими мотивами, а скорее социально-просветительскими.

Томас Кук родился 22 ноября 1808 года в городке Мельбурн графства Дербишир в небогатой семье баптистов. Он рано потерял отца и, чтобы поддержать семью, в десятилетнем возрасте оставил школу и пошел работать. Он перепробовал множество занятий, пока в 1828 году не нашел то, что пришлось ему больше всего по душе, — стал баптистским миссионером. Благодаря новой сфере деятельности молодой Кук много путешествовал и общался с людьми. В одной из таких поездок он познакомился со своей будущей женой — дочерью фермера Мэриан Мейсон. Вскоре молодые люди поженились, а в 1834 году у них родился сын Джон.
Супруги поселились в небольшом городке Маркет-Харборо, расположенном в еще одном графстве Центральной Англии — Лейстере. Но, видимо, тех доходов, что приносила деятельность проповедника, молодой семье не хватало, и потому Кук вынужден был переквалифицироваться в краснодеревщики. Впрочем, в заботе о хлебе насущном он не только не бросил свою общественную работу, но, напротив, начал заниматься ею еще более активно. И если на проповеди у него теперь времени фактически не оставалось, то его вполне было достаточно, чтобы писать полемические и душеспасительные статьи в баптистскую прессу.
Как и многих его современников, Кука прежде всего волновали социальные проблемы, с которыми столкнулась начинавшая набирать индустриальную мощь викторианская Англия. Корнем многих из них, по мнению будущего «отца» туризма, являлось пьянство. И для этого суждения, надо сказать, имелись все основания: алкоголизм в то время на туманном Альбионе процветал, особенно в среде рабочих; страна была наводнена некачественными и недорогими спиртными напитками. Со всем присущим ему пылом Кук бросился в бой с новым врагом: он стал одним из организаторов и секретарем местного общества трезвенников, занялся активной пропагандой здорового образа жизни, не только демонстрируя его пользу своим личным примером, но и выступая с устными и печатными проповедями.

Поезд трезвенников

Однажды теплым июньским днем 1841 года Томас Кук отправился на очередную встречу со своими единомышленниками из общества трезвости. Мероприятие проходило в городке, находившемся по соседству с Маркет-Харборо. Почему-то он пошел пешком — то ли из экономии, то ли, вспомнив о своем мессионерском прошлом, решил тряхнуть стариной и пройтись несколько миль. Судя по всему, все его мысли занимала одна серьезная проблема: как отучить народ пить? Ясно, что никакие запреты принести пользу тут не могли, нужно было воздействовать на сознание людей. Но только личного примера, внушений, вербальной и невербальной, выражаясь современным языком, пропаганды было явно мало. Требовалось найти что-то такое, что раз и навсегда отвлекло бы людей от этой вредной привычки и дало бы возможность по-другому, с пользой для души и тела, проводить свой досуг.
Путь Кука пролегал мимо новенькой, всего лишь год назад построенной железной дороги, ведущей в главный город графства — Лейстер. Кук бросил на нее взгляд, подивился, как быстро развивается прогресс, благодаря чему Англия вдруг стала казаться такой небольшой, и… остановился как вкопанный — он нашел ее, свою идею, с помощью которой мог бы отвлечь соотечественников от зеленого змия!
Ближайшие несколько недель выдались беспокойными как для самого Кука, так и для его друзей. На ту памятную встречу он пришел с уже готовым, как бы сейчас сказали, бизнес-планом. Его замысел заключался в следующем: нанять специальный поезд, собрать на нем местных поборников здорового образа жизни и весело — под звуки духового оркестра — прокатить их из одного населенного пункта в другой. Это, как справедливо полагал Кук, вполне могло бы заинтересовать его «целевую группу» и прибавило бы сторонников местному обществу трезвости. Благо что повод для такой акции не заставил себя долго ждать: менее чем через месяц в городке Лафборо должен был пройти крупный съезд ассоциации трезвенников южных графств Центральной Англии. Члены общества перед этим заманчивым предложением не устояли, равно как и секретарь местной железнодорожной компании, полностью поддержавший план Кука.
5 июля 1841 года можно по праву считать днем рождения массового туризма. Утром того дня 570 сторонников здорового образа жизни в присутствии большого скопления зевак сели в специальный поезд на вокзале Лейстера и, как и было обещано, весело, под музыку, проделали 12-мильный путь до Лафборо. Там они приняли участие в митинге против алкоголизма, а затем всех ждала культурная программа — с танцами и крикетом в городском парке, сладкими булочками, сэндвичами и горячем чаем. Вечером первые туристы столь же задорно погрузились в поезд и вернулись обратно в Лейстер, где их дожидалась шумная толпа встречающих. Участники поездки заплатили за этот тур минимальные деньги — один шиллинг.
Оглушительный успех этого мероприятия воодушевил Кука, и очень скоро он организовал новые железнодорожные туры для членов своего общества. Три следующих года специальные поезда возили их из Лейстера в Дерби, Ноттингем, Бирмингем и обратно; в поездах все желающие могли перекусить, а на месте назначения — уже по традиции — новоявленных экскурсантов ждала культурная программа. Через некоторое время Кук устроил даже специальный детский тур — для учеников воскресных школ. Цена на такие поездки оставалась минимальной: один шиллинг для взрослого и шесть пенсов для ребенка.
Именно благодаря Куку и его акциям многие англичане на собственном опыте узнали, что это такое — путешествие по железной дороге. А дабы успокоить особо нервничающих новичков и проследить за тем, чтобы поездка прошла без сучка и задоринки и принесла ее участникам только положительные эмоции, Кук всегда лично сопровождал организованные им экскурсии. И, по воспоминаниям первых туристов, все действительно проходило очень гладко — без единой накладки.

Выставка для рабочих

Первое время деятельность Кука на ниве туриндустрии являлась не более чем благотворительностью и общественной нагрузкой и никакой материальной выгоды ему не приносила. Однако в 1844 году Железнодорожная компания Центральной Англии, бывшая в восторге от той рекламы, что делали ей поездки Кука, заключила с ним долгосрочный контракт, по которому Кук обязался регулярно поставлять ей клиентов в обмен на серьезные скидки. Через год, летом 1845 года, он провел свою первую туристическую поездку, преследующую уже конкретные бизнес-цели. Это был маршрут из Лейстера в Ливерпуль. В поезде не было неудобных вагонов третьего класса (а надо сказать, что для предыдущих дешевых и просветительских экскурсий арендовались именно они), только первый и второй. Билеты стоили 15 шиллингов за первый класс и десять за второй. Ни один из предыдущих туров не разрабатывался столь тщательно и не имел такой широкой рекламной кампании. Был хорошо изучен маршрут, продумана культурная программа и места остановок пассажиров, а кроме того, к этой поездке Кук, занимавшийся к тому времени уже издательским бизнесом, специально выпустил карманную книжечку, посвященную достопримечательностям маршрута, — прообраз современных путеводителей.
Коммерческий успех, который имела эта экскурсия, воодушевил Кука на проведение летом следующего года тура в Шотландию — по историческим и литературным местам. Как и предыдущие, он был тщательно продуман и хорошо разрекламирован, а организован еще сложнее, поскольку тут совмещались путешествия по железной дороге и на пароходе. Но, несмотря на то что желающих совершить столь увлекательную поездку оказалось предостаточно — в ней приняли участие более 350 человек, — Кук не получил от нее ожидаемой прибыли; более того, это предприятие влетело ему в копеечку. Впрочем, следующие туры, уже не только в Шотландию, но и в Ирландию и Северный Уэльс, окупили прежние издержки.
Однако винить Кука за то, что в угоду материальной выгоде, которую могли принести начавшему набирать обороты туристическому бизнесу только состоятельные клиенты, он отказался от своей первоначальной целевой аудитории — простых рабочих и мелких служащих, было бы несправедливо. В начале 50-х он предпринял весьма значимую акцию, нацеленную именно на эту публику.
В 1851 году по инициативе супруга королевы Виктории принца Альберта в Лондоне проводилась Первая всемирная выставка. К ее организации подошли с поистине королевским размахом. Для этого крупного международного форума в лондонском Гайд-парке был построен Хрустальный дворец — революционное для своего времени архитектурное сооружение из стекла, металла и бетона. Первая всемирная вставка открылась 1 мая и длилась пять с половиной месяцев. Всего ее посетили более 6 млн человек, и свыше 150 тыс. из них — благодаря Куку. Кто были эти люди? Собственно говоря, те, чья продукция и выставлялась в Хрустальном дворце, — простые рабочие с предприятий центральных графств Великобритании, которым верный идее благотворительности Кук дал возможность увидеть плоды труда их коллег из всех промышленно развитых стран мира, причем с минимальными на то для них расходами. На организацию этого благого дела у Кука ушло много времени и сил, им была выстроена сложная система финансирования и запущена глобальная рекламная кампания. А вдобавок ко всему неутомимому бизнесмену-филантропу удалось еще и детям показать достижения передовой технической мысли: стараниями Кука Первую всемирную выставку увидели 3 тыс. маленьких жителей Лейстера, Ноттингема и Дерби.

На континент и дальше

Через четыре года Кук приступил к воплощению своей давней мечты — организации туров за границу. Первая такая поездка была приурочена к очередной Всемирной выставке, которая в 1885 году проводилась в Париже. Однако с самым коротким путем на континент — через пролив Ла-Манш — вышла неувязка: компании-перевозчики напрочь отказались давать скидки на билеты, и в срочном порядке пришлось разрабатывать другой маршрут, более сложный. Впрочем, как выяснилось позже, весьма выгодный и самому бизнесмену, и его клиентам. Туристы выезжали из Великобритании через порт Гарвича и встречались с Европой в бельгийском Антверпене, затем, любуясь достопримечательностями и знакомясь с континентом поближе, проезжали через Брюссель, Кельн, Гейдельберг, Баден-Баден, Страсбург и наконец попадали в конечный пункт своего турне — Париж.
Через некоторое время к списку европейских маршрутов прибавилась Швейцария, а за ней и Италия. Кук оставался верен своему принципу: он сам выбирал и разрабатывал маршруты будущих туров, договаривался с перевозчиками, владельцами гостиниц и ресторанов и, как правило, дабы ничего непредвиденного не случилось, лично сопровождал группы путешественников, ехавших в сложные и имиджевые для его предприятии поездки. С выходом за границу изменился и характер выпускаемых Куком путеводителей: теперь они включали в себя не только описание наиболее значимых достопримечательностей маршрута, но и давали житейские советы — как англичанину вести себя в той или иной стране в тех или иных обстоятельствах.
К середине 60-х годов туры Кука по Великобритании и Европе приобрели колоссальную популярность, но амбициозный туроператор и не думал останавливаться на достигнутом: он решил пересечь Атлантический океан и добавить к своим туристическим маршрутам США. В 1865 году Томас Кук предпринял экспериментальную, так сказать, поездку в Новый Свет, где снова самолично разработал маршрут туристической поездки. В 1866 году состоялся первый американский круиз Кука, но в этот раз группу сопровождал не Томас, а его сын Джон Мейсон Кук, в 1864 году ставший партнером отца по бизнесу. А некоторое время спустя их фирма уже возила американцев в Великобританию.
В 1869 году Кук пошел еще дальше — организовал поездки в Египет и Палестину. Обстановка в регионе была неспокойная, и потому для обеспечения безопасности туристов предпринимались беспрецедентные меры. Кстати, это направление стало особенно востребовано: попасть с помощью Кука на Святую землю стремились не только англичане, но и христиане всего мира.
В 1872 году Томас Кук решился на авантюру, предпринять которую мог далеко не каждый 64-летний англичанин. За два десятилетия работы в туристической индустрии Кук, что называется, вошел во вкус и, видимо, уже не представлял своей жизни без новых, еще более сложных маршрутов. Венцом же его мечтаний было не что иное, как кругосветное путешествие, причем проделанное с комфортом. Подобное стало возможно только после открытия в 1869 году Суэцкого канала и после того, как железнодорожная инфраструктура США обрела наконец законченный вид. И вот в 1872 году Кук с группой единомышленников отправился в такое путешествие, длившееся более восьми месяцев. За это время Кук и компания преодолели свыше 25 тыс. миль.

Первопроходец

То, что сделал Томас Кук для туристического бизнеса, трудно переоценить. Он придумал много инноваций, которые, несколько видоизменившись, присутствовали в туристической индустрии десятилетиями, а какие-то из них есть и сейчас. Ему принадлежит идея организации литературных и исторических туров — например, по местам Бернса и Вальтера Скотта в Шотландии и по полям наиболее значимых битв Гражданской войны в США. Он стал практиковать индивидуальный туризм. Так, заключив договор с фирмой Кука, путешественник волен был сам выбирать маршрут своего передвижения по Европе и продолжительность пребывания в том или ином месте. Агентство же отвечало за его размещение в гостиницах и питание.
Кука можно считать и «отцом» современных туристических чеков. Их предшественником был документ, выпускавшийся фирмой Кука под ее собственные гарантии, который путешественник мог обменять на местную валюту. Кроме того, Кук ввел так называемые гостиничные купоны. Турист мог расплатиться ими в некоторых гостиницах и ресторанах.
Но, наверное, главная заслуга Кука все-таки не в этом, а в том, что он сделал туризм — удовольствие, ранее ведомое лишь обеспеченным баловням судьбы и искателям приключений, — времяпрепровождением, доступным и людям не самым состоятельным. И хотя среди клиентов фирмы Кука насчитывалось немало богатых и знатных персон, основной его аудиторией был средний класс. Благодаря Куку и его последователям туризм в XIX веке стал относительно массовым явлением. Относительно, потому что современную массовость он приобрел все же почти два столетия спустя — лишь после Второй мировой войны.
Ценовая политика Кука была очень демократичной. И англичанин среднего достатка вполне мог позволить себе раз в год познавательное путешествие по миру, причем в максимально комфортных условиях. Кстати, при офисе Кука действовал магазин, где продавались путеводители и всевозможные вещи, необходимые в дальних поездках.
Томас Кук, начавший свою жизнь почти нищим, ушел из нее очень состоятельным человеком. Конечно, учитывая популярность его компании и востребованность ее услуг, он мог бы заработать значительно больше, но, видимо, не хотел, так как до конца жизни рассматривал этот бизнес как своего рода социальную и просветительскую миссию. Он остался верен своим прежним идеалам, рьяно боролся с пьянством, очень много жертвовал на благотворительность. Помимо туристической фирмы он вместе с женой содержал небольшую гостиницу, которая славилась первоклассным сервисом и тем, что в ней не подавали спиртных напитков и запрещалось курение.
Томас Кук умер в возрасте 83 лет в июле 1892 года. К моменту его смерти офисы компании Thomas Cook and Son работали почти во всех странах мира. Его сын, Джон Мейсон Кук, наделенный недюжим коммерческим талантом, продолжил дело своего отца. Благодаря ему фирма окрепла еще больше. Когда в конце XIX века ушел из жизни и он, компания, побыв еще какое-то время в руках членов семьи, была продана. Сменив несколько владельцев, она продолжает существовать, уже под именем Thomas Cook, и ныне. Сегодня это старейшая и одна из ведущих туристических компаний мира.