Инфляция возвращается Осеннее обострение


Текст | Елизавета ПИНСКЕР,
экономист аудиторско-
консалтинговой группы
«BKR-Интерком-Аудит»

Осенняя инфляция стала для властей ключевой экономической и политической проблемой. Как ее решать, пока непонятно.

На фоне всеобщей эйфории, связанной с перманентным повышением цен на нефть и вытекающим отсюда увеличением золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда, ростом ВВП и номинальных доходов населения, а также падением курса доллара, что неизменно способствует улучшению настроения в обществе, резкий скачок цен на основные продукты питания – молоко, масло, сыр – был как холодный душ. По данным Росстата, это относится практически ко всем продовольственным товарам (89%), одновременно отмечается подорожание и целого ряда непродовольственных товаров.

Причины

Причины, приведшие к столь стремительному росту цен и соответственно инфляции, по-прежнему называются очень разные. В их числе, например, версия, не выдерживающая никакой критики, но весьма популярная, объясняющая все неким сговором. Обсуждаются и такие причины, как рост доходов населения или рост денежного предложения в целом, связанный с притоком капитала и ростом золотовалютных резервов. Министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина считает, что рост инфляции является отражением общемировой тенденции повышения цен на продовольственные товары, а также низких темпов роста производства отечественных продуктов питания и слабой конкуренции на рынках. Вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин видит главную причину инфляционного всплеска во внутренней монетарной политике (в притоке капитала и более быстром наращении денежной массы).
Большинство специалистов сходятся во мнении, что удорожание продуктов питания в немалой степени обусловлено внешней конъюнктурой, в частности отменой субсидий Евросоюзом, ростом мирового спроса, сокращением мирового предложения, вызванного неурожаями и природными катаклизмами. Действительно, благодаря применяемым во многих странах всевозможным мерам по регулированию цен на продукцию сельского хозяйства и поддержке сельхозпроизводителей, в том числе пресловутым экспортным субсидиям, рост цен на продовольствие в мире многие годы отставал от роста цен на непродовольственные товары. Естественно, что даже незначительное сокращение указанных мер поддержки, сопровождаемое неурожаями в одних странах и ростом потребления в других, неизбежно должно было привести к тому, что мы наблюдаем сегодня — к резкому росту
цен на продовольственные товары. Понятно, что подорожание энергоносителей и либерализация рынка сельскохозяйственной продукции рано или поздно должны были сказаться и России никуда не деться от мировой тенденции.
К сожалению, эксперты и аналитики мало внимания уделяют тому, как повлияла на сложившуюся ситуацию денежно-кредитная политика, проводимая в стране уже несколько лет (приблизительно с того момента, когда Россия преодолела последствия дефолта 1998 года), в том числе направленная на зачастую искусственное укрепление рубля. Эта политика (хотя, безусловно, не только она) привела к тому, что потенциал для развития импортозамещающего производства, который экономика получила после кризиса 1998 года, был полностью нивелирован. Производство продукции в России снова менее выгодно, чем ее импорт. Этим фактором можно объяснить данные приводимой здесь таблицы, наглядно свидетельствующие о неуклонном увеличении объема импорта на протяжении последних лет.
О том же говорит и следующая информация. По данным ФТС, в январе — августе 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились физические объемы закупок за рубежом мяса (на 11,5%), рыбы (на 28,5%), цитрусовых, кофе, медикаментов, сахара-сырца (на 17,5%). По информации Минсельхоза России, импорт говядины в 2007 году вырастет на 40% по сравнению с 2006 годом. По предварительным данным Росстата, ресурсы сливочного масла и сыра в текущем году формируются в значительной степени за счет импорта (в январе — июне импорт сливочного масла к его внутреннему производству составил 56%, а сыра — почти 77%). Таким образом, отечественный продовольственный рынок напрямую зависит от ценовой ситуации на Западе, и тенденции к снижению этой зависимости пока не наблюдается.

Отраслевые особенности

Конечно, в каждом сегменте рынка ситуация складывается по-разному, и причины, приведшие к росту цен на зерно, молоко, масло и прочие продукты, совпадают не на 100%. У каждой отрасли есть свои особенности, свои проблемы, проанализировать которые в рамках журнальной статьи не представляется возможным. Поэтому рассмотрим более подробно ситуацию на каком-то одном рынке, например на молочном.
Российские участники молочного рынка забили тревогу уже давно. Еще в середине 2004 года производители сухого молока обращались в Думу и Правительство РФ с просьбой принять меры по ограничению импорта сухого молока, особенно из Белоруссии и Украины. Они уже тогда утверждали, что растущий дешевый импорт приводит к сокращению выпуска продукции на отечественных заводах и что если не ввести защитные меры, то производство будет и дальше падать, из-за чего могут пострадать и другие отрасли сельского хозяйства. К сожалению, тогда к ним никто не прислушался, и на данный момент сложилась следующая ситуация: импорт из Украины и Белоруссии резко сократился (из-за введенного Россельхознадзором запрета), но российские производители уже не в состоянии обеспечить имеющийся спрос.
Надо отметить, что министр сельского хозяйства Алексей Гордеев еще весной предупреждал, что темпы роста объемов импорта продовольствия в РФ в пять раз превышают темпы роста отечественного производства сельхозпродукции, а рост цен на энергоносители в четыре-пять раз выше темпов роста инфляции. Он отмечал, что диспаритет цен на сельхозпродукцию и энергоносители и увеличение субсидируемого зарубежными правительствами импорта продовольствия являются очень серьезными проблемами для сельского хозяйства. К словам министра сельского хозяйства тоже не прислушались. Впрочем, принятие необходимых мер весной вряд ли смогло бы уже изменить нынешнюю ситуацию.
Кстати говоря, то, что в рамках договоренностей по ВТО Евросоюз до 2012 года должен обнулить экспортные субсидии для всех сельхозпроизводителей, было известно давно, так что тот факт, что летом 2007 года Европейский союз отменил субсидии на экспорт молочной продукции, нельзя считать неожиданностью. Точно так же можно было предсказать приток капитала, тем более что не последнюю роль в этом процессе сыграл огромный масштаб заимствований на внешнем рынке государственных компаний и банков, и многие другие факторы, влияние которых теперь обсуждается.

Озабоченность

Сложившаяся ситуация озаботила, естественно, всех. Обеспокоенность выразил президент страны, депутаты Госдумы, правительство во главе с премьер-министром, политики, аналитики и т. д. Кабинет министров подготовил, озвучил и уже реализует меры, направленные на сдерживание роста цен.
В части внешнеторгового регулирования снижены ввозные пошлины на молоко, молочную продукцию, капусту, морковь и свеклу и введены экспортные пошлины на пшеницу и ячмень.
На борьбу с локальными монополиями бросили Федеральную антимонопольную службу, которая, как и следовало ожидать, очень скоро начала рапортовать о проделанной работе, о выявленных нарушениях, о возбужденных делах и о том, что «незамедлительно будут приняты меры». Также ФАС сообщила, что одной из основных причин роста цен является дефицит зерна, что, правда, плохо согласуется с информацией Минсельхоза о хороших урожаях прошлого и текущего годов.
В качестве мер по стимулированию внутреннего производства Минсельхозу России предложено «усилить работу по увеличению объемов производства отечественной сельхозпродукции, в первую очередь мяса и молока». Следует сказать, что до сих пор многочисленные планы Минсельхоза по развитию сельского хозяйства и ограничению импорта сельхозпродукции не имели поддержки в Минэкономразвития.

Товарная структура импорта Российской Федерации
(в фактически действовавших ценах, млрд долларов США)

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Импорт — всего 46,7 33,9 41,9 46,2 57,3 75,6 98,7 137
продовольственные товары и сельхоз-сырье (кроме текстильного) 13,2 7,4 9,2 10,4 12,0 13,9 17,4 21,6
текстиль, текстильные изделия и обувь 2,6 2,0 2,3 2,4 2,8 3,3 3,6 5,5
продукция химической промышленности, каучук 5,1 6,1 7,6 7,7 9,6 12,0 16,3 21,8
металлы, драгоценные камни и изделия из них 4,0 2,8 3,1 3,0 4,2 6,0 7,6 10,6
машины, оборудование и транспортные средства 15,7 10,6 14,2 16,8 21,4 31,1 43,4 65,6

А самое главное, что было сделано для решения проблемы роста цен на продовольствие, — это то, что крупнейшие торговые сети и производители якобы по собственной инициативе до 31 января заморозили цены на ряд ключевых товаров (нежирные молоко, кефир, сметану, хлеб, яйца, подсолнечное масло, сахар и сыр).
Фиксация цен сразу вызвала ажиотажный спрос на продукты, причем как со стороны магазинов и рынков, так и со стороны обычных покупателей. Все стараются закупить товар впрок, и, поскольку хлебом, молоком и кефиром особо запастись не получается, запасы создаются из круп, растительного масла, сахара и т. д. В итоге эта мера ведет к необоснованному росту спроса и соответственно цен на те группы товаров, которые до сих пор не были затронуты повышением. Кроме того, потери от зафиксированных цен (по некоторым данным, потери таких крупных компаний, как «Вимм Билль Данн» и «Юнимилк», достигнут десятков миллионов долларов) будут компенсированы повышением цен на остальные товары.
Еще одна крайне негативная тенденция, проявившаяся уже в середине октября, заключается в том, что губернаторы и другие руководители в регионах принимают собственные меры по замораживанию цен на продовольственные товары. Они собирают директоров и владельцев заводов и настоятельно рекомендуют им не только не поднимать, а еще и снижать цены на продукцию. При этом сырье, например молоко, они должны закупать у сельхозтоваропроизводителей по прежним ценам, поскольку последних нужно поддерживать. Заодно предлагается поднять зарплату работникам предприятий, ведь на носу выборы, ну и, как водится, поддержать кого-нибудь на этих самых выборах. В результате такого «комплексного» подхода многие предприятия всерьез задумываются о сокращении производства вплоть до временной его остановки ввиду нерентабельности. Шансов на то, что подобные действия будут способствовать стабилизации цен и росту внутреннего производства, не существует.

Общее мнение

Если ранее мнения экспертов расходились и некоторые из них считали, что предложенные правительством меры дадут положительные результаты, то теперь практически все аналитики утверждают противоположное: повлиять на инфляцию эти шаги не смогут вовсе, ситуацию с ценами они в лучшем случае стабилизируют, а в целом эффект получится обратный — дестимуляция отечественного производства. Влияние импортных пошлин на стоимость молочной продукции незначительно, а ограничение экспорта приведет скорее к финансовым потерям экспортеров (по некоторым оценкам, потери составят порядка 20 млрд руб.) и к сокращению инвестиций в урожай следующего года, чем к снижению внутренних цен на зерно.
Подводя итог, можно отметить следующее. То, что инфляция по результатам года превысит 10%, уже практически общепризнанный факт. Какие-то меры, направленные на снижение показателя, конечно, приняты будут. Но, к сожалению, имеющийся в распоряжении правительства и ЦБ набор мер по сдерживанию инфляции достаточно ограничен, и сейчас не лучшее для этих мер время.
Предстоящие выборы неизбежно будут сопровождаться большими денежными вливаниями и принятием разного рода популистских мер, направленных на рост социальной удовлетворенности населения, но негативно влияющих на инфляцию. Попытки регулировать цены приведут к их росту в следующем году, да и несколько товаров с зафиксированными ценами не смогут спасти ситуацию. Кроме того, дополнительный толчок инфляции даст запланированный на 2008 год резкий рост тарифов естественных монополий. Нынешняя ситуация, по-видимому, свидетельствует о провале антиинфляционной программы правительства, и прогнозы по инфляции придется пересматривать не только на текущий год, но и на несколько ближайших лет, так как инфляция — процесс инерционный, а сейчас предпосылок для резкого изменения ситуации нет.
Большинство экспертов и аналитиков сходятся во мнении, что пока отечественные производители продуктов питания и сельхозпродукции не смогут обеспечить продовольственную самодостаточность страны, что, учитывая природные особенности России, совсем не должно являться проблемой, и составить полноценную конкуренцию импортерам с точки зрения качества и ассортимента производимой продукции, падения цен ожидать бессмысленно.
Лучшее, что может сделать сейчас государство, — это оставить в покое производителей. Снизить, хотя бы на период становления, налоги, сократить до разумного количество проверяющих организаций, упростить бюрократические процедуры, проводить предсказуемую внешнюю политику, исключающую, например, лоббирование закупок дешевого импортного сырья в тот момент, когда существует переизбыток этого же сырья на внутреннем рынке, проводить адекватную и обоснованную денежно-кредитную политику и т. д. Иными словами, позволить производителям сделать свои предприятия рентабельными и эффективными.
Безусловно, подобные меры не дадут сиюминутного эффекта, но тем не менее их принятие необходимо. Иначе каждый раз, когда будет случаться засуха в Новой Зеландии, повышение спроса в Китае, изменение экономической политики в Европе, в России будет происходить очередной кризис.