Игорь РОМАШОВ: будем работать продуктивнее


Текст | Леонтий Букштейн


Для России с ее гигантскими расстояниями любой вид транспорта — решающий. Но железнодорожный особенно. Именно поэтому в структуре органов федеральной исполнительной власти было создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта. О его работе в беседе с нашим корреспондентом рассказывает руководитель агентства Игорь Ромашов.

— Игорь Валерьевич, главной функцией Федерального агентства железнодорожного
транспорта является реализация государственной политики в области железнодорожного
транспорта. Со времени создания агентства прошло три года. Как решалась эта
задача?

— Я рад констатировать, что внимание к работе агентства возрастает: значит,
его роль в реализации государственной политики в железнодорожной отрасли становится
все более весомой и понятной участникам рынка транспортных услуг.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации, перед органами
государственной власти в сфере транспорта по-ставлены серьезные задачи по развитию
транспортного комплекса страны, обеспечению его эффективного безопасного и бесперебойного
функционирования.
В течение этих трех лет, что существует наше ведомство, железнодорожный транспорт
работал надежно, без сбоев, реально обеспечивая платежеспособный спрос населения
и отраслей экономики в железнодорожных транспортных услугах. Мы наблюдаем постоянный
рост основных показателей. Так, грузооборот увеличился на 4,3%, пассажирооборот
— на 3,8% и составил свыше 1,3 млрд пассажиров. На 7,5% выросла производительность
труда в отрасли.
Основными целями государственной политики в сфере железнодорожного транспорта
на данном этапе являются: обеспечение устойчивости работы железнодорожного транспорта,
его доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг, формирование
единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных народно-хозяйственных
затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом; создание условий для
развития современной инфраструктуры и технических средств; повышение привлекательности
Российской Федерации как экспортера транспортных услуг. Кроме того, большое
внимание уделяется выработке предложений по совершенствованию нормативной базы
и системы тарификации.
Росжелдор осуществляет регистрацию и пономерной учет собственных грузовых вагонов,
имеющих право выхода на железнодорожные пути общего пользования, организует
работу по рассмотрению предложений владельцев путей общего и необщего пользования
о выдаче разрешений на примыкание, а также владельцев инфраструктуры об открытии
и закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций,
издает приказы о примыкании железнодорожных путей необщего пользования к путям
общего пользования.
Мы стремимся к реализации приоритетных задач государственной политики в сфере
железнодорожного транспорта: к становлению и развитию рыночных механизмов функционирования
отрасли, расширению сферы деятельности существующих операторских и экспедитор-ских
компаний, формированию конкурентной среды в этом секторе экономики. Росжелдор
принимал активное участие в выработке проекта целевой модели рынка железнодорожных
транспортных услуг, и, хотя наша позиция была не до конца поддержана, мы демонстрируем
готовность к диалогу и поиску возможностей компромиссных решений.
Государственная политика должна обеспечивать равные условия функционирования
для всех участников рынка транспортных услуг. Такую линию мы намерены активно
проводить и в дальнейшем.

— Одним из основных направлений деятельности агентства является реализация
подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы
России (2002—2010 го-ды)» на основе принципов государственно-частного партнерства.
На какой стадии сейчас находится эта работа?

— Как вы знаете, Росжелдор является распорядителем федеральных бюджетных средств,
направляемых на развитие инфраструктуры железных дорог. Кроме того, мы осуществляем
постоянный контроль за расходованием средств из бюджетов субъектов Российской
Федерации и внебюджетных средств, которые идут на софинансирование программных
задач по ФЦП «Модернизация транспортной системы России» и реализацию инвестиционных
проектов по Федеральной адресной инвестиционной программе.
Инвестиционные проекты Росжелдора соответствуют приоритетам стратегического
развития транспортной системы. Что значат для экономики страны эти проекты?
Они особо важны для ликвидации узких мест и финансирования недостающих звеньев
в транспортной инфраструктуре, для обеспечения притока инвестиций в транспортный
сектор. Стимулируют комплексное освоение перспективных сырьевых баз, содействуют
выравниванию социально-экономического развития регионов и повышению доступности
транспортных услуг для граждан с низкими доходами и социально незащищенных слоев
населения (инвалидов, пенсионеров, учащихся). Они также способствуют выполнению
мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности.
По программной части ФЦП «Модернизация транспортной системы России» Росжелдор
принимает участие в реализации нескольких инвестиционных проектов. Самые масштабные
из них — это строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск
с вводом в эксплуатацию пускового комплекса Томмот — Кердем; переустройство
участка железнодорожной линии Известковая — Чегдомын, попадающего в зону затопления
Бурейской ГЭС; строительство новой пограничной станции Чернышевское Калининградской
железной дороги и многие другие.
Я считаю одним из наших важнейших достижений привлечение государственных инвестиций
в отрасль железнодорожного строительства с использованием механизмов государственно-частного
партнерства.

— В структуру агентства входят семь территориальных управлений, охватывающих
фактически всю страну. Каковы их задачи и функции?

— Территориальные управления Росжелдора представляют интересы агентства в территориальных
подразделениях федеральных органов исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. Они осуществляют возложенные на них функции
по отношению ко всем владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования, перевозчикам, операторам железнодорожного подвижного состава, владельцам
железнодорожных путей необщего пользования и иным юридическим и физическим лицам,
занятым в этой сфере.
Деятельность территориальных управлений Росжелдора весьма обширна. Каждое из
них на основании отдельных поручений агентства выступает в качестве компетентного
органа Россий-ской Федерации по перевозкам опасных грузов; проводит на местном
уровне согласование предложений по корректировке перечней железнодорожных станций,
открытых для выполнения соответствующих операций, на основании заявок владельцев
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Территориальные
управления вносят в агентство предложения и участвуют в дальнейшей работе по
следующим направлениям: открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных
путей общего пользования; примыкание к ним строящихся, новых или восстановленных
железнодорожных путей общего пользования, а также железнодорожных путей необщего
пользования, определение морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов,
задействованных в смешанном сообщении; определение и использование земель железнодорожного
транспорта. С их участием принимаются решения о временном прекращении погрузки
и перевозки грузов и грузо-багажа на конкретных железнодорожных направлениях
вследствие сложившихся у перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению
перевозок при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования; по вопросам развития и модернизации железнодорожного транспорта.
И это далеко не полный перечень функций территориальных управлений.

— Советско-монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога»
(АО «УБЖД») входит в сферу управления агентства. Как оно функционирует сейчас?

— Это акционерное общество, созданное на основе межправительственного соглашения
от 6 июня 1949 года, базируется в Улан-Баторе. Его акции поделены поровну: 50%
акций — нашей стороне в лице Министерства путей сообщения, 50% — монгольской
Стороне в лице Министерства транспорта МНР.
Деятельность АО «УБЖД» направлена на обеспечение потребностей и интересов Российской
Федерации и Монголии, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках,
работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом.
Его основными задачами являются расширение перечня и объема осуществляемых работ
и оказываемых услуг, повышение их качества; развитие собственных производственных
мощностей; рост эффективности управления активами компании; обеспечение безопасности
движения поездов по железнодорожным путям, принадлежащим АО, в том числе при
транспортировке опасных грузов, и сохранности перевозимых грузов; проведение
единой технической политики; обеспечение прозрачности финансовых операций компании;
повышение уровня социальной защиты работников АО «УБЖД».
Не так давно в АО «УБЖД» произошли кадровые перестановки, которые, думаю, явятся
залогом дальнейшего успешного развития Улан-Баторской железной дороги. Также
был изменен состав правления акционерного общества, председателем которого стал
я как руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Уверен, что благодаря произведенным кадровым назначениям, бесспорному опыту
и высокой компетенции российских специалистов работа УБЖД будет оптимизирована,
повысятся финансово-экономические показатели эффективности дороги. Этому же
должны способствовать предполагаемые перевозки нефтяных грузов, которые существенно
увеличат грузопоток и доходность совместного предприятия и, несомненно, положительно
повлияют на общую экономическую ситуацию в наших странах.
Российская сторона окажет большую помощь и в вопросах пополнения кадровых резервов:
отраслевые железнодорожные вузы предоставят места для обучения студентов из
Монголии, будут организованы курсы повышения квалификации и изучения русского
языка для монгольских специалистов. Было подписано генеральное соглашение с
АО «Улан-Баторская железная дорога», подготовку кадров для которого в рамках
программы обеспечения дороги высококвалифицированными кадрами мы начинаем в
этом году.

— Спектр подведомственных организаций агентства довольно широк — начиная
с МИИТа и заканчивая ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Как вы оцениваете их работу?

— Я считаю, что наши подведомственные организации демонстрируют хорошие результаты.
Если говорить об отраслевом образовании, то статистика итогов приемной кампании
2007 года говорит сама за себя: по вузам Росжелдора они одни из лучших по стране,
а в некоторых регионах — самые лучшие.
Демографическая ситуация практически не отразилась на количестве поданных от
абитуриентов заявлений, и государственное задание по приему студентов, установленное
Федеральному агентству железнодорожного транспорта на 2007 год, выполнено на
100%.
На обучение по программам высшего профессионального образования в вузы зачислено
по бюджету на очную форму обучения 6893 студента, из которых 5174, или 75% (против
74% в 2006 году), — на ведущие железнодорожные специальности. На обучение по
программам среднего профессионального образования в вузы и средние специальные
учебные заведения зачислено 8572 студента (против 8467 в 2006 году), из них
92% — на ведущие железнодорожные специальности.
Сегодня Росжелдор в своей структуре имеет пять университетских комплексов, сформированных
на базе Дальневосточного, Иркутского, Сибирского, Омского и Уральского государственных
университетов путей сообщения. 33 техникума и четыре университета вышли на завершающую
стадию формирования образовательных комплексов на базе Московского, Петербургского,
Ростовского и Самарского государственных университетов путей сообщения.
По результатам комплексных проверок Рособрнадзора во всех наших вузах была отмечена
положительная динамика развития учебной и научной деятельности, а также укрепления
материальной базы, в первую очередь учебной и научной.
Число студентов, обучающихся в железнодорожных вузах за счет бюджета, составляет
108 тыс. человек, а на внебюджетные средства — 221,5 тыс. человек.
Конкурс в вузы и ссузы железнодорожного транспорта по состоянию на момент зачисления
вырос с 3,87 в 2006 году до 3,92 человека на место в 2007 году.
Другие подведомственные Росжелдору организации также успешно справляются с поставленными
перед ними задачами. Сказать о результативности каждого я, конечно, в одном
интервью не смогу, потому что в ведении Росжелдора их более 50, но, смею вас
уверить, все они достойно выполняют возложенные на них функции. ФГП «Ведомственная
охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», например, проводит
важную и ответственную работу по выявлению хищений имущества железных дорог
и перевозимых грузов. ГУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте» выдает сертификаты соответствия продукции, сертификаты соответствия
услуг и сертификаты соответствия систем менеджмента качества.

— В каком состоянии сегодня инвестиционные проекты агентства, в частности
строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск, а также линий
метрополитена в городах России?

— Строительство — это один из основных этапов любого значительного экономического
проекта. Федеральное агентство железнодорожного транспорта является государственным
заказчиком строительства железнодорожной линии Томмот — Кердем — Якутск с совмещенным
железнодорожно-автомобильным мостовым переходом через реку Лену в районе Якутска.
Она обеспечит Республику Саха (Якутия) надежным, круглогодично доступным и дешевым
железнодорожным сообщением. Таким образом реализуется конституционное право
граждан России на свободное передвижение, то есть для жителей Крайнего Севера
увеличивается возможность выбора вида транспорта. Также эта железная дорога
позволит активнее осваивать несметные природные богатства севера, что нельзя
сделать без налаженных путей сообщения. Кроме того, с вводом в эксплуатацию
участка Томмот — Кердем значительно улучшится ситуация с доставкой жизненно
необходимых ресурсов и продовольствия в Якутию.
Взвесив все эти обстоятельства, Правительство России приняло в 2004 году постановление
о продолжении строительства второго участка железнодорожной линии от Томмота
до Кердема с последующим возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного
мостового перехода через реку Лена и выходом на Якутский речной порт.
Строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск уже вносит кардинальные
изменения в экономику улусов (районов) Якутии, по которым пройдет трасса. Приход
железнодорожной линии, с одной стороны, приведет к росту численности населения,
а с другой — потребует осуществления комплекса мероприятий по развитию всех
отраслей производства и инфраструктуры. Транспортные строители только перешагнули
границу Хангаласского улуса республики, а АК «Железные дороги Якутии» уже приняла
решение об открытии в этом улусе филиала Алданского политеха. В поселке Нижний
Бестях Мегино-Кангалаского улуса предполагается создание железнодорожной инфраструктуры,
необходимой для обслуживания поездов. В столице республики будут построены грузовая
железнодорожная станция в районе Якутского речного порта и железнодорожный вокзал
в районе Якутского аэропорта.
Выход железной дороги на левый берег Лены позволит обеспечить круглогодичную
доставку товаров народного потребления и других грузов в западные районы республики,
где наибольшее развитие получают нефтегазовая и алмазная промышленность.
Я не могу не сказать и о проблемах, возни-кающих в ходе реализации этого проекта.
На сегодняшний день стройка испытывает серьез-ные затруднения, связанные с неритмичностью
финансирования. В основном по причине недофинансирования из средств Правительства
Республики Саха (Якутия) в объеме более 3 млрд руб. из предусмотренных на 2007
год 4 млрд. Учитывая данное обстоятельство, Рос-желдор перенес сроки выделения
средств из федерального бюджета с III и IV кварталов на II квартал текущего
года. Однако полностью покрыть все расходы эти деньги не могут, и в результате
вместо запланированных на 2007 год 150 км проложено пока только 55 км.

— Прошло чуть больше года после вашего назначения руководителем агентства.
Срок небольшой, но тем не менее что вы успели сделать и что в планах на будущее?

— Все результаты работы Росжелдора равноценно значимы, все они взаимосвязаны,
и их общий КПД существенно влияет на эффективность нашей деятельности. Благодаря
этим результатам мы оправдываем звание самой динамично развивающейся отрасли.

Считаю также одним из важнейших и актуальнейших наших совместных достижений
освоение нового инструмента привлечения государственных инвестиций в отрасль
железнодорожного строительства — Инвестиционного фонда Российской Федерации
— с одновременным использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Уже сейчас утверждены три проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры,
один проект одобрен правительственной комиссией. Благодаря им мы по-строим более
880 км новых железнодорожных линий. В настоящее время Росжелдор определен ответственным
исполнителем по трем проектам, финансируемым из Инвестиционного фонда. Мы строим
совместно с ГМК «Норильский никель» железнодорожную линию На-рын — Лукоган в
Забайкалье протяженностью 375 км. В рамках проекта «Комплексное развитие Нижнего
Приангарья» прокладывается железнодорожная линия Карабула — Ярки, длина которой
почти 44 км. Еще один про-ект — создание железнодорожной инфраструктуры для
развития комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске,
что в Татарстане.
Кроме того, правительственной комиссией одобрен проект строительства железнодорожной
линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики
Тыва. Также ряд проектов, имеющих общегосударственное значение, был одобрен
Инвестиционной комиссией Минэкономразвития России. Это «Организация скоростного
движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки», «Комплексное
развитие Южной Якутии», «Урал Промышленный — Урал Полярный».
Это свидетельствует о том, что мы стали более открыты для рынка, в нас поверили
бизнес-структуры, а ведь раньше многие из них и не рассчитывали на государственную
поддержку. Мы направляем эту динамику и собираемся работать над ее развитием
и дальше.
Все эти проекты, большинство из которых представляют собой строительство подъездных
путей к месторождениям полезных ископаемых, имеют высокую степень рентабельности,
несут существенную социальную составляющую, они являются наглядным доказательством
эффективности механизма государственно-частного партнерства.
Перечисленные мною результаты — это и есть лучшая оценка деятельности Федерального
агентства железнодорожного транспорта.
О себе же скажу, что для одного года, я считаю, сделано немало. Но это не означает,
что можно успокоиться и сбавить темп — наоборот, мы только-только стартовали,
набираем ход и с каждым годом, я надеюсь, будем работать продуктивнее.