ФАС нам в помощь


Текст | Сергей КАРПАЧЕВ

Осеннее повышение цен привлекло пристальное внимание к работе антимонопольной службы.

Грохнуло, как всегда, неожиданно. Впрочем, в богоспасаемом нашем Отечестве так случается постоянно.
Рост зерновых расценок заметили задолго до нынешних событий. Еще в июне эксперты не исключали возможности того, что рынок изменится под влиянием неблагоприятных прогнозов на урожай как в России, так и за ее рубежами. И ведь как в воду глядели. Грохнуло! А поскольку РФ занимает в глобальной торговле зерном одно из ведущих мест, то нехватку на внешних рынках покрывать пришлось нашим трейдерам. Увеличивающийся экспорт потянул за собой и внутренние цены на зерно. Дальнейшая картина знакома всем. В рост тронулось молоко; потому что в Китае, доселе не слишком активно употреблявшем этот продукт, лавинообразно возросли продажи молочных продуктов. Далее были сыры. Потом очередь дошла до производителей овощей. Не стоит сбрасывать со счетов и увеличение переработки зерновых на биоэтанол, что тоже подхлестнуло цены.
В результате инфляция в 2007 году может превысить 11%. При этом ускорение ее темпов связано с опережающим ростом цен именно на продовольственные товары.
Вне всякого сомнения, рост цен на продукты питания обусловлен в первую очередь разбалансированием глобального продуктового рынка. Но эксперты предполагали, что подорожание продуктов питания будет в пределах вполне допустимых — около или немногим более 10%. На деле же картина оказалась совершенно иной. Ценовой прыжок, а именно так это можно назвать, получился поистине львиным — до 40%. И тут совсем не праздным выглядит вопрос: кто крайний в данной ситуации?
Бороться начинают апробированным не раз методом — разрабатываются меры по ограничению экспорта. Прежде всего это касается увеличения пошлин — речь идет о повышении вывозных тарифов с 10 до 40%. Но не исключен и полный запрет на вывоз зерна из страны. Однако это уж совсем крайний вариант: удержать поставщиков на внутреннем рынке вполне реально и без такой экзотики — силами Федеральной антимонопольной службы.

ФАС спешит на помощь

ФАС оперативно подключилась к делу. Всеми ее территориальными органами проводились проверки, поскольку рост цен говорит сам за себя: без нарушений антимонопольного законодательства тут обойтись никак не могло. Сговор, как говорится, не оговор, от него в таких случаях только прибыль повышается. Нарушения, конечно же, выявлены. В Западной Сибири, Красноярском крае, в центральных областях России — словом, везде, где это было возможно, торговыми компаниями заключались договоры, устанавливающие их исключительный приоритет. В ценовом сговоре подозреваются фирмы, занимающие серьезные позиции в хлебном, молочном и других сегментах продовольственного рынка страны. При этом необходимо заметить, что некоторые из них являются крупными сетями розничной торговли. Так что аналитики вполне правы, когда заявляют о том, что тут есть достаточно серьезное препятствие формированию конкурентного рынка.
Существование ценового сговора, нашедшее подтверждение в ходе проверок, организованных сотрудниками антимонопольной службы, конечно, будет доказываться в суде. Пока ФАС расследует злоупотребления в нескольких доминирующих на рынке продуктов питания ретейловых сетях. Доминирующих — ключевое слово. И означает оно одно: вокруг этих нескольких — вытоптанное поле. Всякий, кто рискнет вступить в игру, не обладая возможностями купить «входной» билет в рынок, будет уничтожен. Ничего личного — только бизнес. Это можно назвать диктатурой сильного. А проще — монополизмом.
Наша экономика, что давно уже стало секретом Полишинеля, монополизирована в высшей степени. Поэтому даже незначительное в иных экономических условиях повышение цен, вполне, кстати, оправданное текущей ситуацией, у нас дает эффект ошеломительный: цены в итоге подскакивают не на проценты, а в разы.

Новый закон о торговле

Что может если не устранить, то хотя бы снизить уровень монополизма на рынке ретейла? По мнению чиновников МЭРТ, необходимо определить коридор возможностей для компаний, занимающихся розничной торговлей, с помощью нового закона. С этой целью и был разработан проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Основной задачей этого документа, который пока находится на стадии обсуждения всеми заинтересованными сторонами, является регулирование торговых отношений и развитие конкуренции. Делаются попытки установить баланс взаимоотношений торговых сетей и предприятий — поставщиков продукции для них. Кроме того, очень важно, что законопроект содержит нормы антимонопольного регулирования, среди которых снижение размера доли сетевой компании-продавца до 15%, если ее положение на рынке будет признано доминирующим. Предусматриваются также ограничения, если у группы из трех торговых структур доля рынка составляет 20% — это уже доминирование на местном рынке. Много там и других интересных моментов. Например, установление географических границ рынков; распространение антимонопольного законодательства на доминирующую компанию не только на основном рынке, но и на смежных, а если компания занимается торговлей, то тогда и на рынке поставок продукции. Проект запрещает сетям доводить свою долю на рынке более чем до 35%.
Принимать новый закон придется уже новой Государственной думе. При этом многие эксперты полагают, что вмешательство государства в виде антимонопольной службы или иных регуляторов рынка приведет к негативным последствиям. Возможно, это и так. Но мы являемся свидетелями того, как наличие размытых правил игры для розничных сетей не лучшим образом сказывается на положении дел на рынке. Так что тут есть свои минусы, но имеются и вполне определенные плюсы: законопроект позволяет создать условия для равной конкуренции. Ведь во многих регионах местные ретейлеры с помощью своих административных возможностей занимают командные высоты, благодаря чему владеют основными объемами рынка. А так хотя бы правило «чужие здесь не ходят» будет если не искоренено, то уменьшено в применении.

Временная мера

Рынок продовольственных товаров в стране пришел в движение, и теперь уже окончательно понятно, что о низких ценах на продукты питания следует забыть. Можно с помощью той же ФАС достигнуть договоренности о замораживании цен на продуктовом рынке. Но давайте посмотрим правде в глаза. Заключенные под контролем ФАС договоры могут снизить накал страстей на относительно короткий период. Эта мера лежит вне экономики, поскольку может быть применима только в отношении продуктов, произведенных из отечественного сырья. А колбасы у нас в основном делаются из импортного мяса. Тут как быть? Евро — а из Европы на российские заводы идет довольно большой объем поставок — растет, значит, придется держать цены себе в убыток? Мораторий не может продолжаться вечно, поскольку не решает всех проблем окончательно. Как кратковременная мера, позволяющая получить передышку, — да, можно говорить о его полезности. Однако если речь идет о постоянном действии договора, для того чтобы в перспективе сдерживать цены, то ничем иным, кроме как популизмом, такой подход назвать нельзя.
Требуется решить массу проблем, высвеченных кризисом на продовольственном рынке. В стране острейший дефицит сырья, и не надо полагать, что заграница нам тут помощник: в Европе ситуация, пожалуй, сложнее, нежели у нас. Следовательно, нужно развивать собственное производство. Так что прибыль, которую в последнее время получили сельхозпроизводители благодаря скачку цен, скорее всего, будет употреблена на благое дело — вложена в развитие хозяйств и приобретение новых технологий. Похоже, наступает время, когда инвестиции в агрокомплекс начнут приносить хорошие дивиденды. И не в отдаленной перспективе.
А чтобы окончательно закрыть вопрос, необходимо найти волю для борьбы с монополистами на любом рынке России. Так что ФАС тут — только в помощь. Не более того.