Две мечты жителей Колпашева


Текст | Сергей КАРПАЧЕВ

Многолетние чаяния муниципалитетов могут стать явью благодаря федеральным программам и активной позиции региональных властей.

Город Колпашево стоит на правом, высоком берегу сибирской реки Обь уже больше 250 лет. Тут сложилось множество мифов, с годами перемешавшихся с реальностью и в пересказах, воспоминаниях и записях краеведов ставших уже историей, которой колпашевцы гордятся. Все в городе знают Красный переулок. И приезжему, проявившему непраздный интерес, с гордостью показывают почернелый от времени дом за крепким забором из кедровой доски-пятидесятки: тут в начале прошлого века бедовал зимой какое-то время ссыльный поселенец Иосиф Джугашвили, которого жандармы доставляли санным трактом к месту ссылки в село Нарым, откуда чудесный грузин вскоре умудрился сбежать.
Тут таких историй рассказать могут — не переслушаешь. Но больше всего в Колпашеве в последние 20 лет велось разговоров о газе. Дело в том, что в недалеком левобережье Оби проложены трубопроводы, по которым из закромов Родины перекачивают нефть и газ в Центральную Россию, а оттуда уже, разделяясь по другим маршрутам, они текут в Германию, Чехию, Польшу, в бывшие наши союзные республики, однако в самом городе газа не было. И многих подобное положение никак не устаивало, поскольку работали они в том самом Управлении магистральных газопроводов, занимались тем, что обслуживали технику на станциях перекачки, патру-
лировали эти газовые магистрали на всем протяжении зоны ответственности. А еще с
1948 года имелась в Колпашеве геологическая партия, позже ставшая основой для создания Томского геологического треста, крупнейшего в Западной Сибири, чьи сейсморазведочные партии «простреляли» практически все северные нефтегазоносные провинции в поисках месторождений. В общем, как-то нехорошо выходило: рядом ветка, а город не газифицирован. Котельные топились на привозном кемеровском угле, который в летнюю навигацию старались завезти как можно больше, поскольку два раза в год — в весеннее половодье и в ледостав — Колпашево становился отрезанным от левобережья ломтем и запас должен был быть всегда. А «свои дома», так здесь называют частный сектор, отапливали березовыми дровами: всякий здравый хозяин скажет, что березовое полено дает жар быстрый, легкий, долго согревающий печь.
Но мечта была. Хотелось почувствовать хорошей жизни — чтобы не топить печь два раза в день, потому как в морозы дом выстужается очень быстро. Да и заготовить дрова тоже нелегкое дело, колоть опять же надо. А тут поднес спичку к горелке — и никаких тебе больше забот. О газе мечтали давно. Разговоры то вспыхивали, когда очередной начальник сообщал доверенным друзьям-приятелям, что решение в скором времени непременно будет принято, что уже даже заказали изыскателям разработку проекта ответвления от магистрали и финансирование вроде как не проблема. То затихали, когда выяснялось, что нет пока возможности открыть финансирование, поскольку перебросить ветку через Обь технически сложно, да и слишком накладно для бюджета.

Мечта сбывается

Однако не зря же считается, что желание, если оно настоящее, может стать явью. Если долго мучиться, говоря словами из песни, что-нибудь получится. После перетрясок перестроечной поры и угара 90-х годов, когда рушилось все и в Колпашеве царило уныние и главным желанием горожан было как можно дороже продать квартиру и уехать подальше, туда, где платили хоть какие-то деньги, произошло событие, о котором здесь так долго мечтали. Благодаря участию областных властей и программе газификации российских регионов, осуществляемой ОАО «Газпром» во многом за счет экспортных доходов, началась стройка. Нашлись и финансирование, и материалы, и рабочие для проведения газификации Колпашева и населенных пунктов Колпашевского района. По данным на конец ноября, построено 25 км из 40 запланированных газопровода-отвода Чажемто — Колпашево. Смонтировано газовое оборудование на 13 из 14 существующих в городе котельных, которое намечено запустить в этом году. Из запланированных 38 км газораспределительных сетей высокого и низкого давления проложено уже 32 км, подведен газопровод к 500 домовладениям.
Губернатор Томской области В.М. Кресс на встрече с жителями районного центра назвал проект газификации района «беспрецедентным по своему масштабу»: «В Томской области еще не было случая, чтобы в столь короткие сроки удалось реализовать проект стоимостью около 1 млрд руб.». Сказал томский губернатор и о том, что есть твердая договоренность с руководством «Газпрома» о финансировании завершения работ.
Казалось бы, что уж теперь, когда вступит в действие газопровод и греть дома довольных колпашевцев станут не березовые дрова и угольные котлы, а долгожданный газ, будет всем счастье. Ан нет, рано еще говорить о всеобщем довольстве. Потому что вместе с мечтой о газе у колпашевцев была еще одна большая мечта. Вторая по счету, но тоже важная: им необходим мост. Очень уж муторно сидеть в осадном положении два раза в году: весной ждать, когда наладят паром, а зимой — когда устроят зимник. Ведь там, на левобережье, и в Томске, в Новосибирске есть дела — многие ведут свой бизнес, так что устойчивая переправа, не зависящая от времени года и погоды, нужна, и очень.

И вторая мечта станет явью?

Строительство моста через Обь — дело чрезвычайно дорогое и может обойтись бюджету в 20 млрд руб. И все же губернатор Кресс полагает, что это вполне реальный проект. Он будет осуществлен в несколько этапов, но в обозримой перспективе мост появится обязательно.
Причем благотворительностью тут, похоже, и не пахнет. Да, Колпашевский район дотационный. Однако даром, что ли, служилые люди решили основать здесь поселение? В этом и в соседнем, Бакчарском, районе наиболее близко к поверхности подходят железорудные массивы, открытые, кстати говоря, уже довольно давно. А это уже развитие промышленного потенциала территории, новые рабочие места. Если начнется добыча руды, то без надежного транспортного сообщения обойтись будет невозможно. Значит, следует думать, каким образом развивать эти места. А рецепт разработан и опробован уже давно. Железная дорога — транспорт, способный справляться с мощными потоками грузов и пассажиров, — должна прийти сюда в перспективе вместе с началом промышленного освоения железорудных месторождений. Да только нет пока в северных тех краях стального пути.
Но, возможно, будет. Становится реальностью в рамках программы развития транспортной инфраструктуры строительство Северо-Сибирской железной дороги, которая должна пройти и через Колпашевский район. Пока сложно говорить, когда именно. Тем не менее перспектива видна, и перспектива весьма впечатляющая.
Что же, пока мост через Обь не построен, остается одно — ждать. Когда начнутся поиски финансирования, выбор площадки под строительство, разработка проекта. Тут столько этапов, столько рубежей… Хотя в принципе дело-то известное. Дорога, как говорится, один раз уже пройдена.
Люди знают, что государство сегодня вернулось в инфраструктурную сферу и, при активной позиции областных властей, у них есть возможность получить стимул к развитию за счет федеральных программ.