Иван ЗАХАРОВ: стремимся к лидерству на образовательном рынке

Анастасия САЛОМЕЕВА, Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

Курский государственный технический университет (КурскГТУ) — один из крупнейших образовательных центров Черноземья, активно работающий не только на российском, но и на международном образовательном пространстве. В течение последних пяти лет в жизни этого вуза произошло немало качественных изменений, придавших ему новый импульс развития. Наш корреспондент беседует с ректором КурскГТУ, профессором, доктором физико-математических наук, заслуженным деятелем науки и техники РФ Иваном Захаровым.

— Иван Сафонович, вы избраны ректором КурскГТУ в 2002 году. Как тогда складывалась ситуация в вузе, было ли в ней что-то новое для вас?
—К моменту избрания ректором я не был в вузе новичком. Я пришел сюда в 1988 году, когда университет еще назывался Курским политехническим институтом, на должность заведующего кафедрой «Конструирование и технология электронно-вычислительных средств» и одновременно проректора по научной работе. Конечно, ситуация в вузе была мне знакома, хотя и не полностью.

Как проректору по научной работе мне довелось решать многие задачи. Когда я сюда пришел — из другого вуза со своими аспирантами, — выяснилось, что в институте нет аспирантуры. Нельзя сказать, что научная работа совсем не велась, но молодые ученые, работая здесь, числились в других вузах и организациях, иногда находившихся очень далеко от нашего региона. И, естественно, многие после защиты диссертаций в Курск не возвращались. К тому же в вузе было очень мало профессоров и докторов наук. Так что для начала мне пришлось заняться открытием аспирантуры, а для этого требовалось найти научные кадры, поднять авторитет института в научном сообществе, а затем организовать диссертационные кандидатские и докторские советы.

Вторая проблема, с которой я столкнулся, — это организация учебного процесса на вверенной мне кафедре. Специальность открыли уже два года назад, но, как оказалось, кафедру надо было еще создавать, так как не было ни преподавателей специальных дисциплин, ни лабораторной базы. Я пришел к концу второго курса, когда студенты изучали фундаментальные дисциплины. Однако на третьем курсе у них по программе начинались лабораторные занятия и изучение прикладных дисциплин. К счастью, благодаря своей научной работе в области укрепления обороноспособности страны я приобрел деловые связи с научными, военными и промышленными организациями из многих городов Советского Союза. Они мне тогда помогли с оборудованием.

Возвращаясь же к вашему вопросу о ситуации в вузе, скажу, что в 2002 году наш университет находился в сложнейшем финансовом положении. Корпуса требовали капитального ремонта, не хватало учебных площадей, материально-техническая база была в плачевном состоянии. Необходимого для решения этих проблем финансирования ждать было неоткуда. И мы начали зарабатывать сами — за счет внебюджетного набора. Сейчас он развивается очень активно. А параллельно стали привлекать в вуз иностранных граждан.

— Удалось решить проблемы 2002 года?
— Да, вуз ожил, начал зарабатывать, что позволило стимулировать профессорско-преподавательский состав и вплотную заняться материально-технической базой. Мы сделали капитальный ремонт с заменой всех коммуникаций и внутреннего оснащения, привели в порядок все учебные корпуса, расширили учебно-лабораторные площади. Сделали евроремонт в общежитии для иностранных студентов, сейчас реконструируем общежитие для россиян. Но главное — за эти пять лет был открыт ряд новых специальностей для нужд региона и страны.

Также возросло число иностранных учащихся — с 25 почти до 400 человек. Сегодня у нас учатся граждане 34 государств — начиная от стран Юго-Восточной Азии и заканчивая странами Латинской Америки и Африки. Всего же численность студентов всех форм обучения в КурскГТУ превышает 10 тыс. человек.

—На международном образовательном рынке очень жесткая конкуренция. Как вы ее выдерживаете?
— Действительно, конкуренция жесточайшая. Тем более что здесь уже очень давно работают такие государства, как США и Великобритания. Международная образовательная деятельность интересна для любой страны. Во-первых, она стимулирует развитие национального интеллектуального потенциала, ведь, чтобы привлечь иностранцев, надо повышать уровень собственного профессорско-преподавательского состава, развивать научные кадры. Во-вторых, приносит дополнительные средства в бюджет. Доля образовательной деятельности в ВВП некоторых стран достигает 15%. Увы, нам до такого очень далеко. И, в-третьих, эта работа имеет большое политическое значение: повышается престиж государства на международной арене, и, возможно, главное — таким образом мы воспитываем лояльное отношение иностранных граждан к нашей стране. Ведь, пожив в России в течение нескольких лет, вчерашний студент, возвращаясь домой, привозит с собой частичку нашей родины, и отныне Россия для него не пустой звук, она ему близка и дорога. Сразу скажу, что многие выпускники-иностранцы КурскГТУ занимают высокие государственные посты у себя на родине, возглавляют политические партии, есть среди них даже один премьер-министр.

Чтобы привлечь иностранцев, нам пришлось сделать очень многое. На первых порах я сам много ездил по миру, знакомился с коллегами из зарубежных вузов, российскими послами и консулами. Нашими проводниками за рубежом являются российские культурные центры, которые созданы при посольствах РФ во многих странах. В них устраиваются презентации российского образования в целом и нашего вуза в частности. Мы очень активно работаем и с иностранными посольствами в России, принимаем участие в их культурных мероприятиях, днях национальных культур.

Помимо этого, КурскГТУ участвует в международных проектах и программах в области гуманитарного образования. Ежегодно до 100 студентов и преподавателей вуза, а также наших зарубежных коллег принимают участие в программах межуниверситетского обмена.

Ну и конечно, не последнюю роль в привлечении новых учеников играют и наши иностранные выпускники. Они рассказывают у себя на родине о Курском государственном техническом университете и рекомендуют вуз своим знакомым.

— Что вы думаете о модернизации вузовского образования? Как оцениваете те меры, которые принимаются сегодня для достижения этой цели?
— Любая отрасль должна совершенствоваться, и сфера образования здесь не исключение. Нашей стране надо адаптироваться к мировому образовательному процессу. Мы впервые осознали необходимость введения у себя системы «бакалавр — магистр», когда к нам приехали первые зарубежные студенты и сказали, что им нужен диплом магистра, потому что со стандартным российским дипломом инженера их не примут на работу. Дело в том, что этот диплом ценится только в тех странах, где много выпускников наших технических вузов. Но таких стран не очень много. Мы ввели в КурскГТУ систему «бакалавр — магистр» задолго до того, когда этим начали комплексно заниматься на государственном уровне.

Проблема модернизации российского образования заключается в том, что, адаптируя отечественную систему к международной, перенимая зарубежный опыт, мы должны сохранить положительные моменты нашей классической системы, как говорится, не выплеснуть вместе с водой ребенка. В августе этого года в КурскГТУ приезжал ректор МГУ, председатель Союза ректоров России Виктор Антонович Садовничий. И он рассказал очень интересную вещь. Оказывается, сейчас более половины иностранных студентов, учащихся в МГУ, — китайцы. Знаете, что эти ребята отвечают, когда их спрашивают, почему они решили учиться в России? «Потому что у вас очень хорошее фундаментальное образование». Нам нельзя терять то, что пользуется признанным авторитетом во всем мире и чему, по правде сказать, завидуют многие иностранные вузы.

Наша беда, что мы никак не можем совместить фундаментальное образование и прикладную часть. Я считаю, что при переходе к системе «бакалавр — магистр» за основу нужно принять именно фундаментальное образование, от него должна идти дальнейшая узкая специализация, которую и надо модернизировать.

— Одно из направлений модернизации системы российского образования — это обеспечение его непрерывности. Я знаю, что КурскГТУ объединил вокруг себя множество образовательных учреждений, став своеобразным центром, вернее, ассоциацией непрерывного профессионального образования. Чем это было вызвано?
— Так мы готовим себе абитуриентов. Не скажу ничего нового, констатировав, что преподавание в средней школе фундаментальных дисциплин — математики, физики, химии, — не удовлетворяет требованиям ведущих технических вузов страны. Увы, но знания большинства выпускников школ не соответствуют тому, что должен знать наш первокурсник. Вот почему мы начали свою работу со средних школ, где наши преподаватели теперь ведут соответствующие группы и профильные классы, тесно сотрудничая в методическом плане с учителями.

В нашу систему непрерывного образования входят не только школы и лицеи, но и ПТУ, техникумы, колледжи и даже учебно-производственный комбинат.

— Ваш вуз одним из первых в стране озаботился политикой качества, подчинив ей всю свою деятельность.
— В 2003 году мы приступили к разработке и внедрению системы менеджмента качества, соответствующей международным стандартам ISO серии 9000:2000. Был изучен лучший опыт предприятий и вузов по внедрению таких систем, исследованы сильные и слабые стороны университета, разработаны и обсуждены всем коллективом вуза и приняты ученым советом Миссия, Видение, Политика и Цели в области качества, а затем проведены все требуемые процедуры. Весной этого года наша система менеджмента качества получила сертификат.

То, что мы внедрили у себя менеджмент качества, вовсе не дань моде, это необходимая мера, призванная обеспечить лидерство нашего университета в рыночных условиях. Сегодня на образовательном пространстве очень сильная конкуренция, и вузу недостаточно быть просто хорошим и авторитетным, надо быть лучшим, что невозможно без постановки системы менеджмента качества. Эффективность этого проекта уже ощутили и студенты, и преподаватели, и предприятия, которые берут на работу наших выпускников.

— КурскГТУ тесно сотрудничает с администрацией Курской области. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
— Я считаю, что технические университеты должны быть не только образовательными центрами, обеспечивающими подготовку кадров для региональной промышленности, но и активными участниками реализации крупных социальных проектов. Как правило, именно эти организации являются лидерами интеллектуальной и технологической поддержки структурных процессов развития своих регионов, именно там работает стабильное сообщество специалистов высшей квалификации с соответствующим менталитетом ответственности, способное решать стратегически важные вопросы.

В КурскГТУ ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования, результаты которых внедряются в хозяйство области. Между вузом и администрацией заключено соглашение о совместной деятельности, на основе которого нами были разработаны научно-технические программы «Реконструкция и развитие сельхозмашиностроения», «Управление качеством продукции» и «Энергосбережение». Кроме того, в прошлом году Курский государственный технический университет победил в конкурсе на разработку стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года.

Сейчас мы думаем о том, как на основе разработанных нами научно-технических программ создать в Курской области технопарк, специализирующийся на инновационных технологиях и производстве наукоемкой продукции. Конечно, другие регионы России, уже приступившие к созданию у себя таких технопарков, ушли далеко вперед, однако я уверен, что мы в состоянии их догнать.

— Если говорить о стране в целом, то складывается впечатление, что столь ценный интеллектуальный ресурс, как технические университеты, пока еще не в полной мере используется и региональными властями, и промышленными предприятиями.
— Да, мне тоже кажется, что процесс идет не очень активно. Однако не следует винить в этом только региональные администрации и местные предприятия. Виноваты обе стороны. К сожалению, многие университеты сегодня в основном сосредоточены на образовательном процессе и на других внутривузовских делах. Они не горят желанием выходить за пределы своего небольшого мирка. Ведь прикладные научно-технические программы — хлопотное дело. Их мало разработать, главное — внедрить. А внедрение редко проходит гладко, и не все преподаватели и ученые готовы с этим возиться.

Поэтому и многие инновационные разработки технических вузов остаются невостребованными. Вузы считают, что их дело — предложить. А предприятия, для которых предназначено ноу-хау, не готовы его внедрять, потому что не знают, будет ли этот интеллектуальный продукт работать в промышленности и понадобится ли он рынку. Каждый старается выживать поодиночке, что неправильно. Настало время действовать сообща, раз уж мы взяли курс на инновационное развитие экономики и инновационная составляющая, по словам Владимира Владимировича Путина, должна стать неотъемлемой частью развития нашего общества. Нам надо думать о будущем своей страны, а значит, об инновациях — иначе проиграем.

— КурскГТУ имеет статус университета, что обязывает ко многому и, главное, к комплексности обучения студентов. Как вы этого достигаете?
— Несмотря на то что у нас технический университет, здесь можно получить не только техническую специальность. Мы усиленно развиваем экономическое и юридическое направление и даже социологию и лингвистику.

— А откуда у вас лингвистика?
— В нашем вузе очень сильная кафедра русского языка. Она была создана для обучения иностранных студентов, но очень скоро выросла и в профессиональном, и в кадровом плане. Специалисты этой кафедры вышли с предложением открыть свою специальность. Я их поддержал. И, кстати, сегодня на нашем отделении лингвистики весьма приличный конкурс.

Я считаю, что гуманитарные специальности не только не мешают техническому вузу, но, наоборот, способствуют его развитию — это позволяет нам воспитать разностороннего человека, отличающегося широким кругозором и высоким интеллектом. Общение технарей и гуманитариев расширяет их мировоззрение.

Кроме того, мы даем не теоретическое, а прикладное образование, выпускаем специалистов, востребованных народным хозяйством. Причем иногда не просто отвечаем на потребности кадрового рынка региона, а опережаем их. Так, в прошлом году на кафедре истории была открыта новая специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Почему? Потому что, как я уже говорил, наши специалисты разрабатывали стратегию социально-экономического развития области и, оценивая инвестиционный потенциал региона в рамках этой стратегии, установили, что у Курской области есть хорошие предпосылки для развития туризма. Мы уверены, что через несколько лет туристический бизнес в нашей области будет развиваться очень интенсивно, а следовательно, понадобятся и соответствующие специалисты.

— Считается, что российское образование одно из лучших в мире. Но тогда почему же почти все работодатели, принимая на работу вчерашнего студента, просят его забыть все, чему учили в институте?
— Это больной вопрос для многих вузов, но для нас он никогда остро не стоял, и к нашим выпускникам такие просьбы не адресуются. Курский политех изначально был призван обеспечивать кадрами предприятия области. В начале 60-х годов здесь появилось сразу несколько промышленных гигантов всесоюзного значения — это знаменитые «Химволокно», Курский завод тракторных запасных частей, «Счетмаш», «Резинотехника», завод «Прибор», Михайловский ГОК, Курская атомная электростанция. Всем им требовались специалисты, а института, готовившего их комплексно, в Курске не было. Тогда в 1964 году начал создаваться наш вуз. В его строительстве принимали участие все предприятия региона, и связь вуза с ними никогда не прерывалась. Наши студенты и сегодня проходят практику на местных предприятиях. Здесь они пишут курсовые и дипломные работы. И конечно, многие работодатели присматривают себе будущих работников, пока те еще студенты.

— КурскГТУ удалось решить и собственные кадровые проблемы, что было сделано с помощью беспрецедентной для отечественного государственного вуза меры — строительства жилья для профессорско-преподавательского состава…
— Дело в том, что наш вуз задумывался как кампус, где в одном месте должны были сосредоточиться и учебные корпуса, и лаборатории, и административная часть, и общежития, и спортивно-досуговый комплекс. Что-то из этого сделать удалось, но потом наступили такие времена, что о дальнейшем строительстве пришлось забыть. В нашем же пользовании оставался довольно большой необустроенный участок земли. Мы поняли, что своими силами эту площадь университету не освоить, и приняли решение отдать часть ее стороннему застройщику, который обязался построить на ней жилые дома, а 20% площадей на безвозмездной основе передать университету. Сейчас построено два десятиэтажных дома, квартиры в которых получили наши ведущие сотрудники. Университет выделяет каждому доктору наук бесплатную трехкомнатную квартиру либо, по желанию человека, выплачивает ему ее стоимость. Квартиры распределяет комиссия ученого совета.

Сейчас мы собираемся строить еще три десятиэтажных дома. На конкурсе должна определиться строительная организация, которая за это возьмется. Так как жилья для сотрудников нам пока не требуется, а если кому-то оно и понадобится, то мы найдем на это средства, было решено, что победитель конкурса расплатится с вузом не квартирами, а тем, что построит новый учебный корпус.

Но предоставление квартир — не единственная мера, направленная на стимулирование наших научно-преподавательских кадров. Сегодня в КурскГТУ работает довольно много молодых, 25—26-летних, кандидатов наук. Это недавние магистры, решившие пойти в аспирантуру и защитившиеся досрочно. Тех из них, кто после защиты остался работать в вузе, мы стимулируем материально: в течение трех лет молодой ученый помимо зарплаты получает надбавку от вуза. А по прошествии трех лет он, как мы считаем, должен уже найти свою нишу в образовательном процессе и начать прилично зарабатывать без нашей помощи, благо что в университете такие возможности есть.

— Вы мастер спорта. Не вы ли «заразили» КурскГТУ здоровым образом жизни, ведь он считается одним из самых спортивных вузов в России?
— Не думаю, что спортивные победы университета — моя заслуга. В КурскГТУ спорт всегда неплохо развивался, я же, став ректором, просто поддержал это направление. Я считаю, что студенты должны быть здоровыми и, как уже говорил, разносторонне развитыми личностями. В КурскГТУ имеются все условия для того, чтобы человек открыл в себе новые грани: у нас одна из крупнейших в регионе библиотека, действуют различные кружки и ансамбли, развивается самодеятельность, а наша команда КВН «Прима» выступает в высшей лиге и известна всей стране.

Если же говорить о спорте, то нам действительно есть чем гордиться. Университет располагает прекрасно оборудованным крытым спортивным комплексом общей площадью 4 тыс. кв. м, и в нем неоднократно проводились общероссийские соревнования. Из 22 сотрудников кафедры физвоспитания 18 — мастера спорта, в том числе международного класса, и заслуженные мастера спорта. У нас работает около 20 секций по различным видам спорта, где трудятся тренеры российских сборных и олимпийские чемпионы. А по четырем видам спорта — тяжелой и легкой атлетике, дзюдо и фехтованию — студенты КурскГТУ стали признанными лидерами среди юниоров.


Иван Сафонович Захаров родился 25 октября 1942 года в Красноярском крае. В 1965 году окончил Томский институт радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭТ). После окончания аспирантуры в Томском государственном университете вернулся в ТИРиЭТ, где защитил докторскую диссертацию и работал до 1988 года, пройдя все ступени карьерной лестницы — от ассистента до заведующего кафедрой «Диэлектрики и полупроводники». В 1988 году перешел на работу в Курский политехнический институт (сейчас Курский государственный технический университет) на должность заведующего кафедрой «Конструирование и технология электронно-вычислительных средств» и одновременно проректора по научной работе. С 2002 года — ректор КурскГТУ.
И.С. Захаров — автор более 450 научных трудов, обладатель свыше 130 патентов на изобретения. Главный редактор всероссийского научного журнала «Телекоммуникации» и научного издания «Известия КурскГТУ». Действительный член Международной академии информатизации, Международной дипломатической академии и ряда международных и российских академий. Удостоен многих государственных и общественных наград, среди которых орден Дружбы, знаки «Почетный работник высшего образования», «Заслуженный деятель науки и техники РФ», звание «Ректор года 2005» и ряд других.

Курский государственный технический университет — комплекс в форме ассоциации непрерывного многоуровнего профессионального образования, объединяющий более 20 средних общеобразовательных школ, пять профессиональных училищ, более десяти техникумов и колледжей.
В университете проходят обучение свыше 10 тыс. студентов. Подготовка проводится по 44 специальностям и 18 направлениям, в том числе по 11 программам магистратуры.
По итогам работы за 2005 год по результатам международного конкурса «Европейское качество» КурскГТУ вошел в число 100 лучших вузов России. Неоднократно становился лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Образование», дипломант и лауреат конкурса Министерства образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».
КурскГТУ принимает активное участие в работе российско-венесуэльской, российско-перуанской и российско-чилийской межправительственных комиссий по разделу «Образование», в международных проектах «Славянское содружество» и «Ассоциация славянских университетов». Это единственный технический университет России, включенный в состав Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству с Латинской Америкой (НК СЭСЛА).
За последние пять лет в спорткомплексе университета проведено около 200 спортивных соревнований национального и международного уровня, в том числе два первенства России по тяжелой атлетике. В четырех видах спорта (легкая атлетика, тяжелая атлетика, фехтование на рапирах, дзюдо) КурскГТУ является лидером студенческого спорта России.
Команда «Прима» Курского государственного технического университета второй год подряд становится финалистом высшей лиги КВН.