Леонид РЕЙМАН: развитие ИКТ обеспечит лидерство России


Текст | Юрий Кузьмин
Фото | Наталья Пустынникова

Отечественная отрасль ИКТ в последние годы развивается очень активно, что, по мнению многих экспертов, способно благотворно повлиять на позиции нашей страны в мировой экономической системе. Уверен в этом и министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. О потенциале вверенной ему отрасли, мерах по ее поддержке и стратегии построения в России информационного общества он рассказал нашему журналу.

— Леонид Дододжонович, сегодня, по прошествии достаточно длительного периода упадка, Россия стремится добиться опережающего экономического роста, используя свой высокий интеллектуальный потенциал и достижения высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит отрасли ИКТ. Расскажите, пожалуйста, что в настоящее время происходит в развитии инфокоммуникационной инфраструктуры страны.
— Начну с развития телекоммуникационной отрасли. На рубеже 80—90-х годов прошлого века наша страна значительно отставала от мировых держав по разным показателям, в том числе и в этой сфере. Однако в период с 1999 по 2007 год в России удалось сделать многое, чтобы существенно сократить разрыв. В настоящее время область телекоммуникаций развивается особенно активно. Так, если в 1999—2000 годах количество заявлений граждан на установку домашнего телефона превышало 6 млн единиц, то сегодня их около
1 млн. К тому же в некоторых регионах страны, например в Санкт-Петербурге, Мурманской области, установка домашнего телефона осуществляется в течение нескольких недель. Хотя нормы позволяют предоставлять данную услугу в срок до шести месяцев. Сегодня в России плотность обеспеченности россиян фиксированной телефонной связью составляет более 30 телефонных аппаратов на 100 жителей. В 2000 году насчитывалось свыше 22 телефонных аппаратов на
100 жителей.
Еще более бурными темпами развивается мобильная связь. Как вы помните, эта услуга появилась в нашей стране в начале 90-х годов. Численность абонентов первых операторов сотовой связи тогда увеличивалась примерно на
400 человек в год. В конце 1999 —
начале 2000 года в стране было более
1 млн абонентов. На сегодня число
абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной связи, превышает 160 млн.
В настоящее время стремительно развиваются технологии мобильной связи. Так, в 90-х годах операторы строили сети на оборудовании сотовой связи первого поколения. Сейчас активно развивается второе поколение мобильной связи. Весной 2007 года были выданы лицензии на предоставление услуг связи третьего поколения (3G).
В телекоммуникационном секторе очень многое сделано в области нормативного правового регулирования и совершенствования инфраструктуры. Позитивные изменения в отрасли произошли также благодаря российским операторам, осуществляющим свою деятельность с использованием передовых технологий и с учетом лучшего мирового опыта.
В целом я бы выделил два этапа развития телекоммуникационного рынка в России. Первый — это увеличение количества услуг. Второй этап, свидетелями которого мы являемся сейчас, — этап введения определенных стандартов по обеспечению услугами связи населения страны.
В Москве и Санкт-Петербурге количественный уровень всех телекоммуникационных услуг очень высок. По беспеченности ими населения этих и других крупных городов России мы уже сравнялись с европейскими странами. В то же время десятки тысяч населенных пунктов страны не имеют вообще никакой связи. Поэтому в прошлом году мы приступили к реализации программ, которые позволят нам решить проблему. В первую очередь я имею в виду механизм универсального обслуживания. Благодаря использованию этого механизма проблема телекоммуникационного дисбаланса была успешно решена в ряде государств Европы и Америки.
Сегодня с помощью механизма универсального обслуживания в труднодоступных населенных пунктах России, не имеющих связи, устанавливаются таксофоны по принципу «шаговой» доступности. Всего к концу 2008 года планируется установить более 4 тыс. таксофонов. Таким образом, к началу 2009 года в стране не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта.
В 2010 году мы планируем расширить состав универсальной услуги, прежде всего в сельской местности, предусмотрев массовую телефонизацию домохозяйств. Также предполагается обеспечить развитие цифровой инфраструктуры широкополосного доступа населения к сети Интернет на всей территории страны. Кроме того, в местах, где проживает более 500 человек, создаются пункты коллективного доступа в Интернет.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечить к 2010 году 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны и в три раза увеличить число пользователей услуг широкополосного доступа к сети Интернет.
Если же говорить в целом об отрасли ИКТ, то она сохраняет свое динамичное развитие в течение последних нескольких лет. Общий объем сектора ИКТ в 2006 году составил около 1 трлн
161 млрд руб., что на 20% больше, чем
в 2005 году. По сравнению с 2005 годом рынок почтовой связи вырос на 27,4%, электросвязи — на 21%. Кроме того, в 2006 году сегмент домашнего потребления ИКТ-услуг впервые сравнялся с некоторыми отраслевыми секторами и даже превысил корпоративный сегмент потребления.

— А есть ли в отечественной отрасли ИКТ сегменты, где Россия не просто сравнялась с передовыми странами, но даже в чем-то превзошла их?
— Конечно. Это область информационных технологий — создание программного обеспечения и оказание услуг в этой сфере. В прошлом году объем экспорта российского рынка информационных технологий достиг $1,8 млрд.
Ряд отечественных фирм создает продукты, которые пользуются колоссальным спросом за рубежом. Здесь можно вспомнить мирового лидера в области
3D-технологий компанию Parallel
Graphics, ведущую свою историю от
основанной в Москве фирмы «ПарaГраф», компанию «1С», «Лабораторию Касперского». Девять из десяти крупнейших мировых хостинг-провайдеров для управления виртуальными серверами используют программное обеспечение компании SW Soft, все разработки которой делаются в Новосибирске российскими программистами.
Отечественные компании успешно конкурируют с зарубежными на мировом рынке IТ-продуктов и услуг. Услугами наших разработчиков пользуются международные компании Intel, Microsoft, Motorola, Sun Microsystems, Boeing, IBM, Bank of America, Xerox, Samsung Electronics, Nortel Networks. Список можно еще продолжать. Российские разработчики научились создавать уникальные и надежные программные решения, аналоги которых западные корпорации предложить не могут. И эти решения не только востребованы, но и конкурентоспособны на мировом рынке.
В развитии российского рынка производства программного обеспечения и технологий можно выделить три этапа. На первом — он был в 90-х годах — талантливые российские программисты уезжали из страны и работали в крупных иностранных фирмах. Как вы знаете, и сейчас за рубежом трудится очень много программистов, являющихся нашими соотечественниками.
Второй этап мы наблюдаем сейчас. Нам удалось сломить тенденцию «утечки мозгов». Это стало возможным во многом благодаря реализации программ, предусматривающих государственную
поддержку IT-сектора, в частности программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», принятой в прошлом году. Сегодня российские программисты работают на Родине, но при этом выполняют заказы преимущественно иностранных компаний.
Считаю, что настало время переходить к третьему этапу, когда новые технологии и интеллектуальные продукты, с которыми можно выходить на мировой рынок, будут создаваться в России отечественными компаниями. Уверен, что здесь наша страна может не только занять определенную нишу, но и стать одним из лидеров.
Этот вопрос поднимался в конце июля на заседании Совета безопасности РФ, где обсуждалась стратегия развития информационного общества в России. Над этой темой очень активно работает первый вице-премьер Сергей Борисович Иванов. Думаю, что в целях продвижения высокотехнологичной продукции на международный рынок необходимо разработать специальную программу, где мы обозначим некоторые точки роста и стратегически перспективные на мировом рынке технологии. Это позволит нашей стране создавать конкурентоспособную продукцию на экспорт.

— Задачу формирования инновационной экономики России, в частности, поможет решить государственная программа развития технопарков. Что уже сделано в ее рамках?
— Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» вызвала огромный интерес и со стороны рынка, и со стороны субъектов Федерации. Многие отечественные компании живо откликнулись на призыв и готовы работать в рамках технопарков. Я хотел бы также поблагодарить глав российских регионов, активно включившихся в эту работу. В частности, губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского, президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева.
Проект создания технопарков имеет особое значение. Он позволит сформировать инфраструктуру поддержки инновационного развития страны. Именно в технопарках научные открытия будут превращаться в продукты. Это точки, где сходятся воедино наука, образование и бизнес, где происходит
превращение идеи в товар.
В рамках государственной программы первые технопарки создаются в семи пилотных регионах страны: в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Татарстане. У каждого из них своя специализация. Например, технопарк в Тюмени сосредоточится на нефтегазовом сервисе, там будут создаваться инновационные технологии для ТЭК. Приоритетными направлениями разработок технопарка в новосибирском Академгородке
должны стать биотехнологии, информационные технологии, силовая электроника и научное приборостроение.
Технопарк в подмосковной Черноголовке займется проектами в сфере нанотехнологий, производством новых
лекарств, а другой технопарк в Моcковской области, Дмитровский, —
программным обеспечением. Обнинский технопарк в Калужской области сосредоточится на информационных технологиях, биотехнологиях, фармацевтике и нанотехнологиях.
Специализация технопарка на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича — технологии передачи данных, телевизионные системы и силовая электроника. В Нижегородской области технопарк будет заниматься информационно-коммуникационными технологиями, приборостроением, машиностроением,
разработкой новых материалов. Технопарк в Татарстане — биотехнологиями и технологиями нефтехимии.
Первые результаты реализации программы уже получены. Уже работает технопарк в Черноголовке. Заканчивается строительство технопарков в Тюменской области и Татарстане, они начнут действовать в следующем году. Остальные объекты на стадии проектирования. Масштабное строительство начнется в следующем году. Думаю, основная часть российских технопарков заработает в 2009 году.
На строительство и создание инфраструктуры технопарков сейчас выделяются значительные бюджетные средства. Крупные субсидии идут и из субъектов Федерации. Однако мы рассчитываем, что частные инвестиции в пять — восемь раз превысят средства, выделяемые центром и регионами.

— Технопарки должны обеспечить инфраструктурную поддержку развития высокотехнологичных предприятий. А требуется, на ваш взгляд, IT-компаниям государственная поддержка?
— Несомненно, требуется. Мировой рынок информационных технологий растет очень быстро, опережая даже такие перспективные отрасли, как нефтедобыча и металлообработка. Поэтому доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП всех государств, которая и так довольно
значительная, будет в дальнейшем увеличиваться. Для активного развития российских высокотехнологичных компаний в соответствии с тенденциями рынка необходима государственная поддержка. Без нее отечественные IT-фирмы смогут, конечно, продолжить свое развитие, но в этом случае их темпы окажутся недостаточными для поддержания конкурентоспособности российской экономики в целом.
Некоторые меры государственной поддержки высокотехнологичных компаний действуют и сегодня. В частности, это касается определенных льгот по налогообложению для IT-компаний, которых нам удалось добиться в
2006 году. Поправки в Налоговый кодекс были закреплены соответствующим федеральным законом от 27 июля 2006 года. Закон вступил в силу 1 января текущего года. Однако принятые льготы, на наш взгляд, не в полной мере решают задачу создания специального налогового режима для IТ-компаний. Поэтому Мининформсвязи России планирует продолжить работу в данном направлении. У нас есть взаимопонимание по этому вопросу с Министерством экономического развития и торговли РФ. Надеюсь, нам удастся усилить государственную поддержку отрасли.

— А что делается для более эффективного использования ИКТ в деятельности органов государственной власти? Как продвигается работа по формированию «электронного правительства»?
— В августе текущего года Правительство РФ одобрило Концепцию формирования «электронного правительства» до 2010 года, разработанную Мининформсвязи России. Ее главная идея — объединить все инструменты межведомственного взаимодействия, закрепленные в новой редакции федеральной целевой программы «Электронная Россия», с задачами информатизации деятельности органов государственной власти. В концепции заложен принцип «одного окна», который позволит снизить общее количество посещений гражданами органов власти, сократит время ожидания в очередях, ускорит процесс рассмотрения и оформления необходимых документов и межведомственных согласований.
Хочу подчеркнуть, что основой для формирования «электронного правительства» является ФЦП «Электронная Россия», новая редакция которой была принята в прошлом году. Главные задачи программы — обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия; построение единой информационной вертикали государственного управления; повышение доступности государственных услуг для населения и организаций; повышение уровня квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ.
Реализация концепции формирования «электронного правительства» позволит решить сложную задачу, связанную с обеспечением технологической возможности информационного взаимодействия различных ведомственных и государственных информационных систем.
В 2007 году началось формирование инфраструктуры для создания системы электронного обмена документами между ведомствами. И некоторые федеральные органы исполнительной власти уже работают с ним в опытном режиме. В частности, наше министерство пользуется электронным обменом документами с МЭРТ, аппаратом правительства. Систему электронного документооборота мы будем строить и в 2008 году.
Что же касается отношений между государством и гражданами, то нам следует развивать сектор предоставления государственных услуг с использованием сети Интернет, что в значительной степени базируется на пунктах коллективного доступа, о которых я уже говорил.
С увеличением количества таких пунктов доступность электронных услуг, предоставляемых государством гражданам, возрастет.
В соответствии с концепцией формирования «электронного правительства» к 2010 году будет обеспечен полный перевод в электронный вид десяти наиболее значимых государственных услуг, например заполнение бланков на оформление персональных документов (паспортов, водительских лицензий), различных детских пособий, заполнение квитанций на оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения. Ожидается, что к 2010 году все федеральные и региональные органы власти будут иметь центры телефонного обслуживания населения, интернет-сайты, соответствующие единым требованиям, а также системы управления
по результатам.

— Какими признаками информационного общества обладает сегодня Россия?
— Мы давно уже, хотим того или нет, живем в информационном обществе. Бурное развитие ИКТ, Интернета, телевидения, средств передачи данных изменило нашу жизнь. Правда, должен отметить, что поток информации сегодня в России по большей части односторонний, он направлен к потребителю, гражданину. Нет обратной связи — от населения к органам государственной власти. Наша задача сделать так, чтобы этот процесс был интерактивным.
Более того, граждане страны должны максимально использовать возможности, которые предоставляют информационные технологии, а это подразумевает преодоление информационного неравенства.
Не нужно также забывать о том, что использование информационных технологий имеет и негативную сторону. Это в первую очередь касается вопросов информационной безопасности и чисто психологических аспектов, связанных с компьютерной зависимостью, которой подвержены многие представители молодого поколения.
Стратегия построения информационного общества в России, утвержденная на заседании Совета безопасности в июле этого года, направлена на то, чтобы придать процессу развития информационных технологий в нашей стране практический и позитивный характер. Наша задача — максимальным образом использовать позитивные возможности информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни человека (экономике, культуре, образовании, социальной жизни) и минимизировать негативные аспекты.