КПД-43


Александр Высоцкий,
политический обозреватель

28 июня президент Владимир Путин подписал указ № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Утверждена методика оценки работы региональных властей. В первую очередь это касается губернаторского корпуса.
Как известно, лес рубят — щепки летят. Вводя фактическое назначение губернаторов, федеральный центр должен был осознавать, что такой шаг способен привести к потере обратной связи между губернатором и вверенным ему регионом. Ведь отныне лояльность Кремлю могла превалировать над реальными результатами работы губернатора, от которых зависели бы симпатии местных избирателей.
По всей видимости, именно желанием не допустить подобного развития событий и продиктовано появление на свет нового указа. В документе перечислено целых 43 критерия эффективности, некоторые заслуживают того, чтобы присмотреться к ним повнимательнее.

№ 1
Под первым номером стоит «Объем валового регионального продукта». Формулировка не совсем корректная, так как для оценки эффективности работы местных властей важнее динамика роста валового продукта. Но и этого не всегда достаточно. Учитывая сырьевой характер российской экономики, особую значимость приобретает не темп, а качество роста. Однако о нем в указе нет ни слова.

№ 2
«Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека» — вот это уже интереснее. Подчеркивается приоритетность инвестиций в реальную экономику, а не цифр по банковским кредитам и портфельным инвестициям. Хотя здесь и не говорится о динамике роста инвестиций, тем не менее этот показатель может довольно наглядно характеризовать инвестиционный климат в регионе.

№ 7
Ключевой показатель для современной России — уровень смертности: «Смертность населения: младенческая; от 1 года до
4 лет; от 5 до 9 лет; от 10 до 14 лет; от
15 до 19 лет; материнская; в трудоспособном возрасте — всего, в том числе по трем основным причинам; в результате дорожно-транспортных происшествий».
Опять же нельзя не задаться вопросом, почему ничего не сказано о динамике — в данном случае демографических процессов. Однако даже в нынешнем виде этот критерий поможет понять, какова в действительности природа той аномально высокой смертности, которая стала бичом нашей страны. Важно, что в документе предусматривается необходимость учета не просто уровня смертности, но и ее основных причин. Не менее существенно, что отдельной строкой прописаны дорожно-транспортные происшествия. Все это позволяет вскрыть целый «букет» проблем, причем не только демографических, но и в сфере транспорта, здравоохранения, касающихся, в частности, борьбы с алкоголизмом и курением.

№ 19
Жилищная проблематика также затронута в президентском указе. Под номером 19 идет «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, — всего, в том числе введенная в действие за год».
Как известно, жилищный вопрос в наше время портит не только москвичей. Недаром программа «Доступное жилье» входит в число приоритетных национальных проектов. Конечно, объем жилья, введенного в эксплуатацию, является значимым показателем. Однако при нынешней ситуации на российском рынке недвижимости он вряд ли способен отражать реальную картину с повышением доступности жилья для основной массы населения. Строят у нас активно, да вот только монополизированный рынок недвижимости никак не реагирует на повышение предложения: цены либо растут, либо не меняются, оставаясь запредельными для подавляющего большинства россиян.

№ 24
«Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство» — это уже камень в огород бюрократов. Безусловно, разного рода административные барьеры играют свою роль в формировании цен на жилье.

№ 31
«Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта» — вот поистине важный показатель. Не секрет, что по доле малого и среднего бизнеса в ВВП мы безбожно отстаем от развитых экономик, где на данный сектор приходится 60—80% валового продукта. И, несмотря на все заявления правительства, мало что предпринимается для изменения текущего положения дел.
А ведь малый и средний бизнес — та основа, на которой только и может зиждиться благосостояние населения, реальный средний класс.
Именно поэтому обращает на себя внимание тот факт, что в указе речь идет о доле малого предпринимательства в ВРП, а не, скажем, об объеме его господдержки (как в недавно принятом федеральном законе о поддержке малого и среднего бизнеса) или даже росте числа малых предприятий, хотя и это немаловажно.

№ 35
В условиях провалившейся административной реформы и неуклонного роста числа чиновников вызывают беспокойство колоссальные расходы казны на содержание госаппарата. В бюджете нынешнего года, напомним, эта статья занимает «почетное» второе место, лишь немного уступая расходам на оборону. «Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона» — так называется критерий эффективности № 35. Очевидно, что если в каком-то из субъектов зарплаты или численность чиновников окажутся чрезмерно высоки, то с помощью сравнительного анализа это можно будет выявить.

№ 43
Наконец, последний, 43-й, пункт, он обещает стать едва ли не главной головной болью для губернаторов. Далеко не все из них способны похвастать заоблачными рейтингами поддержки среди населения. Вот почему «Удовлетворенность населения деятельностью органов власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных)» может служить едва ли не лучшим показателем действительного положения дел в регионе.

Не без иронии
Часть обнародованных «заповедей» вызывает ироническую, а подчас недоуменную улыбку. Например, не совсем понятно, что характеризует такой показатель, как «Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего» (пункт № 8 указа). Видимо, уровень здравоохранения, да и то не факт.
Пункт № 11 («Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене») призван демонстрировать качество школьного образования в регионе. Но если эта цель и будет достигаться, то лишь отчасти; помеха тому — коррупция и/или ляпы с ЕГЭ.
«Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений» (№ 17) — данный показатель вряд ли способен отразить степень популярности физической культуры и спорта, ведь те или иные массовые «культурно-досуговые мероприятия» не решают проблемы обеспечения населения возможностью заниматься спортом на регулярной, «будничной» основе.
Много шутливых замечаний спровоцировал пункт № 18: «Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения».
И действительно, думается, это не самый объективный критерий как читательской активности, так и доступности литературы для населения.

Информация к размышлению
Наивно было бы полагать, что указ коренным образом изменит характер отношений федеральных и региональных властей. Приходится признать, что судьба тех или иных губернаторов в минимальной степени окажется зависима от значений упомянутых в указе показателей. В конце концов, недобор по одним критериям всегда можно компенсировать отличными результатами по другим.
Губернаторам навряд ли стоит опасаться, что те или иные низкие показатели автоматически приведут к их снятию или, того хуже, к «утрате доверия». От последнего, как
известно, недалеко и до какого-нибудь уголовного дела. Поэтому политические мотивы останутся основными. Такие региональные «тяжеловесы», как Валентина Матвиенко, Александр Хлопонин и ряд других, вероятнее всего, не сочтут нужным слишком часто оглядываться на «43 заповеди».
Однако и тут не все столь однозначно. Большинство губернаторов зависят сегодня буквально от того, с «какой ноги встанет» центр. Возможно, это иногда вредит работе, но имеются и плюсы. У нынешнего президента одни политические союзники, у следующего будут другие. И те из губернаторов, которые сегодня чувствуют себя за Владимиром Путиным как за каменной стеной, уже через несколько месяцев могут оказаться в совершенно новом для себя положении. Цифры же — вещь упрямая, и подсчет показателей продолжится независимо от политических предпочтений. В свою очередь, откровенные провалы в принципиальных вопросах развития регионов не прибавят никому из губернаторов уверенности в себе. Это дает основание надеяться, что работа глав субъектов РФ приобретет б?льшую социально-экономическую направленность, хотя бы на первом этапе.
Значение нового «досье» весьма существенно и с учетом того, что в последнее время широкое распространение получила практика назначения «варягов» в различные субъекты Федерации. В связи с этим губернаторы заинтересованы в формировании собственного положительного «резюме», которое может обеспечить стабильность их политической карьеры даже при условии «перехода на другую работу».