Деньгами по бездорожью


Анастасия Саломеева

Похоже, российские власти всерьез взялись за решение одной из наших вечных проблем — бездорожья. На совершенствование дорожной инфраструктуры планируется выделить довольно большие средства. Однако для того чтобы справиться со столь сложной головоломкой как российские дороги, только государственного финансирования, пусть и беспрецедентного, явно недостаточно.

Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает 900 тыс. км. В то же время, по оценкам экспертов, для удовлетворения социально-экономических потребностей страны она должна составлять как минимум 1,5 млн км. Кроме того, на фоне растущей автомобилизации населения России пропускная способность наших дорог с каждым годом становится все меньше. По статистике Министерства транспорта РФ, лишь 37% федеральных и 20% региональных автодорог России сегодня соответствуют эксплуатационным нормам. Ситуация же на муниципальном уровне уже сейчас характеризуется как критическая. При этом несовершенство дорог страны оказывает негативное влияние на большинство отраслей отечественной экономики.
Старт к тому, чтобы развитие дорожной сети превратилось в одну из первоочередных задач законодательной и исполнительной власти России, был дан президентом Владимиром Путиным, подробно остановившимся в своем ежегодном послании Федеральному собранию на проблемах транспортной инфраструктуры и в том числе на весьма невысоком уровне российских автотрасс. «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП. Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год», — сказал президент.
О том, что с дорогами надо что-то делать, Владимир Путин говорил неоднократно, но его апрельское выступление содержало не просто констатацию факта и указание на то, что проблему нужно решать, а конкретный план действий. Он предусматривает, во-первых, увеличение государственных расходов на развитие улично-дорожной сети. Во-вторых, разработку и утверждение программы развития дорожной сети до 2015 года. В-третьих, строительство федеральных трасс и реконструкцию дорог, формирующих международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям Север — Юг и Центр — Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. И наконец, в-четвертых, формирование правовой базы, предполагающей новые способы финансирования строительства и эксплуатации дорог.

Курс на юг
Отдельно в этом выступлении президент остановился на состоянии трассы Москва — Дон, печально известной регулярно происходящими на ней авариями с летальным исходом. Федеральная дорога М4 «Дон» — одна из самых аварийноопасных в стране. По данным руководителя Росавтодора Олега Белозерова, озвученным на одной из его пресс-конференций в мае 2007 года, здесь выявлено 387 участков концентрации ДТП, из которых 12 относятся к категории очень опасных. Эта дорога пересекает территорию семи субъектов Российской Федерации и обеспечивает транспортные связи Центрального, Северо-Западного, значительной части Приволжского федеральных округов с югом России, портами Черного и Азовского морей, крупнейшими курортами страны.
В течение последних лет трасса М4 находилась в состоянии перманентной реконструкции. Однако, похоже, теперь для нее наступили счастливые времена. В ближайшие два года основные средства и силы российских дорожников будут брошены именно сюда, поскольку реконструкция трассы Москва — Дон — своего рода пилотный проект по маршрутной реконструкции федеральных дорог. Полученный опыт планируется использовать для модернизации других крупных магистральных дорог страны.
Несколько месяцев назад разработана программа ускоренного развития автомагистрали на 2007—2009 годы. Для решения этой задачи необходимо ввести в эксплуатацию 430 км автодороги и около 14 тыс. м искусственных сооружений. На реализацию проекта на период 2007—2009 годов выделены средства в размере 102,7 млрд руб.

Средства найдутся
Из всех названных мер на сегодняшний день более или менее решен вопрос государственных инвестиций, которые обещают быть весьма масштабными, особенно на фоне явного недофинансирования отрасли, накопившегося за несколько предыдущих лет (залатать эту дыру не смогло и увеличение расходов федерального бюджета на дороги, которое наблюдалось с 2005 года). В соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» объем финансирования дорожного хозяйства существенно увеличится.
Если в 2007 году на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог было выделено 192 млн руб., то на 2008 год запланировано уже 249 млрд, а на 2009-й — 260 млрд. Однако только этими суммами государственные инвестиции в дорожную отрасль не исчерпываются: около 50 млрд руб. будет ежегодно направляться на содержание автодорог, а еще 80 млрд поступят в субъекты Федерации в виде субвенций на ремонт региональных трасс. Кроме того, в нынешнем году на капитальный ремонт мостовых переходов и развитие дорожных сетей крупных городов, а также на ремонт упомянутой в президентском послании автодороги М4 «Дон» отдельной строкой из федерального бюджета выделяется еще 100 млрд руб.
Впрочем, даже этих средств на то, чтобы сделать российские дороги если не идеальными, то хотя бы вполне приемлемыми, мало. Так, на состоявшемся 14 июня заседании Правительства РФ, где обсуждались новые механизмы финансирования строительства и эксплуатации автодорог, министр транспорта Игорь Левитин заметил, что для решения проблемы состояния дорожной сети необходимо довести объем финансирования дорожного хозяйства не менее чем до 2,5—2,7% ВВП. Пока же до этого далеко, и даже в 2008 году, когда отчисления на данную сферу серьезно увеличатся и, по оценкам экспертов, дорожная отрасль сделает рывок в своем развитии, их общая сумма не приблизится и к 2% ВВП.
Изыскать дополнительные средства кабинет министров намерен с помощью инвестиционных проектов, предусматривающих прежде всего создание платных автодорог. При этом правительство ссылается на опыт зарубежных стран, где появление платных дорог помогло решить проблемы модернизации дорожной инфраструктуры, повысить уровень ее транспортно-эксплуатационного состояния, способствовало ускоренному развитию автомагистралей и региональных дорог. Планируется, что проекты создания платных автомобильных дорог будут предусматривать не только организацию сбора платы с пользователей, но и формирование эффективной системы управления дорожным движением, направленной на регулирование и оптимальное распределение транспортных потоков, повышение безопасности движения, улучшение качества услуг, предоставляемых пользователям. Особое значение здесь придается частно-государственному партнерству.
18 августа Правительством РФ было утверждено два инвестиционных проекта, проектная документация по которым разрабатывается за счет средств Инвестиционного фонда. Речь идет о двух участках трассы М4 «Дон», а именно об участках 21—117 км и 330—464 км (стоимость этого проекта составляет 186,6 млн руб.), и трассе Краснодар — Абинск — Кабардинка (стоимость проекта — более 1,5 млрд руб.). Следует отметить, что в Липецкой области уже с 1999 года 23-километровый участок трассы «Дон» работает на платной основе. И даже несмотря на свое не самое лучшее состояние, он пользуется большой популярностью у автомобилистов, поскольку проезд по альтернативной бесплатной дороге менее комфортен и более долог.

Без законов далеко не уедешь
Однако главная проблема дорожной отрасли связана не с финансовой, а с организационно-правовой сферой. В действующем законодательстве РФ об автомобильных дорогах имеются серьезные пробелы и противоречия, в нем много устаревших положений. Кроме того, в течение довольно продолжительного времени России как-то удавалось существовать без единого федерального закона, регулирующего автодорожную отрасль. Недавно ситуация поменялась: незадолго до летних каникул депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект «Об автомобильных дорогах в РФ», устанавливающий единые правовые основы на весь цикл — от проектирования до эксплуатации автодорог. Он направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием, эксплуатацией и использованием всех автомобильных дорог в РФ. Впервые в истории российского законодательства автомобильные дороги классифицированы в зависимости от форм собственности, что в свою очередь определяет субъект и уровень ответственности за использование и содержание дорог. Однако главные баталии по поводу проекта еще впереди — это один из 35 приоритетных законопроектов, который предстоит рассмотреть парламентариям в рамках осенней сессии.
Скорее всего, наиболее активное обсуждение развернется вокруг той части, где говорится о платных дорогах, как уже было во время первых слушаний. В соответствии с законопроектом платные автодороги могут открываться только при наличии альтернативного бесплатного проезда и должны находиться в государственной собственности. При этом в финансировании их строительства могут принимать участие частные инвесторы.
Что же касается базовых документов, по которым должна вестись модернизация отечественной дорожной инфраструктуры, то сегодня над ними идет активная работа. В частности, правительством была переутверждена федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», внесен ряд принципиальных изменений в подпрограмму «Автомобильные дороги» (увеличен объем финансирования содержания федеральных автомобильных дорог, изменены показатели по ряду объектов строительства и реконструкции федеральных дорог и т. д.). Минтранс активно работает над проектом новой ФЦП «Развитие транспортной системы России. 2010—2015», значительное внимание в которой будет уделено мерам по совершенствованию сети дорог страны.