Локомотив авиационной корпорации


Текст Дмитрий Александров

Компания «Сухой» становится одним из ведущих научно-производственных
звеньев Объединенной авиастроительной корпорации.

В 2006 го­ду ин­те­гра­ция авиа­строи­тель­ной от­рас­ли пе­ре­шла в прак­ти­че­скую фа­зу — бы­ла соз­да­на Объ­е­ди­нен­ная авиа­строи­тель­ная кор­по­ра­ция, в со­став ко­то­рой во­шли все раз­ра­бот­чи­ки, про­из­во­ди­те­ли во­ен­ной и гра­ж­дан­ской авиа­ци­он­ной тех­ни­ки, про­из­во­ди­те­ли дви­га­те­лей, при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния и ма­те­риа­лов для са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов.

Она объ­е­ди­ни­ла все на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские, опыт­но-кон­ст­рук­тор­ские и про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­сти в об­лас­ти авиа­строе­ния на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Но при этом не­пра­виль­но бы­ло бы го­во­рить о воз­ро­ж­де­нии Ми­ни­стер­ст­ва авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти под но­вым на­зва­ни­ем. За­да­ча кор­по­ра­ции — не за­ме­нить со­бой сло­жив­шие­ся в от­рас­ли ры­ноч­ные струк­ту­ры, а усо­вер­шен­ст­во­вать ус­ло­вия их ра­бо­ты, ин­тег­ри­ро­вать по­тен­циа­лы, как кон­ст­рук­тор­ские и про­из­вод­ст­вен­ные, так и фи­нан­со­вые, по­мочь бо­лее эф­фек­тив­но вы­сту­пать от име­ни Рос­сии на ме­ж­ду­на­род­ном авиа­ци­он­ном рын­ке.

Авиа­ци­он­ная хол­дин­го­вая ком­па­ния «Су­хой», кон­тро­ли­рую­щая чет­верть ми­ро­во­го авиа­ци­он­но­го рын­ка бое­вых са­мо­ле­тов, интег­ри­рую­щая ОКБ и два про­из­вод­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ния се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва, вы­сту­па­ет глав­ным зве­ном Объ­е­ди­нен­ной авиа­строи­тель­ной кор­по­ра­ции. С 1996 по 2006 год ко­ли­че­ст­во са­мо­ле­тов Су-27, по­став­лен­ных за­каз­чи­кам, учи­ты­вая ли­цен­зи­он­ное про­из­вод­ст­во, пре­вы­си­ло 380 еди­ниц.

От­ме­тив­ший в про­шлом го­ду свое де­ся­ти­ле­тие хол­динг яв­ля­ет­ся ве­ду­щим по­став­щи­ком бое­вых са­мо­ле­тов как для рос­сий­ских Воо­ру­жен­ных сил, так и для ино­стран­ных го­су­дарств: Ин­дии, КНР, Ма­лай­зии, Ал­жи­ра, Ве­не­су­элы и дру­гих стран. В пе­ри­од с 2001 по 2006 год про­изо­шел трех­крат­ный рост экс­порт­ных по­ста­вок ис­тре­би­те­лей «Су» по срав­не­нию с 1996—2000 го­да­ми (с 88 до 272 са­мо­ле­тов).

Кро­ме то­го, «Су­хой» вы­сту­пил ав­то­ром глав­но­го рос­сий­ско­го про­ек­та в об­лас­ти со-
з­да­ния гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­та — ре­гио­наль­но­го са­мо­ле­та «Су-100» (Superjet). Соз­да­ние и ор­га­ни­за­ция вы­пус­ка это­го са­мо­ле­та фак­ти­че­ски при­об­ре­ли ста­тус на­цио­наль­ной про­грам­мы.

Се­го­дня ком­па­ния ве­дет два пер­спек­тив­ных про­ек­та, ко­то­рые за­ни­ма­ют важ­ное ме­сто в пе­реч­не про­грамм ОАК: Superjet и бое­вой авиа­ци­он­ный ком­плекс пя­то­го по­ко­ле­ния. Они при­зва­ны сыг­рать ос­нов­ную роль в экс­порт­ном по­тен­циа­ле кор­по­ра­ции. Ком­па­ния, чей экс­порт сей­час на 95% при­хо­дит­ся на по­став­ки бое­вых ком­плек­сов, пла­ни­ру­ет до­ве­сти до­лю гра­ж­дан­ской про­дук­ции в сво­ей вы­руч­ке до 50%. Это про­изой­дет за счет зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния экс­порт­ных по­ста­вок пас­са­жир­ских авиа­лай­не­ров. Вы­рас­тет вос­тре­бо­ван­ность ком­плек­сов «Су­хо­го» и в Рос­сии — как в ВВС, так и в сфе­ре авиа­ци­он­но­го транс­пор­та.

Гра­ж­дан­ские про­грам­мы при­об­ре­та­ют пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние

Ком­па­ния «Су­хой» в по­след­ние не­сколь­ко лет со­вер­ши­ла ко­лос­саль­ный про­рыв в сфе­ре гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­то­строе­ния. Имея ра­нее поч­ти ис­клю­чи­тель­но во­ен­ную спе­циа­ли­за­цию, за­ни­ма­ясь в не­во­ен­ном сек­то­ре толь­ко спор­тив­ны­ми и спе­ци­аль­ны­ми са­мо­ле­та­ми, она за ко­рот­кий срок ос­вои­ла но­вое на­прав­ле­ние и вы­дви­ну­лась в нем на ли­дер­ские по­зи­ции.

Се­го­дня «Су­хой» рас­смат­ри­ва­ет про­ек­ты в об­лас­ти гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­то­строе­ния как од­но из при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия. В со­ста­ве хол­дин­га соз­да­на до­чер­няя струк­ту­ра — ЗАО «Гра­ж­дан­ские са­мо­ле­ты Су­хо­го» (ГСС). Про­грам­мы гра­ж­дан­ской авиа­ции, по сло­вам ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра АХК «Су­хой»

Ми­хаи­ла По­го­ся­на, при­зва­ны по­мочь ком­па­нии за­вое­вать но­вые рын­ки сбы­та, пол­но­цен­но реа­ли­зо­вать про­из­вод­ст­вен­ный и твор­че­ский по­тен­ци­ал, а так­же уве­ли­чить и сде­лать бо­лее ста­биль­ной вы­руч­ку от реа­ли­за­ции про­дук­ции.

Ос­нов­ным про­дук­том ком­па­нии в об­лас­ти гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­то­строе­ния ста­нет Су-100. «Это пер­вый гра­ж­дан­ский са­мо­лет “Су­хо­го” и пер­вый са­мо­лет дан­но­го клас­са, соз­дан­ный в XXI ве­ке», — под­чер­ки­ва­ет Ми­ха­ил По­го­сян.

Су-100 рас­счи­тан на 75—95 пас­са­жи­ро-мест и на даль­ность по­ле­та 2500—4000?км. Он обес­пе­чи­ва­ет мак­си­маль­ный ком­форт для пас­са­жи­ров. При этом на 10—15% де­шев­ле ос­нов­ных кон­ку­рен­тов и рас­хо­ду­ет мень­ше то­п­ли­ва.

Бла­го­да­ря но­вым циф­ро­вым тех­но­ло­ги­ям впер­вые в прак­ти­ке оте­че­ст­вен­но­го авиа­строе­ния па­рал­лель­но про­ве­де­ны про­ек­ти­ро­ва­ние Су-100 и под­го­тов­ка про­из­вод­ст­ва, осу­ще­ст­в­ле­ны про­да­жи и раз­ра­бот­ка сис­те­мы по­сле­про­даж­но­го об­слу­жи­ва­ния, об­ра­зо­ва­но еди­ное ин­фор­ма­ци­он­ное про­стран­ст­во, свя­зы­ваю­щее раз­ра­бот­чи­ков, по­став­щи­ков и се­рий­ные за­во­ды. Это по­зво­ли­ло поч­ти на два го­да со­кра­тить сро­ки про­ек­ти­ро­ва­ния.

Пер­вый пол­но­стью спро­ек­ти­ро­ван­ный на циф­ро­вых тех­но­ло­ги­ях са­мо­лет был со­б­ран в ОАО «КнАА­ПО» в кон­це 2006 го­да, он пред­на­зна­чен для про­ве­де­ния ис­пы­та­ний (они уже ус­пеш­но идут в ЦА­ГИ). «Вес­ной 2007 го­да в Мо­ск­ве на­ча­лись так­ти­че­ские ис­пы­та­ния, а в сен­тяб­ре со­сто­ит­ся вы­кат­ка пер­во­го са­мо­ле­та с по­сле­дую­щим вско­ре пер­вым по­ле­том. Са­мо­лет бу­дет пред­став­лен и на авиа­са­ло­не “МАКС” в ав­гу­сте это­го го­да», — го­во­рит г-н По­го­сян.

Но­вый са­мо­лет бес­пре­це­ден­тен для на­ше­го авиа­строе­ния и как при­мер ме­ж­ду­на­род­ной коо­пе­ра­ции. Сре­ди парт­не­ров «Су­хо­го» — ми­ро­вые аэ­ро­кос­ми­че­ские ком­па­нии, в ча­ст­но­сти Boeing, Alenia, Thales, Snecma, Honeywell, Goodrich.

В чис­ле дру­гих гра­ж­дан­ских про­ек­тов АХК «Су­хой» — мно­го­це­ле­вой гру­зопас­са­жир­ский са­мо­лет для ме­ст­ных и ре­гио­наль­ных авиа­ли­ний Су-80ГП, мно­го­це­ле­вой са­мо­лет для ме­ст­ных авиа­ли­ний Ан-38, спор­тив­нопи­ло­таж­ные са­мо­ле­ты Су-29 и Су-31.

На про­шед­шем 11 ию­ня это­го го­да об­щем го­до­вом со­б­ра­нии ак­цио­не­ры ЗАО «Гра­ж­дан­ские са­мо­ле­ты Су­хо­го» в ка­че­ст­ве ос­нов­ных ито­гов 2006 го­да от­ме­ти­ли:

• за­клю­че­ние со­гла­ше­ния с Alenia Aeronautica S. p. a., ко­то­рая ста­ла стра­те­ги­че­ским парт­не­ром по реа­ли­за­ции про­ек­та Superjet;

• под­пи­са­ние до­го­во­ров ку­п­ли-про­да­жи са­мо­ле­тов Superjet c аль­ян­сом Air Union (15 са­мо­ле­тов на ос­но­ве твер­до­го кон­трак­та и 15 на ус­ло­ви­ях оп­цио­на) и авиа­ком­па­ни­ей «Даль­а­виа» (шесть са­мо­ле­тов на ос­но­ве твер­до­го кон­трак­та и че­ты­ре на ус­ло­ви­ях оп­цио­на). В на­стоя­щее вре­мя об­щий объ­ем твер­дых за­ка­зов со­став­ля­ет 71, а с оп­цио­на­ми — бо­лее 100 ма­шин;

• осу­ще­ст­в­ле­ние сбор­ки пер­во­го са­мо­ле­та Superjet для ста­ти­че­ских ис­пы­та­ний в ЦА­ГИ;

• за­вер­ше­ние фор­ми­ро­ва­ния ар­хи­тек­ту­ры со­вре­мен­ной сис­те­мы обу­че­ния авиа­ци­он­но­го пер­со­на­ла и под­пи­са­ние кон­трак­тов с бри­тан­ской фир­мой Thales Training & Simulation на по­став­ку учеб­ных ком­плекс­ных тре­на­же­ров, с фран­цуз­ской фир­мой Oktal на раз­ра­бот­ку ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной сис­те­мы обу­че­ния для под­го­тов­ки всех ка­те­го­рий авиа­ци­он­но­го пер­со­на­ла в со­от­вет­ст­вии со стан­дар­та­ми EASA;

• про­ве­де­ние пе­ре­воо­ру­же­ния про­из­вод­ствен­ных пло­ща­док в Но­во­си­бир­ске и Ком­со­моль­ске-на-Аму­ре для вы­пус­ка се­рий­ных са­мо­ле­тов;

• всту­п­ле­ние в ка­че­ст­ве ас­со­ции­ро­ван­но­го чле­на в ря­ды Ас­со­циа­ции ре­гио­наль-
­ных пе­ре­воз­чи­ков (RAA), Ев­ро­пей­ской ас­со­циа­ции ре­гио­наль­ных пе­ре­воз­чи­ков (ERA);

• раз­ме­ще­ние де­бют­но­го вы­пус­ка руб­ле­вых об­ли­га­ций на сум­му 5 млрд руб. под по­ру­чи­тель­ст­во ком­па­нии «Су­хой».

В рам­ках реа­ли­за­ции дол­го­сроч­ной стра­те­гии ком­па­нии «Су­хой» оп­ре­де­ле­ны но­вые на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти хол­дин­га по гра­ж­дан­ской те­ма­ти­ке. К их чис­лу от­но­сит­ся соз­да­ние бес­пи­лот­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, уча­стие в про­ек­те пи­ло­ти­руе­мо­го мно­го­ра­зо­во­го кос­ми­че­ско­го ко­раб­ля «Кли­пер», раз­ра­бот­ка мо­ди­фи­ка­ций ре­гио­наль­но­го са­мо­ле­та Superjet, а так­же сверх­зву­ко­во­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го са­мо­ле­та SSBJ.

В об­лас­ти гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­то­строе­ния «Су­хой» ста­вит пе­ред со­бой за­да­чи по­зи­цио­ни­ро­вать­ся к 2015 го­ду в ка­че­ст­ве од­но­го из цен­тров ми­ро­во­го гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­то­строе­ния в клас­се ре­гио­наль­ных са­мо­ле­тов, до­ве­сти свою до­лю рын­ка в ми­ро­вом про­из­вод­ст­ве ре­гио­наль­ных са­мо­ле­тов до 20%, стать в 2016—2025 го­дах од­ним из гло­баль­ных ли­де­ров на рын­ке ми­ро­во­го гра­ж­дан­ско­го са­мо­ле­то­строе­ния.

Во­ен­ные за­да­чи не те­ря­ют зна­че­ния

Раз­ра­бот­ка и про­из­вод­ст­во во­ен­ных са­мо­ле­тов для Воо­ру­жен­ных сил Рос­сии и по­ста­вок на экс­порт яв­ля­ют­ся клю­че­вы­ми на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти хол­дин­га «Су­хой». Ком­па­ния раз­ви­ва­ет про­грам­мы во­ен­но­го са­мо­ле­то­строе­ния по трем на­прав­ле­ни­ям.

Во-пер­вых, в рам­ках го­су­дар­ст­вен­но­го обо­рон­но­го за­ка­за «Су­хой» яв­ля­ет­ся го­лов­ным ис­пол­ни­те­лем про­грам­мы соз­да­ния пер­спек­тив­но­го авиа­ци­он­но­го ком­плек­са фрон­то­вой авиа­ции, так­же из­вест­но­го как ис­тре­би­тель пя­то­го по­ко­ле­ния. Во-вто­рых, ком­па­ния по­сле­до­ва­тель­но реа­ли­зу­ет про­грам­му мо­дер­ни­за­ции се­мей­ст­ва са­мо­ле­тов Су-27/Су-30. В-треть­их, раз­ви­ва­ет про­грам­му со­вер­шен­ст­во­ва­ния са­мо­ле­та Су-35, ко­то­рый дол­жен обес­пе­чить со­хра­не­ние по­зи­ций ком­па­нии на ми­ро­вом рын­ке вплоть до по­яв­ле­ния ис­тре­би­те­ля пя­то­го по­ко­ле­ния.

Что ка­са­ет­ся раз­ра­бот­ки бое­во­го авиа­ци­он­но­го ком­плек­са пя­то­го по­ко­ле­ния, то имен­но с ним свя­за­ны стра­те­ги­че­ские пла­ны ком­па­нии «Су­хой». За­да­чи по соз­да­нию бое­во­го са­мо­ле­та пя­то­го по­ко­ле­ния оп­ре­де­ле­ны в дей­ст­вую­щей Го­су­дар­ст­вен­ной про­грам­ме воо­ру­же­ний.

Про­грам­ма мо­дер­ни­за­ции Су-27 осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ком­па­ни­ей по за­ка­зу Мин­обо­ро­ны Рос­сии и на­прав­ле­на на по­вы­ше­ние бое­вой эф­фек­тив­но­сти са­мо­ле­та за счет улуч­ше­ния аэ­ро­ди­на­ми­че­ских ха­рак­те­ри­стик, со­вер­шен­ст­во­ва­ния бор­то­во­го ра­дио­элек­трон­но­го обо­ру­до­ва­ния, рас­ши­ре­ния но­менк­ла­ту­ры средств по­ра­же­ния. Мо­дер­ни­за­ция Су-30 свя­за­на как с раз­ви­ти­ем об­щей кон­цеп­ции ком­плек­са, так и с по­треб­но­стя­ми кон­крет­ных за­каз­чи­ков. Для ВВС Ин­дии, на­при­мер, этот мно­го­це­ле­вой ис­тре­би­тель ос­на­щен дви­га­те­лем с управ­ляе­мым век­то­ром тя­ги и бор­то­вым обо­ру­до­ва­ни­ем как рос­сий­ско­го, так и за­ру­беж­но­го про­из­вод­ст­ва. Со­вер­шен­ст­во­ва­ние кон­ст­рук­ции пред­по­ла­га­ет­ся так­же для ВВС Ма­лай­зии, Ал­жи­ра и дру­гих стран.

Что ка­са­ет­ся про­грам­мы по Су-35, то она «в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни долж­на ин­тег­ри­ро­вать те тех­но­ло­гии, ко­то­рые се­го­дня от­ра­ба­ты­ва­ют­ся в про­цес­се ра­бо­ты над ис­тре­би­те­лем пя­то­го по­ко­ле­ния», — подчер­ки­ва­ет Ми­ха­ил По­го­сян.

По мне­нию экс­пер­тов, ес­ли лет­ные ис­пы­та­ния ис­тре­би­те­ля пя­то­го по­ко­ле­ния нач­нут­ся в 2009 го­ду, то его экс­порт­ный ва­ри­ант по­сту­пит на ми­ро­вой ры­нок не ра­нее 2015 го­да. Зна­чи­тель­но рань­ше на ми­ро­вой ры­нок вый­дет аме­ри­кан­ский ис­тре­би­тель JSF, ко­то­рый бу­дет ос­нов­ным кон­ку­рен­том рос­сий­ско­го ис­тре­би­те­ля пя­то­го по­ко­ле­ния. Для со­хра­не­ния сво­их по­зи­ций на экс­порт­ном рын­ке до за­вер­ше­ния ра­бот по про­грам­ме авиа­ци­он­но­го ком­плек­са «Су­хой» на­ме­рен пред­ло­жить по­тен­ци­аль­ным ино­стран­ным за­каз­чи­кам мно­го­функ­цио­наль­ный ис­тре­би­тель Су-35.

По сло­вам По­го­ся­на, про­грам­ма Су-35 на­хо­дит­ся на эта­пе за­вер­ше­ния по­строй­ки опыт­ных об­раз­цов для лет­ных ис­пы­та­ний. «Ус­пеш­ная реа­ли­за­ция этой про­грам­мы по­зво­лит нам пред­ло­жить на ры­нок про­дукт, ко­то­рый по сво­им ха­рак­те­ри­сти­кам пре-
­взой­дет все соз­дан­ное до на­стоя­ще­го вре­ме­ни и даст воз­мож­ность “Су­хо­му” спо­кой­но ра­бо­тать над пер­спек­тив­ным ис­тре­би­те­лем пя­то­го по­ко­ле­ния», — зая­вил он.

К лет­ным ис­пы­та­ни­ям Су-35 ком­па­ния при­сту­пит сра­зу же по­сле окон­ча­ния са­ло­на «МАКС-2007» в Жу­ков­ском. Они долж­ны быть за­вер­ше­ны к 2009 го­ду, по­сле че­го мо­гут на­чать­ся экс­порт­ные по­став­ки но­вой ма­ши­ны. М. По­го­сян ска­зал так­же, что воз­мож­на адап­та­ция Су-35 под ору­жие за­пад­но­го про­из­вод­ст­ва, из­ме­не­ние элек­тро­дис­тан­ци­он­ной сис­те­мы управ­ле­ния са­мо­ле­том, при­да­ние ему рас­ши­рен­ных раз­ве­ды­ва­тель­ных функ­ций, обес­пе­че­ние мно­го­функ­цио­наль­но­сти и т. д.

В чис­ле по­тен­ци­аль­ных по­ку­па­те­лей Су-35 экс­пер­ты называют Ве­не­су­элу, Ки­тай, Бра­зи­лию и ряд стран Юго-Вос­точ­ной Азии. Ко вре­ме­ни вы­хо­да Су-35 на ми­ро­вой ры­нок ВВС Ве­не­су­элы уже ос­во­ят экс­плуа­та­цию и бое­вое при­ме­не­ние 24 ис­тре­би­те­лей
Су-30МК2, по­лу­чат в свое рас­по­ря­же­ние сис­те­му на­зем­но­го ло­ги­сти­че­ско­го обес­пе­че­ния и бу­дут го­то­вы к пе­ре­хо­ду на бо­лее со­вер­шен­ный ис­тре­би­тель по­ко­ле­ния «4++», ка­ким яв­ля­ет­ся Су-35.

Ос­нов­ные це­ли, ко­то­рые ста­вит пе­ред со­бой ком­па­ния в сфе­ре во­ен­но­го са­мо­ле­то­строе­ния, та­ко­вы: со­хра­не­ние по­зи­ций на ми­ро­вом рын­ке за счет про­из­вод­ст­ва но­вых ком­плек­сов; уси­ле­ние по­зи­ций на ми­ро­вом рын­ке в 2016—2025 го­дах за счет соз­да­ния авиа­ци­он­но­го ком­плек­са но­во­го по­ко­ле­ния; до­ве­де­ние до­ли в ми­ро­вом про­из­вод­ст­ве бое­вых са­мо­ле­тов фрон­то­вой (так­ти­че­ской) авиа­ции до 10% и бо­лее.

Справка «БОС­Са»

ОАО «Компания “Сухой”» — крупнейший отечественный авиационный холдинг с числом работников около 28 тыс. человек. В его состав входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция холдинга — боевые самолеты марки «Су» являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания «Сухой» — крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает третье место в мире по объемам производства современных истребителей. В настоящее время ею реализуются перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения.

Характеристики Су-35
При сохранении аэродинамического облика, характерного для самолетов семейства Су-27/30, истребитель Су-35 представляет собой качественно новую машину. На нем установлена новая бортовая радиолокационная станция «Ирбис-Э» с пассивной фазированной антенной решеткой, которая в перспективе будет заменена на активную, два более мощных двигателя АЛ-41Ф-1С (тип «117С») с управляемым реактивным соплом и тягой 14 тс на форсажном режиме и 14,5 тс в особом режиме, новая оптико-локационная станция, современные комплексы связи и радиоэлектронной борьбы.

Максимальная взлетная масса самолета составляет 34,5 т, нормальная взлетная масса — 25,3 т, масса полезной нагрузки — 8 т, скорость на высоте 18 тыс. м соответствует числу М = 2,25. Дальность полета на большой высоте — 3600 км, на малой высоте — 1580 км. В случае применения двух подвесных топливных баков дальность полета увеличивается до 4500 км, а с одной дозаправкой в воздухе — до 6400 км.

Важной особенностью конструкции Су-35 является отказ от переднего горизонтального оперения с целью снижения массы самолета. Кроме того, в последнее время российские ученые добились большого прогресса в разработке ключевых технологий для создания малозаметных самолетов и уже проверили некоторые из них в ходе летных испытаний. В частности, удалось добиться снижения на целый порядок уровня демаскирующих признаков самолета Су-35, в результате чего дальность его обнаружения радиолокационными станциями сократилась вдвое.

Характеристики Superjet

Семейство самолетов Су-100 (Superjet) на 75 и 95 мест разрабатывается на принципах максимальной унификации агрегатов планера и систем: крыла, оперения, шасси, силовой установки, кабины экипажа, основных самолетных систем и комплектующих изделий. Унификация конструкции позволит повысить экономическую эффективность эксплуатации семейства самолетов при рациональном уровне затрат.
Аэродинамика и конструкция самолетов семейства базируются на хорошо проверенных передовых технологиях, обеспечивающих минимальный технический риск на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации.

Для расширения круга потенциальных заказчиков среди авиакомпаний каждый из двух типоразмеров самолетов семейства имеет базовую и большой дальности модификации, предназначенные для использования на сети маршрутов разной протяженности, что позволяет авиакомпаниям повысить экономическую эффективность эксплуатации за счет более рационального формирования парка своих самолетов с учетом структуры маршрутов и пассажиропотоков.

Семейство самолетов Superjet соответствует современным и перспективным требованиям российского и мирового рынка самолетов гражданской авиации.

Конструкция отвечает специфике требований авиакомпаний России, СНГ, западных стран и соответствует требованиям АП-25, FAR-25, JAR-25.

Самолеты этого семейства удовлетворяют требованиям по уровню шума, создаваемого самолетом на местности по главе 4 стандарта ICAO и FAR-36 части 4, вступившим в силу с 2006 года.

Система ТОиР обеспечивает годовой налет до 3600 л/ч.
Проектный ресурс планера самолета:

• базовый: 70 000 л/ч, 70 000 взлетно-посадочных циклов;

• увеличенной дальности: 70 000 л/ч, 60 000 взлетно-посадочных циклов.

Проектный ресурс двигателя:

• до первого снятия с крыла 16 000 л/ч;

• общий ресурс 36 000 л/ч.

Послепродажная поддержка семейства самолетов Superjet строится на самых со-
временных принципах, принятых в мировой практике.

Совместимость с характеристиками 99% аэродромов класса А, Б и В России и СНГ.