Игорь КУИМОВ: мы поч­ти во всех от­но­ше­ни­ях пер­вые в рос­сий­ском пти­це­вод­ст­ве


Бе­се­ду ве­ли Валерий Павлов
и Але­к­сандр По­лян­ский

О том, как раз­ви­ва­ет­ся со­в­ме­ст­ная рос­сий­ско-аме­ри­кан­ская пти­це­фа­б­ри­ка ЗАО «Эли­нар-Брой­лер», нам рас­ска­зал председатель совета ди­ре­к­то­ров пред­при­ятия.

— Игорь Евгеньевич, а что бы­ло до со­з­да­ния со­в­ме­ст­но­го пред­при­ятия?

— Из­на­чаль­но бы­ла пти­це­фа­б­ри­ка «Друж­ба». В 1994 го­ду шеф­ст­во над ней взял за­вод элек­т­ро­изо­ля­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов «Эли­нар» и дал но­во­му сель­хоз­пред­при­я­тию свое на­зва­ние. Тен­ден­ция к со­з­да­нию бу­ду­ще­го про­мыш­лен­но-сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го мно­го­про­филь­но­го хол­дин­га тем са­мым бы­ла за­ло­же­на еще в пер­вой по­ло­ви­не 90-х. Хол­динг «Эли­нар» се­го­д­ня — это 13 пред­при­ятий: по изо­ля­ции, по пла­сти­кам, есть зе­м­ле­дель­че­с­кие. Су­ще­ст­ву­ет и пти­це­вод­че­с­кое на­пра­в­ле­ние, в ко­то­ром мы круп­ней­шее пред­при­ятие.

Но, воз­вра­ща­ясь в 90-е, ска­жу, что имен­но с 1994 го­да на­чи­на­ет­ся ис­то­рия ус­пеш­но дей­ст­ву­ю­ще­го, ра­бо­та­ю­ще­го пти­це­вод­че­с­кого пред­при­ятия. И на его ба­зе в 1999 го­ду в рам­ках про­грам­мы ко­мис­сии «Гор — Чер­но­мыр­дин» бы­ла со­з­да­на со­в­ме­ст­ная рос­сий­ско-аме­ри­кан­ская пти­це­фа­б­ри­ка.

— Как вы по­па­ли в эту про­грам­му?

— Мы уча­ст­во­ва­ли в кон­кур­се по Рос­сии: бо­лее сот­ни пред­при­ятий на­ше­го про­фи­ля уча­ст­во­ва­ло в нем. В ре­зуль­та­те бы­ло ото­бра­но од­но — на­ша фа­б­ри­ка.

— А как вам уда­лось по­бе­дить в кон­кур­се?

— Ин­ве­сто­ры уви­де­ли, что мы го­то­вы к при­е­му де­не­ж­ных средств, го­то­вы наи­бо­лее эф­фе­к­тив­но ис­поль­зо­вать ин­ве­сти­ции. Мы зна­ем при­ме­ры, ко­г­да бан­ки пы­та­лись под­нять сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные про­ек­ты, вкла­ды­ва­ли су­ма­сшед­шие день­ги, и они ока­зы­ва­лись в пря­мом и пе­ре­но­с­ном смы­с­ле за­ко­па­ны в зе­м­лю. То есть это во­п­рос пра­виль­ной ме­то­до­ло­гии, пра­виль­но­го ме­недж­мен­та. Мы уже к то­му вре­ме­ни ра­бо­та­ли на за­пад­ном крос­се, уже при­ме­ня­ли ми­ро­вую тех­но­ло­гию, пра­виль­ное обо­ру­до­ва­ние.

— Что та­кое кросс?

— Это по­ро­да пти­цы. Есть за­пад­ный кросс, есть рос­сий­ский. Рос­сий­ских пять-шесть по­род: «Сме­на», «Боль­ше­вик» и др. По­тен­ци­ал их до­с­та­то­ч­но ни­зок: в те­о­рии они мо­гут да­вать 40 г при­ве­са, но это в те­о­рии… А тот кросс, ко­то­рый мы на­ча­ли ис­поль­зо­вать в 1995—1996 го­дах, 308-й, да­вал при­вес 55—60 г. Уме­ние ра­бо­тать с
этим крос­сом то­же ва­ж­ней­ший фа­к­тор.

— Это тре­бу­ет спе­ци­а­ли­стов, обу­че­ния?

— Да, а еще со­блю­де­ния ре­жи­мов корм­ле­ния, ухо­да за пти­цей.

— ЗАО «Эли­нар-Брой­лер» на­по­ло­ви­ну при­на­д­ле­жит «Эли­на­ру», на­по­ло­ви­ну аме­ри­кан­ско­му соб­ст­вен­ни­ку?

— Да, по­по­лам. По уч­ре­ди­тель­но­му дого­во­ру аме­ри­кан­ская сто­ро­на вне­сла в
ус­тав­ной ка­пи­тал $10 млн, мы вне­сли иму­ще­ст­во с рос­сий­ской сто­ро­ны. Об­го­во­ре­ны бы­ли все ус­ло­вия функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пред­при­ятия, срок дей­ст­вия парт­нер­ско­го со­г­ла­ше­ния, то, ка­ким об­ра­зом аме­ри­кан­ская сто­ро­на бу­дет ухо­дить из это­го биз­не­са.
На дан­ный мо­мент все ус­ло­вия до­го­во­ра вы­пол­не­ны, и аме­ри­кан­ская сто­ро­на вы­хо­дит из про­ек­та. Это бу­дет по­сте­пен­ный про­цесс.

— А сам при­ход аме­ри­кан­цев в этот биз­нес что-то биз­не­су дал, кро­ме ин­ве­сти­ций?

— Дал, и очень мно­го. По­то­му что аме­ри­кан­цы прив­не­с­ли со­в­ре­мен­ные тех­но­ло­гии по вы­ра­щи­ва­нию брой­ле­ра, ко­то­ры­ми мы в Рос­сии в по­л­ной ме­ре не об­ла­да­ли в то вре­мя.

— Жи­те­ли Мо­с­ков­ско­го ре­ги­о­на в по­с­лед­нее вре­мя, ка­жет­ся, все боль­ше и боль­ше едят бе­лое, ку­ри­ное, мя­со?

— Да, и рост по­треб­ле­ния мя­са пти­цы на­блю­да­ет­ся не толь­ко на мо­с­ков­ском рын­ке, но и в це­лом по Рос­сии. Тем­пы уве­ли­че­ния ро­с­та по­треб­ле­ния мя­са пти­цы очень су­ще­ст­вен­ные. Эта од­на ва­ж­ней­шая тен­ден­ция на­ше­го рын­ка. И вто­рая: сей­час про­ис­хо­дит за­ме­ще­ние по­треб­ле­ния за­мо­ро­жен­но­го мя­са на ох­ла­ж­ден­ное мя­со пти­цы. То есть пе­ре­ход с за­мо­ро­жен­ных око­ро­ч­ков, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни им­порт­ных, на на­ше, рос­сий­ское ох­ла­ж­ден­ное ку­ри­ное мя­со.

Пред­ло­же­ние та­ко­го мя­са сей­час, сла­ва бо­гу, по­я­ви­лось: се­го­д­ня на сто­ли­ч­ном рын­ке пред­ста­в­ле­но не мень­ше 14—15 по­став­щи­ков мя­са пти­цы, в том чи­с­ле ох­ла­ж­ден­но­го. Это не­сколь­ко про­из­во­ди­те­лей Мо­с­ков­ско­го ре­ги­о­на, а также из Бел­го­рода, Курска, Пи­тера. И с Ура­ла ве­зут, и из Юж­но­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га…

— Что­бы кон­ку­ри­ро­вать со все­ми эти­ми про­из­во­ди­те­ля­ми ну­ж­ны но­вые ви­ды то­ва­ров — про­дук­ция пе­ре­ра­бот­ки, ку­ли­на­рия?

— Да, и, по­сколь­ку мы про­из­во­дим ее, у нас боль­шие пре­и­му­ще­ст­ва. Так, как это мо­жем де­лать мы, ни­кто в Рос­сии из­го­та­в­ли­вать не уме­ет — я это ут­вер­ждаю. Вся ку­ли­нар­ная про­дук­ция у нас де­ла­ет­ся не ма­шин­ным, а ру­ч­ным спо­со­бом, то есть мы де­ла­ем для по­ку­па­те­ля так же, как де­ла­ли бы для се­бя, у се­бя до­ма.

Мы во мно­гих от­но­ше­ни­ях пер­вые в рос­сий­ском пти­це­вод­ст­ве и пе­ре­ра­бот­ке мя­са пти­цы. Мы пер­вы­ми за­вез­ли но­вые крос­сы на тер­ри­то­рию Рос­сии, ста­ли их ис­поль­зо­вать, пер­вы­ми за­вез­ли обо­ру­до­ва­ние ми­ро­во­го уров­ня, пер­вы­ми пред­ло­жи­ли та­кой ши­ро­чай­ший ас­сор­ти­мент. Ни­ко­г­да ни­кто еще у нас туш­ку не раз­де­лы­вал, а мы про­да­ва­ли раз­де­лан­ную туш­ку: все на под­лож­ке, раз­ло­жен­ное, упа­ко­ван­ное. И это да­ет боль­шое пре­и­му­ще­ст­во перед кон­ку­рен­та­ми.

В на­сто­я­щее вре­мя мы еще боль­ше рас­ши­ря­ем свою ас­сор­ти­мент­ную ли­ней­ку, в ос­нов­ном за счет ку­ли­нар­ных из­де­лий и по­лу­фа­б­ри­ка­тов.

— Ка­кую до­лю рын­ка мя­са пти­цы сей­час пред­при­ятие кон­т­ро­ли­ру­ет в стра­не?

— Мы ра­бо­та­ем в ос­нов­ном на Мо­с­ков­ский ре­ги­он — Мо­с­к­ву и Мо­с­ков­скую об­ласть. За позапрошлый год про­из­ве­ли при­мер­но 23 600 тыс. т про­дук­ции. Мо­с­к­ва по­треб­ля­ет при­мер­но 250 тыс. т мя­са пти­цы. Мы по­ста­в­ля­ем пра­к­ти­че­с­ки на 100% ох­ла­ж­ден­ный про­дукт, а не за­мо­ро­жен­ный. Большую долю в наших поставках занимают по­лу­фа­б­рика­ты. Это ку­ли­нар­ные из­де­лия, все­воз­мо­ж­ные котле­ты с раз­ны­ми на­чин­ка­ми, рублен­ые
по­лу­фа­б­ри­ка­ты, цель­но-мы­ше­ч­ные по­луфа­б­ри­ка­ты. То есть про­ду­к­ты, ко­то­рые тре­бу­ют ми­ни­мум вре­ме­ни для при­го­то­в­ле­ния в до­маш­них ус­ло­ви­ях.

— У вас не бы­ло идеи со­з­дать соб­ст­вен­ную сеть ма­га­зи­нов?

— Нет, зна­е­те, каждый должен делать свое дело. Это дру­гой биз­нес. К то­му же объ­ем про­даж про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров за­ви­сит от раз­но­об­ра­зия ви­дов про­дук­ции: лю­ди стре­мят­ся за­пол­нить хо­ло­диль­ник с по­мо­щью од­но­го ма­га­зи­на, а не хо­дить в раз­ные. Ес­ли по­стро­ишь от­дель­но взя­тый ма­га­зин по пти­це, он не оку­пит­ся. Мы ре­а­ли­зу­ем свою про­дук­цию че­рез ве­ду­щие тор­го­вые се­ти сто­ли­ч­но­го ре­ги­о­на.

Един­ст­вен­ное, в уни­вер­ма­ге «Маль­ко­во» в На­ро-Фо­мин­ске у нас есть фир­мен­ный от­дел, но это, ко­не­ч­но, не столь­ко тор­го­вый биз­нес, сколь­ко мар­ке­тин­го­вое под­ра­з­де­ле­ние. К то­му же это наш род­ной рай­он, род­ной го­род, и мы хо­тим по­ка­зать жи­те­лям, как мы ра­бо­та­ем. По­ку­па­те­лей там го­ра­з­до боль­ше, чем мы рас­счи­ты­ва­ли. Про­дукт про­да­ет­ся толь­ко све­жий, се­го­д­няш­ний, и это вы­зы­ва­ет до­ве­рие по­ку­па­те­лей. Они го­во­рят: приобретать бу­дем толь­ко здесь. И по­ток по­ку­па­те­лей рас­тет.

На­ша про­дук­ция бы­ла в На­ро-Фо­мин­ске и рань­ше, но у раз­ных тор­го­вых по­сред­ни­ков. Они не могли дать полное представление о наших возможностях, по­л­ном ас­сор­ти­мен­те, и нас это очень рас­стра­и­ва­ло. Се­го­д­ня мы по­з­во­ля­ем жи­те­лям рай­она уви­деть то, что про­из­во­дит­ся на На­ро-Фо­мин­ской зе­м­ле.
Все жи­те­ли рай­она ви­дят, как ра­бо­та­ет пред­при­ятие, ка­кая чи­с­то­та во­к­руг, за­па­хов нет. Ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные тех­но­ло­гии. Од­на пти­ч­ни­ца об­слу­жи­ва­ет у нас три пти­ч­ни­ка, это при­мер­но 100 тыс. по­го­ло­вья на од­ну пти­ч­ни­цу.

— При этом, на­сколь­ко мы зна­ем, пла­ни­ру­е­те су­ще­ст­вен­но рас­ши­рять объ­е­мы про­из­вод­ст­ва, стро­ить но­вые ли­нии?

— Да, бу­дем рас­ши­рять­ся, на­ра­щи­вать объ­е­мы. Стро­ить но­вые про­из­вод­ст­ва по по­лу­фа­б­ри­ка­там, по ку­ли­нар­ным из­де­ли­ям с по­мо­щью на­ших соб­ст­вен­ных ре­сур­сов и средств, пре­до­с­та­в­ля­е­мых в рам­ках при­ори­тет­но­го на­ци­о­наль­но­го про­ек­та по сель­ско­му хо­зяй­ст­ву, при активной поддержке районной администрации, которой мы за это очень благодарны.