Григорий ЭЛЬКИН: нести свою ношу ответственности


Бе­се­ду вел Ле­он­тий Бук­штейн

О том, как формировалась современная законодательная база в сфере технического регулирования и метрологии и о деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) в этой области, наш корреспондент попросил рассказать руководителя агентства Григория Элькина.

— Все не так про­сто, как ка­жет­ся на пер­вый взгляд?.

— Не­со­мнен­но. Со­вре­мен­ное по­ни­ма­ние су­ти про­блем тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии при­шло не сра­зу. При­ве­ду при­мер: в Ки­тае на пер­вый этап ре­фор­мы, по­доб­ной на­шей, от­ве­ли 15 лет.

С дру­гой сто­ро­ны, этот про­цесс у нас был силь­но по­ли­ти­зи­ро­ван, фи­нан­си­ро­вал­ся из средств за­ру­беж­ных фон­дов, шел под дав­ле­ни­ем за­пад­ных ком­па­ний, ко­то­рые, ес­те­ст­вен­но, вы­го­ва­ри­ва­ли се­бе бо­лее при­ем­ле­мые, на их взгляд, ус­ло­вия ра­бо­ты в Рос­сии. Шла, и до сих пор идет, борь­ба за пре­фе­рен­ции от­дель­ным ком­па­ни­ям. Ес­ли мы ви­дим, что в стан­дар­тах или нор­мах за­пи­са­но то, что ха­рак­тер­но для про­дук­ции од­ной, от­дель­но взя­той ком­па­нии, зна­чит, мож­но с боль­шой до­лей уве­рен­но­сти ут­вер­ждать, что в свое вре­мя они при­ня­ты не без влия­ния имен­но этой ком­па­нии. И по­то­му мы се­го­дня го­во­рим так: что-то про­ис­хо­ди­ло по не­до­по­ни­ма­нию, а что-то и по умыс­лу. Про­цесс борь­бы про­дол­жа­ет­ся, но из­ме­не­ния в за­ко­не, под­пи­сан­ные пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в мае это­го го­да, мно­гое по­ста­ви­ли с го­ло­вы на но­ги. Вот один из ту­пи­ков: со­глас­но «ста­ро­му» за­ко­ну прак­ти­че­ски все тех­ни­че­ские нор­мы пред­стоя­ло пе­ре­пи­сать за­но­во; и ма­ло то­го, пре­ду­смат­ри­ва­лось, что все де­таль­ные нор­мы долж­ны вой­ти в за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. В та­ком ви­де все эти нор­мы не­воз­мож­но бы­ло бы про­сто фи­зи­че­ски изу­чить и ос­во­ить, ведь объ­е­мы из­ме­ря­лись бы ты­ся­ча­ми стра­ниц. Это пер­вое. Вто­рое, и глав­ное, — это свя­за­ло бы ру­ки про­мыш­лен­но­сти, ог­ра­ни­чи­ло бы сво­бо­ду твор­че­ст­ва. И ни о ка­ких ин­но­ва­ци­ях или вы­пус­ке про­дук­ции с улуч­шен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми не бы­ло бы и ре­чи.

— Иными словами, техническое развитие существенно замедлилось бы?

— При­мер­но так. Да, стан­дар­ты преж­ней эпо­хи, по су­ти, то­же сдер­жи­ва­ли этот про­цесс. Но сей­час мы, с од­ной сто­ро­ны, долж­ны дать лю­дям воз­мож­ность тво­рить. А с дру­гой — обя­за­ны воз­ло­жить на про­из­во­ди­те­ля от­вет­ст­вен­ность за безо­пас­ность его про­дук­ции. Вот по­че­му мы воз­ра­жа­ем про­тив вве­де­ния де­таль­ных норм в за­ко­ны РФ или в по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ст­ва. Им ме­сто в доб­ро­воль­ной сре­де. За­ко­ны долж­ны ус­та­нав­ли­вать су­ще­ст­вен­ные тре­бо­ва­ния, обес­пе­чи­ваю­щие за­щи­ту на­шей жиз­ни. Все на­ру­ше­ния ни­же это­го уров­ня рас­смат­ри­ва­ют­ся в су­деб­ном по­ряд­ке. Те­перь осо­бен­но хо­ро­шо по­нят­но, по­че­му 1 мая 2007 го­да пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции В.В. Пу­тин под­пи­сал за­кон «О вне­се­нии из­ме­не­ний в фе­де­раль­ный за­кон “О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии”».

Кон­цеп­ция раз­ви­тия на­цио­наль­ной сис­те­мы стан­дар­ти­за­ции одоб­ре­на рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 28 фев­ра­ля 2006 го­да № 266-р. Она со­дер­жит обос­но­ван­ные це­ли, за­да­чи и на­прав­ле­ния это­го про­цес­са. В до­ку­мен­те при­зна­но, что стан­дар­ти­за­ция яв­ля­ет­ся клю­че­вым фак­то­ром под­держ­ки го­су­дар­ст­вен­ной со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции, ин­но­ва­ций, сни­же­нию тех­ни­че­ских барь­е­ров в тор­гов­ле, по­вы­ше­нию уров­ня безо­пас­но­сти жиз­ни, здо­ро­вья и иму­ще­ст­ва гра­ж­дан, обес­пе­чи­ва­ет ох­ра­ну ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей, ок­ру­жаю­щей сре­ды и эко­но­мию всех ви­дов ре­сур­сов.

Раз­ви­тие на­цио­наль­ной сис­те­мы стан­дар­ти­за­ции вклю­ча­ет уси­ле­ние ро­ли на­цио­наль­ной стан­дар­ти­за­ции в ре­ше­нии го­су­дар­ст­вен­ных за­дач и ро­ли го­су­дар­ст­ва в раз­ви­тии стан­дар­ти­за­ции, под­дер­жа­ние фон­да до­ку­мен­тов по стан­дар­ти­за­ции и ин­фор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния на со­вре­мен­ном уров­не, раз­ви­тие ра­бот по под­го­тов­ке и пе­ре­под­го­тов­ке кад­ров, со­вер­шен­ст­во­ва­ние взаи­мо­дей­ст­вия с ме­ж­ду­на­род­ны­ми и ре­гио­наль­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми.

Так­же раз­ра­бо­тан и со­гла­со­ван с за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти план ме­ро­прия­тий, пре­ду­смат­ри­ваю­щий це­лый ряд кон­крет­ных мер и дей­ст­вий по кон­цеп­ции.

За­кан­чи­ва­ет­ся под­го­тов­ка про­ек­тов за­ко­нов (тех­ни­че­ских рег­ла­мен­тов) «О безо­пас­но­сти ма­шин и обо­ру­до­ва­ния» и «О безо­пас­но­сти низ­ко­вольт­но­го обо­ру­до­ва­ния». Раз­ра­бот­ка за­ко­но­про­ек­та «О ка­та­ло­ги­за­ции» ве­лась в 2006 го­ду в со­от­вет­ст­вии с ра­нее ут­вер­жден­ны­ми в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке кон­цеп­ци­ей и тех­ни­че­ским за­да­ни­ем на дан­ный за­ко­но­про­ект. Спе­циа­ли­сты фе­де­раль­но­го агент­ст­ва бы­ли вклю­че­ны в со­став ра­бо­чей груп­пы Мин­пром­энер­го Рос­сии по соз­да­нию про­ек­та за­ко­на.

По ре­ше­нию Пра­ви­тель­ст­ва РФ раз­ра­бот­ка за­ко­но­про­ек­та «О ка­та­ло­ги­за­ции» пе­ре­шла на 2007 год и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по пла­ну за­ко­но­про­ект­ной дея­тель­но­сти Мин­пром­энер­го Рос­сии.

— За­кон, точ­нее, по­прав­ки к не­му при­ня­ты. Что даль­ше?

— А даль­ше долж­на про­изой­ти ор­га­ни­за­ци­он­ная пе­ре­строй­ка. И она бу­дет так­же встре­чать со­про­тив­ле­ние тех сил, что про­лоб­би­ро­ва­ли преж­ний за­кон. Су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­ное раз­дра­же­ние в не­ких биз­нес-кру­гах, мы это от­чет­ли­во ощу­ща­ем в сво­ей по­все­днев­ной дея­тель­но­сти. Но вы­хо­да у нас нет: или плыть по те­че­нию, или ис­кать но­вые пу­ти дос­ти­же­ния це­ли. Ори­ен­ти­ры за­да­ны, они нам по­нят­ны. И мы бу­дем дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с ни­ми.

Хо­чу от­ме­тить, что в про­цес­се ра­бо­ты над по­прав­ка­ми в за­кон ми­нистр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Гер­ман Греф за­нял взве­шен­ную по­зи­цию, ана­ли­зи­руя по­ло­же­ния и по­прав­ки с точ­ки зре­ния их влия­ния на пер­спек­ти­вы вхо­ж­де­ния Рос­сии в ВТО и в то же вре­мя их бла­го­твор­но­го влия­ния на раз­ви­тие эко­но­ми­ки стра­ны. Бы­ли ост­рые дис­кус­сии и в Со­ве­те Фе­де­ра­ции, и в Гос­ду­ме. Но в кон­це кон­цов в обе­их пала­тах пар­ла­мен­та по­ло­жи­тель­ные ре­ше­ния бы­ли при­ня­ты.

Тра­ди­ции пред­ше­ст­вен­ни­ка Рос­тех­ре­гу­ли­ро­ва­ния — ле­ген­дар­но­го Гос­стан­дар­та (те, что со­гла­су­ют­ся с се­го­дняш­ни­ми за­да­ча­ми) жи­вы до сих пор. Пер­вая из них — от­стаи­вать ин­те­ре­сы го­су­дар­ст­ва, со­блю­дать прин­ци­пы и вер­ность системным подходам. И чет­ко по­ни­мать, что и как бу­дет зав­тра.

— Че­го вы жде­те от нов­шеств, за­пи­сан­ных в за­ко­не?

— Од­на из це­лей — ин­тен­си­фи­ци­ро­вать ту часть ре­фор­мы, ко­то­рая ка­са­ет­ся раз­ра­бот­ки ком­плек­са обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний и доб­ро­воль­ных стан­дар­тов. В Ев­ро­пе та­кой двух­уров­не­вый под­ход на­зы­ва­ют «но­вым под­хо­дом». Су­ще­ст­вен­ные тре­бо­ва­ния при этом со­дер­жат­ся в рег­ла­мен­тах, а доб­ро­воль­ные — в стан­дар­тах, он вне­дря­ет­ся бо­лее 20 лет. Та­кой под­ход по­зво­ля­ет быть бо­лее гиб­ки­ми, раз­вя­зы­ва­ет ру­ки про­мыш­лен­но­сти, ус­ко­ря­ет про­цесс раз­ра­бот­ки тех­ни­че­ских рег­ла­мен­тов. Нор­мы — это же не дог­мы, они ста­но­вят­ся дру­ги­ми вме­сте с из­ме­не­ния­ми в жиз­ни об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва. Поя­ви­лась но­вая опас­ность — поя­ви­лись но­вые нор­мы. Уш­ла опас­ность — ус­та­ре­ва­ют или ви­до­из­ме­ня­ют­ся нор­мы.

— Кто мо­ни­то­рит этот про­цесс в Рос­сии?

— Сей­час креп­нет по­ни­ма­ние то­го, что за­кон про­дви­гал­ся под ло­зун­гом огра­ни­че­ния зло­упот­реб­ле­ний со сто­ро­ны ор­га­нов фе­де­раль­ной вла­сти. Дру­ги­ми сло­ва­ми, с по­мо­щью за­ко­нов ог­ра­ни­чить вме­ша­тель­ст­во фе­де­раль­ных струк­тур — это идея пра­виль­ная. Но де­ло в том, что бо­роть­ся со зло­упот­реб­ле­ния­ми толь­ко та­ки­ми ин­ст­ру­мен­та­ми не­эф­фек­тив­но. Ка­ж­дый ор­ган фе­де­раль­ной вла­сти дол­жен не­сти свою до­лю от­вет­ст­вен­но­сти и иметь пра­во и обя­зан­ность при­ни­мать со­от­вет­ст­вую­щие ре­ше­ния. Ес­ли не бу­дет ра­бо­тать ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная вер­ти­каль, то за­кон о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии не даст ни­че­го су­ще­ст­вен­но­го.

— Кто они, раз­ра­бот­чи­ки этих са­мых рег­ла­мен­тов?

— Они оп­ре­де­ля­ют­ся по кон­кур­су. Но от­вет­ст­вен­ность за раз­ра­бот­ку и сам мо­ни­то­ринг должен не­сти соответствующий фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Хо­тя, к сло­ву, кон­кур­сы вы­иг­ры­ва­ют час­то со­вер­шен­но слу­чай­ные ком­па­нии, что мне аб­со­лют­но не­по­нят­но. Ком­па­нии из двух-трех че­ло­век, ни­ко­гда та­ким де­лом не за­ни­мав­шие­ся… Стран­но это.

А даль­ше во­об­ще на­чи­на­ет­ся са­мое ин­те­рес­ное. При­ня­тие норм, обя­за­тель­ных и доб­ро­воль­ных, в ус­ло­ви­ях но­вой мо­де­ли от­но­ше­ний — про­цесс пуб­лич­ный. Есть про­це­ду­ры, ко­гда в пуб­лич­ном об­су­ж­де­нии мо­гут при­ни­мать уча­стие все за­ин­те­ре­со­ван­ные ли­ца. Они впра­ве от­кло­нить не­ка­че­ст­вен­ные нор­мы. По­на­ча­лу к это­му про­цес­су в про­мыш­лен­но­сти от­не­слись с про­хлад­цей, не очень вни­ма­тель­но. Но как толь­ко по­ня­ли, что им да­ют пра­ви­ла иг­ры, ко­то­рые при­дет­ся стро­го ис­пол­нять, ста­ли при­сталь­но изу­чать про­цесс фор­ми­ро­ва­ния этих пра­вил. Раз­ра­бот­чи­ки до­рож­ной тех­ни­ки, трак­то­ров и ком­бай­нов, ме­тал­лур­ги нача­ли смот­реть: а что там, в но­вых нор­мах, пред­ла­га­ет­ся и как это со­от­но­сит­ся с воз­мож­но­стя­ми пред­при­ятия, в пер­вую оче­редь с экс­порт­ны­ми? Все по­ни­ма­ют, что тех же ме­тал­лур­гов «обой­ти» на ми­ро­вых рын­ках не прочь мно­гие их кон­ку­рен­ты. Так что мо­же­те се­бе пред­ста­вить стои­мость ус­лу­ги по вы­пус­ку до­ку­мен­та, ме­шаю­ще­го про­дук­ции рос­сий­ских ме­тал­лур­гов вы­хо­дить на экс­порт и об­лег­чаю­ще­го тем са­мым жизнь их за­ру­беж­ным кон­ку­рен­там. Вре­ме­на хо­лод­ной вой­ны про­шли, но вой­ну тех­но­ло­гий и умов ос­та­но­вить прак­ти­че­ски не­воз­мож­но. А мо­жет, и не нуж­но. В кон­це кон­цов, это ос­но­ва кон­ку­рен­ции и даль­ней­ше­го раз­ви­тия в том чис­ле.

— Мы не по­го­во­ри­ли о го­су­дар­ст­вен­ном мет­ро­ло­ги­че­ском кон­тро­ле и над­зо­ре. Для мно­гих это ма­ло­по­нят­ный во­прос. А ме­ж­ду тем это де­ло го­су­дар­ст­вен­ной важ­но­сти. Как оно дви­жет­ся?

— Ос­нов­ные по­ло­же­ния го­су­дар­ст­вен­но­го мет­ро­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля и над­зо­ра оп­ре­де­ле­ны за­ко­ном Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «Об обес­пе­че­нии един­ст­ва из­ме­ре­ний». Го­су­дар­ст­вен­ный мет­ро­ло­ги­че­ский кон­троль вклю­ча­ет в се­бя ут­вер­жде­ние ти­па средств из­ме­ре­ний, по­вер­ку средств из­ме­ре­ний, в ча­ст­но­сти эта­ло­нов, ли­цен­зи­ро­ва­ние дея­тель­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц по из­го­тов­ле­нию и ре­мон­ту средств из­ме­ре­ний. Го­су­дар­ст­вен­ный мет­ро­ло­ги­че­ский над­зор осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за вы­пус­ком, со­стоя­ни­ем и при­ме­не­ни­ем средств из­ме­ре­ний, ат­те­сто­ван­ны­ми ме­то­ди­ка­ми вы­пол­не­ния из­ме­ре­ний и эта­ло­на­ми, за ко­ли­че­ст­вом то­ва­ров, от­чу­ж­дае­мых при со­вер­ше­нии тор­го­вых опе­ра­ций, за ко­ли­че­ст­вом фа­со­ван­ных то­ва­ров.

Ос­нов­ная за­да­ча го­су­дар­ст­вен­но­го мет­ро­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля и над­зо­ра — за­щи­та ин­те­ре­сов гра­ж­дан и го­су­дар­ст­ва в це­лом от от­ри­ца­тель­ных по­след­ст­вий, вы­зван­ных не­дос­то­вер­ны­ми ре­зуль­та­та­ми из­ме­ре­ний. В по­след­ние 10—15 лет раз­ра­бот­ка го­су­дар­ст­вен­ных эта­ло­нов (а их 125) и об­нов­ле­ние их со­дер­жа­ния не­до­фи­нан­си­ро­ва­лись. На­ко­пи­лось от­ста­ва­ние, и зна­чи­тель­ное.

Го­су­дар­ст­вен­ный мет­со­стоя­щи­ми из от­де­лов (ин­спек­ций), ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся в ка­ж­дом субъ­ек­те РФ. Об­щая чис­лен­ность ин­спек­то­ров со­став­ля­ет 644 че­ло­ве­ка. Это­го не­дос­та­точ­но для обес­пе­че­ния над­зо­ра за сред­ст­ва­ми из­ме­ре­ний, при­ме­няе­мы­ми на всей тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Осо­бен­но ис­поль­зую­щими­ся при взаи­мо­рас­че­тах ме­ж­ду по­ку­па­те­лем и про­дав­цом (в тор­гов­ле, при уче­те рас­хо­да во­ды, те­п­ло­вой и элек­три­че­ской энер­гии, при от­пус­ке го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов), а так­же в здра­во­охра­не­нии. Ана­ло­гич­ные струк­ту­ры в Гер­ма­нии, Фран­ции, Анг­лии на­счи­ты­ва­ют­ бо­лее 4 тыс. че­ло­век в ка­ж­дой из стран,со­стоя­щи­ми из от­де­лов (ин­спек­ций), ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся в ка­ж­дом субъ­ек­те РФ. Об­щая чис­лен­ность ин­спек­то­ров со­став­ля­ет 644 че­ло­ве­ка. Это­го не­дос­та­точ­но для обес­пе­че­ния над­зо­ра за сред­ст­ва­ми из­ме­ре­ний, при­ме­няе­мы­ми на всей тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Осо­бен­но ис­поль­зую­щими­ся при взаи­мо­рас­че­тах ме­ж­ду по­ку­па­те­лем и про­дав­цом (в тор­гов­ле, при уче­те рас­хо­да во­ды, те­п­ло­вой и элек­три­че­ской энер­гии, при от­пус­ке го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов), а так­же в здра­во­охра­не­нии. Ана­ло­гич­ные струк­ту­ры в Гер­ма­нии, Фран­ции, Анг­лии на­счи­ты­ва­ют­ бо­лее 4 тыс. че­ло­век в ка­ж­дой из стран,со­стоя­щи­ми из от­де­лов (ин­спек­ций), ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся в ка­ж­дом субъ­ек­те РФ. Об­щая чис­лен­ность ин­спек­то­ров со­став­ля­ет 644 че­ло­ве­ка. Это­го не­дос­та­точ­но для обес­пе­че­ния над­зо­ра за сред­ст­ва­ми из­ме­ре­ний, при­ме­няе­мы­ми на всей тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Осо­бен­но ис­поль­зую­щими­ся при взаи­мо­рас­че­тах ме­ж­ду по­ку­па­те­лем и про­дав­цом (в тор­гов­ле, при уче­те рас­хо­да во­ды, те­п­ло­вой и элек­три­че­ской энер­гии, при от­пус­ке го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов), а так­же в здра­во­охра­не­нии. Ана­ло­гич­ные струк­ту­ры в Гер­ма­нии, Фран­ции, Анг­лии на­счи­ты­ва­ют­ бо­лее 4 тыс. че­ло­век в ка­ж­дой из стран.

В те­че­ние 2006 го­да в рам­ках го­су­дар­ст­вен­но­го мет­ро­ло­ги­че­ско­го над­зо­ра про­ве­де­ны сле­дую­щие це­ле­вые про­вер­ки: со­стоя­ния мет­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния раз­ра­бот­ки, про­из­вод­ст­ва, ис­пы­та­ний и экс­плуа­та­ции авиа­ци­он­ной тех­ни­ки на пред­при­яти­ях гра­ж­дан­ской авиа­ции и авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти; со­стоя­ния и пра­виль­но­сти при­ме­не­ния ве­со­из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ки на рын­ках ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных цен­тров фе­де­раль­ных ок­ру­гов; мет­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния из­ме­ре­ний на пред­при­яти­ях РАО «ЕЭС Рос­сии»; мет­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния из­ме­ре­ний в фи­лиа­лах кон­цер­на «Рос­энер­гоа­том»; со­стоя­ния и при­ме­не­ния средств из­ме­ре­ний (в том чис­ле средств из­ме­ре­ний про­дол­жи­тель­но­сти те­ле­фон­ных со­еди­не­ний), ат­те­сто­ван­ных ме­то­дик вы­пол­не­ния из­ме­ре­ний, со­блю­де­ния мет­ро­ло­ги­че­ских пра­вил и норм на пред­при­яти­ях элек­тро­свя­зи, а так­же на пред­при­яти­ях, про­во­дя­щих ра­диа­ци­он­ную сте­ри­ли­за­цию про­дук­ции ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния од­но­крат­но­го при­ме­не­ния.

В ка­ж­дом слу­чае вы­яв­ле­ны фак­ты на­ру­ше­ния мет­ро­ло­ги­че­ских пра­вил и норм, об­на­ру­же­но боль­шое ко­ли­че­ст­во не­при­год­ных к при­ме­не­нию средств из­ме­ре­ний (до 57% от про­ве­рен­ных) и ме­то­дик вы­пол­не­ния из­ме­ре­ний. Осо­бен­но пла­чев­ной ока­за­лась си­туа­ция на рын­ках ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных цен­тров фе­де­раль­ных ок­ру­гов. Из 15 тыс. еди­ниц про­ве­рен­ной ве­со­из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ки 4,9 тыс. (32,7%) при­зна­ны не­при­год­ны­ми к при­ме­не­нию. Это не­по­сред­ст­вен­В те­че­ние 2006 го­да в рам­ках го­су­дар­ст­вен­но­го мет­ро­ло­ги­че­ско­го над­зо­ра про­ве­де­ны сле­дую­щие це­ле­вые про­вер­ки: со­стоя­ния мет­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния раз­ра­бот­ки, про­из­вод­ст­ва, ис­пы­та­ний и экс­плуа­та­ции авиа­ци­он­ной тех­ни­ки на пред­при­яти­ях гра­ж­дан­ской авиа­ции и авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти; со­стоя­ния и пра­виль­но­сти при­ме­не­ния ве­со­из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ки на рын­ках ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных цен­тров фе­де­раль­ных ок­ру­гов; мет­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния из­ме­ре­ний на пред­при­яти­ях РАО «ЕЭС Рос­сии»; мет­ро­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния из­ме­ре­ний в фи­лиа­лах кон­цер­на «Рос­энер­гоа­том»; со­стоя­ния и при­ме­не­ния средств из­ме­ре­ний (в том чис­ле средств из­ме­ре­ний про­дол­жи­тель­но­сти те­ле­фон­ных со­еди­не­ний), ат­те­сто­ван­ных ме­то­дик вы­пол­не­ния из­ме­ре­ний, со­блю­де­ния мет­ро­ло­ги­че­ских пра­вил и норм на пред­при­яти­ях элек­тро­свя­зи, а так­же на пред­при­яти­ях, про­во­дя­щих ра­диа­ци­он­ную сте­ри­ли­за­цию про­дук­ции ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния од­но­крат­но­го при­ме­не­ния.

В ка­ж­дом слу­чае вы­яв­ле­ны фак­ты на­ру­ше­ния мет­ро­ло­ги­че­ских пра­вил и норм, об­на­ру­же­но боль­шое ко­ли­че­ст­во не­при­год­ных к при­ме­не­нию средств из­ме­ре­ний (до 57% от про­ве­рен­ных) и ме­то­дик вы­пол­не­ния из­ме­ре­ний. Осо­бен­но пла­чев­ной ока­за­лась си­туа­ция на рын­ках ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных цен­тров фе­де­раль­ных ок­ру­гов. Из 15 тыс. еди­ниц про­ве­рен­ной ве­со­из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ки 4,9 тыс. (32,7%) при­зна­ны не­при­год­ны­ми к при­ме­не­нию. Это не­по­сред­ст­вен­но от­ра­жа­ет­ся не толь­ко на ря­до­вых по­ку­па­те­лях, но и спо­соб­ст­ву­ет со­кры­тию пред­при­ни­ма­те­ля­ми ре­аль­но по­лу­чае­мых до­хо­дов.

— Что в пла­нах ра­бо­ты агент­ст­ва до кон­ца 2007 го­да?

— На­ши­ми пла­на­ми оп­ре­де­ле­но про­ве­де­ние ра­бот по со­вер­шен­ст­во­ва­нию нор­ма­тив­но-ме­то­ди­че­ской ба­зы по го­су­дар­ст­вен­но­му над­зо­ру с уче­том вне­сен­ных из­ме­не­ний в дей­ст­вую­щее за­ко­но­да­тель­ст­во, ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ской ба­зы тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов, ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры сис­те­мы ФГУ ЦСМ. На­ме­че­но уча­стие в под­го­тов­ке ма­те­риа­лов к про­ек­ту по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по ор­га­ни­за­ции уче­та и ана­ли­за слу­ча­ев при­чи­не­ния вре­да вслед­ст­вие на­ру­ше­ния тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ских рег­ла­мен­тов и ин­фор­ми­ро­ва­ния при­об­ре­та­те­лей, из­го­то­ви­те­лей и про­дав­цов о си­туа­ции в об­лас­ти со­блю­де­ния тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ских рег­ла­мен­тов. Кро­ме то­го, бу­дет ока­зы­вать­ся со­дей­ст­вие под­го­тов­ке про­ек­та по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в свя­зи с пла­ни­руе­мой пе­ре­да­чей фе­де­раль­но­му агент­ст­ву функ­ций го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля и над­зо­ра за эф­фек­тив­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­ге­ти­че­ских ре­сур­сов.