Заплати налоги и служи спокойно


Александр ВЫСОЦКИЙ,
политический обозреватель

Новый министр обороны РФ Анатолий Сердюков, ранее возглавлявший Федеральную налоговую службу, призван привести в порядок финансовые дела российских Вооруженных сил. Именно этим объясняются масштабные кадровые перестановки, осуществляемые им в Министерстве обороны.

Когда 15 февраля 2007 года Влади­мир Путин объявил о назначении Анатолия Сердюкова министром обороны России, многие не обратили на эту новость должного внимания — всех больше волновал переход Сергея Иванова на должность первого вице-премьера и связанные с тем изменения «котировок» в «гонке преемников». Интерес к фигуре Сердюкова подогрел другой его карьерный взлет, а именно назначение на пост председателя совета директоров волгоградского «Химпрома» — одного из гигантов российской химической промышленности, до
1987 года являвшегося также флагманом советской индустрии по производству химического оружия. Однако сегодня предприятие осуществило полную конверсию и оружием не занимается, поэтому с Министерством обороны никак не связано и искать здесь причины назначения Сердюкова не стоит. На пост председателя совета директоров «Химпрома» Сердюкова выдвинуло государ-ство, владеющее 51% акций этого предприятия. Еще 35% его акций через аффилированные структуры принадлежат Виктору Вексельбергу, чьи представители согласились с предложением государства и утвердили кандидатуру Анатолия Сердюкова.
Между тем бывший руководитель Федеральной налоговой службы, переехав в Министерство обороны, времени даром терять не стал. И иронические разговоры о том, что во главе армии поставлен бухгалтер и специалист по мебели, связанные с предыдущей карьерой Сердюкова, очень скоро сменились неподдельным интересом к инициированным им изменениям в российских Вооруженных силах.

Кадры решают все

Назначение нового министра обороны оказалось лишь первым звеном в целой цепи перестановок, осуществленных затем в Вооруженных силах. С точки зрения должностного уровня самой заметной была смена главкома ВВС. Им вместо генерала армии Владимира Михайлова стал генерал-полковник авиации Александр Зелин. Эту отставку, впрочем, нельзя считать абсолютно неожиданной: генералу Михайлову
63 года и президент уже несколько раз продлевал его контракт сверх установленной планки в 60 лет.
Представляя Александра Зелина в качестве нового главкома ВВС, министр обороны подчеркнул, что «Александр Николаевич прошел все должности: от
летчика до начальника авиации — заместителя главнокомандующего». Анатолий Сердюков поблагодарил Владимира Михайлова за его службу в ВВС и выразил уверенность, что его «знания и богатый опыт, способности и энергия и впредь будут служить Отечеству».
Несмотря на то что именно к этой кадровой перестановке было в основном приковано внимание центральных СМИ, она является в общем-то рутинной. Гораздо более примечательны другие отставки и назначения.
В первую очередь обращают на себя внимание отставки начальника Главного управления международного военного
сотрудничества генерал-полковника Анатолия Мазуркевича и вслед за ним начальника вооружений Вооруженных сил, заместителя министра обороны генерала армии Алексея Московского.
Еще в самом начале деятельности Сердюкова на посту министра обороны массовые кадровые перестановки обрушились на Управление информации и общественных связей МО. Руководителем здесь был утвержден Ильшат Байчурин. Новым пресс-секретарем министра обороны стал полковник Алексей Кузнецов, в марте переведенный в центральный аппарат министерства из Космических войск.
Кроме того, Анатолий Сердюков привел с собой внушительную команду из Федеральной налоговой службы. Это прежде всего руководитель Сводно-аналитического управления Алексей Перепелкин, имеющий опыт работы с государственными закупками, начальник Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Игорь Карпель, считающийся специалистом по борьбе
с разнообразными «серыми» схемами, глава Управления делами Виктор Грачев и руководитель Организационно-инспекторского управления Александр Сухоруков. Сердюков также пригласил к сотрудничеству своих бывших советников в ФНС —
Татьяну Синилову и Игоря Медоева.
В отставку теперь прочат заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова, начальника тыла Вооруженных сил, заместителя министра обороны генерала армии Владимира Исакова и начальника Службы экономики и финансов Любовь Куделину.
До прихода в Министерство обороны Куделина занимала пост заместителя министра финансов, и Сергею Иванову, по слухам, в свое время стоило большого труда уговорить ее так радикально сменить место службы. По замыслу руководства она должна была стать главным финансовым контролером Вооруженных сил, но, видимо, не смогла. Пожалуй, главной причиной здесь можно назвать недостаток административного ресурса. Так что сейчас Анатолию Сердюкову, по сути, поручено то, что ранее не удалось Куделиной.
Есть и еще один важный момент: целый ряд высокопоставленных военных уже достигли 60-летнего возраста, и теперь для их дальнейшей службы президент должен ежегодно продлевать им контракт
в индивидуальном порядке. Среди тех, кому исполнилось или в ближайшее время исполнится 60 лет, командующий Железнодорожными войсками генерал-полковник Григорий Когатько (1944 года рождения), главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин (24 августа 1947 года), командующий Ленинградским военным округом генерал армии Игорь Пузанов
(31 января 1947 года), командующий Северо-Кавказским военным округом генерал армии Александр Баранов (13 мая
1946 года), командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров
(23 ноября 1947 года). 9 января этого года 60-летний юбилей отметил и второй человек в Министерстве обороны — начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский.
Таким образом, в ведомстве Анатолия Сердюкова стоит ожидать продолжения перестановок — как по объективным, возрастным, так и по другим причинам.

Где деньги?

Четыре месяца назад, представляя на коллегии Министерства обороны нового министра, президент Путин заявил следующее: «Мне бы хотелось, чтобы в ведомстве серьезное внимание было уделено эконо-мической, финансовой составляющей. Поэтому сегодня (15 февраля 2007 года. —
Прим. ред.) мною будет подписан указ о назначении нового министра обороны, человека гражданского, но тем не менее способного решить эти задачи в силу своих знаний в сфере экономики, в сфере финансов». Именно в этих словах и следует искать основные «приводные ремни» всей деятельности Анатолия Сердюкова в Министерстве обороны.
Отставка начальника Главного управления международного военного сотрудничества генерала Мазуркевича, очевидно, связана с началом проверок доходных и расходных статей на развитие международных связей, обучение иностранных военнослужащих в нашей стране, аренду российских полигонов и поставку запчастей и некоторых видов техники и вооружения — всего на сумму около $150 млн.
Не так давно было объявлено о создании Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, то есть единой структуры, отвечающей за закупки вооружений. До сих пор этим занимались самые разные подразделения МО, что благоприятствовало злоупотреблениям. Ранее действовавшая Федеральная служба по оборонному заказу выполняла лишь контролирующие функции, не оказывая влияния на принятие решений. Правда, данная служба, которой до мая 2006 года руководил нынешний глава Таможенной службы Андрей Бельянинов, функционировала вполне исправно, и Сердюков может опереться на результаты ее работы в процессе своих финансовых расследований.
Возглавит Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств генерал-лейтенант Александр Денисов. Он занимал должность первого заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, благодаря чему, судя по всему, не только знает зарубежный рынок вооружений, но и в курсе работы внутреннего оборонного заказа.
Примечательно, что этот пост многие прочили заместителю министра обороны РФ Алексею Московскому, курировавшему весь оборонный заказ. Предполагалось, что он сохранит контроль над закупкой вооружений и военной техники, а следовательно, и над гигантскими финансовыми средствами, которые здесь крутятся. Отставка генерала Московского поставила крест на подобных предположениях.
Будем надеяться, что эти изменения принесут свои плоды, оставив в прошлом практику, когда разворовывается до 70% средств, выделяемых под оборонный заказ. Ведь сегодня на оборону в России тратятся чрезвычайно большие деньги, которые при грамотном расходовании способны решить проблемы обеспечения национальной безопасности, в том числе и в долгосрочной перспективе.
Об этом Анатолий Сердюков говорил в одном из первых интервью в должности министра, опубликованном в газете «Красная звезда». В рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной на период до 2015 года, на поставку новой техники и вооружения выделено более 4 трлн руб.
Поэтому продолжение модернизации Вооруженных сил РФ должно проводиться «с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств».

Цели и перспективы

Надо сказать, что деятельность нового министра обороны в отличие от работы его предшественника абсолютно не афишируется, проходя в рутинном режиме. Нет ни громких заявлений, ни какой-либо бравады. Большинство россиян, возможно, вообще что-либо услышали о Сердюкове лишь в День Победы, 9 мая, когда тот впервые принимал парад на Красной
площади.
Вооруженные силы России, еще несколько лет назад пребывавшие поистине в плачевном состоянии, постепенно выходят из кризиса. Поставки современных систем вооружений, которые российская армия очень долго не видела, неуклонный рост доли контрактников, сокращение срока службы по призыву с 24 месяцев сначала до 18, а скоро и до 12 месяцев — все это должно привести армию и флот в надлежащее состояние, сделать их способными решать весь комплекс задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Но даже реализация всех вышеперечисленных мер не является панацеей от главной беды России в целом и ее Вооруженных сил в частности. Только эффективная борьба с коррупцией позволит преобразить армию, улучшить моральный климат в военной среде, избавив ее от дедовщины. Говоря о последней, министр признал, что абсолютно необходимы «комплекс
социально-правовых мер, повышение внутренней ответственности командиров и воспитательных органов, а также действенный гражданский контроль». Хочется пожелать новому руководству Министерства обороны успехов на этом непростом пути. Однако судить о наличии или отсутствии таких успехов можно будет не раньше 2009—2010 годов.