«Волгоградская область вон как развернулась!»


Дмитрий Александров

Фото Александра Данилюшина

Волгоградская область — один из немногих, если не единственный, регион России, где совместно работающие местное самоуправление и местные сообщества уже стали реальностью и благодаря этому союзу успешно завершен первый этап реформы местного самоуправления.

 

27 апреля в Волгограде состоялся подводящий итоги первого этапа реформы МСУ I съезд руководителей местных сообществ Волгоградской области. «Местные сообщества, —
поясняет советник губернатора области Сергей Дмитриев, — это органы территориального общественного самоуправления (ТОСы), казачьи общества, товарищества собственников жилья, общества взаимного кредитования, сообщества хозяйствующих субъектов, принимающие участие в решении местных проблем».
Как «БОСС» рассказывал в посвященном Волгоградчине приложении к № 7 за 2006 год, в реализацию 131-го закона область вошла с собственным видением развития самоорганизации граждан.
«Администрация области, — говорит губернатор Николай Максюта, —
выдвинула трехуровневую инновационную модель местного самоуправления. Трехуровневую, потому что она подразумевает не только уровень муниципальных районов, а также городских округов, сельских и городских поселений, входящих в состав муниципальных районов, но и уровень низовых сообществ. Этот уровень хотя и формально присутствует в федеральной концепции местного самоуправления, но не ориентирует на обязательное его применение в каче-стве важнейшего элемента системы управления территориями. А если мы не убедим, не мотивируем граждан в необходимости такой самоорганизации по месту жительства, то проводимая реформа будет явно неполноценной.
А инновационная модель потому, что в ней между властью и населением существуют, как нам кажется, более фундаментальные взаимосвязи, чем те, которые предложены разработчиками федеральной муниципальной реформы. В их подходах все-таки сохраняется старая российская традиция: построение пирамиды власти сверху вниз. Правом принятия решений наделяются только чиновничьи структуры различного уровня. В рамках этих подходов от конкретного многоквартирного дома или личного подсобного хозяйства до органов управления муниципалитетами поселений или городских округов в прямом и переносном смысле дистанция значительного размера. Вы ведь знаете, что даже большинство сельских поселений включают не один, а несколько населенных пунктов, не всегда близко расположенных друг к другу. При развитии же ТОСов, товариществ собственников жилья, кредитных кооперативов, казачьих обществ, бизнес-сообществ, создаваемых для совместного решения социальных задач, дистанция между административной властью и рядовым человеком сокращается или даже исчезает совсем. Власть получает прочный управленческий фундамент, сбалансированный с усилиями гражданского общества. Причем низовые сообщества граждан становятся основой, первичной ячейкой управления территориями и организации решения местных проблем. Они, как правило, сами, по собственной инициативе занимаются актуальными вопросами местного значения в рамках сформированных ими же самими хозяйственных и финансовых планов. Являясь главной поддержкой и опорой местной административной власти, низовые сообщества высвобождают у нее время и силы для решения более глобальных стратегических вопросов.
Местным сообществам, конечно, активно помогают органы муниципальной власти, бизнес-сообщества, значительное содействие оказывает региональная власть. Такая поддержка носит субсидированный характер, она дополняет самостоятельные действия местных сообществ с учетом сложившейся эффективности и стимулирует их дальнейшую социальную активность. Это, по сути, модель непосредственного народовластия, пилотная модель такой организации
местного управления, при которой оно строится от потребностей конкретного
человека — к потребностям цивилизованного гражданского общества».
«Очень важно, — подчеркивает Сергей Дмитриев, — что развитие ТОСов в комплексе с другими видами местных сообществ позволяет обеспечивать единство, целостность административной власти и власти народной».

ТОСы — главное звено

Ключевым звеном в системе мест-ных сообществ, по словам Сергея Дмитриева, выступает территориальное общественное самоуправление: «Дело в том, что статья 27 131-го закона дает возможность предоставлять бюджетную поддержку именно территориальному общественному самоуправлению. Кроме того, ТОСы универсальны. В поле их зрения находятся все стороны жизнедеятельности того или иного населенного пункта, что позволяет им консолидировать другие, более специализированные местные сообщества».
«ТОСы, — отмечает в свою очередь губернатор Максюта, — главная движущая сила развития территорий. Они активно участвуют в создании системы социальной защищенности населения, контролируют все происходящие в поселениях процессы». В области сегодня работают 1,7 тыс. ТОСов в 1,3 тыс. населенных пунктах, в 491 муниципальном образовании. Ими охвачено 1,2 млн жителей области.
По словам советника губернатора Сергея Дмитриева, именно в ТОСах впервые появилась идея, оформленная затем в областную программу «Волгоградская область — чистая область». Смысл ее — навести элементарный порядок на улицах, ликвидировать стихийные свалки. Инициативу поддержали все ТОСы в области.
«Областная целевая программа “Волгоградская область — чистая область”, — рассказывает он, —
была инициирована ТОСами. Им и принадлежит решающая роль в реализации намеченных планов. В рамках данной программы на каждое домовладение составлены санитарные паспорта-предписания, во многих ТОСах проводятся капитальные работы по благоустройству поселений. Постепенно эта программа трансформировалась в более широкую — “Волгоградская область — чистая и благоустроенная область”. Сегодня ТОСы повсеместно занимаются не только уборкой, но и, например, строительством и ремонтом дорог, участвуют в прокладке газопроводов. Очень активно включились общественные объединения в работу по освещению улиц. Так что в название программы можно добавить еще и “Светлая область”».
«Хорошей традицией, — продолжает Сергей Матвеевич, — стало проведение весной и осенью так называемых месяцев добра. Скажем, весенний месяц — апрель подразумевает прежде всего озеленение территории. Только в этом году в апреле территориальными органами самоуправления посажено более 200 тыс. деревьев! Благодаря их деятельности повышается качество социального обслуживания по месту жительства ветеранов войны и труда, что очень важно в канун 65-летия Великой победы в Сталинградской битве».
«Надо сказать, что ТОСы, при том что занимаются вопросами своих территорий, становятся консолидирующей силой в ситуациях, когда проблему необходимо решать, что называется, всем миром, — замечает Николай Максюта. — Так, после страшного пожара в станице Качалинской ТОСы повсеместно провели сбор средств в поддержку пострадавших дополнительно к государственной помощи. Общественные объединения сделали это исключительно по собственной инициативе».
«Наши ТОСы занимаются 54 видами деятельности, — продолжает Николай Кириллович. — 250 из них строят и ремонтируют дороги внутри поселков, подъезды к населенным пунктам.
118 приводят в порядок переходы, дамбы, плотины. 117 выполняют работы по водоснабжению и водоотведению, включая строительство водонапорных башен. 111 монтируют и восстанавливают уличное освещение».
Как считают сами руководители районных и местных администраций, благодаря инициативе и активности ТОСов реализация многих задач чрезвычайно ускорилась. «На общих собраниях органов территориального общественного самоуправления, —
подчеркивает Сергей Дмитриев, —
жители принимают решения, собирают в складчину деньги, заказывают работы. Многие ТОСы имеют такую возможность, поскольку обладают статусом юридического лица, другие — ходатайствуют о поддержке своих начинаний в вышестоящих структурах власти. Таким образом, развитие по всем направлениям идет активно».
«Органы местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления — ТОСы, которые выступают главным элементом местных сообществ, научились ставить задачи и их выполнять. Для этого у них есть бюджеты, пусть пока в массе своей небольшие. И есть инструменты, позволяющие постепенно увеличивать эти бюджеты. Люди участвуют в принятии решений, они поверили в собственные силы и сами определяют свою судьбу», — убежден губернатор области.
Благодаря опережающему развитию ТОСов система местного и территориального общественного самоуправления в области сегодня в значительной степени сформирована и успешно работает. На прошедшем съезде, как уже было сказано, Волгоградская область заявила о завершении первого этапа реформы местного самоуправления.
В отличие от многих российских регионов область не стала откладывать в долгий ящик претворение в жизнь 131-го закона. Она приступила
к его реализации в полном объеме
с 1 января 2006 года. Причем соответ-ствующая работа велась уже начиная с 1998—1999 годов. И потому непродуктивно работающих органов МСУ, нерешенных проблем с финансовым и иным управлением, ошибок при выборах руководителей муниципалитетов, неготовности самих этих руководителей к новым задачам здесь оказалось значительно меньше, чем в других субъектах Федерации.
«Нам сегодня есть чем гордиться, —
констатирует Николай Максюта. —
В области увеличивается рождаемость, намечается перелом в демографической обстановке. Прожиточный минимум практически остался на прежнем уровне, а заработная плата выросла на 28%. Почти на 30% за последний год увеличились объемы строительства жилья. Растут объемы промышленного производства, активно развиваются, как и предусмотрено приоритетным национальным проектом “Развитие АПК”, личные подсобные хозяйства, общественное животноводство, обеспечена стабильная работа агропромышленного комплекса.
За полтора года реформы МСУ было решено много проблем в становлении органов местного и территориального общественного самоуправления. Они успешно осваивают искусство бюджетирования, технологию реализации полномочий, переданных им вышестоящей властью, а также схему делового и социального партнерства власти, бизнеса и гражданского общества. Повышение эффективности местного управления становится мощным импульсом для устойчивого развития экономики территорий, в том числе организации комплексного обслуживания тех же личных подсобных хозяйств, благоустройства населенных пунктов, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Проводимая реформа формирует в сознании людей чувство хозяина, высокую ответственность за благо-получие родного края».
Вот что сказал нашему журналу председатель правления Совета муниципальных образований Волгоградской области Анатолий Галичкин:
«Наш совет сразу определили свою главную задачу — обеспечить практическую помощь муниципалитетам, местным сообществам. Другими словами, сделать так, чтобы голос муниципального сообщества был слышен в структурах законодательной и исполнительной власти области. Подали более 100 конкретных предложений по совершенствованию областного законодательства, участвуем в заседаниях рабочих групп, комиссий и комитетов областной думы и администрации Волгоградской области. Сделано уже немало: на территории каждого поселения, муниципального района и городского округа созданы механизмы увеличения собственной доходной базы, разработана новая методика межбюджетных отношений, принята программа всесторонней поддержки личных подсобных хозяйств, сельским поселениям переданы полномочия по управлению землей».
«Сегодня, — подчеркивает он, —
сформирован солидный кадровый корпус руководителей муниципалитетов и ТОСов. ТОСы подставляют плечо муниципальным органам власти в решении практически всего спектра вопросов, включая те, которые касаются благоустройства, санитарии, правопорядка, здравоохранения».
Согласно данным, приведенным Сергеем Дмитриевым, активисты ТОСов — это по большей части женщины (56%), 19% из них пенсионного возраста. ТОСы привлекают в свои ряды безработных (28%), которые проходят специальное обучение и принимаются на работу через центры занятости населения.
«Не могу не сказать и о том, — замечает советник губернатора, — что органы территориального общественного самоуправления работают в обстановке публичности и гласности. В феврале —
марте во всех ТОСах области прошли собрания и конференции по подведению итогов прошлого года с широким привлечением общественности и местных властей. На них были утверждены отчеты о деятельности ТОСов и приняты программы на будущее».
Сейчас территориальное общественное самоуправление, по словам Сергея Дмитриева, развивается в области по четырем основным направлениям. Первое – воспитание, прежде всего патриотическое. Это так называемая эстафета патриотических трудовых дел, символом которой стал флаг Волгоградской области. Он торжественно вручен руководителям лучших ТОСов на Мамаевом кургане во время открытия съезда. Флаг и Книга славных добрых дел будут переходить от одного ТОСа к другому, также включившемуся в эстафету, приуроченную к 65-летию Сталинградской победы. Накануне юбилея оба символа передадут в музей-панораму «Сталинградская битва». «Это, — подчеркивает Сергей Матвеевич Дмитриев, — создает мощнейшую мотивацию, пробуждает патриотические чувства». Патриотическая работа направлена и на сохранение народных традиций, развитие народного творчества, промыслов и ремесел. ТОСы принимают в этом процессе самое активное участие. Кроме того, серьезное внимание на уровне каждого органа территориального общественного самоуправления уделяется формированию здорового образа жизни. Чтобы стимулировать и развивать эту инициативу, в регионе регулярно проводятся областные, окружные и районные спартакиады.
Второе направление — содействие в охране своих территорий, в обеспечении безопасности проживания.
Во многих ТОСах уже созданы гражданские отряды (дружины), которые осуществляют рейды, работают с неблагополучными семьями, занимаются профилактикой правонарушений. Отряды также стоят на страже пожарной безопасности своих поселений. На местах проводится соответствующее обучение дружинников. Большую поддержку в этом оказывают казачьи сообщества.
Третье важнейшее направление деятельности ТОСов — благотворительность. Активисты ТОСов привлекают к решению наиболее злободневных социальных проблем бизнес-структуры, крепкие фермерские хозяйства, агрофирмы, работающие на данной территории. Уже есть немало примеров, когда предприниматели помогают провести освещение дворов сельских школ, участвуют в ремонте их помещений, благоустройстве парков и других мест отдыха селян.
И четвертое направление — благоустроенность. «Не путайте с благоустройством, — подчеркивает советник губернатора. — Имеется в виду благоустроенность жизни людей на всей подведомственной территории».
Чтобы стимулировать активность ТОСов, по инициативе главы администрации области Николая Максюты был объявлен конкурс среди органов территориального общественного самоуправления. Для оценки их работы учреждено девять номинаций: «Социальное партнерство, патриотическое воспитание и работа с молодежью»; «Санитарное состояние, благоустройство территории»; «Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство»; «Торговля, потребительская кооперация, бытовое обслуживание населения и услуги»; «Здравоохранение»; «Социальное обеспечение и социальная защита населения»; «Образование и физкультурно-оздоровительная работа»; «Культура»; «Охрана общественного порядка». Итоги подводились отдельно среди ТОСов сельских, городских поселений и городских округов. Одновременно проходил конкурс «Лучшая местная администрация года». ТОСы получили внушительные суммы из областного бюджета, а местные администрации —
ценные и полезные подарки.
«Замечу, что поддержка активных ТОСов будет увеличиваться, — говорит губернатор Николай Максюта. — Если в 2006 году на помощь лучшим ТОСам в областном бюджете было заложено 30 млн руб., то в 2007 го-ду — уже 65 млн. Плюс к этому по
100 тыс. руб. предусмотрено в местных бюджетах. Ежегодно на конкурсной основе 20 лучшим ТОСам — юридическим лицам будет присваиваться почетное звание “Образцовое территориальное общественное самоуправление” с вручением каждому из них денежной премии в размере 1 млн руб.
Объявлен конкурс на звание “Лидер территориального общественного самоуправления 2007 года”, которое будет присваиваться 20 лучшим руководителям ТОСов — юридических лиц с вручением золотого знака и денежной премии (100 тыс. руб.). Такие же звания будут присваиваться 20 активистам ТОСов. Их отметят серебряным знаком и премией
(50 тыс. руб.). Это, согласитесь, серьезный стимул для ТОСов, их руководителей и актива работать качественнее».
Победитель конкурса среди ТОСов сельских поселений председатель совета территориального общественного самоуправления «Родионовский» Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Нина Дерябина вспоминает, что без ТОСов на селе приходилось туго: «До институтов власти сельскому жителю самому не достучаться. ТОСы стали важнейшим коммуникативным звеном между властью и обществом. Кроме того, они встряхнули хутора и села, открыли новые возможности для развития местной инициативы».
По ее мнению, для успешной работы ТОСов необходимо обеспечить их постоянное эффективное взаимодействие с властью. «Жители хутора Родионовский и не мечтали добиться от власти строительства газопровода. Населенный пункт маленький, и, как мы ни старались убедить районную администрацию, районных депутатов, руки до нас никак не доходили, денег никогда не хватало. Совет же ТОСа стал представительствовать за хутор, и дело сдвинулось с мертвой точки, уже идут проектные работы. Или другой пример. Шесть лет назад у нас случился пожар, сгорел дом культуры. Пока совет ТОСа не взялся за восстановление, до этого нашего храма культуры опять-таки не доходили руки. Теперь совсем другое дело: ведутся капитальные работы, и к
30 сентября, Дню хутора, мы завершим его восстановление». «Еще недавно трудно было себе представить, —
замечает Нина Дерябина, — что совет ТОСа, объединяющий 250 жителей, будет иметь полуторамиллионный счет в банке. Сегодня это уже реальность. И это только начало».
Все большее значение приобретает системная, целевая деятельность. «Практика одноразовых дел в работе ТОСов уходит в прошлое, — считает Нина Дерябина. — На смену ей приходит практика многогранной систематической работы на благо жителей».

Казаки шагают впереди

Развитию самоуправления в области способствует то, что большая ее часть — территория проживания донского казачества (часть Всевеликого войска Донского, воссозданного
в 90-х годах), сумевшего сберечь традиции казачьего самоуправления.
В области действует 180 казачьих обществ, развивающих самобытный казачий образ жизни, казачьи кадетские корпуса, школы и колледжи, казачьи клубы и конно-спортивные школы.
«Они, — замечает Николай Максюта, —
стимулируют социальную активность гражданского общества, реализуют ряд общественных программ: “Казаки против наркотиков”, социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. За этими обществами закрепляются десятки детских домов и интернатов, а в рамках программы “Отеческая забота” ими создаются детские дома семейного типа».
Одно из важнейших направлений работы казачьих обществ — хуторские казачьи дружины, формируемые прежде всего для охраны правопорядка. В Староаннинском сельском поселении Новоаннинского муниципального района такие дружины есть не только в центральной усадьбе, но и в каждом населенном пункте. Хуторскими, станичными и городскими казачьими обществами налаживается взаимодействие с органами местного самоуправления и ТОСами. Тем более что часть органов власти и территориального общественного самоуправления возглавляется казачьими атаманами.
В области создано 230 муниципальных казачьих дружин, они оказывают помощь силовым структурам в обеспечении общественной безопасности на территории Волгоградского региона.
В дружинах служит более 700 казаков. Примерно треть охраняет общественный порядок на профессиональной основе с получением вознаграждения из средств областного и местных бюджетов, остальные несут службу на общественных началах. В дальних хуторах, где участковый милиционер появляется не очень часто, люди в первую очередь доверяют казакам,
к ним идут за защитой.
«Казачьи дружины, — замечает Сергей Дмитриев, — тесно взаимодействуют с рыбнадзором и лесниками, охраняют объекты муниципальной собственности. Подписано соглашение между войсковым казачьим обществом “Всевеликое войско Донское” и Главным управлением МЧС России по Волгоградской области о совместной деятельности по привлечению членов казачьих обществ региона к несению государственной и иной службы.
Казачьи общества будут задей-ствованы в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим. Это прежде всего оповещение населения муниципальных образований о возможных чрезвычайных ситуациях, ведение учета и распределение гуманитарной помощи, участие в эвакуации жителей из опасных зон, проведение локальной разведки местности в случае лесных пожаров и наводнений и многое другое. Спасатели взяли на себя обязательства провести обучение казаков,
а также оказывать помощь в оснащении их необходимой техникой».
Атаман казачьего общества «Суровикинское», глава город-ского поселения город Суровикино Суровикинского муниципального района, председатель палаты город-ских поселений Совета муниципальных образований Волгоградской области Владимир Александрин отмечает, что принятый недавно Закон о государственной службе российского казачества фактически дополняет 131-й федеральный закон: «Благодаря ему появляется возможность лучше юридически оформлять интеграцию органов местного самоуправления, ТОСов и казачьих структур, что и так повсеместно происходит на практике. Этому, кстати, был посвящен специальный семинар, прошедший у нас в Суровикинском районе». По его словам, такой деловой союз способствует управляемости и социально-политической стабильности.
Главные направления деятельности казачьих обществ, по словам Александрина, — это образование, культура, молодежная политика, защита окружающей среды, общественная безопасность, защита интересов граждан. Большой опыт накоплен ими в подготовке молодого поколения к службе в армии, духовном и патриотическом воспитании, дополнительном образовании. «Активно развивается, —
замечает Владимир Александрин, —
и хозяйственная деятельность. Примерами такого рода являются хуторское общество “Витютневское”, казачья холдинговая компания “Краснодонская”». «Деятельность казачьих обществ, — заключает Александрин свой рассказ, — многогранна и вне зависимости от вида и формы работы выполняет главную задачу казака — служить Родине».

Российский лидер
кредитной кооперации

Волгоградская область — лидер российского движения кредитных кооперативов. «Более половины кредитных кооперативов, созданных в стране, действуют в нашей области, — утверждает Николай Максюта. — Потрясающая эффективность их работы связана с тем, что они опираются на доскональное знание хуторянами, сельчанами, жителями городских районов друг друга. Масштаб деятельности кредитных кооперативов поражает. Доля кредитных потребительских кооперативов в объеме кредитования фермерских и личных подсобных хозяйств составляет сегодня 45%!
В целом ряде муниципальных районов: Октябрьском, Еланском, Иловлинском, Суровикинском — народные сберкассы созданы в каждом поселении. Среди сильнейших кредитных кооперативов можно отметить кооператив “Киквидзенский” Киквидзенского муниципального района, “Старт” Иловлинского муниципального района. Эта форма финансового бизнеса интенсивно развивается: центры занятости населения области активно готовят специалистов для данной сферы».
«Десять лет в области развивается кредитная кооперация, — рассказывает председатель областного кредитного сельскохозяйственного кооператива “Содружество” Геннадий Никулин. —
За это время создано 135 кредитных кооперативов, из них 77 сельскохозяйственных. Членами кооперативов являются
163 тыс. человек, из которых 58 тыс. —
пайщики сельскохозяйственных кредитных кооперативов».
«Кредитные кооперативы, — поясняет он, — это самостоятельные, саморегулирующиеся организации, действующие на принципах самофинансирования, добровольности, взаимопомощи граждан. Члены кооператива самостоятельно решают вопросы его деятельности. Кооперативы аккумулируют личные сбережения в качестве депозитов и за счет этого имеют возможность предоставлять кредиты субъектам малого и среднего бизнеса, а также кредиты гражданам на различные потребительские цели».
В 2006 году кредитными кооперативами выдано 2,7 млрд руб. кредитов, из них 710 млн руб. получили фермерские и личные подсобные хозяйства. Всего же за годы своего существования ими было выдано
8 млрд руб. кредитов, в том числе сель-скохозяйственными кооперативами —
более 4 млрд. Такая форма финансового бизнеса играет большую роль в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Кооперативные структуры активно взаимодействуют с администрациями муниципальных образований и ТОСами по повышению доступности кредитов для жителей каждого населенного пункта. Для этого кредитная кооперация активно расширяет свою сеть на территории области. Уже создано 280 структурных подразделений кредитных кооперативов. К концу 2007 года их количество составит порядка 330. А в 2008 году планируется охватить все поселения региона, и формирование структуры кредитной кооперации в области будет в целом завершено.

Жилфонд под управлением собственников

По словам Николая Максюты, в области уже накоплен большой опыт деятельности товариществ собственников жилья (ТСЖ). Они наиболее активно действуют в четырех город-ских округах и шести муниципальных районах. 280 ТСЖ обслуживают 418 многоквартирных домов общей площадью 2,3 млн кв. м, 56% из них — новые дома. Созданы ассоциации товариществ собственников жилья в Волгограде («Градфорт»), в Краснослободске Среднеахтубинского муниципального района («Уренгоец»), в Волжском. Проводится объединение усилий ТСЖ и ТОСов в Камышине.
Председатель ассоциации товариществ собственников жилья «Градфорт» Виктор Романов
обратил наше внимание на то, что движение ТСЖ в Волгоградской области оказалось возможно только благодаря активному участию населения в процессе управления жилищным фондом. «Люди поняли, какие преимущества дает управление коммунальным обслуживанием самими хозяевами, — говорит он. —
В результате стали появляться старшие по дому, уполномоченные решать вопросы коммунального обслуживания от имени жильцов. Наряду с ТСЖ в регионе существует также 138 жилищно-строительных
кооперативов, выполняющих сходные функции. Ассоциация “Градфорт” работает на территории Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов Волгограда, объединяет восемь ТСЖ. На основе нашего опыта работы мы пришли к выводу, что обслуживание ТСЖ сторонними организациями малоэффективно, и создали свое собственное объединение коммунального обслуживания, включающее службы эксплуатации зданий, эксплуатации и ремонта охранно-пожарной сигнализации, сварочный участок, другие подразделения. Обучен персонал, получены все необходимые лицензии. В кассу товариществ сдаются членские взносы, работают паспортисты. Для удобства собственников жилья создана система вызова специалистов по эксплуатации и ремонту жилищного фонда. Внедрен учет воды и тепловой энергии, осуществляется охрана транспортных средств, детских и спортивных площадок. Систематически проводим аттестацию работников, следим за экономической эффективностью нашей деятельности. Аналогичным образом построена работа и в других ассоциациях».

Бизнес реализует
социальные обязательства

Глава администрации Волгоград­ской области подчеркивает, что социальная деятельность хозяйствующих субъектов в области направлена прежде всего на становление институтов гражданского общества. «Чрезвычайно активно участвуют в становлении ТОСов крестьянско-фермерские хозяйства, — комментирует он ситуацию. — Во многих случаях председатели и члены советов ТОСов —
фермеры, и они используют свои собственные ресурсы в качестве долевого вклада в их деятельность. Кроме того, хозяйствующие субъекты создают временные бизнес-сообщества для реализации тех или иных социальных задач на территории и вступают для этого в договорные отношения с ТОСами. Наиболее интересен и перспективен в этом смысле проект “Сельская территория” в границах шести ТОСов Кленовского сельского поселения Жирновского района».
Участник названного губернатором проекта генеральный
директор ООО «Айтакс-молоко» Андрей Григорьев рассказал журналу «БОСС» следующее: «Хозяйствующие субъекты активно участвуют в деятельности ТОСов и местных муниципалитетов. Это связано как со свойственной большинству представителей нашего предпринимательского слоя социальной ответ-ственностью за состояние территории, на которой они работают, так и с мерами материального стимулирования со стороны областной администрации. Так, еще в 2003 году распоряжением главы администрации области была введена прямая финансовая поддержка сельхозпредприятий, вкладывающих средства в развитие сельского социально-экономического комплекса, — возмещение из областного бюджета процентной ставки по привлекаемым ими для этого кредитным ресурсам».
Временные бизнес-сообщества, по словам г-на Григорьева, создаются для различных целей, в частности для наведения санитарного порядка и благоустройства территорий: «Наше предприятие участвует в проекте “Сельская территория”, предусматривающем объединение средств нескольких предприятий. Это комплексная программа развития территории, включающая вопросы воспитания, безопасности, благотворительности, благоустроенности, поддержку образования, развитие гражданского общества. По каждой подпрограмме есть перечень задач, определено финансирование каждой из них».
В областной администрации уверены, что эта инициатива найдет свое продолжение и в других поселениях.

Второй этап реформы МСУ: начало положено

Задачи второго этапа реформы местного самоуправления в области, старт которому был дан съездом, Николай Максюта определяет так: упорядочить имущественные отношения, увеличить собственную доходную базу МСУ и местных сообществ, качественно повысить эффективность решения вопросов местного значения и межбюджетных отношений, общую культуру управления и профессиональную подготовку кадров управленцев и специалистов.
Приоритеты же местных сообществ, по его оценке, должны состоять в следующем. Во-первых, необходимо интенсифицировать общее и прежде всего патриотическое воспитание подрастающего поколения, делая акцент на историческом значении и величии подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.
Во-вторых, нужно дойти до каждого нуждающегося в социальной поддержке, в первую очередь одиноких престарелых граждан, инвалидов, беспризорных и безнадзорных детей, а также лиц, пострадавших в стихийных бедствиях. Требуется дальнейшее развитие совместно с органами социальной защиты благотворительной деятельности.
В-третьих, следует повысить эффективность профилактики правонарушений и эффективность противопожарной защиты. Это должно стать предметом совместной заботы гражданских отрядов ТОСов и добровольных казачьих дружин.
В-четвертых, надо наладить более четкое взаимодействие ТОСов и центров занятости населения по осуществлению социально значимых общественных работ. Прежде всего это должны быть работы, связанные с чистотой и благоустройством. «Наша цель — чистая, благоустроенная область, — подчеркивает губернатор, — А это чистота не только на площадях и крупных магистралях, но и на каждой улице, в каждом дворе, на каждой придорожной полосе».
В-пятых, важное значение приобретает возрождение социально-бытового обслуживания. Нужно стремиться к тому, чтобы предоставить максимально возможный набор оказываемых услуг жизнеобеспечения, причем услуг, доступных для каждой территории и каждого жителя, в том числе по цене и по качеству. Особо следует выделить организацию комплексного обслуживания личных подсобных хозяйств.
«Задачи сложные и масштабные, но решаемые, — утверждает губернатор. — Ведь в условиях пробужденной снизу демократической инициативы необходимо подсказать направления и методики их реализации, создать экономические и нравственные стимулы, обеспечить на местах информационное и консультационное сопровождение, и тогда процесс самоорганизации будет развиваться самостоятельно и творчески, без вмешательства, окриков и понуканий. В этом заключается суть нашей управленческой стратегии, и мы ее повсеместно успешно претворяем в жизнь».
Не случайно начинания области в сфере местного самоуправления находят самую высокую оценку на федеральном уровне. Лучшим городским поселением в России по итогам 2006 года признано городское поселение город Суровикино Суровикинского муниципального района, а лучшим сельским — Червленовское сельское поселение Светлоярского муниципального района.
Во время своего визита в Волгоград в феврале этого года президент России Владимир Путин отметил, что на фоне докладов некоторых федеральных руководителей и законодателей о непреодолимых сложностях в реформировании и развитии муниципалитетов, в реализации новой модели местного управления «Волгоградская область вон как развернулась!».
«Эффективное включение элементов гражданского общества в систему волгоградского местного самоуправления» заметил также сопровождавший Путина глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Весьма лестная оценка МСУ и деятельности местных сообществ в области со стороны министра прозвучала на рабочем совещании Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. «Я убедился, — заявил он, — что в Волгоградской области те вопросы организации местного самоуправления, которые в ряде других регионов только возникают, вполне успешно решаются». А посетивший Волгоград несколько позднее советник президента РФ Геннадий Трошев сказал: «Меня радует, что в вашей области надеются на собственные силы. Здесь не ждут указаний из федерального центра, а принимают свои законы и работают».