Послание восьмое, исправленное и дополненное


Александр ПОЛЯНСКИЙ

«БОСС» после мюнхенской речи Путина писал: «Уходящие лидеры так не выступают». Хотя у многих было ощущение, что президент решил резать правду-матку именно потому, что уходит.
Но восьмое послание главы государства Федеральному собранию — последнее послание последнего срока второго президента России — подтвердило нашу правоту: речь, безусловно, идет о сохранении позиции лидера страны в новом качестве.

Главными темами восьмого послания президента Федеральному собранию были, как и в подавляющем большинстве прошлых, экономические и социальные вопросы. Глава государства каждую весну говорил примерно об одном и том же, поэтому восьмое послание представляет собой, по сути, развитие его взглядов на экономическую и социальную политику.
Путин отметил, что сегодня страна не только полностью преодолела спад производства, но и вошла в десятку ведущих экономик мира. В 2006 году, подчеркнул он, наша страна оказалась на первом месте в мире по добыче нефти, то есть, заметим от себя, фактически стала лидером мирового нефтяного рынка, который играет определяющую роль для нашего экономического и геополитического положения.
С 2000 года, акцентировал внимание президент, более чем в два раза увеличились реальные доходы населения, почти вдвое сократились масштабы бедности.

Государство возвращается
в экономику

Подведя основные итоги, глава государства приступил к изложению масштабной программы стимулирования национальной экономики.
Речь идет, конечно, о поддержке инновационной экономики. Прежде всего об авиационной и судостроительной промышленности, где, по мысли президента, должен быть восстановлен приоритет нашей страны и созданы объединенные отраслевые корпорации под эгидой государства.
Как и в прошлых выступлениях, Путин уделил много внимания наноиндустрии: в этой сфере уже утверждена стратегия развития, будет создана объединенная корпорация, которая консолидирует 130 млрд руб. Дополнительно с учетом ФЦП он потребовал заложить в бюджет на наноотрасль около 180 млрд руб. с одновременным усилением стимулов для частных инвестиций.
Революционный подход был предложен в финансировании науки. В прошлом году, напомнил президент, принят закон, согласно которому научные исследования будут вестись в рамках пятилетней государственной программы. В 2008 году на фундаментальные исследования направляется 48 млрд руб. напрямую и еще 8 млрд закладывается в фонды поддержки фундаментальных исследований. Также предусматриваются специальные целевые программы на прикладные разработки, по результатам которых договоры госзаказа будут заключаться с конкретными научными организациями. Объем таких целевых программ составит еще 33 млрд руб.
По уже сложившейся традиции президент остановился на развитии переработки ресурсов и поставке за рубеж не сырья, а продукции более высоких переделов. «Правительству следует разработать систему мер, стимулирующих увеличение переработки сырья внутри страны», — заявил Путин. Органами власти готовятся и уже принимаются решения об увеличении экспортных пошлин на сырье и о снижении импортных пошлин на оборудование.
Кроме того, речь шла о развитии народно-хозяйственной инфраструктуры. Глава государства считает необходимым создать долгосрочную стратегию развития электроэнергетики, предусматривающую, как он выразился, фактически новую электрификацию страны. Проблема состоит в том, что стране уже сейчас остро не хватает энергомощностей. До 2020 года энергетические мощности должны увеличиться на две трети от имеющихся, объем как государственных, так и частных инвестиций в электроэнергетику, согласно планам, составит 12 трлн руб.
В первую очередь развитие получит атомная электроэнергетика: намечено построить 26 атомных энергоблоков
(за все советское время их было построено 30). Для этого планируется создать госкорпорацию, охватывающую все стороны деятельности атомного комплекса страны.
Не меньшее внимание предполагается уделить гидроэнергетике — строительству ГЭС в Сибири и на Дальнем Востоке. По словам президента, это направление у нас несправедливо упущено: гидроресурсы задействованы в производстве электроэнергии всего на 20%, в то время как в развитых странах они используются на 70—80%.
Третье направление развития электроэнергетики — расширение угольной генерации нового поколения, то есть экологически чистой. Из-за удорожания углеводородов использование в электрогенерации газа сравнимо с топкой ассигнациями. «Газпром», кстати, ведет активную экспансию в угольной отрасли.
Не менее важна для страны транспортная инфраструктура. В послании сказано, что необходимо утвердить программу развития дорожной сети до
2015 года. Приоритетом при этом будут международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям Север — Юг и Центр —
Урал, а также дороги, связанные с реализацией экономического потенциала Сибири и Дальнего Востока.
Несмотря на то что расходы бюджета на автодороги с 2005 года удвоились, президент заявил о том, что нужно увеличить финансирование еще на 100 млрд руб.
Такие же долгосрочные программы, как и по автомобильным дорогам, будут приняты по развитию железных дорог; по авиационному транспорту, прежде всего по увеличению количества аэропортов и созданию на территории страны транзитных авиационных центров; по водному транспорту, в первую очередь по созданию сети современных портов. Анализируя перспективы развития водного транспорта, президент особо отметил имеющий большое геоэкономическое и геополитическое значение для прикаспийских государств проект второй линии канала «Волга-Дон», который предполагается финансировать силами международного консорциума.
Говоря о широком использовании федеральных финансовых ресурсов, президент подчеркнул, что бюджетные средства должны стать не главным источником, а катализатором прежде всего частных инвестиций. Основной задачей государства он назвал помощь бизнесу в создании новых современных производств и «в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний».
Затрагивалась также тема поддержки малого бизнеса. Президент дал указание в кратчайшие сроки разработать и принять Закон о поддержке и развитии малого бизнеса.

В режиме ручного управления

Приоритетные национальные проекты в послании впервые были встроены в более широкий контекст социально-экономических задач и, таким образом, превратились в одну из программ развития экономики и социальной сферы.
В послании предложен фактически новый подход к реализации ПНП. Было отмечено, что главная их цель — инвестиции в улучшение качества жизни.
По словам президента, работа над ПНП ведется в режиме ручного управления. Их финансирование осуществляется в размере 5—10% от бюджетных затрат на соответствующую отрасль: по проектам формируются совместные инвестиционные ресурсы центра, регионов, муниципалитетов и частного капитала, и подобная практика будет развиваться. Путин отметил также важность инновационного аспекта национальных проектов: ПНП несут во все сферы, которые они охватывают, новые, современные технологии.
Говоря о ПНП «Доступное жилье», глава государства обратил внимание членов Федерального собрания на необходимость принятия долгосрочной стратегии массового строительства жилья, затрагивающей комплекс смежных во-просов: градостроительную политику, использование ресурсосберегающих технологий, развитие строительной отрасли. Поставленные в первоначальной редакции национального проекта ориентиры — 80 млн кв. м к 2010 году — подлежат, с его точки зрения, пересмотру. Требуется вводить как минимум 100—130 млн кв. м в год и стремиться к тому, чтобы вводить 1 кв. м на человека в год (то есть около 150 млн кв. м).
Президент назвал бедствием огромное количество ветхого жилья — 93 млн кв. м, из них 11,2 млн кв. м — аварийное. «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах», — одна из самых ярких фраз послания.
Глава государства оценил как несправедливое положение, когда новые соб-ственники — граждане получили квартиры в домах, которые не ремонтировались государством долгие годы, нередко по 40—50 лет. Путин постановил выделить средства на ремонт в разовом порядке и разработать долгосрочную программу расселения. Он предписал создать специальный фонд реформирования ЖКХ из средств федерального бюджета объемом не менее 250 млрд руб.: 100 млрд —
на программу переселения из аварийного жилья и 150 млрд — на ремонт. В управлении фондом, по мнению президента, должны принять участие не только представители государственных органов, но и парламентарии, представители общественности.
Рассматривая ход выполнения ПНП «Эффективное сельское хозяйство», глава государства потребовал от правительства разработать в соответствии с новым Законом о сельском хозяйстве пятилетнюю программу развития сельского хозяйства.
Что же касается реализации НПН «Здоровье», то здесь президент отметил первые победы: уменьшение смертности и увеличение рождаемости. Он подчеркнул важность развития базовых семейных ценностей и поддержал инициативу объявления 2008 года Годом семьи.
Большое место в послании заняла пенсионная политика. Отвергнув идею повышения пенсионного возраста, президент сосредоточился на задачах продолжения пенсионной реформы с активным участием в ее проведении ресурсов бюджета и Стабилизационного фонда.
Он поставил задачу в период с 2007 по 2009 год увеличить средний размер пенсий на 65% и сохранить большую часть начисленной на «северах» пенсии людям, переехавшим на материк. Индексация пенсий должна быть проведена из бюджетных ресурсов, дефицит пенсионной системы будет покрываться при необходимости из Стабилизационного фонда. Но в то же время ресурсы Пенсионного фонда нужно увеличить до таких размеров, чтобы фонд по возможности сам покрывал дефицит за счет эффективного размещения своих финансовых ресурсов.
Увеличения можно добиться прежде всего путем стимулирования добровольных пенсионных накоплений. Часть средств Стабфонда пойдет на софинансирование таких накоплений: на каждую тысячу добровольных отчислений в Пенсионный фонд РФ будет добавляться тысяча из Стабилизационного фонда. При этом взносы во избежание обесценения будут безопасно инвестироваться.
По сути, президент поддержал идеи пенсионной политики, излагавшиеся ведущими российскими экономистами. Именно о таких подходах говорили на страницах нашего журнала Александр Шохин и Антон Данилов-Данильян
(см. № 1/2007 и № 4/2007).
Учитывая новые социальные задачи, президент предложил реформу Стаби­лизационного фонда. Высказавшись за сохранение консервативной финансовой политики и жесточайшего контроля над инфляцией, последовательного ее снижения, он, тем не менее, указал на необходимость дальнейшей активизации социальной и экономической политики и задей-ствования для этого ресурсов Стабфонда.
Стабилизационный фонд отныне будет разделен на три части: резервную (для хеджирования рисков от падения цен на углеводороды), средства для финансирования масштабных социальных программ и Фонд будущих поколений, который переименован в Фонд национального благосостояния. Средства этого фонда «должны работать на благосостояние как будущих, так и нынешних поколений». Именно его ресурсы планируется использовать для осуществления новой пенсионной политики.
Кроме того, фонд задействуют в капитализации институтов развития: Банка развития, Инвестиционного фонда, Национальной венчурной компании и др. Уже в текущем году на решение этой задачи будет направлено 300 млрд руб. Эти институты должны решать три задачи: устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, повышение эффективности использования природных ресурсов и стимулирование частных инвестиций.
Итак, главные принципы экономической и социальной политики, вытекающие из послания-2007:
Колоссальное увеличение федеральных финансовых расходов (как из бюджета, так и из Стабилизационного фонда), которые, по замыслу президента, должны выступить в качестве катализатора роста частных, муниципальных и региональных инвестиций.
Восстановление планирования на уровне значительной части отраслей. Системы планирования пока не образуется, планы различаются по длительности. Однако сам охват отраслей постепенно приведет к необходимости координации планов.
Упор на создание крупных отраслевых корпораций под эгидой государ-ства в наиболее важных областях экономики и социальной сферы, приоритет Пенсионного фонда РФ в сфере пенсионного обеспечения.
Расширение использования казах-станского опыта в финансовой политике. Ранее по казахстанскому рецепту — с выделением нефтегазовой части — был перестроен бюджет. Сейчас поставлена задача создания институтов развития.
Фактически основной идеей послания стала при этом апелляция к национальной идентичности и жесткой ориентации на национальные интересы страны. Президент говорил том, что мы только в начале трудного пути к подлинному возрождению страны, а также подчеркнул, что «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».