Анатолий ЛЕДОВСКИХ:получены приросты разведанных запасов


Беседу вел Леонтий Букштейн

Недра России все шире раскрывают свои кладовые для исследователей, добытчиков, старателей. Но задача более глубокого и системного их изучения остается актуальной. Как выполнялась она в 2006 году и что будет сделано в этом? С таким вопросом наш корреспондент обратился к руководителю Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Анатолию Ледовских.

— Анатолий Алексеевич, в Роснедрах были подведены итоги работы за 2006 год и намечены ориентиры на год нынешний.
В связи с этим хотелось бы начать с темы актуальной и беспокойной. Геологическая разведка: какой она была и какой ей предстоит стать?
В начале 90-х годов финансирование геолого-разведочных работ сошло на нет, практически не велись масштабные исследования недр. Положение стало меняться в лучшую сторону последние несколько лет, когда государство вплотную занялось поддержкой геологической отрасли. Так, в
2006 году суммарное финансирование геолого-разведочных работ за счет всех источников составило более
103 млрд руб., в том числе более
16 млрд руб. из средств федерального бюджета, более 1 млрд руб.
из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, более
86 млрд руб. из внебюджетных источников — собственных или заемных средств недропользователей.
Геолого-разведочные работы по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, выполнялись в рамках масштабных целевых программ.

— Насколько велик охват этими работами территорий и объектов?
— Геолого-разведочные работы за счет средств федерального бюджета велись на 808 объектах. В соответствии с приоритетными направлениями геолого-разведочных работ, определенными Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, наиболее значительная доля бюджетного финансирования (42%) была выделена на поиск углеводородного сырья —
6,842 млрд руб. Финансирование из средств федерального бюджета геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые составило 5,368 млрд руб.,
работ общегеологического и специального назначения — 3,438 млрд руб., ра-бот на подземные воды — 380 млн руб.,
прочих работ (включая тематические и опытно-методические, связанные с геологическим изучением недр) —
353 млн руб.
Основной целью геолого-разведочных работ, выполняемых Федеральным агентством по недропользованию за счет средств федерального бюджета, является воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Оценка результативности (эффективности достижения) основной цели осуществляется по уровню компенсации добычи приростом запасов, который может быть получен за счет локализованных и оцененных прогнозных ресурсов. Он определяется как отношение прироста ценности недр за счет локализованных и оцененных ресурсов в текущем году к стоимости погашенных запасов.
Как показывают расчеты, геолого-разведочные работы последних лет характеризуются высокой результативностью, а экономическая эффективность вложений средств федерального бюджета в работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы в период 2004—2006 годов имела устойчивую тенденцию к снижению.

— Усложнение геолого-разведочных работ — факт малоприятный.
С чем это может быть связано?

— Здесь ряд причин. К объективным факторам относится удорожание себестоимости локализации и оценки прогнозных ресурсов. Оно обусловлено объективным повышением сложности выявления новых месторождений полезных ископаемых, увеличением объемов геолого-разведочных работ на поиски «слепого», то есть не выходящего на дневную поверхность, оруденения, а также работ в новых, экономически не освоенных и географически удаленных районах.
Одним из субъективных факторов снижения экономической эффективности геологоразведки стал рост объемов тематических и опытно-методических работ, связанных с геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых. Их проведение хотя и не предусматривает локализации и оценки прогнозных ресурсов, но необходимо для методического и технологического обеспечения поисковых и поисково-оценочных работ.
Частично это вызвано и недостаточными объемами финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального агентства по недропользованию.
Нужно отметить еще одну немаловажную деталь. За счет ранее оцененных и переданных для геологического изучения недропользователям прогнозных ресурсов в 2006 году получены приросты разведанных запасов основных видов стратегических полезных ископаемых, превышающие их добычу из недр: по нефти на 26%; по углю в четыре с половиной раза; по никелю в три раза, по вольфраму, титану и цирконию в пять раз, по золоту и серебру более чем в восемь раз.

— Перейдем к геологоразведке. Если посмотреть на территорию страны, то в каких регионах наблюдается ее наибольшая активность?
— Это Восточная и Западная Сибирь, шельфы арктических, дальневосточных и внутренних морей России. На эти цели из средств федерального бюджета в прошлом году было затрачено 6,843 млрд
руб. (в том числе 904,283 млн руб. на шельфе), из средств бюджетов субъектов РФ — свыше 163 млн руб. и, наконец,
самими недропользователями — бо-лее 72 млн руб. Таким образом, общий объем финансирования составил
79,206 млрд руб. Сравните: долгосрочной программой предусматривалось израсходовать 75, 822 млрд руб.
За счет средств федерального бюджета геолого-разведочные работы проводились на 204 объектах, 25 из которых — на шельфе. При этом по 66 объектам, в частности по восьми на шельфе, работы были завершены. Объем бурения достиг 15 857 погонных метров, сейсморазведки — 43 453 погонных метра. Выявлены прогнозные ресурсы — 6,4 млрд т условного топлива, из них 1,3 млрд на шельфе. Специалисты подготовили 440 тыс. кв. км
площади под лицензирование, в том числе 350 тыс. кв. км — на шельфе.
За счет средств недропользователей было открыто 37 месторождений, получен прирост запасов жидких углеводородов — 580 млн т. Прирост запасов газа составил 680 млрд куб. м. Добыто
479,3 млн т нефти и конденсата,
609,8 млрд куб. м свободного газа, в том числе 552,4 млрд куб. м «Газпромом».
Одна из основных задач, реализуемых в 2006—2007годах, — проведение геологоразведки с целью реализации утвержденной приказом МПР России от 29 июля 2005 года № 29 Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), принятой для ресурсного обеспечения проектируемого нефтепровода Восточная Сибирь —
Тихий океан. Работы по данному направлению за счет средств федерального бюджета проводились на 62 объектах, расположенных в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, с объемом финансирования из федерального бюджета 2,18 млрд руб., что составляет более 30% общих расходов федерального бюджета на эти цели. Недропользователи инвестировали
3,29 млрд руб. Инвестируемые средства были направлены на подготовку лицензионных участков для недропользователей в 200-километровой зоне проектируемой трассы нефтепровода.

— Теперь о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Известно, что при геологическом изучении территории и воспроизводстве минерально-сырьевой базы России они являются обязательным и необходимым компонентом государственной системы рационального недропользования. Каковы их объемы сегодня?
— Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполнялись по 66 базовым проектам с объемом финансирования 400 млн руб. Основной государственный заказ на НИОКР в
2006 году был сформирован и утвержден по результатам проведенного конкурса.
Главной целью предложенных проектов НИОКР являлось научно-технологическое опережение, обеспечение и сопровождение осуществляемых Роснедрами геолого-разведочных работ. В их практической реализации принимали участие 32 организации.
На научно-технологическое опережение, обеспечение и сопровождение работ общегеологического и специального назначения в соответствии с итогами конкурса включено 35 базовых проектов на общую сумму 200 млн руб. Базовые проекты НИОКР охватывали основные приоритетные направления региональных геолого-геофизических исследований и мониторинга состояния недр, в том числе: научно-технологическое обеспечение региональных геолого-геофизических, геолого-съемочных, гидрогеологических и инженерно-геологических работ — 23 объекта; научно-технологическое обеспечение создания государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, опорно-параметрических и сверхглубоких скважин —
семь объектов; научно-технологическое обеспечение геолого-геофизических работ по прогнозу землетрясений, мониторингу состояния и охраны геологической среды — пять объектов.
Для научно-технологического обеспечения воспроизводства углеводородных ресурсов и подземных вод было задейтвовано 14 базовых проектов на сумму 80 млн руб., а по твердым полезным ископаемым — 14 базовых проектов на сумму 80 млн руб.

— Сделано немало. А каковы задачи на 2007 год?
— В 2007 году запланировано увеличить на 21,1% финансирование геолого-разведочных работ из средств федерального бюджета, что в итоге составит 19,8 млрд руб. против 16,4 млрд руб. в 2005 году. При этом предполагается рост относительной доли финансирования геолого-разведочных работ на углеводородное сырье — 47% против 42%
в 2006 году — при уменьшении относительной доли финансирования региональных геолого-разведочных работ на 3%,
на черные, цветные, редкие, благородные металлы и алмазы — на 1-2%. Увеличение финансирования обеспечивает прирост локализованных и оцененных прогнозных ресурсов полезных ископаемых —
основной «продукции» Федерального агентства по недропользованию.

— Как это будет выглядеть в разрезе федеральных округов и по шельфам?
— На всей территории Российской Федерации в 2007 году из средств федерального бюджета планируется освоить 9,238 млрд руб., отработать 58 449 км сейсмических профилей, пробурить
22 883 м параметрического бурения.
В Сибирском федеральном округе программа будет реализована на 76 объектах. Намечено выделить из средств федерального бюджета свыше
4,208 млрд руб., отработать 14 438 км сейсмических профилей и пробурить
11 133 м параметрического бурения.
В Уральском федеральном округе работы пройдут на 44 объектах. Федеральный бюджет профинансирует работы более чем на 1,515 млрд руб., при этом запланировано выполнение
4230 км сейсмопрофилей и 6750 м параметрического бурения. В строительстве будут находиться семь параметрических скважин: пять скважин в ЯНАО и две в ХМАО.
В Северо-Западном федеральном округе продолжатся работы на семи переходящих и двух новых объектах. Из средств федерального бюджета поступит 202,158 млн руб. Общий объем работ в физическом выражении составит
920 км сейсмопрофилей.
В Приволжском федеральном округе по плану 32 объекта, находящихся в пределах Волго-Уральской и Прикаспийской нефтегазоносных провинций, из них 14 новых. Из средств федерального бюджета будет израсходовано 683,052 млн руб. Объем —
5505 км сейсмопрофилей и 1,5 тыс. м параметрического бурения.
В Южном федеральном округе геологоразведка пройдет на 15 объектах, из которых пять новых. Из средств федерального бюджета выделяется 264,37 млн руб. Работы будут вести на территории Северо-Кавказской и Прикаспийской нефтегазоносных провинций. Их общий объем — 2370 км сейсмопрофилей.
В Дальневосточном федеральном округе 11 объектов, в том числе пять новых: семь объектов в пределах Республики Саха (Якутия) и четыре на остальной территории округа (Сахалин, Камчатская область и Корякский АО). Из средств федерального бюджета намечено затратить 600,103 млн руб. Общий объем работ — 2763 км сейсмопрофилей и
3,5 тыс. м параметрического бурения.
На шельфах финансирование за счет средств федерального бюджета составит 1,209 млрд руб. Эти деньги поступят на проведение тематических работ по континентальному шельфу в целом. Работы будут осуществляться на 24 объектах: на 18 объектах — сейсморазведка, на шести — тематическое сопровождение. Основной объем сейсморазведочных работ будет сосредоточен в арктических (17,8 тыс. км) и дальневосточных
(6 тыс. км) акваториях, в южных акваториях их запланировано 250 км.
В Арктике основные работы пройдут на шельфе Баренцева и Карского морей.

— Мы совсем не говорили о так называемых твердых полезных ископаемых. Что намечено в этой сфере?
— Планирование геолого-разведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета на 2007 год развивает основные направления, обеспечивающие реализацию Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. Главная ее цель — это создание поискового задела инвестиционно привлекательных объектов недропользования и в конечном счете достижение воспроизводства погашенных запасов их приростом.
Выбор объектов и площадей определяется конъюнктурой минерального сырья, состоянием минерально-сырьевой базы России и приоритетностью территорий субъектов РФ по величине оцененных прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, подготовленных для перевода в более высокие категории и запасы.
Объекты (площади), вошедшие в программу работ 2007 года, нацелены на выполнение следующих задач. Во-первых, укрепление минерально-сырьевой базы действующих горнодобывающих предприятий, выявление перспективных площадей, их предварительная оценка с включением в территориальные программы лицензирования для получения прироста запасов за счет средств недропользователей. Во-вторых, создание новых и альтернативных сырьевых баз преимущественно в нетрадиционных районах путем выявления месторождений новых и нетрадиционных типов для формирования будущей национальной минерально-сырьевой базы, в том числе решение задачи создания минерально-сырьевого фонда будущих поколений. В-третьих, расширение инвестиционно привлекательного фонда недропользования. В-четвертых, закрепление нацио-нальных геополитических интересов, снятие социальной напряженности через формирование основ для новых рабочих мест на восточных окраинах России. Предполагается выделить на эти цели из федерального бюджета более
6 млрд руб., которые будут распределены среди 326 объектов.
При этом в структуре затрат в процентном и абсолютном значениях еще более увеличится (до 9,2%) доля опережающих и производственно-тематических работ, без которых геологоразведка становится низкоэффективной. Не меняя в целом структуры работ по видам полезных ископаемых, специалисты будут вести изучение уже известных и недавно выявленных минерагенических структур, акцентируя внимание на вероятных социально эффективных проектах развития отечественной экономики. Продолжится также выделение существенной доли ассигнований на поиски черных металлов, что вызвано необходимостью создания минерально-сырьевой базы на Приполярном и Полярном Урале, поддерживающей горно-металлургический комплекс промышленного Южного Урала и обеспечивающей загрузку проектируемой железной дороги, которая свяжет эти регионы.
Возрастет финансирование поисковых работ на твердое топливо в Дальневосточном округе для покрытия местных нужд, главным образом в Приморском крае и Сахалинской области. Будет продолжена концентрация средств на поиск уранового сырья в наиболее перспективных регионах юга Сибири. Увеличится доля работ на черные и цветные металлы на Урале и Дальнем Востоке и на неметаллы в Северо-Западном округе и в Сибири.
В 2007 году спектр изучаемых видов полезных ископаемых расширится за счет работ на некоторые новые виды неметаллов. Претерпит изменения и география наших исследований: в списке новых субъектов появятся Республика Дагестан (золото, природные сорбенты), Нижегородская область (каолины); произойдет дальнейшее усиление работ на урановое сырье в Забайкалье и Иркутской области, на цветные металлы — в Приморье и на Алтае, алмазы —
в Архангельской области. Начнется поиск золота в Томской области и Корякии, алмазов — в Якутии, уранового сырья — на Чукотке, цементного сырья — в Кабардино-Балкарии.

— И в завершение еще несколько слов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в этом году.
— В 2007 году НИОКР будут проводиться по 63 переходящим базовым проектам с общим объемом годового финансирования свыше 358 млн руб., в том числе по Управлению геологических основ, науки и информатики — по
34 объектам на более чем 195 млн руб., по Управлению геологии твердых полезных ископаемых — по 14 объектам на 80 млн руб., Управлению геологии нефти, газа и подземных вод — по 13 объектам на более чем 62 млн руб., Управлению финансово-экономического обеспечения — по одному объекту на 9 млн руб., по Управлению лицензирования — по одному объекту почти на 12 млн руб.
Основной объем средств предназначен для обеспечения финансирования переходящих объектов с сохранением научных задач и направлений, установленных по итогам работ 2006 года.
В перечень конкурсных объектов включено девять базовых проектов на сумму 40,86 млн руб. Пакет предложений по ним сформирован и направлен в принятом порядке в Минприроды России.
Вместе с тем результаты анализа полученных за 2006 год научно-технической продукции и предложений от профильных институтов Федерального агентства по недропользованию показали, что выделенный на этот год лимит в размере 400 млн руб. (тем более с учетом инфляционных процессов) не обеспечивает достаточный и необходимый уровень финансирования научно-исследовательских и особенно опытно-
конструкторских работ, являющихся важной составляющей комплекса геолого-разведочных работ по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны.