Стратегические риски будущего десятилетия


Текст Александр Агеев

генеральный директор Института

экономических стратегий,

президент Академии прогнозирования,

доктор экономических наук, профессор

В марте 2007 года в практику государ-ственного управления внесена новация — бюджетная трехлетка. Вместе с целым рядом утвержденных стратегий развития отраслей (транспорта, авиа- и судостроения и др.) это явный признак прояснения «длинного взгляда» государства, выхода из плена сиюминутной круговерти. Налицо и нарастающий ажиотаж на глобальном рынке прогнозных оценок. Потому что без осмысления возможностей и рисков грядущего сегодня трудно представить конкурентоспособное поведение и государств, и корпораций.

Многолетний проект Академии прогнозирования и Института экономических стратегий «Стратегическая матрица России в пространстве и времени» с участием более 100 ведущих российских экспертов и с применением одноименного комплекса компьютерного прогнозного моделирования позволил сформировать системное сценарное понимание перспективных условий и факторов развития России. Эти сценарии сгруппированы по ключевым факторам модели стратегической матрицы, таким как территория, природные ресурсы, народонаселение, расселение, экономика, наука и образование, культура и религия, вооруженные силы, внешняя политика, система управления. При максимальной оценке интегральной мощи страны в 10 единиц для современной России она равна примерно 6 баллам. Это означает, что Россия сегодня находится на нижней грани статуса великой державы, но с очень несбалансированными факторами интегральной силы.

Неустойчивость текущего момента

Слабость таких параметров мощи, как научно-технологический базис и структура экономики, демографический потенциал, качество жизни, социально-экономическая справедливость, эффективность государственного управления и общественного самоуправления, внешняя политика, система коммуникаций, вооруженные силы, и ряда других при сравнительном превосходстве, например, параметров «территория» и «природные ресурсы» однозначно предопределяет транзитность нынешнего состояния страны.

Огрубленно суть сегодняшней развилки в развитии страны ис-
черпывающе описывается тремя цифрами: 6; 7,5; 2,3. В зависимости от качества стратегических решений, которые будут приниматься государством, бизнесом, обще
ством в 2007—2008 годах, мы как страна можем либо подняться до устойчивого положения сбалан-сированной великой державы (7,5 балла), либо скатиться на уровень третьестепенного регионально значимого государства (2,3 балла). Инерционно эволюционировать, по типу «как шло, так и ехало», мы не сможем, какие бы «шоколадные» иллюзии кто бы ни питал. В ближайшие десять лет страна либо выйдет вверх, где и надежная безопасность, и большее социальное равенство, и диверсификация структуры источников экономического роста, либо деградирует до критических уровней безопасности, размера и суверенитета страны.

Стратегические риски

Некоторые риски предстоящего десятилетия заслуживают особого внимания. Коротко охарактеризуем их.

Риск расчленения страны. Две трети российского населения не считает его сегодня актуальным. Но это не означает, что такой риск не должен быть уверенно и упреждающе нейтрализован.

Риск утраты общенационального контроля над фундаментальными природными ресурсами страны. К ним относятся не только нефть или газ, но и лес, и вода, и рекреационный потенциал.

Риск катастрофического усиления депопуляции. В настоящее время реализуется один из пяти возможных сценариев демографической динамики — декларативная политика полумер, важных, но абсолютно недостаточных и не отражающих должной глубины понимания властями демографической катастрофы.

Риск фиксации сырьевой специализации российской экономики. При слегка изменившейся сейчас правительственной риторике — в пользу инновационного сценария развития — львиная доля государ-ственных и частных инвестиций по-прежнему направляется в сырьевые проекты. Между тем мощное инновационное преображение требуется прежде всего самому ТЭК и системе ЖКХ.

Риск неумелого присоединения к ВТО. Текущие экономические потери от слабости компетенций фирм и государства по капитализации имеющихся активов, в особенности нематериальных, существенно превышают текущие потери от вывоза капитала. Стране необходим массовый всеобуч для понимания недоморощенных правил делового успеха, инвестиций в инновации и капитализацию.

Риск обескультуривания, деградации науки и образования. Комментарии излишни, кроме одного: без сильной и дальновидной государственной стратегии наращивания научно-технического и образовательного потенциала этот риск компенсировать невозможно. Нацпроект «Образование» — это пока «подход к весу», полезный, но совершенно недостаточный ни по масштабу, ни по способу организации.

Риск внешнеполитических ошибок. Повысить свою интегральную мощь за счет геополитического и геоэкономического позиционирования Россия способна лишь в составе Евразийского сообщества. Фокусирование только на нефтегазовых расчетах, усердном этнокультурном «уходе в себя», отталкивании ближнего зарубежья стратегически бесперспективно.

Риск управленческой бездарности. При столь удачном, как сегодня, стечении всевозможных обстоятельств есть высокая вероятность того, что мы упустим имеющиеся шансы. Даже не заметив этого. Данный риск, увы, главный.