В сетях ритейла


текст | Наталья ВОЙЧЕНКО

В первое воскресенье марта работники торговли и сферы услуг отмечают профессиональный праздник. Но настроение у многих из них отнюдь не праздничное.

Бурное развитие розничной торговли и рост реальных доходов населения привели к тому, что российский потребительский рынок в настоящий момент входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. По привлекательности он занимает второе место среди потребительских рынков развивающихся стран, уступая лишь индийскому.

По данным Росстата, с 2005 года начался общий подъем покупательной способности во всех сегментах: продукты питания, одежда, электроника, мобильные телефоны, спортивные товары. Так, в 2005 году общий оборот рынка розничной торговли в России составил $245 млрд, из которых
$112,7 млрд приходилось на продовольственный ритейл.

Но наши сограждане — непредсказуемые покупатели. Мечтают об одном, а приобретают совершенно иное. Например, по данным ВЦИОМ, покупка телевизора, видеомагнитофона или холодильника заботит немногих. У 89% россиян есть цветной телевизор; компьютером владеют 34%; стиральной машиной — 78%; мобильным телефоном — 61%; музыкальные центры и видеоаппаратура — у 51%. Треть россиян хотят сделать ремонт, 18% — потратиться на платное обучение, и каждый шестой собирается съездить в турпоездку. Однако вопреки этому статистика утверждает, что бо?льшая часть наших денег идет на питание, оплату коммунальных услуг и одежду.

Куда ходят за покупками?

Жители крупных городов с населением более 500 тыс. человек предпочитают супермаркеты и универсамы (67%). Половина горожан регулярно посещает продовольственные рынки и ярмарки. На третьем месте по популярности находятся гипермаркеты и торговые центры (36% и 33%). Четвертая часть респондентов ответили, что регулярно совершают покупки в мини-маркетах. Интернет-магазины и дискаунтеры оказались востребованы лишь у 3% населения крупных городов России. Жители столицы чаще других пользуются услугами онлайн-торговли (6%).

Москвичи и петербуржцы чаще всего приобретают товары в супермаркетах и универсамах (70% и 65% соответственно). Продовольственные рынки среди них менее популярны (48% и 29%). Для сравнения: в Иркутске 82% жителей делают покупки на продовольственных рынках.

Такие магазины, как гипермаркеты, наиболее востребованы в Москве (46%), Красноярске (44%), Иркутске (41%), Санкт-Петербурге (37%). Реже всего продукты в гипермаркетах покупают жители Саратова (10%). Однако каждый четвертый саратовец приобретает товары в мини-маркетах.

На выбор места покупки — это отметили 60% россиян — влияет фактор цены, качество товара и обслуживания, ассортимент.

Фокус на потребителя

В результате резкого социального расслоения населения возникла необходимость координации формирования и развития разнообразных форм и типов розничных предприятий. Сегодня в России, как и во всем мире, для сетей характерна работа одновременно в нескольких форматах: «магазин у дома», особенно востребованный в сельской местности, супермаркет и гипермаркет. Компания «Ашан» развивает сеть гипермаркетов «Ашан». Сеть «Дикси», изначально ориентированная на дискаунтеры, приняла решение открывать гипермаркеты и «магазины шаговой доступности». «Седьмой Континент» продвигает сразу три формата: «магазин у дома», супермаркет («Пять Звезд», «Универсам») и гипермаркет («Наш Гипермаркет»).

Мультиформатности способствуют получившие широкое распространение сделки M&A (mergers and acquisitions —
«слияние и поглощение»). В апреле 2006 года в России произошло крупнейшее слияние предприятий розничной торговли: зарегистрированная в Голландии российская торговая сеть «Пятерочка» приобрела одну из ведущих российских сетей супермаркетов — компанию «Перекресток».
В результате этой сделки хозяином обоих торговых концернов стал бывший владелец ныне поглощенного «Перекрестка» — финансово-промышленная группа «Альфа». На российском рынке появился новый лидер с годовым оборотом, превышающим
$3 млрд, — холдинг «X5», который развивает сеть экономичных супермаркетов «Пятерочка», а также супермаркетов и гипермаркетов «Перекресток».

В перспективе аналитики прогнозируют усиление конкуренции. Сети начнут больше ориентироваться на потребителя как путем развития разных форматов торговли, так и путем разработки и проведения программ лояльности.

Сети на регионы

Наиболее выгодным плацдармом для развития торговых сетей являются регионы, так как центр — Москва — уже заполнен. Рынок торговых услуг стремительно растет. Высоким потребительским потенциалом обладают Санкт-Петербург, Ростовская область и Краснодарский край, Нижний Новгород, Татарстан, Башкортостан, Самара, Екатеринбург, Красноярский край и Иркутская область.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев 9 марта 2006 года принял участие в открытии торгового центра «Перекресток». Комментируя это событие, он заявил: «Развитие торговых сетей — это необходимость для нашей области. Пока мы сильно отстаем в этом от многих цивилизованных государств… Чем больше у нас будет супермаркетов, гипермаркетов, средних магазинов, тем лучше для покупателя. Будет здоровая конкуренция, следовательно, будет снижение цены на товар».

За прошедший год структура розничного оборота по субъектам РФ развивалась неравномерно. Наблюдалось снижение доли ЦФО (27%), обусловленное насыщенностью рынка. Оборот розничной торговли в Северо-Западном округе составил 9,5%, а на Дальнем Востоке —
лишь 4%. Повсеместно наблюдается экспансия на региональные рынки, где разворачивается жесткая конкуренция с местными операторами. Наиболее активно проводят региональную политику такие крупнейшие сети, как Metro Group, «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и «Рамстор».

В прошлом году «Пятерочка» вышла на рынки Екатеринбурга, Азова, Нижнего Тагила, Ревды, Вологды, Череповца, Первоуральска, Сокола, Великого Устюга и Омска. «Перекресток» открыл супермаркеты в Тюмени, Ростове-на-Дону, Арзамасе, Пензе, Набережных Челнах. «Метро» развивало центры мелкорозничной торговли в Набережных Челнах, Оренбурге, Перми, Липецке, Рязани, Ульяновске; на очереди — Новосибирск, Томск, Кемерово и Барнаул.

Первый гипермаркет «Рамстор» открылся в Екатеринбурге. Это первый шаг компании «Рамэнка» по развитию региональных торговых сетей. Открытие магазинов планируется также в Липецке, Красноярске, Мурманске, Смоленске, Саратове, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Таганроге и Кемерове.

«Мосмарт» собирается развивать сеть гипермаркетов в Ижевске, Воронеже, Набережных Челнах, Волгограде, Самаре, Саратове, Уфе, Тамбове, Оренбурге и Липецке.

«Лента» открыла магазины в Астрахани, Новосибирске и готовится выйти на рынки Волгограда, Барнаула и Нижнего Новгорода.

Одним словом, в ближайшем будущем следует ожидать развития крупнейших розничных сетей в регионах. Эксперты говорят об увеличении доли розничных торговых сетей на рынке продовольственных товаров с 10% сейчас до 25% к 2008 году.

С большой долей уверенности прогнозируют рост торговых сетей с участием иностранного капитала (Metro, «Ашан», Billa) по сравнению с российскими ритейлерами. Интересно, что ни одна из ведущих мировых компаний торговли продуктами питания, таких как Wal-Mart, Carrefour или Tesco, пока не вышла на российский рынок. Это поле еще требует освоения.

Проблемы

Вместе с тем государство намерено существенно усилить контроль за деятельностью участников розничной торговли. МЭРТ разрабатывает закон о розничной торговле, и сейчас идет обсуждение его концепции.

Большинство споров вызывает пункт об ограничении работы супермаркетов в вечернее время. Эксперты справедливо замечают, что такое решение будет означать нарушение прав потребителей.

Другая острая проблема — периодически усиливающиеся «репрессии» против мигрантов, которые, чего уж греха таить, в крупных городах составляют основной костяк работников торговли и сферы обслуживания. Специалисты отрасли считают, что в законодательство нужно внести такие поправки, которые полностью исключают произвол правоохранительных органов в этом вопросе.