Павел НАЗАРЕНКО: у национального проекта позитивная энергетика

Беседу вела Анастасия Саломеева

В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальные медицинские учреждения страны, специализирующиеся на первичной медико-санитарной помощи, за счет федерального бюджета было поставлено очень много медицинской техники, диагностических средств, лекарственных препаратов и вакцин. Активное участие в этой работе приняло ФГУП «Российское объединение “Медтехснаб”» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ (Росздрава).

Об итогах первого года этой работы и о деятельности вверенного ему предприятия нам рассказал генеральный директор объединения кандидат медицинских наук, доктор фармацевтических наук Павел Назаренко.

— Павел Владимирович, ФГУП «РО “Медтехснаб”» основано на базе всесоюзного объединения «Союзмедтехника». Сегодня, имея новые задачи и новые функции, возглавляемое вами объединение использует опыт своего предшественника?

— Всесоюзное объединение «Союзмед­техника» было ведущей организацией страны, занимавшейся закупкой за рубежом медицинской техники и изделий медицинского назначения для отечественных лечебных учреждений и их внедрением. Под разными названиями это предприятие существовало с середины 60-х до конца 90-х годов. В 2000 году оно было объединено с ГУП «Национальное медицинское агентство» и получило новые функции. Нам поручено заниматься экономико-правовым сопровождением государственных контрактов, заключаемых Росздравом с поставщиками лекарственных препаратов, вакцин, диагностических средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения для федеральных государственных нужд. Также наша организация осуществляет хранение резервов лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения Росздрава.

Сегодня мы по поручению федерального агентства участвуем в подготовке государственных контрактов, контролируем поставки продукции получателям во всех регионах РФ, условия выполнения контрактов по срокам и качеству продукции, по возможным претензиям, возникающим при ее приеме на местах, контролируем надлежащее оформление документации по поставке и приемке товара.

Конечно, мы используем опыт «Союзмедтехники» в части того, что касается медицинского оборудования. У нас есть несколько сотрудников, которые работали еще во всесоюзном объединении, они хорошо знают и отечественный, и зарубежный рынок медицинcкой техники, поставщиков.

Кроме того, нам очень помогает авторитет, который заработала «Союзмедтехника» почти за 40 лет своей деятельности. У объединения очень хорошая репутация в системе отечественного здравоохранения и большая известность на рынке. И мы этим дорожим — брэнд дорогого стоит.

— Как строятся сегодня отношения объединения с поставщиками лекарственных препаратов и медицинской техники?

— Работа с поставщиками начинается после определения победителей аукционов и открытых конкурсов. Мы уточняем конкретные адреса, куда должны отправить оборудование и лекарственные препараты, помогаем собирать документы о доставке, сверяем сроки годности, комплектацию, соответствие цен. Мы информируем поставщиков о любых изменениях, возникающих в ходе поставки, информируем получателей о готовящихся поставках. Анализируем и комплектуем все отгрузочные документы.После этого весь пакет документов передается в Росздрав, где также проводится тщательная работа по его проверке, а затем — в казначейство на оплату.

Наше предприятие не только контролирует поставки, но и помогает взаимодействию между всеми звеньями цепи поставщик — получатель. Например, большую помощь в реализации национального проекта оказали ГАИ и ОАО «Российские железные дороги». Руководство этих структур с пониманием отнеслось к перевозкам в рамках нацпроекта. ГАИ организовала сопровождение колонн машин «скорой помощи», инспекторы выезжали для регистрации этих машин к конечному получателю… Железная дорога обеспечила «зеленый свет» грузам, идущим в регионы.

— С 2006 года ФГУП «РО “Медтехснаб”» принимает активное участие в приоритетном национальном проекте «Здоровье». Как прошел первый год реализации проекта? С какими трудностями вы столкнулись?

— Такой масштабный проект в системе отечественного здравоохранения реализуется впервые, и, естественно, мы столкнулись со многими технологическими и организационными сложностями. Многое приходилось отлаживать в процессе работы.

Ни у нас, ни у поставщиков, ни у регионов не было опыта отработки документации по проекту. Поначалу случались накладки, связанные и с приемом документации на местах, и с поставками. Оборудование и лекарственные препараты в рамках этого проекта должны доставляться в жестко оговоренные сроки. Поэтому поставщики и регионы спешили, и на первых порах на качество документов мало кто обращал внимание, было много ошибок.

— А что это за ошибки?

— Наиболее распространенная — когда документ о приеме груза в больнице подписывал не главный врач, обязанный это делать по уставу, и не человек, на которого оформлена его доверенность, а лицо, не имеющее на это легитимного права. Порой мы получали акт о приеме, подписанный дежурным врачом, старшей медсестрой, заведующим аптекой и т. д. А ведь основанием для оплаты поставщикам являются только правильно оформленные акты.

Возникла напряженность с точным выполнением сроков доставки высокотехнологичного диагностического оборудования, что было вызвано объективными причинами. Это касается, например, северных территорий России, куда крупногабаритные грузы доставлять довольно непросто. Однако все удалось решить.

Естественно, мы работали в тесном контакте и с поставщиками, и с регионами, консультировали и тех и других. И сами, конечно, консультировались — и в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, и в Росздраве. Очень большую помощь нам оказало Контрольное управление Администрации президента, пристально наблюдающее за выполнением национального проекта и проделавшее серьезную работу.

Мы действовали в оперативном режиме. С апреля 2006 года каждую неделю проходили оперативные совещания в Росздраве, где заслушивались и разбирались отчеты о проделанной работе и за прошедшую неделю, и в целом по проекту. Проводился анализ данных по реализации мероприятий в рамках национального проекта в регионах — как осуществляются поставки и есть ли претензии к ним на местах.

К июлю-августу 2006 года проект заработал на полную мощь. В регионах поняли, что это не пустые слова, что меры, предусмотренные в проекте, очень серьезные и реально направлены на то, чтобы поднять нашу систему здравоохранения на новый уровень, и что помощь им действительно поступает. Все участники проекта осознали, что это общее дело и его успех зависит от слаженности нашей работы. Отношение стало очень сознательным.

— А много ли было претензий на местах по поводу поставляемых в рамках национального проекта медикаментов и оборудования?

— Не очень. И здесь надо отдать должное поставщикам: понимая важность проекта, они выполняли фактически все требования и пожелания получателей. Мы же в таких ситуациях всегда поддерживаем получателей, поскольку понимаем, что они ратуют за высокое качество продукции.

Был случай, когда в Хабаровском крае отказались от приема 120 наборов систем диагностики СПИДа. Получатель подверг сомнению постоянство температурного режима во время хранения наборов в аэропорту поставки. И хотя очевидных доказательств этого не было, тем не менее по просьбе врачей заменили всю партию, полностью за счет поставщика.

Похожее произошло и в Туле, куда в рамках национального календаря по прививкам поставили вакцину против краснухи. В контейнерах, где находились ампулы с вакциной, сработали температурные датчики. Как выяснилось позже, датчики оказались несовершенны. Нарушений условий транспортировки выявлено не было, и после проверки вакцину признали пригодной. Но и здесь поставщик пошел навстречу получателю и прислал новые ампулы.

За этот год у нас сложились очень продуктивные отношения с регионами. Местные учреждения по регламенту должны были еженедельно направлять в Росздрав и «Медтехснаб» информацию о полученной медицинской технике и лекарственных препаратах. Часть регионов отнеслась к этому очень ответственно. Особо мне бы хотелось поблагодарить министра здравоохранения Республики Башкортостан Фанила Булатовича Шамигулова, министра здравоохранения Республики Татарстан Камиля Шагаровича Зыятдинова, исполняющую обязанности директора Департамента здравоохранения Владимирской области Ирину Арнольдовну Одинцову, председателя Комитета по охране здоровья населения Новгородской области Валерия Алексеевича Медика и его заместителей Галину Васильевну Михайлову и Владимира Викторовича Белова, начальника Департамента здравоохранения Ивановской области Эмму Николаевну Рябову, заместителя начальника Департамента здравоохранения Ивановской области Андрея Анатольевича Заярного, заместителя начальника Департамента здравоохранения Сахалинской области Владимира Борисовича Коваленко, директора Департамента здравоохранения Ярославской области Сергея Владимировича Барышева, главного врача ММО «Городская клиническая поликлиника № 15» г. Самары Лидию Сергеевну Федосееву, главного врача Тужинской центральной районной больницы Кировской области Андрея Владимировича Кузнецова, начальника отдела организации и контроля качества медицинской помощи населению Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО Наталью Владимировну Шарафилову и др.

— А работа по реализации национального проекта внесла какие-то коррективы в жизнь самого «Медтехснаба»?

— Конечно. Приступая к национальному проекту, мы понимали, что придется трудиться не покладая рук, но не представляли, насколько велик будет объем работы. Нам пришлось почти в три раза увеличить численность сотрудников. И если в декабре 2005 года у нас в штате было около 50 человек, то сейчас в объединении 135 специалистов. Мы начали работать в режиме нон-стоп.

Оперативную информацию из регионов мы в основном получали по телефонной связи: компьютеры есть далеко не везде, да и единая информационная система Росздрава также отлаживалась в процессе работы. Все сотрудники, отвечающие за поставки, получили мобильные телефоны, поскольку из-за разницы часовых поясов (мы же одновременно стали работать со всеми регионами России) часто были вынуждены звонить и узнавать о доставленных грузах из дома.

— Можно ли говорить о том, что сейчас технология доставки оборудования и лекарств в рамках национального проекта отлажена и что в 2007 году все пройдет без особых накладок?

— Если речь о технологии самой доставки, то да, она отлажена. Сейчас на основе результатов первого года работы по проекту готовятся новые нормативные материалы, которые позволят более четко регламентировать взаимоотношения поставщиков и получателей.

В 2007 году в полную мощь должна заработать информационная система Росздрава. «Медтехснаб» непосредственно участвовал в отработке некоторых модулей системы. С ней уже знакомы и поставщики, и получатели. Через какое-то время она будет распространена не только на национальный проект, но и на все государственные закупки по федеральным целевым программам и централизованному обеспечению государственных медицинских учреждений оборудованием и лекарствами. Это, конечно, сделает процесс доставки грузов в регионы более понятным и прозрачным.

Сейчас Росздрав занимается задачами завершающего этапа первого года реализации проекта — официальной передачей в собственность муниципальных больниц и поликлиник медицинского оборудования, купленного на средства федерального бюджета. Большая часть связанных с этим юридических проблем уже решена. Кроме того, новым руководством Росздрава поставлена однозначная задача создания максимальной прозрачности и гласности исполнения приоритетного национального проекта в области здравоохранения на 2007 год, в связи с этим мы запланировали ряд мероприятий.

Решен ряд вопросов, с которыми мы столкнулись в прошлом году при организации открытых конкурсов на поставку медицинского оборудования в рамках национального проекта. В 2006 году они проводились по недавно принятому федеральному закону № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающему единые правила размещения заказов на всей территории Российской Федерации. Ни комментариев к закону, ни тем более опыта его применения не существовало. Например, вначале была высокая ставка банковской гарантии исполнения поставщиком контрактов — 25% от суммы государственного контракта, высока была и гарантия на получение предоплаты. Это привело к тому, что на протяжении всего срока выполнения контракта замораживались достаточно крупные суммы и поставщикам приходилось довольно туго. В нынешнем году внесены разумные изменения.

Кроме того, ФГУП «РО “Медтехснаб”» в рамках подготовки исполнения приоритетного национального проекта на 2006 год по поручению Росздрава активно сотрудничает с автономной некоммерческой организацией «Союз-экспертиза» Торгово-промышленной палаты РФ, крупнейшей и старейшей в России независимой инспекционной компанией, работающей в области испытаний, экспертизы и сертификации товаров и услуг. Мы уже получили от ее экспертов заключение и рекомендации по конкурсной документации по медицинской технике.

В целом сейчас на всех уровнях проводится активная работа по подведению и обобщению итогов первого года реализации национального проекта, учитываются пожелания и муниципальных медицинских учреждений. И кстати, многие представители региональной медицины говорят, что этот проект во многом изменил их взгляд на российскую систему здравоохранения и ее возможности. Проект встряхнул муниципальную медицину, вернул врачам веру и в свою профессию, и в свои силы. Энергетика от национального проекта идет очень позитивная.

— Я знаю, что в планах ФГУП «РО “Медтехснаб”» создание вместе с Росздравом банка данных по оснащенности государственных медицинских учреждений оборудованием. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Да, мы хотим создать расширенную базу данных по имеющимся мощностям медицинского оборудования в россий-ских поликлиниках и больницах, как можно более полный реестр. До недавнего времени государственные медицинские учреждения сами, в меру собственных финансовых возможностей и возможностей своих спонсоров, занимались своим техническим оснащением. Эти данные пока мало систематизированы, между тем иметь максимально полную информацию необходимо.

В наших планах и развитие в регионах сервис-центров, занимающихся обслуживанием поставленного в рамках приоритетного национального проекта оборудования. Пути создания таких центров мы сейчас ищем. Возможно, это будет сделано в партнерстве с крупными производителями.

Также мы планируем создать собственное производство фармацевтических препаратов. Здесь очень пригодится опыт многих сотрудников объединения в этой сфере и наш потенциал. Есть ряд фармацевтических производств, которые должно контролировать только государство, это соответствует российскому законодательству и отвечает соображениям стратегической безопасности государства.

— Теперь несколько слов лично о вас. Вы по первому образованию врач. Что привело вас в фармацевтику, а затем и в ФГУП «РО “Медтехснаб”»?

— Действительно, по первому образованию я педиатр. Долгое время работал в клинике детских болезней Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, был доцентом и главным врачом этой клиники.

В начале 1990 года министром здравоохранения СССР стал Игорь Николаевич Денисов, а его первым заместителем — Александр Александрович Баранов, ныне один из ведущих российских педиатров. Он и пригласил меня в министерство своим помощником. В Министерстве здравоохранения СССР мы проработали до последних дней его существования. Затем я вместе с Александром Александровичем работал в созданном им Международном фонде охраны здоровья матери и ребенка, а в 1996 году вновь был приглашен в Минздрав, теперь уже России, на должность руководителя отдела экспертизы и выдачи разрешений на ввоз и вывоз лекарственных средств НИИ экономики медпромышленности МЗ РФ. Там я впервые вплотную соприкоснулся с фармацевтикой.

Через некоторое время мне предложили возглавить Межбольничную аптеку Медицинского центра Управления делами президента РФ (теперь Главное медицинское управление Управления делами президента РФ). Это очень большой комплекс, в состав которого входит и собственное фармацевтическое производство. В Медицинском центре были очень интересные фармацевтические наработки. Там в тесном сотрудничестве работали провизоры и врачи, благодаря чему удавалось создавать уникальные медицинские препараты.

В этом ведомстве было много работы с технической документацией, с технологией производства фармацевтических препаратов, стали актуальными вопросы патентной защиты. Я понял, что одного только медицинского образования мне уже явно недостаточно, и поступил на фармацевтический факультет родного вуза, который к тому времени уже назывался Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова, окончил его в 2001 году.

А в 2004 году мне предложили возглавить ФГУП «РО “Медтехснаб”». Через год я защитил докторскую диссертацию по фармацевтике — по принципам создания лекарственных препаратов и биологически активных добавок на основе растительного сырья для детей. В этой работе я совместил два своих образования.

— Я знаю, что вы занимаетесь и преподавательской работой…

— Да. Раньше я читал лекции и вел практические занятия со студентами по педиатрии в ММА им. И.М. Сеченова, преподавал на кафедре детских болезней. Но так как я ушел из клинической практики по первой специальности, то счел нужным оставить эту работу. Сейчас я преподаю на кафедре организации и экономики фармации фармацевтического факультета ММА им. И.М. Сеченова.

— К какому стилю управления вы как руководитель склоняетесь — к демократическому или авторитарному?

— Я считаю, что демократия может быть только на стадии обсуждения какого-то вопроса, только на совещаниях. После же принятия решения наступает время авторитарности. Ведь что такое авторитарность? На мой взгляд, это прежде всего умение брать на себя ответственность и доводить решенное до конца.

Такого же подхода я требую и от своих заместителей, а они — от наших начальников отделов. Только так можно добиться реального результата.

— А какими качествами должен обладать человек, чтобы стать членом вашей команды?

— Самыми обычными, но и самыми ценными: порядочностью, честностью, ответственностью и, конечно, профессионализмом.