Григорий КАРАСИН: вернуть партнеров к здравому смыслу


Беседу вел Леонтий Букштейн

День дипломатического работника 10 февраля страна отметила в пятый раз. Чем была примечательна прошедшая пятилетка для Министерства иностранных дел РФ — об этом наш корреспондент беседует с заместителем министра иностранных дел России
Григорием Карасиным.

— Григорий Борисович, какие усилия предпринимало и предпринимает внешнеполитическое ведомство в зонах «замороженных конфликтов»: Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе?

— Все так называемые замороженные конфликты на постсоветском пространстве являются продуктом распада СССР. Важно понимать, что именно благодаря деятельной и ответственной роли России, наших политиков и миротворцев, в этих регионах обеспечивается относительная стабильность. В рамках урегулирования грузино-осетинского и грузино-
абхазского конфликтов Российская Федерация проводит кропотливую политико-дипломатическую посредническую работу, выступая в качестве содействующей стороны в переговорных процессах. При нашем прямом содействии осуществляется социально-экономическая реабилитация конфликтных зон, оказывается гуманитарная помощь населению Абхазии и Южной Осетии.

Важным элементом в урегулировании грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов является деятельность российских миротворцев, которые уже более 15 лет обеспечивают режим прекращения огня и безопасность мирных граждан в зонах конфликтов. Порой и ценой собственных жизней.

Очевидно, что для поиска прочного и жизнеспособного урегулирования необходимо установление в регионе атмосферы доверия и стабильности. Постоянные воинственные заявления и провокационные шаги способствуют прямо противоположному. Мы последовательно выступаем за скорейшее принятие конфликтующими сторонами обязывающих документов о невозобновлении военных действий и гарантиях безопасности. Это позволило бы двигаться дальше по уже намеченным в существующих переговорных механизмах планам урегулирования.

Что касается урегулирования нагорно-карабахского конфликта, то на этом направлении Россия действует как в рамках международных
усилий — через российское сопредседательство в Минской группе ОБСЕ (вместе с коллегами из США и Франции), так и путем проведения двусторонних встреч и переговоров с Азербайджаном и Арменией. Здесь также чрезвычайно важно обеспечить мир и безопасность, восстановить нормальную социально-экономическую жизнедеятельность ре-гиона.

Несмотря на сохраняющиеся пока разногласия между сторонами по основным принципам урегулирования, многое сделано на пути к достижению базовой договоренности, подготовленной при самом активном участии международных посредников, включая Россию. Мы уверены, что при проявлении со стороны Баку и Еревана надлежащей политической воли компромисс возможен. Российская сторона продолжит в инициативном ключе свои посреднические усилия.

— Как развивается ситуация в Приднестровье?

— Основные параметры приднестровского урегулирования — это разработка особого надежно гарантированного статуса Приднестровья при сохранении территориальной целостности Молдавии. Россия и здесь добросовестно выполняет миссию посредника в процессе выработки таких решений. Это является объективным отражением той роли, которую наша страна играет в регионе, и свидетельством уважения к ней сторон.

В последнее время приходилось иметь дело с настойчивыми попытками безальтернативно предлагать в рамках решений приднестровского конфликта унитарную модель восстановления единства государств. Фактически речь идет об отказе от ранее выработанных в ходе переговорного процесса конструктивных заделов, гибких компромиссов, отражающих богатый мировой опыт урегулирования конфликтов, базирующийся на принципах ОБСЕ. Нас беспокоит, что за этим маячит жесткое внешнее давление, которое прикрывается рассуждениями о недопустимости сохранения статус-кво. Спрашивается, кто готов брать на себя ответственность за то, что пресловутое «размораживание» может привести к возобновлению открытого противостояния? Ведь подобные подходы навязываются, несмотря на крайнее ослабление взаимного доверия сторон конфликта.

В этих условиях наши представители стремятся убедить участников переговорного процесса и наблюдателей от США и ЕС в необходимости отказаться от тактики ультиматумов, игнорирования законных интересов той или иной конфликтующей стороны. Ошибочны и попытки перечеркнуть выработанные конструктивные заделы. Выход на взаимоприемлемое долгосрочное решение возможен только при условии возобновления равноправного диалога между Кишиневом и Тирасполем, терпеливого поиска решения проблемы.

— Чем закончились переговоры с Грузией о ее позиции по вступлению России в ВТО?

— Напомню, что переговоры с Грузией по вопросу о вступлении России в
ВТО успешно завершились еще в
2004 году — соответствующий протокол был подписан 28 мая. Однако 14 июля 2006 года Грузия отозвала свою подпись под этим документом (шаг в практике ВТО беспрецедентный), выдвинув ряд претензий к России. Из них на начало февраля 2007 года осталась одна — наличие не контролируемых грузинскими властями (так называемых нелегитимных) пунктов пропуска на абхазском и юго-осетинском участках российско-грузинской границы.

Считаем эту претензию безосновательной как с точки зрения ее постановки в контексте ВТО, так и по существу.

В принципе правила ВТО вообще не регулируют такие вопросы, как месторасположение и график работы пунктов пропуска. Я не говорю уже о том, что при вступлении в ВТО в 1999 году Грузия официально зафиксировала невозможность применения своего таможенного и внешнеэкономического законодательства в Абхазии и Южной Осетии.

По сути же дела можно сказать следующее. Все пункты пропуска на российско-грузинской границе, в том числе на абхазском и юго-осетинском ее участках, были созданы на основании протокола между таможенными службами наших стран, подписанного в
1992 году и официально подтвержденного в 2001 году. Межправительственное соглашение 1993 года о пунктах пропуска через таможенную границу обязало стороны официально открыть пункты пропуска на месте фактически действующих — без деления на «контролируемые» и «неконтролируемые».
В 2000 году мы предложили грузинской стороне официально открыть два таких пункта — «Верхний Ларс» и «Нижний Зарамаг», но Тбилиси отказался, ссылаясь на незавершенность делимитации и демаркации границы. Таким образом, если следовать грузинской логике, то и пункт пропуска «Верхний Ларс», находящийся вне территории Абхазии и Южной Осетии, нелегитимен.

При этом, что бы ни говорили грузинские власти, на всех пунктах пропуска мы применяем единый таможенный режим, ведем борьбу с контрабандой и незаконным оборотом оружия, наркотиков и иных материалов, в отношении которых существуют ограничения.

Эта позиция была доведена до грузинской стороны в ходе консультаций экономических ведомств двух стран, состоявшихся 24 января 2007 года в Женеве. Новый раунд переговоров планировался ориентировочно на конец февраля. Мы к продолжению диалога готовы.

Два слова о наших отношениях с Грузией в более широком контексте. В на-чале нынешнего года у грузинского руководства вновь появилась возможность сделать выбор в пользу нормальных, уважительных отношений с нами. Именно от этого зависят реальные подвижки во многих сферах, в том числе в урегулировании конфликтов. Вернувшийся в Тбилиси посол В.Е. Коваленко ясно дал понять это грузинскому руководству. Будем надеяться, что выбор на сей раз окажется правильным.

— Польша продолжает упорствовать со своим вето в ЕС. Ваш прогноз: что будет дальше?

— Новое соглашение о сотрудничестве России с Европейским союзом нужно нам не в большей степени, чем Евросоюзу. Как только внутри ЕС исчезнут искусственные препятствия на пути к началу переговоров, а таковым является сейчас, как известно, вето Польши на их проведение, мы будем к ним готовы.

Что касается избранного Варшавой повода для этого вето — введенного ранее Россельхознадзором запрета на ввоз в Россию некоторых видов животноводческой продукции из Польши, — то путь решения вопроса с мясным эмбарго хорошо известен: предоставление действенных гарантий недопущения поставок в Россию не сертифицированной должным образом продукции.

Наш Россельхознадзор открыт для контактов. Он предложил направить в ближайшие дни в Польшу ветеринарных специалистов для изучения того, как выполняются российские ветеринарно-санитарные требования при заготовке, хранении, переработке продукции животного происхождения, предназначенной для поставки в Россию, а также для ознакомления с системой взаимодействия польских компетентных служб при пересечении этими грузами границы Евросоюза.

От результатов их работы будут зависеть технические параметры и возможные сроки принятия решения об отмене или о сохранении действующих ограничений. Как и в других вопросах, основываться нужно на здравом смысле и логике.

— Латвия и Эстония продолжают демонстрировать крайне неуважительную и даже враждебную позицию по отношению к русским, проживающим в этих странах, к истории Второй мировой войны, к памятникам советским воинам. Возможности российского МИДа как-то повлиять на коллег-прибалтов исчерпаны?

— Возможности вернуть партнеров к здравому смыслу никогда не стоит считать исчерпанными. Защита интересов наших сограждан и соотечественников в Латвии и Эстонии остается центральным элементом российской политики на прибалтийском направлении. В этой работе российская дипломатия опирается на общепринятые нормы и принципы в области прав человека, проводниками которых в силу своего предназначения призваны выступать профильные международные организации. Проблемы, связанные с нарушением прав русскоязычного населения в Прибалтике, мы будем продолжать целенаправленно ставить как в многосторонних форматах, так и в двусторонних контактах с зарубежными партнерами до тех пор, пока положение в этой сфере кардинально не улучшится. Терпения у нас хватит.

Конкретно же речь идет о том, чтобы латвийские и эстонские власти выполнили регулярно адресуемые им Советом Европы, ОБСЕ, ООН, другими авторитетными международными структурами рекомендации относительно устранения аномального для современной Европы явления массового безгражданства и предоставления национальным меньшинствам базовых политических и социально-экономических прав. Не более, но и не менее. Словом, пристальное внимание международного сообщества к ситуации с правами человека в Латвии и Эстонии МИД РФ считает залогом того, что русскоязычное население в этих странах не останется один на один с политикой дискриминации.

Ни в коей мере мы не намерены ослаблять противодействие опасным идеям пересмотра итогов Второй мировой войны. В связи с этим подчеркну важность принятой недавно по инициативе России на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Принципиально значимым положением этого документа является указание на то, что возведение монументов в честь бывших членов преступной организации «Ваффен-СС», куда, как известно, входили латышский и эстонский легионы, проведение их шествий и другие подобные акты абсолютно несовместимы с обязательствами государств — членов ООН и могут подпадать под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Эта статья устанавливает четкую границу между уголовно наказуемыми деяниями и правом на свободу собраний и убеждений.

Россия, заплатившая огромную цену за победу над фашизмом, не может оставаться и не останется безучастной к развернувшейся в Эстонии кампании по демонтажу памятников советским воинам. МИД России будет продолжать жестко реагировать на реваншистские тенденции в Эстонии, используя все имеющиеся возможности воздействия на Таллин. Рассчитываем, что в конечном счете в Эстонии возобладает здравый смысл и реалистично мыслящим политическим силам, заинтересованным в развитии добрососедских отношений с Россией, удастся воспрепятствовать реализации кощунственных замыслов эстонских национал-радикалов. Попытки издевательского отношения к воинам, победившим фашизм, должны получить жесткую отповедь всего международного сообщества.

— Каковы итоги первого года работы нового департамента в структуре МИД РФ — Департамента по работе с соотечественниками за рубежом (ДРС)?

— Недавно на очередном заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, которую возглавляет министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, мы подвели итоги работы с зарубежными соотечественниками в 2006 году.

Было отмечено, что на этом направлении начали происходить качественные изменения. Действительно, судите сами. В прошлом году приняты Программа работы с соотечественниками на 2006—2008 годы и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Эти программы, а также утвержденная несколько раньше федеральная целевая программа «Русский язык (2006—2010 годы)» составят основу работы с соотечественниками на несколько предстоящих лет.

После продолжительной пятилетней паузы в октябре 2006 года в Санкт-Петербурге состоялся Всемирный конгресс соотечественников, в его работе принял участие президент Российской Федерации В.В. Путин. В своем выступлении на конгрессе он подтвердил линию руководства страны на всемерную поддержку соотечественников и защиту их законных прав и интересов.

В 2006 году мы старались содействовать процессам консолидации организаций зарубежных соотечественников. Были проведены региональные конференции соотечественников государств Прибалтики и Центральной Азии, представительные совещания в Душанбе, Бишкеке, Вашингтоне и Брюсселе. Важный шаг на этом направлении был сделан на конгрессе, который принял решение о создании координационного совета соотечественников.

Значительные усилия предпринимались по существенному улучшению информационного обеспечения соотечественников. Была проведена работа по подготовке к запуску специализированного издания, созданию соответствующего интернет-портала, установлено рабочее взаимодействие с рядом зарубежных изданий соотечественников.

В центре внимания находились вопросы статуса русского языка, прежде всего в государствах СНГ и Прибалтики. Данная проблематика неоднократно рассматривалась на заседаниях Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, при ее содействии во всех странах СНГ и Прибалтики были проведены конференции и круглые столы по статусу русского языка.

В 2006 году удалось добиться ритмичности в работе самой комиссии. Все намеченные планом вопросы рассмотрены, по ним приняты решения, которые в настоящее время реализуются. Усилена координация субъектов, действующих среди соотечественников, в том числе министерств, ведомств, ряда российских регионов. Постановлением Правительства Российской Федерации деятельность комиссии распространена на страны дальнего зарубежья.

Созданный в конце 2005 года Департамент по работе с соотечественниками за рубежом координирует деятельность подразделений центрального аппарата и загранучреждений Министерства иностранных дел России на данном направлении, активно сотрудничает с организациями зарубежной российской диаспоры. Кроме того, ДРС выполняет функции секретариата комиссии, а в период подготовки к конгрессу выступал в качестве секретариата оргкомитета.

Убежден, что решение о создании такого специального департамента в структуре МИДа себя оправдало. Он стал центром активности по связям с соотечественниками и уже внес ощутимый вклад в активизацию работы. А ведь прошел всего лишь год с момента его образования. Темп набран неплохой.

— Наш журнал посвящен российскому бизнесу. В связи с этим последний вопрос: как российские загранпредставительства внешнеполитического ведомства лоббируют за рубежом интересы отечественного бизнеса, стало ли это повседневной практикой, как в других странах?

— Оказание содействия отечественным предпринимателям уже сравнительно давно является одной из ключевых составляющих работы МИД России. Подобное содействие заключается прежде всего в дипломатическом сопровождении значимых проектов российского бизнеса за рубежом.

Не секрет, что для успешного освоения зарубежных рынков нередко приходится задействовать политический авторитет государства. Особенно это касается тех стран, на рынки которых Россия выходит с определенным историческим опозданием, они уже давно поделены нашими зарубежными конкурентами. Российские же посольства располагают исчерпывающей информацией об экономике страны пребывания, перспективах двустороннего сотрудничества, политическом климате. На основе анализа указанных данных составляются практические рекомендации по ведению бизнеса в той или иной стране.

В последнее время в России наблюдается очевидный экономический подъем, что во многом определяет рост зарубежной активности отечественного бизнеса. К сожалению, мы зачастую сталкиваемся с фактами необоснованного с экономической точки зрения притеснения наших компаний за рубежом. Поэтому другим важным направлением работы МИДа и его загранучреждений является противодействие на политическом уровне подобной дискриминации и защита законных интересов российских компаний.

В целом же наши контакты с российскими деловыми кругами в последнее время приобретают упорядоченный систематический характер. Министерство заключило целый ряд соглашений о сотрудничестве с ведущими российскими предпринимательскими объединениями и крупными компаниями. В рамках этих соглашений происходит регулярный взаимный обмен информацией, позволяющий заблаговременно согласовывать совместные шаги по лоббированию национальных интересов, а также избегать нежелательной конкуренции отечественных компаний на внешних рынках. Мы также направляем в адрес деловых кругов информацию о предстоящих зарубежных тендерах и выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Процесс оптимизации сотрудничества внешнеполитического ведомства с российским бизнесом продолжается. Одной из новых форм такого взаимодействия стало регулярное проведение с мая
2006 года заседаний Делового совета
при Министерстве иностранных дел,
в ходе которых обсуждаются международные вопросы, представляющие взаимный интерес как с экономической, так и с внешнеполитической точек зрения.

Все это помогает более ответственному и политически оправданному развитию активности нашего бизнеса, учету не только деловых интересов компаний, но и государственных приоритетов.