Где готовят министров?


текст | Александр ВЫСОЦКИЙ

Сегодня подготовка кадров для госслужбы становится важнейшей государственной задачей.

За потоком объявлений о вакансиях для менеджеров, юристов, специалистов по логистике или PR как-то пропал из виду крупнейший национальный работодатель — государство.

Такое положение дел вовсе не означает, что госслужба нынче не прирастает новыми сотрудниками, а выпускники вузов не рассматривают для себя чиновничью карьеру в качестве привлекательной. Как раз наоборот.

Статистика свидетельствует, что уже в течение целого ряда лет все больше выпускников высших учебных заведений ориентируются на работу в органах государственной власти, да и сами эти органы активно рекрутируют себе пополнение среди студентов.

Еще с советских времен существует ряд вузов, «прикомандированных» к различным министерствам и ведомствам. В 90-х годах к ним добавилась целая плеяда новых учебных заведений с предлогом «при» в названии.

Из таких институтов можно вспомнить Московский государственный
институт международных отношений МИД России (МГИМО), Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовую академию при Правительстве РФ и ряд других. Есть также академии госслужбы в столице и регионах, тесно связанные с профильными госорганами: Московская государственная юридическая академия (МГЮА) и Государственный университет «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ).

Что влечет на госслужбу?

Однако давно прошли те времена, когда выпускники того же МГИМО почти поголовно отправлялись служить либо в здание на Смоленской площади, либо в Министерство внешней торговли. Сегодня большая часть выпускников вузов идет работать в частный сектор, государство же зачастую вынуждено вести с ним неравную кадровую борьбу.

С другой стороны, ранее фактически недоступные для выпускников «не тех» университетов и институтов министерства и ведомства ныне не столь категоричны в своих требованиях к претендентам.

При всем этом начиная с 2000 года, когда практически во всех сферах «маятник» начал движение в сторону государства, стал наблюдаться прирост желающих попасть на работу в органы власти. Причем стоит сразу отметить, что очень многие рассматривают для себя такую работу как временную, то есть после нескольких лет госслужбы планируют уйти в бизнес.

Что касается стимулов, побуждающих людей выбирать для себя именно такую карьеру, можно выделить самые разные причины. Конечно, ни для кого не является секретом масштаб чиновничьих злоупотреблений. Поэтому нельзя исключать, что многие воспринимают госслужбу как способ неплохо заработать. Но не все так плохо. Важную роль играют принципиальные соображения — желание послужить Отечеству отнюдь не кануло в Лету.

Кроме того, зарплаты чиновников хоть и ниже, чем в коммерческом секторе, но все же не слишком плачевны. Да и в смысле гарантий душевного спокойствия чиновничья братия может быть довольна: постепенный карьерный рост обеспечен всем, с работы никогда не выгонят.

Куда пойти учиться?

Где же надо учиться, чтобы затем попасть на «государеву» службу? Какой диплом обеспечивает на этом поприще лучшие карьерные пер-спективы?

Так получилось, что однозначных ответов на эти вопросы не существует. В нашей стране, как всегда, многое зависит от конъюнктурной ситуации. Если вам повезет и один из ваших сокурсников вдруг станет президентом страны или на худой конец обзаведется министерским портфелем, шансы на то, что именно ваш вуз получит солидное представительство в высших органах государственной власти, резко увеличатся.

Но это не мешает нескольким учебным заведениям уже в течение ряда десятилетий удерживать стабильные позиции по показателям занятости их выпускников в высших эшелонах власти. На этот счет независимым рейтинговым агентством «РейтОР» («Рейтингование образовательных ресурсов») недавно было проведено специальное исследование, результаты которого представляют большой интерес для тех, кто хотел бы посвятить себя государственной службе.

Если говорить о федеральных органах власти, то тут пальма первенства безраздельно принадлежит Москве. 40% госслужащих высшего звена получили образование в Первопрестольной, хотя ее доля в общем числе российских вузов равна 28%.

На диаграмме 1 видно, как распределены по регионам вузы — поставщики кадров для федеральной госслужбы.

На диаграмме 2 приведены данные о числе выпускников тех или иных вузов, работающих в высших эшелонах исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что два крупнейших университета в России, Московский и Санкт-Петербургский, являются одновременно и основными поставщиками кадров для органов власти. На третьем месте МГИМО МИД РФ.

Картина несколько меняется, если рассматривать такие два принципиально важных органа власти, как Администрация президента РФ и Совет безопасности (см. диаграмму 3). Тут «тройка призеров» та же, но в данном случае МГИМО опережает СПбГУ.

Правительство России представляет собой гораздо большую палитру выпускников самых разных специальностей, хотя и тут вне конкуренции МГУ им. М.В. Ломоносов (см. диаграмму 4).

Где учат регионалов?

Что касается региональных органов власти, то тут преимущество столичных институтов и университетов сведено к минимуму.

Однако сегодня многие региональные организации, осознавая важность подготовки квалифицированных кадров, уделяют внимание подготовке специалистов в ведущих столичных вузах. Осуществляются специальные программы обучения студентов из провинции по соглашениям с региональными администрациями. Такие соглашения есть у МГИМО, Дипломатической академии, Академии госслужбы и др.

Таким образом, можно констатировать ситуацию, при которой выпускник практически любого вуза может рассчитывать на неплохую «государственную» карьеру. Но при этом все же очевидно преимущество небольшого числа университетов и институтов в плане представительства в высших органах государственной власти.