Юлия БАРТЕНЕВА: техническое перевооружение компании сегодня — это конкурентоспособность завтра


Беседу вела Наталья Войченко

Обновление основного капитала можно расценивать как составляющую стратегии предприятия, нацеленного на развитие. На вопросы редакции журнала «БОСС», касающиеся развития основных фондов, отвечает генеральный директор компании Armada Consulting GROUP.

— Юлия Владимировна, насколько характерно для региональных производственных предприятий в сегодняшних условиях обновление основного капитала?

— Основной капитал (основные фонды) является главной составной частью капитала компаний в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе. Например, в 2004 году соотношение между основным и оборотным капиталом в целом по российской промышленности было 8:3.

Эксперты компании Armada Consul-ting GROUP отмечают стабильную тенденцию в обновлении основного капитала на региональных рынках. Она обусловлена двумя факторами.

С одной стороны, это вызвано усилением рыночной конкуренции, при которой необходимо удерживать качественные показатели и соответствующий уровень рентабельности производства. А это подразумевает в первую очередь замену старого оборудования более современным и техническое переоснащение — то, что ведет к увеличению производительности, сокращению штатного персонала и занимаемых производственных площадей, усилению качественных показателей выпускаемой продукции.

С другой стороны, такую тенденцию обновления поддерживает инвестиционная политика в России и развитие банковской системы.

Люди научились считать, в том числе используя инвестиционные инструменты, научились увеличивать и взращивать стоимость своего бизнеса, и в первую очередь вкладывать в обновление основного капитала.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России объем инвестиций в основной капитал в сентябре 2006 года увеличился на 15% по сравнению с сентябрем 2005 года и составил 446,5 млрд руб. В сентябре 2005 года рост инвестиций составлял 9,8% к сентябрю
2004 года. В январе — сентябре
2006 года инвестиции увеличились на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

— В полной ли мере используются возможности закупок относительно дешевого благодаря конъюнктуре валютного рынка импортного оборудования?

— В выборе между импортным и отечественным оборудованием все определяет качество и цена, которая складывается из расходов не только на доставку и сборку оборудования, но и на последующее обслуживание. Стоимость времени простоя в ожидании гарантийного ремонта или профилактики может дорого обойтись заказчику, и это чаще всего учитывается при решении вопроса «у кого и где купить».

— Насколько широко используется кредитование для закупок основного капитала?

— По нашим данным и судя по тем проектам, в которых мы участвовали, инвестирование закупок основного капитала идет из собственных средств предприятий с привлечением банков-ских кредитов.

— Для каких отраслей наиболее характерна замена основного капитала?

— Это особенно характерно для предприятий, которые еще в советские времена являлись пионерами промышленности и производства.

В нефтегазостроительной индустрии ведется обновление парков спецтранспорта и строительного оборудования. Фармацевтические заводы закупают и обновляют линии по выпуску продукции. Машиностроители объединились в Российскую ассоциацию машиностроителей с целью сосредоточить усилия на обновлении своего оборудования.

— Осознается ли предприятием техническое перевооружение как фактор долгосрочного стабильного развития и лидерства на рынке?

— Мы говорим о собственниках и их целях. Они могут быть разными: кто-то ориентируется на долгосрочное стабильное развитие, достижение или удержание лидерства на рынке, кто-то на прибыльность от купли-продажи бизнеса. Но для обеих категорий собственников характерно понимание, что вложение в техническое перевооружение компании сегодня — это фактор конкурентоспособности завтра, перспектив развития и стабильности, а также увеличения стоимости бизнеса в целом.

Техническое перевооружение предприятия не происходит с бухты-барахты, это часть стратегии развития компании на рынке. И конечно, для стороннего наблюдателя, в том числе партнера, будущего инвестора, оно является показателем стремления компании к долгосрочному развитию и лидерству в отрасли.