Валерий НАЗАРОВ: нужна выработка отраслевых концепций


Беседу вел Леонтий Букштейн

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом за два года фактически полностью изменило идеологию своей работы. Теперь это научно обоснованная, целенаправленная деятельность как по управлению федеральным имуществом, так и по его переводу в иные формы собственности.
Об этом наш корреспондент беседует с руководителем Росимущества Валерием Назаровым.

Доходы — не критерий

— Валерий Львович, в государственном секторе экономики свыше 96 тыс. предприятий и организаций, около 50 тыс. из них находятся в федеральной собственности. Объем продукции и услуг, производимых ими, оценивается в 700 млрд руб., что составляет 7,7% всего российского
производства. Занято же на них 36% работающих россиян. Эти показатели убеждают в том, что государство плохо управляет своей собственностью. Каково будущее госпредприятий? По какому принципу будет осуществляться их приватизация?

— По данным реестра федерального имущества на 1 января 2007 года, Российская Федерация является собственником имущества 6533 федеральных государственных унитарных предприятий, 31 226 федеральных государственных учреждений, акционером 3997 акционерных обществ. В 1063 АО Российской Федерации принадлежит 25 и менее процентов акций в уставном капитале. В отношении 243 акционерных обществ используется только специальное право на участие Российской Федерации в управлении АО (акций в федеральной собственности нет).

Моя позиция такова: доходы от управления госимуществом не являются и не могут быть критерием для определения качества управления федеральной собственностью. Ведь цель государства — не извлечение доходов, а выполнение целого ряда ключевых для общества функций. Меня радует, что на сегодняшний день утверждение о том, что коммерческое использование имущества нельзя считать основной задачей государства, стало уже аксиомой на всех уровнях власти. Ведение коммерческой деятельности организациями государственного сектора экономики возможно, но, безусловно, не на приоритетной основе, а лишь с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования государственных расходов.

Тот факт, что в Российской Федерации доля госсектора в общем объеме инвестиций и производства значительно ниже его доли в занятости, лишь отчасти свидетельствует об относительно более низкой производительности труда на госпредприятиях и в госучреждениях, а в большей степени говорит о нарушении экономических пропорций между государственным и частным секторами.

Поэтому основной задачей государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2007—2009 годах является разгосударствление федерального имущества, не занятого в обеспечении государственных функций и полномочий Российской Федерации. Все предприятия, отвечающие указанному критерию, в ближайшей перспективе будут приватизированы. В руках государства должно остаться лишь то, что рынок не может произвести.

Могу привести наглядный пример участия государства в оздоровлении предприятия, того, что инвестиции вкладываются не в абстрактную идею поддержки госпредприятий, а в конкретные перспективные проекты. Когда во Франции у Peugeot начались проблемы, государство выкупило эту компанию как стратегически важную для страны, вложило средства в ее модернизацию. А через три года ее опять выставили на торги и продали в частные руки. Компания стала конкурировать на рынке, эффективно работать и платить налоги.

— Текущими приоритетными за-дачами Росимущества называются включение приватизационного процесса в единую технологию управления государственным имуществом,
в том числе приватизация неиспользуемого имущества федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация объектов незавершенного строительства, создание ряда вертикально-интегрированных структур в оборонной промышленности. Как решаются эти задачи?

— Имущество сохраняется в государственной собственности только при условии использования его для выполнения государственных функций. Государственные предприятия, не производящие уникальную или ограниченную в обороте продукцию, должны находиться в частной собственности. Мы предлагаем все такие госпредприятия приватизировать.

Госпредприятия намного менее мобильны, чем того требует рынок. Они не могут гибко реагировать на изменения, приспосабливаться к новым тенденциям, поэтому день за днем теряют свои конкурентные преимущества. В результате падает спрос на производимую ими продукцию, предприятие оказывается на грани банкротства, а время для принятия мер безвозвратно упущено.

Те предприятия, которые выполняют госфункции или являются стратегическими с точки зрения национальной безопасности и существуют в форме унитарных предприятий, Правительство РФ планирует преобразовать в акционерные общества, где 100% акций будет принадлежать государству.

Приватизационные механизмы используются сегодня при формировании вертикально-интегрированных структур в оборонной промышленности. Из разрозненных предприятий государство создает профильные холдинги, консолидируя акции оборонных предприятий в рамках одной, на 100% принадлежащей государству материнской компании. Предварительно соответствующие оборонные предприятия проходят процедуру преобразования в акционерные общества.

Ускорению продажи госсобственности и акционированию ФГУПов будут способствовать разработанные Росимуществом и направленные в Мин-экономразвития России предложения по внесению изменений в федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Это, в частности, совершенствование механизма продажи федерального имущества посредством публичного предложения, что подразумевает новый способ приватизации, предусматривающий проведение аукциона на понижение цены в одну торговую сессию в присутствии аукциониста и всех претендентов на приобретение имущества в форме традиционного голландского аукциона (с голоса). Кроме того, предлагается расширение круга продавцов государственного имущества и введение конкурентных схем их отбора: действующая редакция Закона о приватизации позволяет продавать федеральное имущество только организации, созданной в форме специализированного государственного учреждения, что приводит к монополизации деятельности по продаже государственной собственности и снижает ее эффективность. Далее, в поправках речь идет об упрощении процедуры приватизации федеральных государственных унитарных предприятий: о расширении возможности приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, минуя стадию акционирования, путем продажи имущественного комплекса на торгах либо путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью с упрощенным порядком приватизации 100% доли в уставном капитале.

Приватизация продолжается

— Итоги работы за 2006 год пока не подведены. А как выполнялся план приватизации на 2005 год?

— Итоги приватизации в 2005 году оценивались как успешные в части приватизации унитарных предприятий и как негативные в части приватизации акционерных обществ. В 2005 году впервые за время действия нового Закона о приватизации было приватизировано более 730 унитарных предприятий.

Для сравнения: в 2004 году акционировано 525 предприятий, в 2003 го-
ду — 571, в 2002-м — 102 предприятия.

Со второй половины 2004 года Рос-имуществом велась кропотливая и системная работа по наращиванию темпов приватизации ФГУПов. В результате
удалось значительно повысить качество принимаемых решений. Начала осуществляться полная фотофиксация каждого объекта недвижимого имущества приватизируемых унитарных предприятий, а также инвентаризация всех результатов научно-технической деятельности тех предприятий, которые включаются в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ. Оформляются документы технической инвентаризации на все объекты недвижимости, приватизируемые в составе имущественных комплексов ФГУПов, проводится государственная регистрация прав предприятий на такие объекты. Многие годы это не практиковалось, из-за чего по многим объектам возникали конфликты, шли судебные разбирательства, что увеличивало сроки приватизации.

— Как выполнялась программа приватизации на 2006 год?

— В эту программу было включено 1365 акционерных обществ и 1423 ФГУПа. Выполнение программы приватизации в 2006 году шло более медленными темпами, чем хотелось бы, и тому есть несколько причин.

Первая. Не было принято никаких мер по совершенствованию той нормативно-правовой базы, на которой мы работаем. Соответствующие предложения Росимущество давало и в 2004-м, и в 2005 году, был даже разработан проект закона с поправками в законодательство о приватизации, однако, как говорится, воз и ныне там.

Вторая. Не принято никаких мер по отмене необоснованных, устаревших ограничений на приватизацию государственного имущества, установленных еще в начале 90-х годов. В итоге приходится искусственно разделять, дробить имущественные комплексы приватизируемых ФГУПов, оставляя часть имущества в государственной собственности и впоследствии передавая его в аренду созданным акционерным обществам. Этот процесс требует не только дополнительных временных и технологических затрат, но еще и ухудшает показатели деятельности создаваемых акционерных обществ, приводит к появлению у них дополнительных статей расходов в виде платы за использование федерального имущества, загружает государственный аппарат ненужной работой по оформлению соответствующих правоотношений и контролю за использованием сохраненного в федеральной собственности имущества.

Третья. Из числа ранее не предлагавшихся к приватизации унитарных предприятий, данные о которых содержатся в реестре федерального имущества, реально возможно приватизировать не более 600—700 (исключая стратегические предприятия и предприятия, чья приватизация запрещена). Из них порядка 400 включено в программу приватизации на 2007 год. Остальные предприятия либо не ведут финансово-хозяйственную деятельность, либо не обладают имуществом, либо подлежат ликвидации или уже ликвидированы, либо по отношению к ним осуществляются процедуры банкротства. Практика показала, что нет смысла включать эти ФГУПы в программу приватизации. Например, из 1423 ФГУПов, включенных в программу приватизации на
2006 год, решено было ликвидировать 423 предприятия, то есть практически каждый третий ФГУП.

Таким образом, темпы приватизации унитарных предприятий снижаются не из-за медлительности Росимущества, а в связи с отсутствием самих объектов, которые можно приватизировать. Фактически масштабный процесс приватизации ФГУПов в 2008 году будет завершен.

Четвертая. В части приватизации акционерных обществ не отлажены вопросы межведомственного взаимодействия. Так и не утверждена новая редакция устава РФФИ, подготовленная еще на основании указа президента
2004 года об административной реформе. В результате у Росимущества сейчас вообще отсутствуют какие-либо полномочия по контролю за подготовкой к продаже приватизируемого имущества и организацией торгов.

Уроки программирования

— Была ли принята Минэконом-развития предложенная Росиму-ществом среднесрочная программа приватизации на ближайшие годы? Как она выполняется?

— Сначала поясню читателям, что программа приватизации — это программа, предоставляющая потенциальным инвесторам, бизнес-сообществу информацию о том, какое государственное имущество будет приватизироваться. Это делается в том числе и в целях повышения прозрачности, открытости процесса приватизации, для того чтобы потенциальные инвесторы, партнеры, контрагенты приватизируемых государственных предприятий, которых также затронут соответствующие преобразования, смогли заблаговременно планировать свою деятельность.

Правительство РФ ежегодно утверждает пообъектный перечень имущества, планируемый к приватизации в очередном году, и основные направления приватизации на два последующих года.

Так, основные направления приватизации федерального имущества на 2006—2008 годы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от
25 августа 2005 года № 1306-р, определяют последовательность выхода государства из соответствующих отраслей экономики (сфер управления), а также содержат перечень федерального имущества, планируемого к приватизации в 2006 году. В соответствии с этими направлениями Росимуществом разработан прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 года № 1184-р. Формирование прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества осуществляется Росимуществом по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Окончательное же решение о включении тех или иных объектов в прогнозный план приватизации федерального имущества принимает Правительство РФ.

— Каково решение Правительства РФ по предложению Росимущества об установлении размеров дивидендов и отчислений в бюджет для акционерных обществ и ФГУПов?

— Росимущество стремится проводить взвешенную дивидендную политику на основании индивидуального подхода к нуждам каждой компании. Если для эффективного развития бизнеса акционерному обществу необходимо использовать средства чистой прибыли и если эта позиция экономически аргументирована, то данное акционерное общество вправе рассчитывать на понимание и содействие акционера, в нашем случае — Российской Федерации.

В 2005 году на основании платежных поручений Росимущество обеспечило поступление в федеральный бюджет доходов за счет дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (без учета 9% налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций), в размере более чем 15,6 млрд руб.
Запланированные перечисления по обеспечению поступлений в федеральный бюджет дивидендов по акциям и доходов от прочих форм участия
в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, в 2006 году составляют свыше 18,1 млрд руб., совокупная сумма поступлений в федеральный бюджет в 2006 году была более 23 млрд руб.

Системе — эффективность

— Довольно много ФГУПов находится в ведении Росимущества. Насколько эффективна их деятельность?

— Основная задача Росимущества в этом направлении — создание эффективно функционирующей системы, состоящей из небольшого количества предприятий. Поэтому доминирующей тенденцией по-прежнему является сокращение числа ФГУПов. В соответствии с приказом Росимущества от 21 июня 2006 года № 151 в ведении Росимущества 36 федеральных государственных унитарных предприятий.
На сегодняшний день четыре предприятия находятся в стадии ликвидации. Пять уже реорганизованы путем присоединения к более крупным ФГУПам, еще 12 подлежат присоединению.
В отношении четырех предприятий принято решение о приватизации.

Работа Росимущества с подведомственными ему унитарными государственными предприятиями ведется в основном в области управления недвижимым имуществом. ФГУПы обеспечивают отчисления от части чистой прибыли и поступление в бюджет денежных средств от продажи федерального недвижимого имущества, не используемого для нужд государства.

Кроме того, специалистами ФГУПов Росимущества выполняются мероприятия по контролю за сохранностью и использованием по назначению федерального имущества. В 2005—2006 го-
дах Росимуществом проведены проверки более 600 объектов федерального недвижимого имущества, расположенных на территории Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. В ходе проверок установлены случаи незаконной сдачи в аренду объектов, являющихся федеральной собственностью, в результате чего отдельными представителями менеджмента был нанесен существенный материальный ущерб государству, по предварительным расчетам, на сумму более 240 млн руб. По итогам проверок Росимуществом было выпущено и готовится к выпуску около 100 распоряжений об изъятии федерального имущества, использующегося различными структурами неэффективно или с нарушением законодательства. Такие объекты подлежат закреплению за ФГУПами и в последующем будут либо выставлены на продажу, либо вовлечены в хозяйственный оборот на инвестиционных условиях путем проведения открытых торгов в форме аукциона или конкурса соответственно.

Процесс проведения торгов федерального недвижимого имущества стал максимально открытым. Мы стремимся сделать рынок продажи госимущества открытым и прозрачным для всех потенциальных инвесторов. В итоге выполненной работы уже получен ряд положительных результатов.

В связи с увеличением количества продаж и обеспечением открытости торгов значительно возросли и экономические результаты продаж. Важно, что объекты были реализованы по цене, существенно превышавшей их балансовую стоимость.

— Среди федеральных государственных учреждений, входящих в структуру Росимущества, — Госу-дарственный институт проблем приватизации. Проблемы еще остаются? Как ученые советуют их решать?

— Результаты работы Правительствен-ной комиссии по проведению административной реформы показали наличие на настоящий момент как минимум 6,5 тыс. федеральных государственных учреждений, излишних для выполнения функций федеральных органов исполнительной власти. Наряду с передачей их в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ, а также преобразованием в иные формы некоммерческих организаций в соответствии с разрабатываемыми федеральными законами одним из способов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является их приватизация. В целях нормативного обеспечения реструктуризации бюджетного сектора по этому направлению был разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
“О приватизации государственного и муниципального имущества”, определяющего законодательный механизм приватизации государственных и муниципальных учреждений.

Законопроект распространяет на государственные и муниципальные учреждения способ приватизации — преобразование в открытое акционерное общество, который в настоящее время применяется в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Принятие указанного законопроекта позволит продолжить реформирование государственного сектора экономики и осуществить приватизацию федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций и полномочий Российской Федерации. Кстати, институт, который вы упомянули, подлежит, исходя из этих принципов, ликвидации в ближайшем будущем.

Игры на понижение

— Как сегодня, по прошествии некоторого времени, можно оценить игру на понижение вокруг продажи госпакета акций Магнитогорского металлургического комбината?

— Эксперты признали продажу в 2004 году 17,84% акций Магнитогорского металлургического комбината, принад-лежащих государству, одной из лучших приватизационных сделок. Предприятие уже фактически было в руках частных собственников (около 82% акций). Какой смысл сохранять «бесправные» акции, если нельзя участвовать в управлении комбинатом или хотя бы блокировать решения, не учитывающие интересов государства? Тем более что дивиденды по ним не превышали доходы от такого же по стоимости вклада в коммерческом банке.

По «независимой» оценке предлагалось продать 17,84% акций ММК за $550 млн. Росимущество отвергло эту сумму как явно заниженную. И сразу же началось давление. Вокруг любого предприятия можно создать такую обстановку, что его стоимость значительно упадет. Игра на понижение захватывает самые разные круги, и невольно убеждаешься, что во всех ветвях власти имеет место лоббирование. Однако Росимущество не отступило, и 17,84% акций Магнитогорского металлургического комбината были проданы по рыночной стоимости за 21,9 млрд руб., что составляло примерно $800 млн.
7 млрд руб. в казну дополнительно — за подобную прибавку стоило побороться.

Существует известная экономическая дефиниция: собственность стоит ровно столько, по какой цене ее продали.
К сожалению, долгое время об этом мало заботились — слишком много у нас было собственности, да и есть до сих пор. Жизнь показывает, что многие наши беды от того, что мы чрезвычайно богаты и, как следствие, не ценим то, что имеем.

Как правило, игра на понижение стоимости приватизируемых предприятий не в пользу непосредственного покупателя. Он все равно платит цену, близкую к рыночной. Просто собственнику-государству из этой суммы достается лишь часть, остальные средства получают те, кто формирует так называемый административный ресурс. Возьмите консолидированные продажи. Федеральный пакет акций ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат» был продан единым лотом с акциями, принадлежащими Кировской области. На аукционе цена объединенного пакета возросла почти вдвое и составила 2,9 млрд руб.
Вы думаете, руководство области поблагодарило Росимущество за дополнительные поступления в доходную часть областного бюджета? Ничуть не бывало. Похожая ситуация сложилась и в отношении Дальневосточного морского порта.

В 2005 году мы удачно продали ОАО «ПОЛИЭФ» благодаря тому, что нам удалось договориться с Правительством Башкирии о конвертации висевших на предприятии долгов в 17% акций. В этом случае для игры на понижение интересантами активно использовался ресурс СМИ: вышло множество публикаций на тему «восстановить завод практически невозможно». Но мы-то знали, что готовность предприятия — 95%, в результате в бюджет поступило 3 млрд руб., что в несколько раз выше, чем анонсировавшаяся в СМИ «экспертная оценка». Более того, я не могу припомнить ни одной более или менее крупной приватизационной сделки, которая бы проходила без игры на понижение. Однако Росимущество обладает достаточными возможностями для предотвращения негативного влияния подобного «феномена».

Оценить оценщиков

— Росимущество критически отзывалось о качестве российского института оценщиков, хотя закону об этом виде деятельности уже более девяти лет…

— Должен вам сообщить, что и сегодня случаи, когда в результате исправления оценочными компаниями нарушений, указанных в заключениях Росимущества, стоимость вовлекаемого в хозяйственный оборот государственного и муниципального имущества возрастает в разы, а иногда и в десятки раз, весьма нередки. В целом по результатам работы в 2005—2006 годах можно сделать вывод, что в Российской Федерации недостаточно оценочных компаний, действующих на высоком профессиональном уровне. Однако оптимизм внушает тот факт, что в последнее время проявляется тенденция к повышению качества отчетов об оценке.

Усилиями Росимущества, обеспечивающего жесткий контроль за качеством отчетов об оценке, десятки ведущих оценочных компаний вывели на качественно новый уровень свою методическую базу, доказательность и обоснованность своих отчетов об оценке. Наши специалисты не дремлют. Приведу недавний пример. В результате экспертизы Росимуществом оценки объекта недвижимости (Москва, Волоколамское шоссе, д. 88), вносимого в качестве вклада в инвестиционный контракт одним из ФГУПов, стоимость доли Российской Федерации в инвестиционном контракте увеличилась с
218 млн руб. до 484 млн руб.

В настоящее время низкое качество услуг в области оценки собственности, по моему убеждению, обусловлено прежде всего недостатками действующего законодательства об оценочной деятельности. Сравнительно недавно были внесены изменения в этот закон, но они, с точки зрения Росимущества, ситуацию принципиально не изменят. Законодательство об оценочной деятельности не согласовано с другими отраслями российского права, разработано без учета международного опыта и принято скорее в угоду конъюнктурным установкам некоторых заинтересованных секторов рынка, а не в связи с потребностями развивающегося российского рынка оценки.

Сказывается и неэффективность предусмотренных законом инструментов контроля результатов работы оценщика. Так, зафиксированный в предыдущей редакции закона механизм страхования фактически не работал: известно мало случаев страховых выплат в результате нанесения кому-либо ущерба низким качеством отчета об оценке. При подготовке новой редакции закона данный недостаток не был проанализирован ее авторами.

Еще раз о концепции

— Наладилось ли более тесное взаимодействие с отраслевыми министерствами и ведомствами по профильным вопросам Федерального агентства по управлению федеральным имуществом?

— Моя позиция в вопросе оптимизации структуры федеральной собственности остается неизменной с 2004 года, и она нашла отражение в постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2004 года № 13. Я уверен, что на текущий момент для создания идеологической основы повышения эффективности управления федеральным имуществом нужна выработка отраслевых концепций, содержащих основные направления развития соответствующих отраслей, цели и инструменты отраслевого регулирования, определение объема имущества, необходимого для обеспечения государственных полномочий, направления оптимизации государственного сектора экономики. Требуется совершенствование механизма и всего комплекса подходов и методов управления государственным имуществом в Российской Федерации.
К сожалению, приходится констатировать, что эта идеология до сих пор не находит поддержки среди руководства большей части российских ведомств.

Большинство федеральных органов исполнительной власти всеми возможными способами пытаются оставить в своем ведении максимальное количество имущественных активов. Как следствие, на текущий момент в перечень предприятий и учреждений, подлежащих сохранению в федеральной собственности, уже сделаны добавления (количество таких ФГУПов увеличено на 26%,
ФГУ — на 2%) при прежней тенденции к дальнейшему росту их количества.

Если говорить о работе, осуществляемой Росимуществом совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами по избранию представителей государства в органы управления и контроля акционерных обществ с участием Российской Федерации, то можно сообщить, что в 2006 году в советы директоров и ревизионные комиссии было избрано более полутора тысяч представителей отраслевых органов исполнительной власти.

Результатом законодательных коллизий являются разногласия, возникающие при реализации полномочий собственника предприятия и организации. В качестве наиболее яркого примера можно привести назначения отраслевыми органами исполнительной власти руководителей на предприятиях, в отношении которых они этими полномочиями не наделены. Работа по разрешению подобных разногласий осуществляется Росимуществом, в том числе и в судебном порядке.

Вот, что называется, свежие примеры. Нами было оспорено и выиграно в суде дело о снятии назначенного Росавиацией с нарушением действующего законодательства генерального директора ФГУП «Аэропорт “Южно-Сахалинск”». Росимуществом также предпринят ряд мер по предотвращению несостоятельности (банкротства) стратегического новосибирского
ОАО «Катализатор», занимающегося разработкой и поставками на отечественный рынок химической и нефтехимической промышленности высокотехнологичных продуктов (25,5% его акций находится в собственности Российской Федерации), доведенного до критического состояния, в том числе и в результате бездействия отраслевого ведомства. В частности, совместно с новым руководством предприятия были выработаны согласованные действия представителей ОАО «Катализатор» и Росимущества по выводу компании из кризиса. Кроме того, в Генеральную прокуратуру РФ направлено обращение с просьбой провести проверку деятельности ОАО «Катализатор» и его руководства в 2001—2006 годах и в случае выявления фактов нарушения законодательства принять соответствующие меры.

Выяснилось, что в результате действий бывшего руководства акционерного общества в период с 1996 по 2004 год
предприятию был нанесен ущерб на сумму более 50 млн руб. С помощью создания подконтрольных бывшему руководству общества юридических лиц из активов ОАО «Катализатор» был выведен главный актив — патент на изобретение катализатора для дегидрирования углеводородов (является собственной разработкой предприятия), производство которого приносило данным структурам до 160 млн руб. в год.

В августе 2006 года на заседании совета директоров ОАО «Катализатор» был рассмотрен вопрос о безвозмездной и добровольной передаче бывшими руководителями общества акций и долей в подконтрольных им структурах на общую сумму более 27 млн руб. в качестве возмещения ущерба, причиненного предприятию. Эти активы приняты в собственность общества. Главным итогом проведенных мероприятий стало возвращение вышеуказанного патента в собственность ОАО «Катализатор».

В настоящее время задолженность по заработной плате сотрудникам
ОАО «Катализатор» с мая по август 2006 года сократилась с 8,4 млн до
3,9 млн руб., появилось большое количество заказов на приобретение продукции предприятия. Своевременно осуществляются текущие налоговые платежи. Дело о признании ОАО «Катализатор» банкротом прекращено.