Китай: и ближе, и выше
Леонтий Букштейн
В начале ноября прошлого года состоялась кульминация Года России в Китае — Российско-китайская инвестиционная неделя, III Российско-китайский инвестиционный форум и 11-я регулярная встреча глав правительств России и КНР. Журнал «БОСС» принял в кульминации активное участие.
На фоне капризной единой Европы, наделяющей членством самые скромные по размерам и масштабам экономики страны и упорно отказывающей в том же новой России, Азиатско-Тихоокеанский регион выглядит для нас все предпочтительнее.
Сам того не ведая, АТР дал ту точку опоры, которая позволяет России если и не перевернуть мир, то хотя бы уравновесить некомфортности ЕС конструктивизмом восточных «тигров» и «драконов». На поверку они оказываются не такими уж и страшными, вполне готовы дружить с русским «медведем» и, более того, вступать с ним в разнообразные экономико-политические отношения. Что блестяще подтверждает многолетняя история межгосударственных и экономических отношений России и Китая. Если не говорить сейчас о деталях послевоенной коммунистической дружбы-конкуренции-соперничества, то в сухом остатке увидим, что Китай, не избежав похожих на наши «изгибов» и «загибов», тем не менее вырулил на свою особую дорогу к процветанию и благополучию. Оставив партийные постулаты и заветы вождей нерушимыми, он на глазах у изумленного мира уже почти три десятилетия подряд набирает обороты в капиталистическом строительстве, росте экономики, ее модернизации и преобразовании. Для сравнения: в 1978 году объем валютных запасов КНР составлял лишь
$67 млн. Благодаря углублению политики реформ и открытости, неуклонному росту экономики и ускоренному развитию внешней торговли этот показатель значительно увеличился. А точнее, практически достиг $1 трлн.
Маленькое отступление. Мне пришлось поколесить на машине в окрестностях Пекина. На дорогах чистота и порядок, все информационные щиты сияют покраской и свежими буквами, на полотне дороги ни одной выбоинки. И почти везде — автоматические шлагбаумы с операторами в кабинках: плати за проезд. Не думаю, что где-то в стране есть пробитые в горах параллельные бесплатные дороги. В России же мы годами дискутируем, вводить платные дороги или погодить. Все-таки что-то такое есть в директивной (хотя бы отчасти!) экономике…
Теперь мы уже не рядимся, кто ближе к идеям и постулатам, у кого лучше шелк и трикотаж, чьи коммерсанты оборотистее и чьи автомобили приемистее. И у нас, и у них есть что купить и что продать друг другу. И они, и мы тянемся друг к другу и по душе, и по расчету. Вот только несколько цифр. Активное торговое сальдо Китая в первые десять месяцев 2006 года достигло $133,6 млрд. В КНР свыше 4,6 млн частных предприятий, более 30 млн гражданских автомобилей, по показателю «развитие населения» Китай занимает 81-е место в мире.
И самое, пожалуй, интересное для нас: по расчетам экономистов, к 2020 году объем китайских инвестиций в России будет равен $12 млрд. Сегодня эта цифра почти в десять раз меньше, откуда можно сделать вывод, что намечен настоящий прорыв. Сей факт окрашивает в особые тона взаимоотношения наших двух стран.
Об этом не раз поминали на мероприятиях Года России в Китае, в частности на 11-й регулярной встрече глав правительств РФ и КНР, где было подписано межправительственное соглашение «О поощрении и защите капиталовложений». И особенно в ходе Российско-китайской инвестиционной недели и
III Российско-китайского инвестиционного форма, прошедшего в Пекине 9 ноября.
Форум собрал практически весь цвет бизнес-элиты двух наших стран, а также большую часть руководителей экономического блока Правительства России и нескольких десятков ее регионов.
Приветствуя его участников, первый заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков отметил, что двустороннее инвестиционное сотрудничество развивается по самым разным отраслям и направлениям. В их числе энергетика, добыча нефти и ее переработка, лесопромышленный комплекс и глубокая переработка древесины, связь и телекоммуникации, в том числе и выпуск оборудования. А также сборка бытовой техники, освоение месторождений полезных ископаемых, строительный комплекс и производство химических удобрений. Список далеко не полон, но
и он дает представление о том, что у двух стран практически не осталось «белых пятен» в географии сотрудничества по отраслям.
Кроме того, вице-премьер напомнил, что на состоявшихся в 2004 и
2005 годах российско-китайских форумах в Хабаровске и Санкт-Петербурге было согласовано 19 проектов на общую сумму $2,1 млрд. Два из них —
«Балтийскую жемчужину» в Санкт-Петербурге и сооружение целлюлозно-бумажных комбинатов в Хабаровском крае и Читинской области — с полным основанием можно отнести к приоритетным пилотным проектам двустороннего инвестиционного взаимодействия.
Наш обаятельный, приветливый и довольно раскованный (как всегда на заграничных мероприятиях) министр экономического развития и торговли Герман Греф не только блестяще справлялся с ролью ведущего на форуме, но и успевал галантно говорить комплименты г-же У И, вице-премьеру китайского правительства, сделавшей обзорный доклад о состоянии дел в экономике страны и взаимодействии с коллегами из России.
Герман Греф с законной гордостью ознакомил присутствовавших в зале китайских бизнесменов, экономистов и политиков с повышающимися рейтингами России — кредитным, а также по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте. Он сообщил, что приток иностранных инвестиций стабильно растет — на 30—40% в год; только в первом полугодии 2006 года он увеличился на 43,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. К середине 2006-го накопленный иностранный капитал в экономике России выражался цифрой $127,9 млрд. По приросту прямых иностранных инвестиций Россия занимает первое место среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ и 15-е место в мире. Министр отметил и такой интересный факт: одновременно растут инвестиции из России за рубеж. В первом полугодии они составили $15,5 млрд, что на 13% больше, чем за тот же период в 2005 году.
Герман Греф выразил твердую уверенность в блестящих перспективах сотрудничества двух стран в сфере производства, а также добычи и переработки полезных ископаемых и минерального сырья. В частности, железной руды, потребность в которой, причем острую, испытывает китайская экономика. Министр заявил, что в России полностью поддерживают планы китайских компаний TCL и «Чанхун» по развитию сборочных мощностей бытовой электротехники в России.
И еще одна, несколько неожиданная, новость. До сих пор мы ревниво, но с надеждой наблюдали, как в России обосновываются производители автомобилей из Японии, Европы, Кореи. Теперь пришел черед Китая. Того самого Китая, что большую часть своей социалистической истории ездил на советских грузовиках и «волгах» с «москвичами». Но было это уже давно. Сейчас же началось обратное движение: Китай нам поможет и с автомобилизацией. Его джипы и пикапы Great Wall, а также целый модельный ряд малолитражек Chery, Hafei и других уже вовсю отвоевывают свой сегмент рынка в России, побивая западные аналоги совсем уж демократичной ценой. При этом мудрецы из Поднебесной не стали изобретать велосипед еще раз, а обратились к опыту известных компаний, объединив усилия с ведущими инженерными и дизайнерскими фирмами, такими как Lotus Engineering из Великобритании, Mitsubishi Automotive Engineering из Японии, Bertone и Pininfarina из Италии. Интересно, что мешало сделать то же самое натужным творцам нашего автовазовского «зубила» 99-й модели? По мнению Германа Грефа, как только китайские машины станут удовлетворять всем требованиям мирового уровня, они пойдут в серию и в России. Так что старинную истину «Запад нам поможет» пора переделывать на диаметрально противоположную: «Нам поможет Восток». По крайней мере в области автомобилестроения уж точно.
Но этим наше сотрудничество не ограничивается. Впереди крупные инфраструктурные проекты по сооружению скоростных дорог, возведению мостов и аэродромов, строительству жилья и общественных зданий. Судя по заявлениям министра, во взаимоотношениях инвесторов двух стран прокладываются пути с двусторонним движением. Трансграничные технологические цепочки позволяют нам с одинаковым успехом завоевывать мировые рынки. Примеры российских инвестиций в экономику КНР вселяют оптимизм: совместное предприятие по производству комплексных химических удобрений «Хунчжи-Акрон» в провинции Шаньдун, торговая компания
«Вся русская сталь» — это первые весточки новых, российских веяний в экономике Китая. На очереди реализация соглашения о создании автосборочного предприятия КамАЗа в г. Далянь провинции Ляонин, строительство и совместная эксплуатация «Роснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией нефтеперерабатывающего завода, открытие операционного отделения ВТБ в Шанхае.
Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, отметив хорошие объемы нефтегазового экспорта России в Китай, а также поставок леса и рыбы, назвал такую структуру экспорта неудовлетворительной. Гораздо более перспективными он считает совместные инвестиционные проекты, создание совместных производств, активизацию связей между регионами двух стран. При этом, по его словам, инвестиционная активность китайских бизнесменов в Хабаровском крае подвержена ощутимым колебаниям, в силу чего сотрудничество с китайскими инвесторами на востоке России остается мелкомасштабным. Огорчает губернатора и то, что из 13 подписанных на I Российско-китайском инвестиционном форуме в Хабаровске проектов спустя два года реализуются только пять, причем объем их финансирования составил лишь 0,5% от общей суммы предполагавших вложений. Руководитель края подчеркнул, что среди коммерческих интересов китайских партнеров в Хабаровском крае номером один по-прежнему являются сырьевые ресурсы. Со своей стороны китайские инвесторы сетуют на сложности с получением лицензий и всяческих согласований, длительность таможенного оформления грузов, трудности при оформлении рабочих виз для сотрудников совместных предприятий, криминальные риски и недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Все сказанное подтвердили и китайские участники форума, очень стараясь не выходить за рамки традиционного китайского гостеприимства. Но, как говорится, истина дороже.
Тем не менее намерения участников форума позволяют подкорректировать китайскую народную мудрость «Не бойся идти медленно, бойся остановиться», трактуя ее на новый лад: «Не бойся остановиться, бойся идти медленно». Там же, в зале форума, состоялось торжественное подписание контрактов на поставки и производство продукции между российскими и китайскими предприятиями.
В кулуарах форума мы встретились с представителями регионов России, уже определившихся с конкретными российско-китайскими проектами. Отвечая на вопрос о планах на ближайшее будущее, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев сказал:
— У Нижегородской области существуют налаженные отношения с китайскими провинциями. Мы сотрудничаем в гуманитарной сфере, в образовании, в культуре. А вот экономические связи хотим и оживить, и углубить. Научный и высокотехнологичный потенциал области известен, нам есть что предложить коллегам из КНР. И они сами очень заинтересованы в этом. Мы решали, что нам выгоднее: торговать технологиями или создавать совместные предприятия, и пришли к выводу, что второе.
У нас есть потребность в инвестициях, есть интересные проекты, и на этом форуме мы рассчитываем реализовать свои задумки. У нас сформирована стратегия развития области до 2020 года,
и согласно этому документу все
20 базовых и шесть вспомогательных отраслей нуждаются в серьезном развитии. Необходима глубокая модернизация практически всей экономики региона, потому что по производительности труда в сходных секторах производства мы имеем только 30%
от уровня, например, США.
Слишком много работников занято непроизводительным трудом, у нас устаревшие технологии и оборудование. При таком положении мы не скоро решим проблему нехватки кадров.
Сейчас, как, собственно, и всегда, мы работаем над развитием традиционной для Нижнего Новгорода отрасли — автомобилестроения. Могу сказать скептикам, что слухи о сворачивании выпуска «волг» на ГАЗе сильно преувеличены. Машина пользуется спросом, она получает двигатель «роллс-ройса» объемом 2,4 л. Известной итальянской фирме заказан обновленный салон, немецкой фирме — внешний дизайн. В США также закуплен комплектный автозавод по выпуску автомобилей «крайслер» модели 2000 года. Перспектива —
100 тыс. автомобилей в год.
Все наши проблемы в автопроме идут от того, что мы никогда не ставили задачу делать хороший автомобиль: машины раскупаются — и ладно. Теперь же все по-другому. В дополнение к танкам, ракетам и космическим кораблям пришла пора создать хороший отечественный автомобиль. И мы это сделаем у нас, на Волге. Но и для иностранных сборщиков автомобилей мы предоставляем все условия: шесть лет без таможенных пошлин, только занимайтесь так называемой локализацией. Правда, не все еще к этому готовы. А вот самим россиянам никаких льгот при ввозе, увы, не дают. Что довольно странно:
у иностранцев льготы есть, а у отечественных производителей нет. Сейчас вот ожидаем постановление правительства, которое обеспечит паритетные с иностранцами условия в этой сфере.
Работаем также над созданием инженерного центра в Нижнем Новгороде для разработки массовой модели автомобиля на смену «жигулям». Мощность предполагаемого производства — до 1 млн машин в год. А для баланса интересов мы размещаем в
г. Бор предприятие по выпуску «шевроле» мощностью 250 тыс. штук. И еще. Учитывая, что город наш находится в пределах комфортной досягаемости всех крупных автомобильных заводов страны, мы думаем о производстве автомобильных компонентов, таких как борское стекло для большинства российских и зарубежных моделей, автомобильные радиаторы (совместно с «Рено»), пластмассовые изделия, кузовные детали. Сейчас мы рассматриваем предложения по китайским автомобилям, которые просто удивляют своей умеренной ценой. Будем думать и еще раз изучать их качество. Уже послали специалистов на предприятия, чтобы разобраться в этом.
Кроме того, китайцы очень заинтересованы в развитии у нас сельскохозяйственного направления: овощеводства, выращивания рыбы. Их технологии не вызывают сомнения, они и свою страну накормили, и нам окажут содействие. Специалистов из КНР привлекает и научный комплекс, они хотят участвовать в работе открытого технопарка ядерного центра в Сарове. Есть у них интерес к информационным технологиям, по которым Нижегородская область занимает лидирующие позиции в стране. На большие инвестиции из Китая мы не рассчитываем, но опыт дружественной страны по развертыванию высокотехнологичных производств перенимать будем.
Делегация Республики Татарстан прибыла в Пекин с уже подготовленным текстом соглашения о сотрудничестве. После его подписания мы побеседовали с министром торговли и внешнеэкономического сотрудничества Хафизом Салиховым.
— Мы думаем не только о том, чтобы продавать наши товары, изменяя структуру экспорта. Для нас важная цель во внешнеэкономической деятельности —
это промышленная кооперация, инновационное сотрудничество. С компанией Great Wall мы договорились о создании в особой экономической зоне «Алабуга» совместного предприятия по выпуску автомобилей мощностью до 50 тыс. машин в год. Это не отверточная сборка, а производство с 50-процентной локализацией, которая будет достигнута в течение 53 месяцев. Объем инвестиций с китайской стороны составит $100 млн. В 2006 году за счет бюджетных средств Республики Татарстан на площадке «Алабуга» освоен 1 млрд руб., направленный на создание инфраструктуры. Там уже, кстати, «прописалась» «Северстальавто», планирующая вложить более
100 млн евро в производство лицензионного автомобиля «фиат».
Мы надеемся на приход в Татарстан и других китайских компаний, занимающихся выпуском комплектующих для производства автомобилей.
А наш автогигант КамАЗ готов сотрудничать на китайском рынке по сборке большегрузных автомобилей. Будем работать!
На следующий после форума день состоялось торжественное открытие Российской национальной выставки в Китае. В церемонии приняли участие премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и официальная делегация Правительства РФ во главе с его председателем Михаилом Фрадковым. Регионы представляли 25 губернаторов, также присутствовали руководители отраслевых министерств, мэры городов, представители общественных организаций и союзов, деловых кругов, ученые, общественные деятели.
В своей приветственной речи Михаил Фрадков подчеркнул: «Мы рассчитываем, что эта выставка позволит деловым кругам Китая и широкой общественности в прямом смысле заново открыть для себя Россию, даст мощный импульс развитию сотрудничества между нашими странами. Приглашаю всех к активному и плодотворному сотрудничеству с российскими компаниями».
Можно смело утверждать, что ничего подобного здесь еще не видели. Ни по масштабам, ни по содержанию демонстрировавшихся на стендах материалов.
Премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао в свою очередь отметил: «Российская национальная выставка предоставляет китайскому народу уникальную возможность наглядно ознакомиться с экономическими, научно-техническими, инновационными и культурными достижениями современной России. В 2007 году
в рамках Года Китая в России мы проведем национальную выставку китайских производителей в Москве».
В рамках выставки прошли презентации регионов. На одной из них, Южного федерального округа, была особенно теплая, дружественная атмосфера. И сам ведущий мероприятия, полномочный представитель президента в ЮФО Дмитрий Козак, и выступавшие губернаторы республик, краев и областей, и их китайские коллеги чувствовали себя нечужими друг другу, говорили о достигнутом, делились планами на будущее.
С большим внимание собравшиеся выслушали выступления президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, губернатора Волгоградской области Николая Максюты, губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, губернатора Ростовской области Владимира Чуба и др.
В конце презентации экономического инвестиционного потенциала ЮФО были подписаны документы о сотрудничестве с китайскими коллегами. Что и стало хорошим заключительным аккордом.
Собственно, выставка завершила Год России в Китае. Те, кто участвовал в его мероприятиях, еще долго будут анализировать сделанное, реализовывать подписанное, учрежденное. Ясно одно: следующий, 2007 год, Год Китая в России, станет естественным продолжением того, что начато здесь, так далеко и, как оказалось, так близко от Москвы. Многое из увиденного россиянами в Китае вызвало у них не только неподдельный интерес, но и восхищение.
Среди активных участников Российско-китайской инвестиционной недели были Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества (РКЦ), Российский Союз промышленников и предпринимателей, общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Мы попросили подвести итог пребывания в Китае председателя правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева:
— Сергей Феликсович, в сентябре 2006 года Российским центром международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ
(Росзарубежцентром) вы были награждены международным орденом «Звезда дружбы», что можно считать высокой оценкой вклада Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества в развитие российско-китайских отношений в области как торгово-экономических, так и гуманитарных, культурных обменов.
— Работа действительно была проведена масштабная. Мы сформировали совместно с РСПП представительные делегации российских предпринимателей для участия в Российско-китайском экономическом форуме деловых кругов, который прошел в Пекине в марте 2006 года, в Торгово-промышленном форуме ШОС в Шанхае, состоявшемся в июне, для участия в III Российско-китайском инвестиционном форуме и мероприятиях, приуроченных к Российской национальной выставке в Пекине.
Одним из заметных событий Года России в Китае стала Неделя торгово-экономического сотрудничества России и провинции Сычуань, организованная нашим центром. В ней приняли участие более 300 человек с обеих сторон. Совместно с посольством КНР в РФ в августе мы провели в Москве презентацию провинции Шэньси; в октябре здесь же прошла презентация провинции Хубэй, организованная РКЦ по просьбе ее правительства. Отмечу, что мы накопили немалый опыт по части проведения подобных мероприятий.
Кроме того, РКЦ выступил официальным спонсором «Русского бала в Пекине», ставшего одним из ключевых мероприятий кинофорума «Амурская осень». А 1 октября в столице Китая с триумфом прошел первый концерт липецкого государственного ансамбля «Казаки России». Мы были главным спонсором и организатором гастролей ансамбля в крупных городах Китая.
— Как вы оцениваете эффективность работы проходивших в ноябре в Китае Российской недели, форума и выставки?
— Неделя прошла успешно. Она началась с того, что 7 ноября в Шанхае состоялось заседание российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, по результатам которого заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков и вице-премьер Госсовета КНР г-жа У И подписали соглашение.
8 ноября на Российской национальной выставке в Пекине министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и министр коммерции КНР Бо Силай осмотрели ее экспонаты, в том числе проект строительства китайского делового центра в Москве «Парк Хуамин».
9 ноября проходили III Российско-китайский инвестиционный форум и переговоры глав правительств.
А вечером того же дня проводилась торжественная церемония закрытия Года России в Китае. С российской стороны в ней приняли участие около 2 тыс. человек из состава различных делегаций, приехавших в Пекин для участия в ноябрьских мероприятиях.
Кроме того, 14 ноября в г. Далянь успешно прошел Форум торгово-экономического сотрудничества Народного правительства г. Далянь
и Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества. На нем было подписано соглашение между РКЦ и правительством
г. Далянь. Нашу делегацию радушно принимал мэр города Ся Дэжэнь.
— Каковы планы центра на 2007 год, Год Китая в России?
— Мы намерены устроить фотовыставку, которая отразит все знаменательные события Года России в Китае. В первой половине года с участием первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева и вице-премьера Госсовета КНР г-жи У И состоится закладка китайского ландшафтного парка перед китайским деловым центром «Парк Хуамин», где будет установлен памятник Конфуцию.
В 2007 году планируем принять делегацию провинции Сычуань во главе с губернатором, которая посетит Северную Осетию. В ходе этой поездки намечено подписать договор о сотрудничестве. Также совместно с руководством провинции Сычуань мы собираемся провести Неделю сычуаньской кухни, во время которой москвичи смогут познакомиться с традиционными блюдами этого региона. Из культурных мероприятий нам предстоит организовать гастроли мастеров боевых искусств монастыря Шаолинь.
На 2007 год запланировано проведение ряда деловых встреч с китайскими делегациями и несколько деловых поездок в Китай. В том числе будет сформирована делегация российских предприятий для участия в выставке-ярмарке «Новые и высокие технологии Северо-Восточной Азии 2007», которая пройдет в г. Шэньяне провинции Ляонин.