Олег БЕЛОЗЕРОВ: аккумулировать опыт профессионалов


Подготовил Леонтий Букштейн

Российские автомобильные дороги уникальны по протяженности и, увы, по количеству проблем, которые предстоит решить. Наши трассы работают в разнообразных климатических зонах, часто в экстремально жестких погодных условиях. Нагрузка
на дороги растет из года в год, а прежние технологии, по которым они были проложены, не выдерживают испытаний весом современных грузовиков и интенсивностью движения. На состоявшемся 13 октября в Ярославле выездном заседании Госсовета страны президент дал поручение правительству и Минтрансу в срок до 1 марта 2007 года внести в Госдуму законопроект об автомобильных дорогах России.

Как развивать дорожное хозяйство в XXI веке? Об этом был разговор наших журналистов с руководителем Федерального дорожного агентства Олегом Белозеровым.

— Олег Валентинович, постановлением Правительства РФ от 23 июля
2004 года № 374 были определены функции Федерального дорожного агентства. Что можно сказать
о проделанной работе?

— Мы не сможем в рамках одного интервью рассказать обо всем, что сделано за это время. Поэтому остановлюсь только на итогах прошлого года и тех задачах, что мы решаем в нынешнем году.

Объем расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт федеральной дорожной сети в 2005 году был установлен в размере 28,55 млрд руб.,
что в сопоставимых ценах на 9% меньше, чем в 2004 году. Нехватка средств на ремонт и содержание дорог привела к тому, что к концу прошлого года удельный вес федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, снизился до 37,2% с 38,1%
в 2004 году. Доля федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, за тот же период возросла с 27,3% до 28,2%. Тем не менее в 2005 году были завершены объекты, очень важные, просто необходимые для страны в целом и для отдельных регионов в частности.

Это строительство участков федеральной автомобильной трассы «Амур» Чита — Хабаровск на территории Читинской и Амурской областей, Еврейской автономной области с вводом в эксплуатацию участков протяженностью 50,5 км, а также искусственных сооружений на них общей протяженностью 291 п. м; строительство автомобильной дороги Адлер —
Красная Поляна на участке 32-й км —
35-й км с тоннелем длиной 2,5 км,
в результате чего завершено сооружение всей дороги, обеспечен безопасный круглогодичный проезд для жителей района, активизированы работы по формированию нового международного горно-климатического курорта с применением механизма государственно-частного партнерства, создана возможность для выдвижения г. Сочи в качестве кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. В прошлом году осуществлена реконструкция участков автомобильной дороги М-4 «Дон» на территории Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского края общей протяженностью 22 км, а также искусственных сооружений на ней общей протяженностью
290 п. м. Кроме того, здесь переустроены два наиболее опасных участка, на которых в конце января — начале февраля 2005 года из-за снежных заносов движение транспорта было прервано на срок до четырех суток, длина «пробок» тогда достигала 30 км.

Выполнена реконструкция мостового перехода через реку Клязьму в Нижегородской области на 341-м км автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва — Нижний Новгород —
Уфа, что позволило открыть четырехполосное движение на всем протяжении трассы от Москвы до Нижнего Новгорода. Шли активные работы по строительству автомобильной дороги «Колыма» в Республике Саха (Якутия) с ликвидацией грунтового разрыва протяженностью 20 км. Хочу отметить, что концентрация средств дала возможность завершить строительство моста через реку Брюнгадэ длиной 351 м на 799-м км этой дороги, начатое еще в 1993 году, а выделение дополнительных средств из федерального бюджета в объеме 140,8 млн руб. в соответствии с федеральным законом от 4 ноября 2005 года № 141-ФЗ позволило увеличить объем ввода в эксплуатацию участков дороги по сравнению с первоначальным планом более чем на 10 км.

В 2005 году введена в пробную эксплуатацию первая очередь кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, выполнен значительный объем строительных работ для завершения этого объекта. Продолжалось сооружение обходов городов Ново-сибирска, Красноярска, Выборга, Ельца и др. Начато строительство обхода
г. Богородицка на дороге М-4 «Дон».
С использованием субсидий из федерального бюджета в прошлом году продолжалась реализация программы по строительству внеклассных мостовых и транспортных сооружений. Сдан в эксплуатацию внеклассный мост через Ветлугу в западной части Республики Марий Эл, отделенной от центра региона и других районов реками Волгой и Ветлугой. Во время весенних паводков существовавший здесь ранее понтонный мост прекращал работу, и население района оказывалось на два месяца отрезанным от учреждений здравоохранения, образовательных и культурных центров. Завершение первой очереди моста через Каму у г. Перми дало возможность вынести транзитное движение из центра города и разгрузить проезд по узкой плотине Камской ГЭС, повысить безопасность эксплуатации этого крупного гидротехнического сооружения. Срок ввода в эксплуатацию мостового перехода был сокращен на год по сравнению со сроком, первоначально предусмотренным Федеральной адресной инвестиционной программой, благодаря выделению дополнительных средств из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом от 5 июля 2005 года № 84-ФЗ.

Также построен мост через Кольский залив у г. Мурманска, который обеспечивает устойчивую автотранспортную связь районов Мурманской области и выход к границам Норвегии и Финляндии, позволяет расширить экономическое сотрудничество России со странами региона Баренцева моря. В Омске введен в эксплуатацию уникальный метромост имени 60-летия Победы.

— Недостаточное финансирование дорожного хозяйства — одна из наших вечных проблем. Как работает Федеральное дорожное агентство в таких условиях?

— В условиях нехватки финансирования перед нами стоит выбор: построить, скажем, 2—3 км новой дороги или отремонтировать десятки километров существующей. Мы выбрали второй путь и добились коренного изменения соотношения между расходами на новое строительство и на нужды эксплуатации дорог в структуре средств федерального бюджета. Если
в 2005 году финансирование эксплуатации федеральных дорог составляло первоначально 23,7 млрд руб., что позволяло выполнить работы в объеме около 21% от потребности дорог в ремонте и содержании, и лишь в ноябре оно было увеличено
до 28 млн руб., то в текущем году
объем финансирования эксплуатации федеральных дорог уже с начала года установлен на уровне
42,76 млрд руб. Доля расходов на эксплуатацию в структуре средств, выделяемых на дорожное хозяйство из федерального бюджета, достигла 36%. В целях оптимизации бюджетных расходов и получения наибольшей отдачи от выделенных средств
в 2006 году изменена структура расходов на ремонтные работы: учитывая высокую степень разрушения федеральных трасс, вложения в их капитальный ремонт в сопоставимых ценах увеличены в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом, тогда как расходы на ремонт в сопоставимых ценах возросли на 12%. Это позволит существенно повысить капитальность работ и долговечность отремонтированных дорог, а значит, существенно снизить потребность в расходах на эксплуатацию данных участков в последующие периоды. На содержание федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2006 году направляется 13,78 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 20% больше чем в 2005 году.

Всего же в текущем году ремонт федеральных дорог планируется провести на участках общей протяженностью 4 тыс. км, на 1,1 тыс. км из них предусмотрен капитальный ремонт. Будет осуществлен капитальный ремонт и ремонт мостовых сооружений в объеме 15,7 тыс. п. м.

Но даже сегодня, когда приоритеты в дорожной отрасли изменились в пользу сохранения дорожной сети, на ремонт и содержание дорог выделяется всего лишь 50% от минимально необходимых сумм. Нам не хватает средств даже на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии те дороги, которые у нас есть сегодня.

— Механизмом решения дорожных проблем могли бы стать платные дороги. Какие усилия предпринимаются Росавтодором в этом направлении?

— В условиях серьезного отставания развития дорожной сети от уровня автомобилизации и роста спроса на автомобильные перевозки остро встает вопрос привлечения дополнительных внебюджетных финансовых ресурсов на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог. Платные дороги — один из наиболее эффективных механизмов их привлечения. Сразу замечу, что платные дороги не решат всех проблем. Но в ряде болевых точек, таких, например, как въезды в столицу, где на некоторых направлениях интенсивность движения превышает 100 тыс. автомобилей в сутки, именно они могут стать спасительным средством.

Сейчас мы активно работаем над проектами строительства и реконструкции нескольких участков автомобильной трассы М-4 «Дон»
(21—117-й км, 330—464-й км,
931—1207-й км), строительства головного участка скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, соединительной магистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 «Беларусь» (так называемый обход Одинцово). В числе перспективных проектов также можно отметить Центральную кольцевую автодорогу в Московской области, дорогу Краснодар — Абинск —
Кабардинка.

Мы гордимся тем, что Росавтодор является первопроходцем в сфере организации государственно-частного партнерства, развивая это перспективное для отечественной экономики направление. Достаточно упомянуть, что из 14 инвестиционных проектов федерального значения, представленных президенту РФ и получивших его одобрение на форуме «Кубань-2006», четыре были инициированы и разработаны Федеральным дорожным агентством.

— Какие задачи агентства представляются вам наиболее актуальными сегодня?

— Сейчас перед нами стоят три важнейшие задачи. Во-первых, мы осуществляем переход к механизму управления дорожным хозяйством, рассчитанному на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог. Этот шаг направлен на усиление ориентации деятельности предприятий и организаций отрасли на интересы пользователей автомобильных дорог и распространение в дорожном хозяйстве планирования, отвечающего требованиям системы бюджетирования, в основу которой опять же положено достижение результатов на всех уровнях управления автомобильными дорогами.

Второй важнейшей задачей является переход к работе по долгосрочным контрактам.

Дело в том, что большая часть проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального
значения имеет инвестиционный цикл три — пять и более лет. Однако в настоящее время годичный бюджетный цикл, а также необходимость ежегодного подтверждения продолжения финансирования в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы не позволяют гарантировать финансирование при заключении государственных контрактов на весь период реализации крупных проектов. Приходится ежегодно заключать дополнительные соглашения по государственным контрактам с подрядчиками, зачастую сдвигать сроки строительства, предусмотренные проектной документацией, что в свою очередь ведет к увеличению стоимости строительных работ.

И наконец, третья задача — совершенствование структуры управления дорожным хозяйством. Ее актуальность обусловлена необходимостью адаптации существующей системы управления дорожным хозяйством к системам планирования и управления, ориентированным на результаты, как одной из ключевых задач, предусмотренных в рамках реформирования государственного управления в Российской Федерации.

Для решения этой задачи также потребуется ряд последовательных шагов. Предстоит разработать и внедрить технические регламенты, отражающие обязательные требования в части транспортно-эксплуатационных показателей дорог и предоставляемых услуг. Нужно упорядочить систему органов управления дорожным хозяйством и закрепления дорог за ними, оптимизировать структуру органов управления дорожным хозяйством и установление функций, ориентированных на достижение конечных результатов. Необходимо предпринять еще целый ряд мер — от реформирования кадровой политики до формирования системы стимулирования органов управления дорожным хозяйством, обеспечивающих требуемый результат.

— Как сейчас идут дела на важнейших дорожных стройках?

— Совсем недавно, в начале сентября, завершен знаковый для отрасли проект — строительство первой очереди восточного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. В те же дни сдана дорога между международными автомобильными пунктами пропуска «Брусничное» и «Нуйямаа» в Ленинградской области.

Заметно активизировалась работа на трассе «Амур». Сквозной проезд от Читы до Хабаровска открыт еще
в 2004 году, при этом на некоторых участках была задействована уже имевшаяся территориальная дорожная сеть. В 2006 году будет введено в эксплуатацию более 350 км дороги. В 2007 году
с учетом ускорения сроков планируется завершить первый этап строительства, то есть заменить все существующие участки грунтовой дороги — а это
273 км — щебеночным покрытием и обеспечить проезд по новой федеральной трассе на всем протяжении от Читы до Хабаровска. А в целом работы по строительству дороги «Амур» предполагается завершить в 2009 году.

Продолжается работа по сооружению внеклассных мостов. Уже открыт мост протяженностью 713 м через Чулым в Томской области. Завершаются работы на мосту длиной 431 м через Каму. Сдан в эксплуатацию мост протяженностью 1700 м через Волгу под Ярославлем. Скоро отпразднуют пуск движения по 634-метровому мосту через Томь жители Кемерова.

Всего в 2006 году намечено построить и реконструировать 424 км федеральных автомобильных дорог и 3981 п. м мостовых сооружений.

— Позвольте вас спросить как чиновника федерального уровня: что вами делается для того чтобы избегать принятия недостаточно проработанных решений? Зачастую профессионалы отрасли, и не только дорожной, сетуют: вот если бы посоветовались с нами…

— И правильно сетуют. Будь ты хоть семи, хоть семидесяти пядей во лбу, один ты никогда не сможешь аккумулировать опыт тысяч и тысяч специалистов, ученых, ветеранов отрасли. Именно поэтому мы создаем Общественный совет при Росавтодоре, куда войдут представители ассоциаций, органов управления федеральными дорогами и дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, крупных подрядных, проектных и научных организаций. Прошел ряд заседаний инициаторов его создания. Поданы соответствующие документы в Общественную палату Российской Федерации. Общественная палата приняла эту идею положительно. Но уже сейчас, не дожидаясь начала работы совета, намечены разработка и внедрение системы обеспечения гласности и открытости закупок, формирование доступного всем реестра государственных контрактов на основе широкого применения средств автоматизации.