Алексей ЯКУНИЧЕВ: я бы не стал делить людей на сторонников и противников законопроекта


Беседу вел Иван Остроумов

Глава города Вологды призывает к взвешенности в решении вопроса о статусе мэров столиц субъектов Федерации.

— Алексей Сергеевич, как вы оцениваете внесенный в Государственную думу законопроект об изменении порядка избрания глав столиц субъектов Федерации?

— Законопроект о внесении изменений в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статью 8 Бюджетного кодекса РФ, который предлагает к рассмотрению Госдумы группа депутатов в лице Мокрого, Жидких и Огонькова, мною воспринимается неоднозначно. Во-первых, я считаю внесение данных поправок несвоевременным. Во-вторых, не вижу государственной необходимости корректировки закона.

Вологодская область, Вологда стали жить по новому закону с января 2006 года. Полное его введение в стране произойдет только в 2009 году. Я понимаю, если бы инициаторами внесения изменений выступили какие-то территории или политические партии. Но за корректировку выступают сами разработчики 131-го закона —
люди, много сделавшие и делающие для развития местного самоуправления, люди уважаемые. У меня, как у человека, проработавшего в должности главы города более 11 лет, активно принимавшего участие в обсуждении проекта этого документа на протяжении всего времени его подготовки, как у вице-президента Союза городов Центра и Северо-Запада, возникает вопрос: почему они не реализовали свои идеи на стадии работы над проектом закона?

— Многие оценивают этот законопроект как фактически провозглашающий назначение глав столиц субъектов Федерации вышестоящим уровнем власти. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

— Я бы вообще отделил друг от друга вопрос о внесении изменений в федеральный закон и вопрос выборности глав городов. Я всегда выступал за четкое выстраивание в стране вертикали власти, но при соблюдении принципов народовластия.

Я на сегодня прошел все: назначался губернатором, утверждался президентом, согласовывался депутатами городской думы, когда городской представительный орган Вологды состоял всего из шести депутатов, трижды избирался населением… Нормально отношусь и к идее выборов, и к идее назначения руководителей городов. И я, и многие мои коллеги, проработавшие мэрами определенное количество лет, не раз отмечали, в том числе и на страницах уважаемого мною журнала «БОСС», что нет особой разницы — назначать или выбирать руководителя муниципального образования. Мэр — это не хобби, а профессия, дело, которому служит человек, которое для себя выбрал. Мэр — это в первую очередь профессионал-управленец.

Если он профессионал, ему бояться нечего. Если же он не соответствует требованиям жителей города и руководства области по своим взглядам, по своим методам решения городских проблем, то, наверное, будет правильным, что такого руководителя не выберут или не назначат.

— Согласны ли вы с приводимыми сторонниками законопроекта аргументами о том, что новая система определения глав столиц субъектов Федерации приведет к улучшению управляемости в субъектах Федерации?

— Вологда — это не какое-то обособленное образование, какой-то остров, мы единое целое с регионом.

Сегодня управляемость зависит от того, как складываются взаимоотношения руководителей городов с руководством области, каким мы видим развитие регионов, имеем ли общие взгляды на решение проблем, а не от того, ходим ли вместе на рыбалку, как часто общаемся в свободное время, хотя и это важно.

Вопрос не в том, кто главнее, кто умнее, а в том, как наша совместная работа влияет на результаты, на все стороны жизни той территории, где живем.

Опыт Вологодской области показывает, что там, где есть единая команда, которую объединяет губернатор, там есть и реальные достижения в решении социально-экономических вопросов, развитии системы местного самоуправления.

— Насколько обоснованной представляется вам идея о появлении в рамках столиц субъектов Федераций муниципалитетов более низкого уровня?

— Мы уже имели такую практику, когда в Вологде существовала система районирования. В 1989 году, на пике политической реформы, районы были объединены. На мой взгляд, это решение было абсолютно правильным. И сегодня нет никакой необходимости дробить наш 300-тысячный город на районы.

Практика показывает, что сегодня Вологда имеет оптимальную структуру управления всем городским хозяйством. Создана и работает вся правовая база. Уверен, что раздробленность единого механизма управления не приведет к более эффективным результатам…

— Не ставит ли этот законопроект глав столиц субъектов Федерации в неравные условия по отношению к главам других крупных городских округов?

— Повторюсь, реальные результаты решения проблем зависят не от того, в каких условиях находятся городские округа, а от взаимоотношений между субъектом в лице губернатора и главами муниципальных образований. В последнее время СМИ много внимания уделяют историям конфликтных взаимоотношений между руководителями ряда субъектов Федерации и главами местных органов власти. Нам такая практика не знакома.

— Какие социально-экономические последствия жесткой подконтрольности мэров губернаторам вам видятся?

— Я выступаю за демократическую вертикаль власти. У каждого уровня власти своя задача, свое место в хозяйственной системе страны. Однозначно, подконтрольность мэров должна быть, в том числе и областному руководству. К примеру, субъект Федерации делегирует нам часть своих полномочий, дает под них финансирование. А расходование средств, как известно, требует контроля…

— Как изменится ситуация в региональной политике в случае появления определяемых губернатором мэров региональных столиц?

— Мне сложно ответить на этот вопросов. Я воздержусь от ответа.

— Можете ли вы обозначить «партию сторонников» и «партию противников» законопроекта?

— Я бы не стал делить депутатов Государственной думы на сторонников и противников законопроекта.

— Почувствовал ли мэрский корпус поддержку после недавних заявлений и встреч с главой Государственной думы и партии «Единая Россия» Борисом Грызловым?

— Приятно, что руководство партии «Единая Россия» нашло возможность в течение полутора дней вести с главами и мэрами равный диалог по проблемам социально-экономического развития столичных городов. Это говорит о том, что партия «Единая Россия» понимает наши проблемы, готова помогать нам в их решении.

Мы, мэры, безусловно, увидели заинтересованность депутатской фракции партии «Единая Россия» Государственной думы в реализации в городах как федеральных программ, так и отдельных проектов. Я считаю правильным, что программы принимаются с учетом особенностей каждого столичного города.

— Ваш прогноз: какой будет судьба законопроекта?

— Наверное, будет принято разумное решение. Думаю, что наши предложе-ния — предложения мэров, высказанные на совещании в Москве, не должны быть восприняты как ультиматум. Мы обозначили реальную картину жизни российских городов.

Еще раз отмечу, что проблема избирать или выбирать мэров не главная для городов, являющихся областными центрами. Проблема в том, как обеспечиваются финансовые полномочия муниципалитетов, какие ресурсы нам выделяются.

Очень жаль, что 131-й закон был принят Государственной думой отдельно от изменений в Налоговом кодексе РФ, как планировалось сделать изначально. Уверен, что произойди это, многие бы вопросы деятельности органов местной власти решались бы проще и быстрее.

— Какие должны быть в государстве механизмы учета мнения муниципального сообщества?

— Я за постоянный диалог органов местного самоуправления с федеральными органами власти, в первую очередь с Государственной думой. К сожалению, нам не уделяется должного внимания. На многих совещаниях, семинарах, слушаниях рассматриваются сегодня злободневные для городов вопросы, однако такие мероприятия зачастую проходят без участия представителей органов местного самоуправления. Одно дело, когда о проблемах городов рассуждают теоретики, другое — практики. Одно дело — сказать, что нужно вводить социальную норму, другое —
как реально, к примеру, при нормативе на культуру 30 коп. на человека развивать муниципальную сеть библиотек, укреплять материальную базу учреждений культуры.

— А каким, по вашему мнению, должен быть механизм согласования интересов и бесконфликтного развития муниципалитетов и субъектов Федерации?

— Я убежден, что вопрос вообще не должен ставиться так. Разрешать конфликты необходимо административным путем еще на стадии их зарождения; надо принимать самые жесткие меры, причем на уровне Администрации президента, Правительства РФ.

Сегодня может быть разный взгляд на то, что лучше — построить через реку один мост или два, каким оборудованием оснастить больничное отделение. Другое дело, когда отношения между руководством различных уровней власти строятся по принципу: захочу — дам деньги,
захочу — не дам. Это уже не конфликт называется, а свара…

В Вологодской области таких конфликтов нет. Руководители органов местной власти всегда находят общий язык с губернатором Вологодской области.

— Как происходила реализация муниципальной реформы в Вологде? С какими проблемами вы столкнулись?

— Я бы не сказал, что Вологда столкнулась с какими-то серьезными проблемами по реализации в жизнь положений 131-го федерального закона. Нам не пришлось кардинально менять нормативно-правовую базу, поскольку действующая система управления городом была близка к основным параметрам формирования системы местного самоуправления.

Конечно, имелись определенные трудности, в частности город и область по-разному смотрели на вопросы разграничения полномочий. Однако они не вылились в конфликты. В ходе диалога были найдены общие точки соприкосновения, общие интересы.

— Как развивается экономика города после начала реализации муниципальной реформы?

— Ухудшения не последовало, но и о каких-то существенных изменениях в положительную сторону рапортовать еще рано.

Предприятия Вологды продолжают стабильно работать, пополнять городской бюджет. Отношения между органами местного самоуправления и промышленными кругами по-прежнему развиваются на конструктивной основе. Администрация города заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса. Мы понимаем необходимость поддержки производителей, помогаем предприятиям в поиске инвесторов. Так, например, при содействии администрации Вологды этой осенью были заключены кредитный договор и договоры муниципальной поддержки между Европейским банком реконструкции и развития, муниципальным унитарным предприятием «Вологдагорводоканал» и муниципальным образованием «Город Вологда». Их реализация позволит реконструировать водоочистные сооружения, канализационную систему, насосные станции, улучшить качество воды, подаваемой населению.

— Расскажите, пожалуйста, о результатах социально-экономического развития города в этом году.

Оценивая экономическое развитие Вологды, необходимо отметить, что продолжается экономический рост, интенсивно растут реальные доходы населения, последовательно замедляется инфляция.

Для прошедшего периода были характерны следующие основные тенденции: увеличение физического объема промышленного производства, ввода в действие жилых домов, а также перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, уменьшение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, сокращение числа безработных и количества зарегистрированных преступлений, рост численности работающих на крупных и средних предприятиях, улучшение ситуации на потребительском рынке.

За девять месяцев этого года индекс промышленного производства составил 103,7%. Индекс производства по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим предприятиям и производству электроэнергии, газа и воды (по полному кругу) также равен 103,7%. В том числе по добыче полезных ископаемых — 27,7%; по обрабатывающим предприятиям — 105,8%; по производству электроэнергии, газа и воды — 97,6%.

Наибольшее влияние на изменение индекса промышленного производства оказывают топливно-энергетический комплекс и обрабатывающие отрасли. В обрабатывающих производствах рост физического объема наблюдается в большинстве отраслей. Выпуск транспортных средств увеличился на 24,6%, готовых металлических изделий — на 15,0%, электрооборудования — на 1,2%.
Объем строительных работ за январь — сентябрь текущего года составил 2271,9 млн руб. За счет всех источников финансирования введено 39,4 тыс. кв. м жилья, что на 8,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

За девять месяцев оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям Вологды достиг отметки 10 579,9 млн руб.
В целом с начала года мы видим стабильный рост товарооборота, в сопоставимой оценке по отношению к девяти месяцам прошлого года он составил 5,7%. Рост по обороту розничной торговли в основном произошел за счет продаж торговыми организациями, потребители стали чаще приобретать товары в организованных формах торговли. Их доля в формировании оборота — 88,8%, 11,2% приходится на продажу товаров на рынках.

За девять месяцев 2006 года организациями всех отраслей экономики оказано платных услуг населению в сопоставимой оценке на 13,2% больше, чем за тот же период 2005 года. Объем бытовых услуг населению возрос на 14,2%. Объем перевозки грузов автомобильным транспортом увеличился на 9,0%, а перевозки пассажиров — на 2,6%.

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий за январь — август составила по городу 11 029 руб., в абсолютном выражении по сравнению с январем — августом 2005 года она выросла на 22,6%. Средняя заработная плата в августе (11 744 руб.) обеспечивала три прожиточных минимума трудоспособного населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 25,5% и составила на 1 октября 2006 года 3529 руб. Прожиточный минимум для трудоспособного населения выше среднего на 8,9% — 3843 руб., для пенсионеров — 2754 руб., для детей — 3315 руб. Соотношение среднего размера пенсии (3004 руб.) и стоимости прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, на 1 октября составило 109,1%.

За первые три квартала естественная убыль по городу (превышение числа умерших над числом родившихся) составила 850 человек (январь — сентябрь 2005
года — 1161 человек). Следует отметить, что по сравнению со среднеобластным значением показатель смертности в расчете на 1 тыс. населения по Вологде несколько ниже (14,6 промилле против 17,6).

Теперь о финансовой сфере. За девять месяцев 2006 года в городской бюджет поступило 3358,3 млн руб., в том числе налоговых поступлений и платежей — 1268,9 млн руб., или 37,8% от общей суммы доходов. Успешно выполняется годовой план по доходам бюджета города — 80,6%.
В структуре налоговых поступлений и платежей основное место занимают: налог на доходы физических лиц —
723,2 млн руб. (57,0%), налог на имущество — 88,5 млн руб. (7,0%), налог на прибыль юридических лиц — 145,5 млн руб.
(11,4%), налог на совокупный доход —
127,8 млн руб. (11,2%). Сумма безвозмездных перечислений составила за январь —
сентябрь текущего года 852,6 млн руб. (87,4% годового плана).

На 1 июля расходы городского бюджета составили 3259,0 млн руб. (76,2% от средств, запланированных на 2006 год).
В их структуре расходы на ЖКХ и транспорт — это 1511,1 млн руб. (46,4%),
на образование — 777,5 млн руб. (23,9%), на здравоохранение — 309,8 млн руб. (9,5%), на культуру и сохранение исторического наследия — 68,4 млн руб. (2,1%),
на социальное обеспечение — 27,1 млн руб.
(0,8%), на физкультуру, спорт и моло-
дежь — 25,8 млн руб. (0,8%).

— В какой мере муниципалитету Вологды удается решать проблему доходной базы? Какие решения на федеральном уровне вы считайте необходимыми принять?

— К сожалению, на сегодняшний день не все полномочия городского округа, определенные статьей 16 федерального закона № 131, нашли свое отражение в нормативах расходных потребностей, утверждаемых на уровне субъектов РФ. Как следствие этого, финансовых ресурсов муниципалитетов недостаточно для реализации возложенных на них полномочий в полном объеме.

Я считаю, что в основе формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований должен лежать уровень бюджетной обеспеченности, рассчитанный исходя из расходных обязательств муниципалитета, в том числе расходов на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решение проблемы возможно и иными путями. Например, за счет увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности каждого отдельного муниципалитета. Второй вариант — реализация формата национальных проектов с целевой направленностью на обновление и реконструкцию сложившейся хозяйственной инфраструктуры муниципалитета с учетом возраста и статуса города.

— Какие меры по защите и поддержке муниципалитетов, оптимизации государственного управления и местного самоуправления вы считали бы необходимым принять?

— Главным для плодотворной работы я считаю соблюдение принятого законодательства на всех уровнях власти — от Правительства РФ до рядовых сотрудников системы местного самоуправления. В свою очередь законы должны приниматься с учетом мнения органов местного самоуправления и особенностей российских регионов.

СПРАВКА “БОССа”

Алексей Сергеевич Якуничев
родился 27 января 1953 года
в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области.

Трудовую деятельность начинал на Воркутинском радиотелецентре. Отслужив в армии, окончил Вологодский государственный педагогический институт. Работал в профтехучилище, в Вологодском обкоме ВЛКСМ. Был заместителем генерального директора производственного объединения «Вологдахимлес». Затем перешел на партийную работу. В 1990 году назначен на должность заведующего отделом по работе административных органов Вологодского исполкома горсовета. В 1995 году
стал главой администрации
г. Вологды. В 1996, 1999 и
2003 годах избирался главой
г. Вологды. Награжден орденом Почета, тремя медалями. Женат. Имеет дочь и сына.КА “БОССа”