Страна советов № 11 | 2006


Текст | Елизавета МИЛЮТИНА, Наталия ВОЙЧЕНКО

«Доверяй, но проверяй» — правило в бизнесе далеко не последнее. Особенно если речь идет о работе с новыми партнерами. Снизить финансовые риски и избавить себя от некоторых других, сопряженных с неудачной сделкой, проблем можно, только получив и проанализировав полную, достоверную и оперативную информацию о потенциальном контрагенте.
Тема этой «Страны советов» — как обеспечить экономическую безопасность (предыдущие опросы см. в № 12 за 2005 год и № 1—10 за 2006 год).

Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:

1. Занимаетесь ли вы экономической безопасностью, то есть проверкой добросовестности и надежности партнеров, как отдельной задачей?

2. Кто отвечает за это направление: специальное структурное подразделение, аутсорсинговая компания, занимающаяся данной темой, коммерческая служба, решающая задачи экономической безопасности одновременно с собственно коммерческими?

3. Каковы основные аспекты проверки партнера?

4. Каким образом проводится фактически предписываемая государством проверка партнера как добросовестного налогоплательщика?

5. Как проверяете финансовую состоятельность партнера?

6. Как оцениваете его способность выполнять обязательства исходя из нефинансовых факторов?

7. Каковы наиболее типичные ошибки в обеспечении экономической безопасности?

Никита ИСАЕВ,
председатель совета директоров Prime Group, президент страхового холдинга Prime Insurance:

1. Да, это одно из ключевых направлений деятельности службы безопасности нашей компании.

2.Этим занимается самостоятельное структурное подразделение — отдел в составе службы безопасности. Аутсорсинговые компании не привлекаем, поскольку доверяем только своим профессионалам.

3.Проверяется деловая репутация контрагента на рынке и его руководства, в том числе с использованием соответствующих баз данных. Проводится юридическая экспертиза учредительных и иных, предоставляемых партнером, документов. Если контрагент является нерезидентом, то он не должен быть зарегистрирован в офшорной зоне. Кроме того, направляется запрос в торгово-промышленную палату страны пребывания о подтверждении юридического статуса и добропорядочности контрагента. Анализируются также рейтинги и другие публикации, в которых «засвечен» контрагент.

4.В принципе платить налоги добросовестно или нет — каждая компания решает самостоятельно. Поэтому мы полагаемся на презумпцию добросовестности налогоплательщика и просим просто сообщить о текущих налоговых претензиях, если таковые имеются.

5.Если компания подлежит обязательному аудиту или проводила его в добровольном порядке, то запрашиваем копии аудиторских заключений. Также запрашиваем и анализируем бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату.

6.

7.

Александр ЯРЫШЕВ,
коммерческий директор
ООО «Точность»
(г. Углич, Ярославская область):

1.Да. Поскольку наше предприятие имеет обширные связи в сфере промышленного производства, то при заключении договора с новыми заказчиками обязательно проверяется информация об их добросовестности, надежности, платежеспособности и т. д.

2.Этими вопросами у нас занимается два структурных подразделения: служба коммерческого директора и собственная служба безопасности.

3.Одним из основных критериев является анализ перспективности бизнеса партнера. То есть при прочих равных условиях мы отдадим предпочтение тому партнеру, чей бизнес с нашей точки зрения кажется более перспективным, более востребован конечным потребителем сейчас и в будущем. Источниками информации являются как официальные данные, так и отзывы тех людей и фирм, которые в курсе состояния компании и перспектив возможного партнерства с ней в дальнейшем.

4.К сожалению, мы этого не делаем.

5.При заключении сделки с новым партнером в договор включается пункт о частичной или полной предоплате. По отношению компании к этому пункту, по времени перечисления денег можно сделать некоторые предварительные выводы.

6.

7.Одна из ошибок — недостаточная прописанность в договоре всех возможных моментов сотрудничества с партнером. Бывает так, что проработав вместе некоторое время, компании заключают договора не на все работы, действуя на основании письма, устной договоренности и т. д. Это может привести как к финансовым потерям, так и к возникновению напряженности в отношениях между партнерами.

Александр ЧАЧАВА,
президент LETA
IT-company:

1.Один из наиболее эффективных катализаторов современного бизнеса — доверие партнеров. Мы всегда готовы поделиться со своими партнерами информацией о нашем бизнесе, конечно в разумных пределах, и ожидаем подобного отношения контрагентов к себе. Безусловно, мы считаем, что более эффективно сначала подробно изучить партнера, чтобы иметь возможность ему доверять, чем тратить много времени на естественную «притирку».

2.Решение принимает штатный менеджер на основании информации, собранной аутсорсинговой службой.

3.Мы стараемся собрать и проанализировать всю информацию, которую можно получить с помощью сервисов компаний Integrum, СПАРК и из других легальных источников. Основные аспекты — это совокупность финансовых и нефинансовых факторов, наличие ликвидных активов и отсутствие негативной информации о компании в целом и об ее акционерах в частности.

4.Бухгалтерскую отчетность можно легально приобрести, например, в СПАРКе.

5.Прошли те времена, когда управленческая отчетность радикально отличалась от бухгалтерской, а бизнес компании был «размазан» по десяткам юридических лиц. Мы предпочитаем работать с партнерами, чья официальная бухгалтерская отчетность по структуре соответствует деловой активности, что позволяет получить достоверную картину финансовой состоятельности партнера.

6.Анализируется история компании, характер и частота упоминаний в СМИ, структура бизнеса и позиции на рынке.

7.Ошибка в поверхностной проверке, она свидетельствует всего лишь о том, что твой потенциальный партнер не «мыльный пузырь». Будущие партнеры должны не просто представлять «чистую» компанию, они должны быть профессионалами и «приятными во всех отношениях» людьми. Если не чувствуешь, что можешь запросто пригласить этого человека на семейный пикник, наверное, совместный проект тоже не стоит начинать.

Сергей ЩЕРБИНА,
директор по маркетингу
компании «Квазар-Микро»:

1.Как системному интегратору нашей компании часто приходится работать с партнерами. Это касается и поставщиков базовых продуктов, и партнеров по внедрению. Особенно это актуально при работе в регионах, поскольку модель функционирования нашей сервисной сети, охватывающей десятки российских городов, предполагает сотрудничество с местными партнерами. И здесь необходима уверенность в том, что каждый из них способен работать на высоком уровне, соответствующем требованиям «Квазар-Микро» и наших клиентов, среди которых немало крупнейших российских компаний.

2.Для того чтобы быть уверенными в надежности партнеров, в компании разработана специальная комплексная методика, предполагающая анализ деятельности наших подрядчиков по многим параметрам, включая анализ их прошлой деятельности, изучение портфеля их проектов и отзывов заказчиков. На нашем рынке информация распространяется довольно быстро, поэтому недобросовестной компании трудно скрыть проваленный проект, умолчать об обиженном клиенте или партнере. Информация может поступить из самых разных источников — любой сотрудник компании мог когда-то столкнуться с какими-то негативными фактами в деятельности потенциального партнера.

3.В первую очередь это анализ публичной деятельности. Затем сбор информации от других участников рынка, которые уже имели дело с данной компанией, а также сбор отзывов клиентов. Нас прежде всего интересует способность в полном объеме и в требуемый срок выполнять свои обязательства, умение учитывать интересы клиента, готовность сотрудничать с другими компаниями, порой даже выступающими как конкуренты по иным проектам. И, конечно, немаловажную роль играют порядочность и чувство ответственности руководителей потенциальных компаний-партнеров.

4.В ряде случаев, например при совместном участии в государственных тендерах, мы требуем предоставления необходимых подтверждений, в том числе в соответствии с условиями тендера.

5.Иногда финансовая состоятельность партнера видна из общих показателей его деятельности, проектов, выполненных им за последнее время.
В некоторых случаях нам требуется более формальное подтверждение состоятельности потенциального партнера.

6.

7.Наиболее типичная ошибка — недооценка рисков, обусловленных изменениями параметров сделки или проекта в связи с различными обстоятельствами. Эти риски можно снижать на этапе планирования, но полностью их исключить невозможно.