Наш ответ Чемберлену


Текст | Тимур ХУРСАНДОВ
журналист-международник

Побольше союзов, хороших и разных. Похоже, именно таким девизом в последнее время руководствуется Кремль при построении внешнеполитической линии. На востоке, в Азии, все громче о себе заявляет Шанхайская организация сотрудничества; еще подает некоторые признаки жизни, казалось бы, уже окончательно заброшенное СНГ; временами вспоминают даже про объединение России и Белоруссии. И все увереннее закрепляют свои позиции структуры из разряда молодых да ранних: Организация Договора о коллективной безопасности, наш пока довольно неубедительный, но какой-никакой ответ «ястребам» из НАТО на постсоветском пространстве, и Евразийское экономическое сообщество, структура
а-ля Всемирная торговая организация.

Перенос части столичных функций из Москвы, о котором так долго говорили единороссы, свершился. Во всяком случае, такое ощущение возникает, если взглянуть на график встреч на международном уровне за последнее время. Где проходит довольно значимый для обеих сторон саммит Россия — ЕС? В Кремле сочли, что в конце мая лучшего места, чем гостеприимное побережье Черного моря — Сочи, для такой встречи не найти. А одно из ключевых событий года на международной арене — саммит «большой восьмерки»? Конечно же, в Санкт-Петербурге: видимо, окно в Европу и прочий индустриально развитый мир вновь будет прорубаться отсюда. Москве достался лишь неформальный саммит СНГ, да и то, вероятно, потому, что в Сочи ипподрома нет вовсе, а ипподром в Северной столице, наверное, не соответствует уровню: по сути, центральным событием саммита стали не официальные переговоры, а вполне светское мероприятие — скачки на приз президента РФ, куда и съехался весь политический бомонд. Причем поездкой в Москву по разным причинам манкировали президент Украины Виктор Ющенко и президент Грузии Михаил Саакашвили, в силу чего саммит получился каким-то уж совсем неполным и неформальным.

На август пришелся саммит Евразийского экономического сообщества, и снова самолеты первых лиц государств потянулись не к Москве, а в сторону Сочи. Здесь собрались главы государств ЕврАзЭС — структуры, которая декларирует своей целью работу над общими тарифами, таможенными правилами, политикой в области внешней экономики. В эту организацию, основанную в 2000 году, входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, а в наблюдателях числятся Армения, Молдавия и Украина.

Давай газу!

Одним из главных действующих лиц этого саммита, безусловно, стал премьер-министр Украины Виктор Янукович. Добившись после напряженной борьбы успеха на внутриполитическом фронте и получив долгожданное место главы украинского правительства, он вознамерился продолжить свою победную серию на внешнеполитической ниве. Речь, как водится, шла о газе. Но здесь Януковичу, по большому счету, похвастать нечем. До конца 2006 года Россия будет продавать газ Украине по $95 за 1 тыс. куб. м,
а затем цены подвергнут пересмотру. Виктор Янукович неоднократно заявлял, что он намерен не просто добиться от российской стороны решения не повышать с начала 2007 года цены на газ: украинский премьер посчитал, что ему по силам договориться даже о снижении тарифов. На практике же все оказалось гораздо сложнее. После переговоров со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым энтузиазма у Януковича явно поубавилось. «В этом году — не дороже, а на следующий год — как сложится рынок» — так, довольно расплывчато, глава украинского кабинета министров охарактеризовал результаты переговоров с Фрадковым.

Однако проблема заключается не только в стоимости газа, поставляемого из России в Украину. Серьезной головной болью для Киева остается закачка газа в подземные хранилища в преддверии предстоящего отопительного сезона. В настоящий момент украинские власти катастрофически выбиваются из графика. Для того чтобы предугадать, чем же эта ситуация грозит обернуться в итоге, совершенно не надо быть провидцем. Несанкционированный отбор газа, воровство, присваивание украинской стороной газа, экспортируемого из России в Европу, — терминология в данном случае абсолютно не важна. Повторение событий прошлой зимы с каждым днем все реальнее, и это может стать первым серьезным поражением нового украинского правительства во главе с Виктором Януковичем.

Вообще, вопросы энергетики уже традиционно являются практически центральной темой переговоров в ходе сочинского саммита. На этот раз лидеры стран ЕврАзЭС говорили о возможности и перспективах создания единого энергетического рынка сообщества. И здесь у России есть все шансы достичь согласия со своими партнерами по ЕврАзЭС, так как в отличие от диалога с Западом Москва в рамках этой организации по большей части имеет дело с такими же производителями и поставщиками энергоресурсов, как и она сама.

Таможня дает добро

Энергетикой, однако, лидеры государств ЕврАзЭС не ограничились. Еще одним важным этапом стали переговоры по созданию таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Фактически это первый шаг на пути формирования единого экономического пространства. Впрочем, скептики утверждают, что до этого еще очень далеко, так как саммит в Сочи был неформальным и соответственно никаких официальных документов на нем не подписано, что делает перспективы таможенного союза довольно расплывчатыми.

И все же, скорее всего, такому союзу быть, и не только в трехстороннем формате. Желание присоединиться к нему уже высказал президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, который посетовал, что сейчас это сделать невозможно, ведь у его страны нет общих границ ни с одним из государств, образующих таможенный союз. Поэтому пока Таджикистану остается уповать только на то, что влиться в стройные ряды новой структуры в ближайшее время изъявят желание его ближайшие соседи — Узбекистан и Киргизия.

Таджикистан вообще отметился на сочинском саммите недюжинной активностью. Так, например, во время проведения встречи в Сочи прошли дни этой республики. Высокие гости, в частности, смогли посетить настоящий таджикский базар, раскинувшийся по такому поводу на берегу Черного моря.

Перспективы формирования таможенного союза обсуждались и после завершения саммита. «Таможенный союз — это вторая важная стадия в интеграционном процессе по созданию единого экономического пространства.
Первая стадия — это создание зоны свободной торговли или введение режима свободной торговли между государствами, которые ступили на путь экономической интеграции. Третья стадия — единое экономическое пространство. Страны, которые входят в ЕврАзЭС, прошли первую стадию, и сейчас ведется работа по созданию таможенного союза», — бодро отчитался генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота.

Соединяй и властвуй

Как известно, достичь экономического благополучия и процветания
мало — надо еще уметь их защищать, в том числе и военными средствами. Для этого у ЕврАзЭС есть брат-близнец — Организация Договора о коллективной безопасности: те же, но с оружием в руках. И в Сочи в рамках ОДКБ произошло довольно знаковое событие: в ряды организации вернулся блудный сын — Узбекистан. Ташкент был членом ОДКБ с момента ее основания — с 1991 года. Но затем в стане поборников общей безопасности начались разброд и шатание. После того как в 1997 году был основан ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдавия), многие поспешили похоронить ОДКБ, однако организация выжила. И вот теперь Узбекистан, который уже вышел из состава ГУУАМ, решил вернуться в ОДКБ.

Президент Узбекистана Ислам Каримов был преисполнен оптимизма по этому поводу и даже высказал идею, что в будущем ЕврАзЭС и ОДКБ должны слиться, образовав мощную и стабильную структуру. Мнение старого-нового члена ОДКБ поддержал и российский президент Владимир Путин, заявивший, что решение экономических вопросов невозможно без обеспечения безопасности.

Президентам вторили и генеральные секретари двух организаций Григорий Рапота и Николай Бордюжа.
«Нет экономики без безопасности и безопасности без экономики. Сегодня я глубоко убежден, что те уставные органы, которые существуют в рамках ОДКБ, должны решать вопросы, связанные не только с безопасностью, но и с экономикой. Поэтому я удовлетворен теми заявлениями, которые делает президент Узбекистана И. Каримов. Это принесет пользу и для ОДКБ, и для ЕврАзЭС», —
уверен генсек ОДКБ Бордюжа.

Таким образом, слияние ОДКБ и ЕврАзЭС в перспективе может дать действительно солидную организацию, имеющую реальный политический вес. Есть, однако, у этих благих намерений и отрицательные стороны. По словам того же Николая Бордюжи, объединение двух организаций создаст громоздкую структуру, которая почти наверняка будет неспособна оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию. Может, как это водится, не найтись и политической воли: кто знает, не появится ли в рядах обеих организаций новых отступников. Пока же, во всяком случае, картина складывается довольно благостная. Так что … всех стран, объединяйтесь!