Доживем до 2009-го?



Текст | Александр ПОЛЯНСКИЙ

Судя по всему, нам предстоит второй этап налоговой реформы.

11 июля в Москве состоялся
II Ежегодный форум национального бизнеса «Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее», проводимый «Деловой Россией» и партией «Единая Россия». Приветствия в его адрес направили президент РФ Владимир Путин и председатель Государственной думы, лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов. В работе форума принял участие зам. руководителя Администрации президента — помощник президента Владислав Сурков.

Несмотря на такую официозность, на форуме прозвучали весьма радикальные экономические идеи —
в основном докладе «Деловой России», с которым выступил председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Напомним, Данилов-Данильян — бывший начальник Экономического управления президента, ликвидированного в 2004 году в результате слияния с Аналитическим управлением в Экспертное управление. Ныне он руководитель Экономической рабочей группы при президенте РФ. Доклад был встречен представителями правительства, в частности вице-премьером Александром Жуковым, в штыки.

Оно и понятно: наиболее революционная часть доклада касалась налоговой сферы, к которой в экономическом блоке правительства относятся как к священной корове. Зато предложения, опубликованные в докладе, созвучны идеям, высказывавшимся, в том числе публично, начальником Экспертного управления президента РФ Аркадием Дворковичем. Речь идет прежде всего о замене НДС налогом с продаж, существенном снижении ЕСН и ряде других налоговых изменений.

Таким образом, мы имеем дело с попыткой начать широкую дискуссию по вопросам совершенствования налоговой системы. Дискуссию, с фактически предрешенным общим результатом: новый этап налоговой реформы неизбежен, несмотря на реакцию со стороны Минфина и других фискальных ведомств.

Объясняется это просто: налоговая политика в предыдущий период была по большей части связана с установлением налогового контроля за олигархическим бизнесом. Решения, принятые тогда, были частью общественного договора с крупным бизнесом, компромиссными условиями, при которых он соглашался платить налоги. Произошедшее на том этапе уменьшение налога на прибыль, введение ЕСН вместо прежних сборов в различные госфонды, снижение НДС, установление 13-процентного подоходного налога касались, конечно, и всех остальных хозяйствующих субъектов и позитивно отразились на экономике в целом.

Но совершенно очевидно, что 13-процентный подоходный налог, например, практически никак не повлиял на выход зарплаты из тени. И во всех остальных отношениях налоговое бремя на средний и малый бизнес так велико, что в нем, как и раньше, доминируют «серые» схемы. Это препятствует нормальному развитию предпринимательства — усложняет возможность капитализации, получения кредитов. Таким образом, существующая фискальная система вредна и государству, и бизнесу.

Предложения, модератором которых выступает Экспертное управление президента — орган, фактически получивший полномочия штаба социально-экономической политики (МЭРТ таких функций де-факто лишен), касаются установления в России рациональной налоговой системы. Это прежде всего замена самого одиозного налога — НДС —
налогом с продаж, снижение единого социального налога, увеличение доли имущественных налогов, во многих странах мира составляющих основу сборов в бюджет.

Значительная часть предложений на этот счет уже проработана, многие прорабатываются. Но торопиться, увы, некуда: в Администрации президента считают, что резкие изменения налоговой системы нельзя проводить в период нового выборного цикла, наступающего уже в следующем году. И, скорее всего, новая налоговая реформа будет реализована лишь после президентских выборов 2008 года.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте