Нацпроекты вместо удвоения ВВП?


Текст | Наталья КУЗНЕЦОВА

В бюджетном послании на 2007 год президент Владимир Путин ничего не сказал о стратегических задачах по удвоению ВВП, которые Россия должна реализовать к 2010 году. Послание президента скорее было тезисами технической программы, где первое место занимают борьба с инфляцией и национальные проекты, призванные улучшить жизнь россиян.

Означает ли это отказ от прежних амбициозных планов роста? И почему на первый план выходят не масштабные задачи развития, а технические вопросы борьбы с инфляцией, спросили мы экспертов.

Павел Медведев, первый заместитель председателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам:

«Мы несколько лет не можем выполнить даже более или менее скромные наметки по борьбе с инфляцией. В 2006 году поставили цель в 7,5?%, потом подняли до 8?%, но, судя по отчету ЦБ, уровень инфляции опять больше, чем запланированный. Если инфляция высокая, предприниматель не может планировать свою деятельность. Для моих избирателей, пожилых людей, дотошно учитывающих все свои траты, инфляция больше 20?%. Мы повышаем пенсии, но реально они ничего не получают.
Борьба с инфляцией — это не альтернатива развитию экономики. Есть сторонники того, чтобы тратить Стабфонд на инвестиционные проекты, я — среди немногих “реакционеров”, считающих, что этого делать нельзя. В стране сразу вырастет инфляция, а если она больше 15?%, надеяться на быстрый рост экономики невозможно».

Никита Кричевский, профессор Российского государственного социального университета, доктор экономических наук:

«Задача борьбы с инфляцией является в известной мере популистской. Одной рукой мы ее декларируем, а другой — поднимаем тарифы естественных монополий, которые имеют определяющее влияние на рост цен. При этом закладываются огромные расходы на национальные проекты. За два года на них будет потрачено около 450 млрд руб. Любые расходы оправданы тогда, когда они заработаны, но не когда их природа — шальные деньги. Завтра изменится цена на нефть, и мы уже не сможем платить высокие зарплаты, а высокотехнологичные медицинские центры останутся долгостроем. В Южной Корее во время дефолта фондового рынка в 1997 году стабилизационного фонда страны, составлявшего на начало кризиса около $?70 млрд, хватило лишь на четыре месяца.

Вызывает вопросы и реализация национальных проектов. В Москве не­про­фильными инвесторами скуплено 500 тыс. га земли, пригодной для строительства, в окрестностях Санкт-Пе­тер­бурга — 270 тыс., похожая ситуация во многих регионах-донорах. Где строить доступное жилье? Или возьмите индустрию стройматериалов — скоро мы будем покупать цемент в Китае. Что касается удвоения ВВП, то я убежден, что если цена на нефть будет расти, то ВВП удвоится. В 2003 году он превышал 13 трлн руб., в 2005?м — 21 трлн руб. в текущих ценах. Такими темпами в 2007—2008 годах мы достигнем заветной цели. Для того чтобы повысить реальный ВВП к 2010 году, в оставшееся время темпы роста российской экономики должны составлять не меньше 10,5?% в год».

Алекс Канторович, аналитик МДМ-банка:

«На 80?% инфляция зависит от конъюнктуры рынка, прежде всего сырьевого, и от структурных недостатков российской экономики. Первое российскому правительству контролировать не под силу, а над вторым нужно работать. Я думаю, что задачу по борьбе с инфляцией необходимо решать параллельно с проведением структурных реформ в экономике. И эта задача более достижимая, чем рост ВВП».

Вместо постскриптума

Президент уже второй год подряд требует от правительства снижения инфляции, и второй год запланированные параметры не выдерживаются. В 2005 году цены вместо ожидаемых 8,5?% выросли на 10,9?%. В этом году дела обстоят еще хуже. Правительство обещает, что рост цен по итогам года не превысит 9?%. Но уже за первые три месяца инфляция достигла 5?%.

Справиться с инфляцией кабинету не удавалось по ряду причин. В частности, из?за снижения роста промышленного производства и ввоза в страну большого количества нефтедолларов. Кроме того, покупая доллары на рынке и поддерживая курс, Центробанк вынужден сдерживать реальное укрепление национальной валюты. В 2006 году были достаточно серьезно увеличены непроцентные расходы бюджета, что, по мнению многих аналитиков, отражается на инфляции гораздо сильнее, чем монетарные факторы и цены на соль.

Какие меры предпринимает кабинет, чтобы обуздать инфляцию?

Минфин предложил исключить влияние высоких цен на нефть при формировании расходной части федерального бюджета, а также ввести ограничения на осуществление внешних заимствований госкомпаниями и рост зарплат в них.

МЭРТ будет устанавливать тарифы не в зависимости от величины инфляции, как это происходит сейчас, а исходя из величины издержек монополий.

Еще одно новшество МЭРТ — новый способ подсчета инфляции. Экономисты ведомства теперь хотят считать индекс роста потребительских цен не целиком, а устанавливая отдельный прогноз по так называемой базовой инфляции (без учета тарифов естественных монополий и цен на бензин).

Национальные проекты вызывают критику. Эксперты говорят, что их бюджет (планируется потратить 450 млрд руб. за два года) необходимо увеличить в два-три раза (сопредседатель фракции «Родина» в Госдуме Сергей Глазьев), в то же время сами проекты противоречат задаче номер один бюджетной политики государства — борьбе с инфляцией.

При этом наши приоритеты, если су­дить по бюджету будущего года, не столько в области национальных проектов, сколько в области обороны. Расходы на нее растут третий год подряд в среднем более чем на 15?% и более чем в три раза превысят траты на нацпроекты в новом году. В бюджете 2007 года они запланированы в размере 721,6 млрд руб. Но Россия в последние три года не ведет военных действий ни на собственной территории, ни за ее пределами.

Конечно, российский военный бюджет меньше бюджета Пентагона на 2007 год почти в 17 раз. Военные расходы США в следующем году составят $?439,3 млрд (без учета военных операций в Ираке и Афганистане). Но при этом расходы на медицинские и социальные программы в Америке останутся основными статьями и составят 42?% бюджета, а расходы на оборону — 15,8?%. У нас же на медицину вместе со спортом власти выделяют 2,72?% бюджета.

Если вспомнить, что бюджет 2005 года некоторые эксперты окрестили бюджетом военного времени из?за увеличения расходов на оборону и правоохранительные органы почти на треть (они составили соответственно 528 млрд и 398 млрд руб.), то бюджет 2007 года можно было бы назвать милитаристским. Ведь на оборону страны намечено потратить почти 11?% бюджета.

Тем не менее после жесткой реформы льгот в прошлом году, вызвавшей массовые протесты по всей стране, национальные проекты и демографические программы кажутся настоящим прорывом в построении социального государства.

Впервые за 15 лет государство заговорило о доступном жилье и предложило помощь матерям при рождении второго ребенка — 250 тыс. руб. На программу «Доступное жилье» федеральные власти намерены потратить в 2006—2007 годах около 213 млрд руб. В 2006 году в рамках этой самой долгосрочной программы будет выдано ипотечных кредитов на сумму в 108 млрд руб., в 2007?м — на 151 млрд. Одновременно планируется уменьшить ставки по ипотечным кредитам до 11?% в 2007 году, а в дальнейшем ставка по кредитам будет колебаться в амплитуде от 6 до 8?%.

Однако национальный проект «Доступное жилье» удивительным образом совпал с резким повышением цен на квартиры практически во всех российских городах. И если в регионах они выросли на 7—17?%, что уже очень существенно, то в Москве, по данным Российской гильдии риэлторов, за полгода квадратный метр подорожал в среднем на 38?%, тогда как за весь прошлый год рост составил 35?%. Общая потребность России в жилье составляет 1,569 млрд кв. м, то есть имеющийся жилой фонд необходимо увеличить почти в полтора раза. Участники рынка, оценивая программу, все как один говорят, что она не предусматривает никаких мер по стимулированию роста предложения.

В России за десять лет всего 2?% жителей крупных городов приобрели жилье в кредит. При резком росте цен на недвижимость и отсутствии адекватного предложения обеспечить жильем около трети россиян — таковы цели нацпроекта «Доступное жилье» — представляется невозможным.

Что касается резко выросших пособий на второго ребенка, то они будут выплачиваться с 1 января 2007 года. Эти деньги могут достаться и тем, кто уже родил второго ребенка, если на момент начала выплат ему еще не исполнилось три года. 250 тыс. руб. можно потратить на образование ребенка, улучшение жилищных условий. В целом президентские предложения по демографии обойдутся, по оценкам различных источников, от 50 млрд до 160 млрд руб.

Напомним, что в 2006 году единовременное пособие при рождении ребенка составляло 8 тыс. руб., а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет — 700 руб.

Между тем в США при рождении первого ребенка женщина получает пособие в размере $?16 тыс., при рождении второго — $?30 тыс.