Григорий БАЛЫХИН: расходы государства на образование существенно увеличились


Беседу вела Елизавета Милютина

О современном состоянии российского образования, его проблемах, ресурсах и перспективах наш корреспондент беседует с руководителем Федерального агентства по образованию Григорием Балыхиным.

Григорий Артемович, бюд­жет-2006 — один из самых социально ориентированных за всю историю страны. Каково ваше мнение о расходах на образование, предусмотренных в нем?

— Реализация установки политического руководства страны на приоритет образования позволила направить на его развитие из всех источников финансирования ежегодно, начиная с 2004 года, свыше 1 трлн руб. и приблизить долю совокупных расходов на образование к уровню, достигнутому в среднем по странам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР).

Начиная с 2005 года проект бюджета рассматривается не только на следующий год, но и на три года вперед, чтобы проследить и обеспечить устойчивую динамику роста финансирования приоритетных направлений.
На 2006 год государством предусмотрено финансирование раздела «Образование» в объеме 201,6 млрд руб. Рост по сравнению с предыдущим годом составляет 25,6%, это без учета финансирования части направлений национального проекта, передаваемых в субъекты Российской Федерации, а также программы «Школьный автобус» и приобретения учебного оборудования для школ.

— Какой установлен объем финансирования Федерального агентства по образованию, на какие нужды пойдут эти средства?

— По Рособразованию расходы федерального бюджета в 2006 году, включая сметное финансирование подведомственных образовательных учреждений, федеральные целевые программы в области образования, реализацию приоритетного национального проекта «Образование», составят 132 млрд руб., что существенно выше уровня 2005 года — на 47%.
Если говорить о приоритетах, то прежде всего надо сказать о средствах, которые государство направит на социальную защиту педагогов и учащихся.
Так, согласно предусмотренной индексации заработной платы работников бюджетной сферы, к которой относятся учителя и преподаватели, до 1 января 2008 года запланировано двукратное увеличение данных выплат. В реальном исчислении объем зарплаты возрастет в полтора раза. Это повышение, как вы понимаете, произойдет не единовременно, а постепенно, из года в год.
Хочу отметить, что сейчас многие субъекты Российской Федерации перешли на региональные системы оплаты труда. В ряде случаев они уже отказались от единой тарифной сетки, что позволило им установить свои надбавки педагогам.

С целью повышения социального статуса работников федеральных учреждений высшего профессионального образования с 1 ноября текущего года будут увеличены надбавки за ученую степень кандидатам и докторам наук соответственно с 900 до 3 тыс. руб. и
с 1,5 до 7 тыс. руб.

С 1 января 2006 года в полтора раза повышена базовая стипендия студентам техникумов и колледжей и учащимся лицеев и училищ. Этот процесс затронул также аспирантов и докторантов, теперь они получают стипендии 2 тыс. и 3 тыс. руб. соответственно. В ближайшее время планируется увеличение специальных стипендий президента и Правительства Российской Федерации.

Одними из важнейших приоритетов финансирования традиционно являются обеспечение учебного процесса подведомственных учебных заведений, содержание и развитие их материально-технической базы.
Нами принято решение — перевести полностью на бюджетное обеспечение комплектацию библиотечных фондов, поставку учебников и другой учебно-методической литературы по всей сети учреждений профессионального образования. В 2006 году на эти нужды дополнительно направлено 400 млн руб. Для сравнения: расходы федерального бюджета по другим статьям финансирования образовательных учреждений покрывают потребности максимум на 40—50%.

Как и в 2005 году, дополнительные средства выделены на проведение предметных олимпиад и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.

Из года в год растут объемы финансирования на обеспечение текущего и капитального ремонта зданий и сооружений подведомственных образовательных учреждений, включая студенческие общежития, и на поставку различного оборудования. Только по этим двум статьям расходов в 2006 году выделяются огромные средства — 9 млрд руб., что в шесть раз превышает показатель 2000 года. Кроме того, мы предусматриваем как строительство новых общежитий (в 2006 году на начальный этап строительства пяти общежитий будет направлено 300 млн руб.), так и проведение ремонтных работ (дополнительные целевые средства составят почти 1 млрд руб.).

Еще один положительный аспект бюджета-2006 — впервые за долгое время предусмотрены компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска лицам, работающим в районах Крайнего Севера.

Отмечу, что начиная с этого года мы сможем оказывать материальную поддержку детям-сиротам, на что в целом бюджетом выделяется 2,2 млрд руб. Эта помощь прежде всего будет касаться оплаты проезда, учебы в системе профессионального образования и предоставления им жилья после выхода из детских домов при достижении установленного возраста.
Я намеренно не останавливаюсь на вопросах, связанных с реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Эта тема заслуживает отдельного серьезного разговора. Думаю, мы сможем вернуться к ней в ближайшее время и подвести первые итоги выполнения Рособразованием основных направлений работы в данной области.

— Негосударственные вузы — явление для нашей страны уже не новое, но многие наши соотечественники все еще относятся к ним очень настороженно. Какие меры предпринимает Федеральное агентство по образованию, чтобы решить проблему дискриминации частного образовательного сектора?

— В Российской Федерации в настоящее время насчитывается 972 аккредитованных вуза, причем 620 из них — государственные (341 — подведомственные Федеральному агентству по образованию), а 352 — негосударственные. Однако роль негосударственного сектора в системе профессионального образования страны пока незначительна: в нем обучается всего лишь 6% российских студентов, несмотря на то что доля частных вузов, как вы видите, составляет более трети от их общего количества.
И государственные, и негосударственные вузы равны перед законом, имеют право на существование. Стоит отметить, что многие частные вузы зарекомендовали себя с очень хорошей стороны и конкурс при поступлении в них по ряду наиболее востребованных специальностей иногда даже выше, чем в государственных.

Тем не менее проводимые совместно с нашими коллегами из Рособрнадзора проверки вскрывают проблемы, характерные как для многих негосударственных, так и для некоторых государственных вузов, а особенно их филиалов: низкий уровень преподавания, нехватка специалистов необходимой квалификации и соответствующей учебно-лабораторной базы. Слабые возможности для обеспечения подготовки специалистов на должном уровне могут привести, и в ряде случаев приводят, к тому, что подобные образовательные учреждения превращаются в «пункты выдачи дипломов».
Весьма красноречивым показателем рейтингов государственного и негосударственного секторов высшего образования служит тот факт, что в последние годы государственные вузы, включая платные их отделения, принимают лишь 46—48% от числа абитуриентов, подавших заявления.
С 1 января 2005 года закон отменил ранее действовавшее положение о бюджетном финансировании частных вузов, имеющих государственную аккредитацию. Рособразование и другие органы государственной власти финансируют, развивают и модернизируют только подведомственные им высшие учебные заведения. Но с полным основанием считаю, что в условиях укрепления рыночных отношений в России частные образовательные учреждения должны развиваться прежде всего за счет собственных ресурсов и инициативы. Рынок для таких вузов — естественная среда, поддерживающая и стимулирующая их активность и способствующая повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

— Многих настораживает тот факт, что с каждым годом в стране становится все больше вузов, дающих платное образование. Не случится ли так, что со временем оно совсем вытеснит бесплатное?

— Этот вопрос вот уже несколько лет регулярно задается руководству федеральных органов исполнительной власти в сфере образования. Мы не устаем повторять, что норма подготовки специалистов в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета должна составлять не менее 170 студентов на 10 тыс. человек населения России, как это гарантирует федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Реальные же цифры на самом деле значительно выше нормы. Начиная примерно с 1995 года и до 2004 года количество бюджетных мест в государственных вузах не только не сокращалось, но даже несколько увеличивалось.

В 2005 году прием по всем формам обучения и по всем источникам финансирования в вузы, подведомственные Рособразованию, составил 1 млн. 20 тыс. человек, что на 4% меньше, чем в предыдущем году. Прием на обучение за счет средств федерального бюджета при этом составил 45% от общего приема, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 0,2%, за счет средств муниципальных бюджетов — 0,02%.
Некоторое сокращение приема на первый курс обусловлено сложившейся в последние годы в России крайне неблагоприятной демографической ситуацией, характеризующейся резким снижением числа выпускников общеобразовательной школы, которое уже в 2005 году составило 4%, а к 2010 году достигнет в среднем по стране более 40% и приведет к тому, что число абитуриентов фактически приблизится к законодательно закрепленной норме получения бесплатного образования.

С учетом приведенных демографических показателей, а также в связи с оптимизацией перечня специальностей и направлений подготовки в проекте контрольных цифр приема на 2006/2007 учебный год предусматривается их дальнейшее сокращение — в целом на 10,9%.

Поэтому необходимо организовать тщательный анализ и оптимизацию объемов подготовки кадров различной степени квалификации и дипломированных специалистов по всей имеющейся номенклатуре специальностей с учетом потребностей производства и сферы услуг, а также демографической ситуации в каждом конкретном регионе, вернувшись к несколько забытой практике разработки баланса распределения выпускников 9-х и 11-х классов школ по каналам дальнейшего образования.

— В ведение Федерального агентства по образованию постепенно передаются вузы и техникумы других ведомств. В какой стадии сегодня находится этот процесс?

— В течение последних десяти лет отраслевая распределенность учебных заведений профессионального образования, прежде всего средних специальных, претерпевала неоднократные изменения, связанные с реструктуризацией управления экономикой страны. В ходе проводимой в стране административной реформы функции целого ряда отраслевых министерств по управлению учебными заведениями были переданы Федеральному агентству по образованию.

В период до 2008 года в Рособразование дополнительно к имеющимся у него учебным заведениям первоначально планировалось передать порядка 1,2 тыс. вузов (в том числе регионального подчинения) и ссузов. Уже в 2005 году мы приняли от 11 отраслевых министерств и ведомств 438 учреждений среднего и шесть — высшего профес­сионального образования.

Отдельно хочу отметить, что не предполагается менять ведомственную принадлежность образовательных учреждений силовых министерств, а вопрос передачи медицинских вузов, имеющих клиническую базу в медицинских учреждениях, некоторых учебных заведений Минтранса, аттестация чьих специалистов регулируется положениями международных конвенций, и ряда образовательных учреждений Минкультуры творческой направленности требует дополнительной проработки.

Должен сказать, что серьезные проблемы поставил перед нами переход из системы бывшего Россельхоза 223 колледжей и техникумов, причем около 70 из них представляют собой совхозы-техникумы, то есть являются к тому же товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции с присущими им особенностями хозяйственно-экономической деятельности, не во всем вписывающимися в существующее законодательство об образовании.
В свою очередь в целях оптимизации сети подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования, повышения эффективности их работы с учетом текущих и перспективных потребностей региональных и муниципальных рынков труда Рособразованием в 2004 году в ведение субъектов Российской Федерации было передано около 3 тыс. профессиональных училищ и техникумов.

Таким образом, сформированная в настоящее время подведомственная Рособразованию сеть объединяет 1714 учреждений и организаций, в том числе 341 вуз, 893 образовательных учреждения среднего профессионального образования, 250 учреждений начального профессионального образования, 41 учреждение дополнительного образования, 107 научно-исследовательских организаций, 81 федеральное государственное унитарное предприятие.

Что касается ресурсов обеспечения деятельности учреждений образования, то все учебные заведения передаются с установленным объемом финансирования. Более того, концентрация учебных заведений профессионального образования в ведении нашего агентства позволит обеспечить ряд преимуществ в управлении этой системой, в частности, касающихся оптимизации распределения средств федерального бюджета; учета отраслевых и межотраслевых, региональных и межрегиональных интересов и потребностей, согласования масштабов и структуры подготовки специалистов с потребностями населения и рынка труда; единства организационно-методического и нормативно-правового руководства образовательными учреждениями; более эффективного использования кадрового потенциала работников сферы управления федеральными образовательными учреждениями и др.

— Два года в некоторых регионах нашей страны продолжался эксперимент по ГИФО, затем он был продлен еще на год. Каковы его итоги?

— Действительно, эксперимент по финансированию учреждений высшего образования с помощью государственных именных финансовых обязательств проводился в течение трех лет. Всего в нем было задействовано шесть вузов из трех субъектов Российской Федерации.

Мы хотели «привязать» ГИФО к результатам единого госэкзамена: чем лучше у абитуриента результат ЕГЭ, тем более высокой категории он может получить именной сертификат. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что механизмы реализации ГИФО не в полной мере сочетаются с условиями ЕГЭ. Выявленные опытным путем негативные тенденции показали, что результаты использования ГИФО очень противоречивы и не позволяют сделать однозначных выводов об эффективности предлагаемого механизма финансирования. Внедрение результатов эксперимента в массовую практику с 2005 года признано нецелесообразным, и он был прекращен.

Можно задать справедливый вопрос: а что мы готовы предложить взамен?

Альтернативой ГИФО, надеемся более удачной, станет начавшийся в 2005 году эксперимент по отработке новых механизмов финансирования вузов, таких как государственные возвратные субсидии, образовательный кредит, и оптимальное сочетание государственного задания и целевого приема.