В новый год — в хорошей компании Декабрь | 05


Агунда Алборова

7 декабря в Большом Петровском зале Президент-отеля прошла торжественная церемония награждения лауреатов национальной премии в области бизнеса «Компания года-2005». Престиж и значимость этой премии в деловом российском сообществе бесспорны: в 2005 году в оргкомитет было подано 253 заявки — рекордное количество за всю историю ее существования.

Впервые премия «Компания года» была присуждена в 1999 году. Холдинг РБК, разрабатывая этот, новый для того времени проект, очень верно определила его перспективы: по мере развития бизнеса в нашей стране возрастает и потребность деловых кругов в достоверной информации об успешно работающих на отечественном рынке компаниях, которых можно рассматривать в качестве эффективных партнеров.

Создание премии преследовало несколько целей: в первую очередь она призвана быть инструментом, позволяющим объективно оценивать потенциал и успехи предприятий по итогам года, и должна способ­ствовать улучшению деловой атмосферы в различных отраслях экономики страны. Кроме того, премия отмечает достижения тех российских компаний, которые демонстрируют высокую рентабельность, устойчивое положение на рынке и интенсивное развитие, проводят понятную для иностранных инвесторов корпоративную политику, ориентируясь на международные стандарты финансовой прозрачности и информационной открытости.
Изначально экспертный совет премии состоял из инвестиционных аналитиков, сотрудников консалтинговых компаний и ведущих экономических журналистов. Главный критерий, по которому определялись победители в 1999 году, — это темп роста предприятия; в список лауреатов вошли компании, успешнее и быстрее других преодолевшие последствия финансового кризиса.

В 2000 году в победителях числились в основном компании, догнавшие прежних лидеров. Победители «Компании года-2001» также демонстрировали впечатляющий рост финансовых и производственных показателей.

С 2001 года в подходах к организации отбора лучших российских компаний происходит ряд изменений. Предварительный список участников стал формироваться расширенным экспертным советом, в который сегодня входят около 100 видных политиков, экономистов, бизнесменов, журналистов. Организаторы премии, стремясь к тому, чтобы ее номинации отражали все современные тенденции российской экономики, пересматривают регламент — теперь количество номинаций может меняться. Если в 1999 году претенденты на звание лучшей компании боролись в семи номинациях, то в 2005 году их было уже 46 (23 основные номинации и 23 специальные).

Лучшим доказательством того, что проект «Компания года» является восстребованным и необходимым, стало государственное признание премии. С 2002 года она вручается под патронажем Министерства экономического развития и торговли РФ, а лауреатам премии присваивается статус приоритетного предприятия для реализации инвестиционных проектов. Логичным оказалось и дальнейшее развитие проекта: в 2004 году премия «Компания года» перестала быть только общероссийской и получила статус международной. Впервые к борьбе за звание лучших допущены иностранные компании, работающие на российском рынке.

В настоящий момент большинство предприятий, претендующих на звание «Компания года», — это серьезные игроки экономического рынка страны, понимающие, что их успех и дальнейшее развитие уже во многом зависят от сложившейся репутации. Солидные инвестиции, в том числе и иностранные, возможны лишь при условии, что эта репутация будет безупречной. И именно высокий авторитет премии, сложившийся в деловом сообществе, является гарантом того, что компания надежна и достойна партнерства и инвестиций.

Представители экспертного совета признаются, что им все труднее делать выбор: приходится оценивать практически равных друг другу соперников. С каждым годом конкуренция между претендентами становится жестче, а победа — почетнее. Престиж международной премии «Компания года» растет, при этом ее философия остается неизменной. Она присуждается наиболее ярким и динамичным компаниям, позволяет видеть успешные стратегии тех, кто сумел воспользоваться преимуществами сложившейся экономической ситуации, предугадал основные тенденции развития экономики.

Все больше отечественных компаний соответствует международным корпоративным стандартам, успешно работает в различных областях экономики, осваивает самые передовые мировые технологии ведения бизнеса, перенося их в российскую практику.

«У нас появляется все больше предпринимателей, умеющих находить общий язык с иностранными партнерами, — считает Юрий Ровенский, генеральный директор РБК. — Необходимо взаимопонимание между российскими и зарубежными деловыми кругами, и в данной области сделано уже немало. Премия “Компания года” — это в том числе и один из инструментов содействия диалогу между сторонами, от которых напрямую зависят перспективы развития России».

Организаторы премии и члены экспертного совета видят свою миссию в том, чтобы отмечать достижения компаний, формирующих новый облик российского бизнеса.

В декабре прошлого года церемония вручения премии, как всегда, стала одним из ярких светских мероприятий, привлекших внимание общественности. Среди гостей, прибывших поздравить победителей, были Андрей Шаронов, Аркадий Дворкович, Александр Яковенко, Сергей Бабурин, Аркадий Вольский, Сергей Глазьев, Генри Резник и многие другие известные политики и бизнесмены.

Вручение наград проходило в торжественной и одновременно дружеской атмосфере. Огромный глобус — точная копия глобуса с логотипа «Компании года» — к концу церемонии пестрел разноцветными корпоративными флажками компаний-победителей. Ими награжденные руководители по приглашению ведущих Илоны Броневицкой и Стаса Пьехи в шутку обозначали «свои амбициозные притязания в планетарном масштабе». Многие присутствующие отметили смелый символизм этого сценарного хода — сегодня российские компании все увереннее чув­ствуют себя на зарубежном экономическом поле и наравне с иностранными борются за отечественного потребителя.

Награжденные искренне радовались своей победе, что неудивительно, всегда ведь приятно оказаться перед Новым годом в хорошей компании в гостях у «Компании года»! Многие из них выражали надежду, что и в следующем году они покажут достойные результаты и смогут претендовать на звание лучших.

Об этом, в частности, заявил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин: «Для нас это самая престижная премия. В последнее время мы получили множество предложений участвовать в разного рода конкурсах, но выбрали только этот, так как доверяем объективности и профессионализму его организаторов».

Как считает один из лауреатов — президент компании MIRAX GROUP Сергей Полонский, «”Компания года” настолько зарекомендовала себя как гарант доброкачественной оценки, что представить себе ее дальнейшее развитие невозможно — она совершенна». «Куда ей дальше развиваться, если она и так уже давно состоялась», — сказал он. По словам же Сергея Глазьева, «”Компания года” — это не просто признание успехов компании. Премия позволяет судить о репутации, которая в бизнесе является определяющим фактором успеха и привлечения инвестиций».