Партия любителей власти


Текст | Роман МАЙОРОВ, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

16 декабря Дума приняла во втором чтении законопроект «о партийности губернаторов». В регионах сигнал поняли…

Закон «О повышении роли партий в политической системе РФ», согласно которому победившая на выборах в региональное законодательное собрание партия получает право предлагать президенту кандидатуру губернатора, был инициирован «Единой Россией», и именно в ее интересах, безусловно, принятие этого документа. «В основных чертах логика закона очевидна, — считает политолог из МГУ Андрей Федякин. — Она проистекает из общего курса главы государства и руководства страны. Одним из главных приоритетов, как известно, является формирование действующего гражданского общества. И естественно, что при “сильном” государстве эти структуры формируются “сверху”».

Облик партии меняется

Перед вторым чтением закона в партию «Единая Россия» вступили губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, губернатор Рязанской области Георгий Шпак и губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, наверняка будут и другие «новобранцы». Это, с одной стороны, потенциально укрепляет партию власти. Ведь и сейчас губернаторов-неединороссов лишь около 40%, после же принятия закона ее членами могут стать практически все губернаторы. А если учесть прогнозы, что вскоре будет предложен законопроект о том, что партия большинства в Государственной думе формирует правительство, в «ЕР» окажутся и все действующие и потенциальные федеральные министры и руководители федеральных ведомств.

Известный политолог Ростислав Туровский полагает, что: «изменение порядка назначения губернаторов означает создание в стране еще одной вертикали — партийной. В этой ситуации выигрывает “Единая Россия”, как наиболее сильная партия, которая еще на шаг приближается к статусу не просто партии, объединяющей “мобилизованную и призванную” часть властной элиты, но действительно правящей партии. Поэтому вертикаль будет не просто партийной, но фактически однопартийной».

Однако от вступления в «Единую Россию» Кузнецов не перестанет быть либеральным рыночником, Шпак —?патриотом-государственником, а Сердюков — обычным совет­ским хозяйственником с компартийной закваской. Таким образом, «ЕР», и без того представляющая собой политический Ноев ковчег из-за отсутствия внятной идеологической платформы, разделится на блоки и крылья с разными идеологиями, и мы получим весь политический спектр, разве что без крайних взглядов, в одной партии.

Впрочем, следует иметь в виду, что «Единая Россия» располагает большинством голосов в ЗАКСах менее чем половины регионов, так что и у других партий есть шанс. «Этот закон дает возможность партиям более активно включаться в политическую жизнь как на региональном, так и на федеральном уровне, — замечает Федякин. — В то время как у нас очень часто деятельность партий ограничивалась Садовым кольцом. Безусловно, партии выдвигали своих кандидатов на губернаторских выборах и выборах в местные законодательные собрания, но основные усилия были направлены на федеральный уровень. Теперь же у политических партий появляется шанс более углубленно, интенсивно участвовать в местных, а не только федеральных процессах. А отсюда — стимул к более активной деятельности, работе с избирателями. И по­скольку избиратель у нас “повзрослел”, уровень его политической культуры за последние 10—15 лет вырос, то одних лишь красивых слов, слоганов будет мало, нужна серьезная работа».

«Таким образом, — заключает политолог, — новый закон предоставляет прекрасный шанс оживить нашу партийную систему, превратить партии из кулуарных в реальные. Теперь они должны будут опробовать на деле свои программы, показать, на что они способны. У граждан соответственно появляется возможность реально оценить силы, потенциал партий, соотношение обещаний, слов и фактических дел».

Полпредам придется делиться

Другим следствием изменившейся ситуации, по мнению Ростислава Туровского, становится ослабление полпредов президента, которые в ряде случаев использовали свое право представления губернаторских списков в Администрацию президента для слишком явного лоббирования собственных интересов.

«Плохо контролируемая деятельность некоторых полпредов, ситуации, когда они тянули одеяло на себя, вызывали раздражение “большой” администрации, — подчеркивает он. — Теперь полпреды могут быть выключены из процесса назначения губернаторов, хотя право подачи списков у них пока осталось. Выигрывают же те, кто способен влиять на кадровые решения “Единой России”, то есть основные кремлевские кланы».

Уже сейчас можно предположить, как на практике будет происходить выдвижение кандидатов. Вряд ли руководство «Единой России» позволит делать это своим отделениям без согласования с собой. «Право принимать решение о кандидатуре губернатора, скорее всего, перейдет высшему партийному руководству, а не региональным отделениям, — полагает Ростислав Туровский. — “Единая Россия” будет выдвигать кандидатуру, которая перед этим пройдет предварительное закрытое согласование в Кремле. Тем самым Администрация президента получит возможность проводить свою кадровую политику через лояльных единороссов. Роль “Единой России” в этом процессе серьезно ограничена пока еще “непартийными” центрами реальной власти. Однако это не означает прекращения клановой подковерной борьбы. Конкурирующие между собой группы как в президентской администрации, так и в руководстве “Единой России” будут бороться за назначение именно своих ставленников. Роль арбитра в этой борьбе останется за президентом, который, как и прежде, вносит кандидатуру на пост губернатора для утверждения региональным законодательным собранием».

Продолжение следует?

«Очень серьезный вопрос — будет ли происходить нечто подобное на федеральном уровне, — считает Ростислав Туровский. — Превращение России в смешанную или парламентскую республику является одним из возможных сценариев обеспечения преемственности власти. Новый порядок назначения губернаторов — это, конечно, апробация элементов такого сценария на региональном уровне. Но еще не сам сценарий, ведь модель управления в регионах не становится от этого парламентской, речь идет лишь о расширенных возможностях партий при сохранении президента как центра принятия основных решений».

По словам политолога, включение партий, а по сути «Единой России» в процедуру выдвижения кандидата на пост губернатора может быть подготовкой к развитию как минимум двух различных сценариев федерального уровня. Первый — это сценарий «партийного премьера», при котором Владимир Путин станет председателем российского правительства от победившей на выборах партии. Второй — сценарий «генерального секретаря», когда Владимир Владимирович будет выступать в роли лидера правящей партии, контролирующей и формирующей власть на федеральном и региональном уровнях. При этом он может и не занимать должностей в руковод­стве страны.

«В любом случае, — резюмирует г?н Туровский, — изменение порядка формирования губернаторского корпуса означает усиленный, но далеко не завершенный поиск президентом способа решения “проблемы-2008” при сохранении политической инициативы в его руках сейчас и для ее сохранения после 2008 года».