Михаил ХОРОНЕН: реформы во благо людей, а не ради реформ


Беседу вел Федор Степнов

Судьба реформ решается в провинции. От того, насколько умно и осмотрительно реализуются российские законы за границей Садового кольца, зависит, будут ли они поддержаны людьми или нет. О том, как в экономике и политике без потерь преодолеть существующие трудности, — интервью мэра Пскова Михаила Хоронена.

Михаил Яков­левич, как в Пскове проходит реализация 131?го закона? С какими проблемами вы столкнулись и есть ли у псковичей в этом направлении свои достижения?

— Сегодня, так же как и в предыдущие годы, мы делаем все возможное, чтобы жизнь в нашем городе менялась только к лучшему. Суть провоз­глашенных реформ в том, чтобы они исполнялись во благо людей, а не ради самих реформ. Каких-либо серьезных ухудшений жизни в нынешнем году жители Пскова не ощутили, это значит, что нам удается безболезненно для горожан переходить на новую модель управления муниципалитетом. Но вовсе не означает, что все так легко и просто. Главная проблема, с которой мы столкнулись в ходе реализации 131?го закона, — это изменение системы межбюджетных отношений. В 2005 году произошло излишне радикальное изъятие доходов из городского бюджета в областной. Секвестирование законных расходных полномочий нашего муниципального образования привело к недостаточному их финансированию. Если учесть, что Псков является для области городом-донором и в текущем году в нашем городском округе предполагается собрать 2,5 млрд руб. налогов во все уровни бюджета, около 2 млрд сборов в различные государственные фонды, то оставленные самому Пскову 650 млн руб. — сумма, явно не обеспечивающая выполнение обязательств расходных полномочий местного значения. Нам не хватает около 250 млн руб. Получить же дополнительные доходы, в связи с тем что регулирующих налогов городу почти не оставлено, практически невозможно. Мы вынуждены были пойти на ускоренную продажу ряда объектов муниципальной недвижимости, арендуемой предприятиями и организациями. Это помещения, которые занимают офисы фирм, кафе, рестораны, магазины, они не связаны с обязательными расходными полномочиями местного значения для нашего муниципального округа.

Псков оказался в очень сложном финансовом положении. Такого у нас ни разу не было за последние пять-шесть лет. Город активно развивался. Мы успешно проводили социально ориентированную экономическую политику. Достаточно сказать, что у нас осуществлены единственные в своем роде, уникальные для России социальные проекты, позволяющие адаптировать в обществе детей-сирот, инвалидов. Для этих целей в экономику Пскова привлечено более 10 млн евро. 17 муниципальных учреждений работают в данной системе. Город с населением 203 тыс. человек сдает каждый год около 80 тыс. кв. м жилья. Мы одними из первых в России, еще три года назад, начали реализацию программы ипотечного кредитования для молодежи. То есть все время старались идти на шаг впереди других по пути выполнения различных государственных реформ. И это не осталось незамеченным. По итогам социально-экономического развития 2004 года Псков признан победителем всероссийского конкурса «Золотой рубль», лучшим областным центром в Северо-Западном федеральном округе, мы добились более высоких результатов социально-экономического развития по сравнению с Калининградом, Вологдой, Петрозаводском, Великим Новгородом, Архангельском, Сыктыв­каром, Мурманском…

Почему я рассказываю об этих наших успехах? Потому что именно они помогают в этом году городу выживать, позволяют приступить к реализации 131?го закона без радикального ущемления интересов населения. Стратегия и тактика постепенного входа в реформы не дают людям почувствовать каких-либо резких перемен, снимают социальное напряжение в обществе.

Есть и другие проблемы. Так, например, законодательством предусмотрено передать на областной уровень власти ряд полномочий муниципалитетов. В целом ничего не имеем против этого. Но к исполнению законов всегда надо подходить разумно и не взваливать на плечи больше, чем можешь благополучно донести до вершины горы. Я имею в виду ту самую уникальную систему социальной адаптации в обществе детей-сирот и инвалидов, которая вот уже много лет подряд осуществляется в Пскове с помощью немецких друзей. Считаю, что разрывать ее нецелесообразно. Кстати, в подобных случаях другие области и города находят разумный компромисс: происходит делегирование полномочий муниципальным образованиям. К сожалению, наши убедительные просьбы к руководству области пойти на такой же конструктивный и в сложившихся условиях просто необходимый шаг пока не были услышаны.

Мы с большим трудом приводим в соответствие с новыми законодательными нормами Устав г. Пскова. Одним из камней преткновения являются выборы мэра — главы муниципального образования. Как показали мониторинговые исследования, абсолютное большинство псковичей настаивает на сохранении в основном законе города существующей нормы — прямых выборов мэра — главы муниципального образования всем населением. За это высказались 75% горожан. Кстати, такая норма сохранена в большинстве городских округов Северо-Западного федерального округа и Центра России. Устав г. Пскова из-за затянувшегося среди депутатов городской думы спора по этому вопросу, к сожалению, не принят. Идет обсуждение, в том числе и альтернативного предложения депутатов, которые считают целесообразным избирать мэра — главу муниципального образования из числа депутатов. Если компромисса между Псковской городской думой и населением достигнуть не удастся, вероятно, будет проведен референдум по данному вопросу, чтобы придти к решению проблемы, касающейся структуры управления город­ским округом.

Безусловно, в Пскове есть и иные проблемы, возникающие в связи с реализацией 131-го закона, но те, о которых мы говорим, наиболее серьезные для нас.

— Как я понимаю, у мэрии не всегда благополучно складываются отношения с руководством области, порой вы не находите взаимопонимания с губернатором Михаилом Кузнецовым.

— Это не проблема наших личных отношений, это скорее различия в подходах к проведению реформ. Мы с мэром другого крупного областного муниципального образования — г. Великие Луки Лидией Голубевой считаем, что в Псковской области они начались с излишне радикальных, поспешных решений и действий, ухудшающих жизнь людей. Мы не можем согласиться с провозглашаемым принципом: сле­дует жить по средствам, а реформы должны начаться все и сразу без учета того, что они обязаны осуществляться ради улучшения жизни людей, а не ради реформ. Бесспорно, законы нужно исполнять. Но, исполняя, нельзя их нарушать! А у нас что происходит? Федеральным законодательством установлены расходные полномочия для муниципальных образований. Население знает об этом и требует их исполнения. Людей не интересует, есть или нет в разных уровнях бюджета необходимые средства. И это надо понимать, уважать, учитывать.

В сложившейся ситуации Псков идет по пути поэтапного проведения реформ. Как мы поступаем в данной ситуации? Несмотря на трудности, мы сохраняем в нынешнем году основные социальные гарантии предыдущих лет. Уверен, что это поможет нам в будущем. В Пскове в полном объеме сохранена система детского дошкольного воспитания, дополнительного образования в музыкальных, спортивных школах, по месту жительства населения. Это делается для того, чтобы тысячи детей не оказались выброшены на улицу. Конечно, приходится тяжело, но мы справляемся.
Считаю, что в ходе реформ, ради успеха на этом нелегком пути следует больше внимания уделять социально ориентированной экономике, политике, финансам, межбюджетным отношениям. Свою позицию я неоднократно высказывал руковод­ству государства, Северо-Западного федерального округа, губернатору Псковской области. Мои неоднократные попытки убедить руководство области в необходимости поэтапного осуществления реформ пока не увенчались успехом.

В октябре были проведены мониторинговые исследования, и выяснилось, что 33% жителей области считают, что их жизнь по сравнению с прошлым годом ухудшилась. Это не могло не сказаться на рейтинге доверия населения региональным руководителям.

— Как вы оцениваете социальные инициативы президента, выдвинутые им национальные проекты? Что делается в Пскове для их реализации?

— После всего, о чем мы с вами только что говорили, можете себе представить, с какими надеждами воспринято псковичами, и мною в том числе, заявление президента России Владимира Путина 5 сентября о приоритете четырех национальных социальных программ. Значит, мнение опытных руководителей-хозяйственников, прагматиков, а не радикалов, услышано, вносятся коррективы в реализацию ряда реформ. Значит, мы изначально были на правильном пути, когда на протяжении шести лет проводили в Пскове социально ориентированную политику. Конечно, я двумя руками «за». Мы шли таким путем много лет, пытались сохранить эту экономическую политику и в 2005, трудном для нас, году. И будем сохранять ее сегодня. Это прин­ципиально важно для нашего города.

— Как идет в Пскове реформа ЖКХ? В какой мере привлекается частный капитал для решения проблем городского хозяйства?

— После принятия нового Жилищ­ного кодекса и других федеральных и областных законодательных актов мы стали вносить изменения в управление жилищно-коммунальным хозяйством. Ни для кого не секрет, что большинство людей недовольно, как ведется обслуживание и эксплуатация жилого фонда. В Пскове разрабатывается, исходя из норм федерального законодательства, новая система, меняющая отношения между потребителями и поставщиками коммунальных услуг. У нас в городе нет серьезных проблем с обеспечением населения водой и теплом. Это связано с тем, что на крупнейших муниципальных предприятиях «Псковские тепловые сети» и «Горводоканал» создана неплохая материальная база, реализуются новейшие проекты по ресурсо-, энергосбережению, улучшению каче­ства питьевой воды. Поэтому больших изменений в ближайшее время здесь не предполагается. А вот эксплуатация жилого фонда требует реформирования. Здесь непременно будут созданы управляющие компании, осуществлено разделение функций заказчика и подрядчика. Этот процесс, хотя и непросто, но уже идет. Мы подходим к решению жилищно-коммунальных проблем весьма настойчиво, разъясняем населению необходимость реформ, которые проводятся в их же перспективных интересах. Однако понимаем, как важно, внедряя новую систему, не обрушить стабильную жизнедеятельность жилого фонда.

Мы приняли решение сделать открытой, прозрачной и понятной для псковичей систему тарифов и ставок платы населения за все жилищно-коммунальные услуги. При этом объясняем, что делается все необходимое для гарантий жизнедеятельности сферы ЖКХ на переходный период.

В Пскове в сфере городского хозяй­ства давно и успешно задействованы частные инвестиции. Например, сбором и вывозом твердых бытовых отходов у нас занимается предприятие с привлечением иностранного капитала. Безусловно, население в выигрыше. Улучшилось качество обслуживания микрорайонов города, предприятие использует в своей работе современную технику, автомашины. В городе установлены десятки тысяч современных пластиковых контейнеров. Сегодня в Пскове захламленный мусором двор — нечастое явление.

Уборку городских улиц ведет тоже частная компания с привлечением иностранного капитала. Это неплохой опыт для продолжения и подражания.

— Как развивается политическая жизнь в Пскове? Какую роль играет партия «Единая Россия»? Как строятся ваши отношения с этой партией и каковы ваши личные политические перспективы на областном и федеральном уровне?

— В Пскове и области, как показали последние выборы в Государственную думу и областное законодательное собрание,?лидирует партия «Единая Россия». Своего явного политического лидера в Псковской области нет. Полагаю, это связано со снижением уровня жизни людей и падением рейтинга доверия региональной власти. И все же наиболее активными игроками на политическом поле являются единороссы.

Из года в год со значительным отставанием от «Единой России» идет КПРФ, которая сохраняет за собой стабильное второе место. В области с невысоким уровнем жизни это обоснованно. Резко начали терять доверие псковичей «Родина» и ЛДПР.

«Единая Россия» сегодня укрепляет свои позиции в представительных органах власти. В августе 2005 года президиум Генерального совета партии «Единая Россия» принял меня в свои ряды. До этого я 15 лет не состоял ни в одной партии, считал правильным консолидировать вокруг мэра-хозяйственника все слои населения, партии и общественные движения. Сегодня в рамках существующего законодательства я поддерживаю свою партию, расширяю внутрипартийные контакты для того, чтобы иметь возможность влиять на улучшение жизни людей в регионе.

Жаль, что не у всех членов «Единой России» в нашем регионе положительный рейтинг доверия у населения. Надеюсь, что это не помешает растущему влиянию самой партии. На предстоящих выборах, несомненно, «Единая Россия» по партийным спискам будет лидировать.

Что касается меня лично, то могу сказать, что я живу в Пскове всю свою жизнь. Здесь родился, окончил школу, работал на заводе фрезеровщиком, сборщиком, потом бригадиром молодежной бригады. Все время учился и работал. Когда год назад стартовали выборы главы администрации области, я принял непростое для себя решение об участии в них. Такой шаг с моей стороны был вызван ухудшением жизни людей, стремительным падением рейтинга бывшего губернатора. В дальнейшем, когда стало ясно, что победа моей команде обеспечена уже в первом туре, президиум Верховного суда принял, к сожалению, решение о снятии моей кандидатуры с выборов. Произошло это 6 ноября 2004 года, за неделю до выборов. Мотив был, как до сих пор говорят псковичи, неубедительный, но я вынужден уважать это решение.

Однако то протестное голосование, которым на финише был под­держан нынешний губернатор Михаил Кузнецов, — лишнее подтверждение тому, как воспринята данная ситуация большинством жителей области. Таким образом люди высказали мне поддер­жку и уважение. Это дорогого стоит!