Ненаказуемая инициатива


Текст | Андрей ЯДЫКИН

3 октября президент России Владимир Путин выступил с законодательной инициативой внесения поправок в федеральные законы «О политических партиях» и «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации». Согласно представленному в Государственную думу законопроекту политические партии, сумевшие одержать победу на выборах в региональные законодательные собрания, наделяются правом инициировать рассмотрение региональным парламентом вопроса о предложении президенту страны кандидатуры главы соответствующего субъекта Федерации.

Вместе с тем законопроект не отменяет действующего в настоящее время порядка назначения губернаторов: как и ранее, за полномочными представителями президента в федеральных округах сохраняется обязанность вносить на рассмотрение главы государства две кандидатуры на пост губернатора. Таким образом, хотя новая инициатива Владимира Путина формально и расширяет круг политических субъектов, наделенных правом непосредственно влиять на формирование региональной исполнительной власти, однако на деле новые прерогативы политических партий обставлены рядом условий, сводящих на нет видимое ослабление жесткой вертикальной схемы назначения губернаторов.

Казаться, но не быть

Как и следовало ожидать, президентская инициатива вызвала восторженное одобрение в первую очередь у руководителей ныне доминирующей партии власти. Основным лейтмотивом комментариев Олега Морозова, Вячеслава Володина и многочисленных функционеров «Единой России» рангом пониже стало славословие «российской демократии», что, впрочем, вполне объяснимо, если учитывать те перспективы, которые открылись перед пропрезидентской партией за годы выстраивания вертикали власти. Фактически «Единая Россия», оставаясь партией бюрократии, сделала административный ресурс наиболее значимым в избирательных кампаниях, то есть создала себе условия для обретения поддержки апатичного, уставшего от политики населения.

Безусловно, новины, предложенные Владимиром Путиным, являются логичным следствием из тезиса, озвученного президентом в его последнем послании Федеральному собранию. Тогда, в апреле 2005 года, страна еще раз услышала о том, что роль партий должна возрасти, для чего и была намечена перспектива, получившая оформление в виде нынешней инициативы. Иными словами, населению, лишенному права выбирать губернатора непосредственно, предлагается удовлетвориться промежуточной инстанцией в виде пользующейся поддержкой большей части электората партии. А дабы избежать такого маловероятного в настоящих условиях, но оттого не менее неприятного сюрприза, как победа региональной оппозиции, решено, что президент оставляет за собой право назначить губернатором креатуру полпреда.

Не приходится сомневаться, что в случае принятия данного законопроекта конкуренция между партиями возрастет. Однако это вряд ли приведет к стимулированию процессов партийного строительства, поскольку авторитет ныне действующих партий низок и их роль в отстаивании интересов населения весьма и весьма незначительна. За исключением «Единой России», членство в которой зачастую обеспечивается путем административного понуждения работников бюджетной сферы пополнять ее ряды, партии как были, так и останутся маргинальными политическими образованиями, соревнующимися в политической риторике, но не имеющими никакой возможности противостоять доминированию исполнительной ветви власти. Такова политическая система в России, и изменить ее одним лишь введением в действие поправок в закон невозможно. Поэтому и конкуренция выльется лишь в конкуренцию имитаторов политической активности, в то время как реальную политику будут продолжать вершить управленцы.

Два совета — одна голова

Надо отдать должное авторам законопроекта: их детище имеет не только «имитационную» публичную составляющую, но и весьма реальную аппаратную. Не прошло и трех дней после предложения внести изменения в порядок назначения глав российских регионов, как в средствах массовой информации появились сообщения о том, что в Администрации президента планируется новое назначение. Хотя на момент написания статьи утверждение в должности помощника Владимира Путина по вопросам назначения губернаторов депутата Государственной думы Валерия Богомолова еще не было оформлено в виде указа президента, сам факт возможного введения такого поста красноречиво говорит об изменении формата политического лоббирования кандидатур на пост губернатора.

Как известно, ранее Богомолов руководил генеральным советом «Единой России», то есть органом партии, который до отмены прямых выборов глав исполнительной власти субъектов Федерации имел право утверждать кандидатуры губернаторов. Впоследствии его значимость несколько снизилась в пользу высшего совета партии во главе с Борисом Грызловым, что на региональном уровне сопровождалось чередой расколов в местных отделениях партии. В связи с тем что выборы депутатов Государственной думы в 2007 году будут проводиться исключительно по партийным спискам, подобное положение дел никак нельзя признать удовлетворительным в перспективе электоральных шансов единороссов.

А значит, партии власти нужен стимул для консолидации в регионах. И именно таким стимулом является инициатива президента, подкрепленная столь понятным чиновничьему аппарату назначением.

А почему бы не попробовать?

Не менее важно, что положительный опыт реализации нового порядка назначения губернаторов может стать в глазах общественного мнения весомым аргументом в пользу принятия парламентской формы правления в России. В случае если решение Владимира Путина остаться в политике и после 2008 года выльется в руководство им партией парламентского большинства, у самой этой партии к тому времени уже должны быть законом определенные полномочия, позволяющие сохранить ее лидеру реальные рычаги управления страной. И весьма вероятно, что модель, уже привычная на уровне отдельных субъектов Федерации, не вызовет отторжения и в масштабах страны.

Очевидно, что время — критический фактор для нахождения выхода из «проблемы-2008». В связи с этим федеральный центр заинтересован в создании максимально большего количества «домашних заготовок» решения задачи сохранения власти в своих руках. Предложение усилить роль политических партий помимо прочего открывает возможность провести политический эксперимент, неудача которого не повлечет серьезных последствий, коль скоро российская демократия пока еще остается управляемой. Не исключено, что в ближайшее время мы окажемся свидетелями подобных экспериментов еще не раз, тем более что общественный запрос на динамичное развитие страны по-прежнему актуален.