Аргументы против контрафакта


Текст | Владимир ГУРВИЧ

Контрафактной продукции в России — море. А системной борьбы с этим явлением не наблюдается.

Сегодня полки российских магазинов завалены товарами, привезенными из всех стран мира. Многие из них продаются под марками знаменитых брэндов. Однако нет никакой гарантии, что, покупая «фирму», мы на самом деле не приобретаем подделку, зачастую весьма сомнительного качества. Контрафактная продукция занимает существенную долю рынка, ее наличие наносит большой вред как престижу страны и экономике государства в целом, так и отдельным компаниям и, естественно, потребителям. Ведь, платя деньги за подделку, мы не можем быть уверены, что она не причинит вреда нашему здоровью. И все же именно мы, рядовые покупатели, в первую очередь виноваты в том, что контрафактные изделия производятся и продаются.

Покупаем не то, что лучше, а то, что дешевле

Проведенный Коалицией по защите прав на интеллектуальную собственность опрос среди покупателей показывает, что самым частым местом приобретения контрафактной продукции являются рынки. Однако и крупные магазины не защищены от попадания на их прилавки подделок. Более двух третей респондентов покупали такую продукцию за последние два года. Наиболее сильно «вирусом подделки» заражены рынки следующих товаров: одежды, лекарств, обуви, продуктов питания, аудио- и видеокассет, табака, программного обеспечения.

Треть потребителей, приобретших контрафакт, сделали это сознательно из-за слишком высокой цены подлинного товара. В качестве же причин отказа от покупки нелегальной продукции чаще всего называлось опасение за свое здоровье или недоверие к ее надежности. И лишь 1% опрошенных заявили, что не желали нанести ущерб правообладателям.

Иными словами, исследование показывает, что наши граждане терпимо относятся к распространению контрафактных изделий. Более того, даже чиновники в частных беседах полагают, что в их покупке нет ничего предосудительного, не видя в том угрозы обществу и государству.

А между тем все это представляет реальную угрозу здоровью и жизни людей. Выявлены находящиеся в продаже партии кофе, практически не содержащего кофейных зерен в качестве исходного материала, стирального порошка, изготовленного из обычной мыльной стружки, минеральной воды, которая была обычной водой из-под крана, а также клеящих материалов, содержащих токсичные вещества с побочным наркотическим действием. Страдает от таких товаров в первую очередь российский потребитель. При этом покупателю некуда обращаться за помощью. Производитель контрафактной продукции не несет никакой ответственности. К тому же маловероятно, что он вообще будет найден.

И такое поведение наших потребителей отнюдь не остается не замеченным в мире. В связи с постоянными нарушениями прав американских владельцев интеллектуальной собственности на российском рынке администрация США включила Россию в список «приоритетно наблюдаемых стран», что влечет угрозу применения со стороны Америки экономических санкций.

В начале 2005 года был подготовлен специальный отчет Международной комиссии по интеллектуальной собственности (МКИС). Эта организация известна как крупная лоббистская структура США в области интеллектуальной собственности. В документе России был практически предъявлен ультиматум, суть которого сводится к тому, что если Москва в ближайшее время не предпримет решительных шагов по борьбе с пиратством, то правительство Соединенных Штатов прекратит распространять на нашу страну любые льготы по беспошлинной торговле.

Американцы оценивают свои «российские» потери за последние восемь лет, связанные с авторским правом, более чем в $7 млрд. Такие претензии появились именно сегодня не случайно: 2005 год объявлен Международной торговой палатой (ICC) годом объединения усилий мирового бизнес-сообщества по борьбе с контрафактом. Эту инициативу поддержали свыше 200 крупнейших мировых товаропроизводителей.

Контрафакт против экономики России

Было бы неправильно утверждать, что в России ничего не делается по борьбе с пиратской продукцией. Практически все специалисты отмечают, что за последнее время проделана немалая работа в этом направлении, принесшая определенные результаты. Произошло, например, некоторое снижение количества подделок под известные брэнды. Тем не менее говорить о том, что наступил коренной перелом в борьбе с контрафактной продукцией, преждевременно. Проблема остается крайне серьезной, и потребуются значительные усилия для ее решения.

Согласно результатам проведенного в 1999 году по заказу Brand Protection Group исследования, только по 20 торговым маркам ущерб компаний-владельцев составлял $473 млн, а потери российского бюджета от недополученных налогов и сборов — $174 млн, или 1% от всех собранных налогов за 1999 год. В целом же ущерб государства от контрафактной продукции превышал $1 млрд. Проведенное в 2003 году по заказу ассоциации «РусБренд» экспертами Высшей школы экономики изучение масштабов контрафактной продукции на российском рынке товаров широкого потребления показало существенное снижение ее объемов. Так, потери 15 компаний — членов «РусБренда» были оценены в $120 млн, а госбюджета — в $31 млн. Однако убытки государства в целом по-прежнему остаются значительными. По мнению экспертов, они превышают $600 млн.

В первую очередь позитивные тенденции наблюдаются в крупных городах. Это является следствием активной борьбы компаний-правообладателей, правоохранительных органов и более высокой активности и готовности потребителей отстаивать свои права. Наблюдается растущий интерес производителей контрафактной продукции к популярным российским брэндам. Фактически подделки ставят под угрозу развитие и само существование добросовестных отечественных производителей, сдерживают развитие национальной экономики.

О том, что это именно так, свидетельствует депутат Московской городской думы Ирина Рукина. Волна недружественных поглощений и криминальных захватов, прокатившаяся по России в последние три года, привела к ликвидации многих старых, с хорошей репутацией предприятий, говорит она. Только в Москве исчезло около 30 предприятий легкой промышленности. Взамен в Россию хлынул мощный поток ширпотреба, причем по большей части контрафактного и контрабандного, из Юго-Восточной Азии и Китая. В итоге нашей экономике был нанесен серьезный ущерб, страна, по сути, лишилась целой отрасли. Была ли проведена кампания по ликвидации целого куста экономики города намерено, с тем чтобы открыть дорогу импортной, в том числе поддельной, продукции, или же в действие вступила неумолимая экономическая логика, сказать трудно. Однако сам факт налицо.

Подпольный музыкальный салон

Отдельная тема — аудио- и видеопиратство. Мировая музыкальная индустрия ежегодно теряет от подделок более $4 млрд. На рынке России каждый год реализуются свыше 300 млн единиц аудиопродукции, из которых более половина — пиратская. В течение последних восьми лет уровень контрафакта остается стабильно высоким. В 2004 году он составил 64,4%, что на 2,6% выше, чем в 2003 году. По этому показателю наша страна вышла на одно из первых мест в мире и стала одним из крупнейших экспортеров поддельной музыкальной продукции.

По-прежнему велики потери российских и зарубежных правообладателей от пиратства, в последние годы они устойчиво находились на отметке $1 млрд. В 2004 году убытки немного сократились — на $70 млн. Две трети из них несут правообладатели зарубежного репертуара, из которых $411 млн приходится на американские компании. Российский же бюджет только по статье «неуплата НДС» теряет ежегодно более $200 млн.

Имеется несколько причин, почему аудиопиратство приобрело в России столь широкий размах. Во-первых, быстрый рост количества предприятий, выпускающих в том числе и контрафактную продукцию. Во-вторых, недостаточная активность правоохранительных органов по пресечению этого вида деятельности. В-третьих, недостатки и пробелы в законодательстве.

Причем сегодня Россия не только производит пиратскую продукцию, но и экспортирует ее. По данным исследовательской организации IFPI, в стране действуют 37 заводов по выпуску СD с общей проектной мощностью 386 млн штук и DVD —
133 млн штук. С 2000 года производственные возможности предприятий увеличились более чем в три раза. Это привело к тому, что в последние пять лет у нас практически отсутствует импорт данной продукции. Более того, в связи с тем что на внутреннем рынке предложение превышает спрос (в 2004 году на 3,3 млн дисков), начался ее экспорт. Российские контрафактные диски можно купить в странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и даже в США.
А всего их видели в 26 государствах.

Пиратский экспорт трудно остановить, так как основная часть этой продукции выпускается подпольно. В последние годы незаконно действующие предприятия выявлены в Зеленограде, Пушкине Московской области, в Новокуйбышевске. Мощности этих производств в общей сложности составляли
5 млн дисков CD и 20 млн DVD.

По оценке аналитического центра агентства IDC, снижение в России уровня пиратства на 10% дало бы возможность увеличить к 2006 году отечественный рынок информационных технологий в два раза. Это позволило бы создать десятки тысяч новых рабочих мест, из них около 30 тыс. — в индустрии высоких технологий. Подобный вывод справедлив и для других отраслей, в которых распространена контрафактная продукция.