Владимир НАЗАРЬЕВ: нужно четкое распределение прав и обязанностей


Беседу вел Леонтий БУКШТЕЙН

Территориальное агентство по недропользованию по Иркутской области контролирует работы на огромной площади. О том, как налажена эта работа, наш корреспондент беседует с руководителем агентства Владимиром Назарьевым.

— Владимир Александрович, в текущем году в регионе планируется продать с аукционов более 80 объектов: участков рудного и россыпного золота, месторождений нефти и газа, угля, марганца, минеральной воды. Как проходят в области аукционы на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи? Какой экономический эффект они дают?

— В конце 2004 — начале 2005 года были объявлены аукционы по 54 участкам недр, включающим проявления и месторождения широкого спектра твердых полезных ископаемых. После подведения их итогов предприятиям предоставлено право пользования недрами по 25 участкам, распределено более 10 т ресурсов россыпного и около 50 т рудного золота, 750 млн т запасов руд редких металлов, 230 млн т угля, 2 млн т марганцевых руд. От проведения аукционов в бюджет поступили платежи и сборы на сумму около 200 млн руб.

Во втором полугодии 2005 года планируется провести аукционы по 42 участкам недр, в том числе по девяти перспективным площадям на углеводородное сырье с суммарными прогнозными ресурсами газа в объеме 400—450 млрд куб. м и нефти — около 500 млн т. На аукционы также будут выставлены объекты с общими ресурсами рудного золота более 100 т, россыпного золота — 6 т, титановых руд — 700 млн т, угля — около 400 млн т, три месторождения железных руд с промышленными запасами в количестве более 1 млрд т и ряд объектов по другим видам минерального сырья. В случае их успешного завершения сумма разовых платежей в бюджет составит, по нашим расчетам, около 1,5 млрд руб.

— На 1 января в области было 388 действующих лицензий на право недропользования на месторождения благородных металлов, на общераспространенные полезные ископаемые — 142, на углеводороды – 22, на прочие полезные ископаемые — 116 лицензий. Как вы контролируете исполнение условий лицензий недропользователями?

— Контроль за выполнением условий лицензий проходит в настоящее время в режиме мониторинга и в виде проверок конкретных предприятий и объектов с выездом на места проведения работ.

Иркутскнедра осуществляет мониторинг недропользования на основе анализа документации, в обязательном порядке направляемой недропользователями в адрес агентства, что позволяет оперативно установить нарушения условий конкретных лицензий. Системно проводится профилактическая работа с предприятиями-недропользователями, посылаются извещения о недостатках и предложения по их устранению.

Контрольные проверки с выездом на места ведет и территориальное управление Росприроднадзора в соответствии с планом проверок, формируемым совместно с Иркутскнедрами. Данные проверок рассматриваются коллегиально, по ним принимаются необходимые решения.

— В прошлом году были определены промышленные запасы газа на новом Левобережном месторождении Иркутской области. Они составляют 700 млн куб. м. Пройдена ли уже стадия изучения и каковы ее результаты? Можно ли теперь говорить о сопоставимости по объемам Левобережного и Ковыктинского ГКМ?

— Действительно, в результате поисковых работ ООО «Петромир» на Левобережной площади в скважине № 7 получен приток газа и открыта газоконденсатная залежь, по которой на государственный баланс поставлены запасы газа по категории С1 в объеме 738 млн куб. м. Недропользователем ООО «Петромир» получено свидетельство об открытии Левобережного месторождения.

Поисковые работы на нем пока не завершены, в настоящее время проводятся сейсморазведочные работы и бурение дополнительных скважин для выяснения границ выявленной залежи и уточнения запасов месторождения.

— Что вы думаете о введении гибкой шкалы налога на добычу полезных ископаемых?

— Гибкая, дифференцированная ставка налога на добычу полезных ископаемых существовала ранее, до принятия второй части Налогового кодекса. Определение размера ставки для конкретного месторождения проводилось на основе специальной методики, но применявшиеся критерии не всегда были четкими и не в полной мере отражали экономические аспекты отработки. И все же они давали возможность вовлекать в освоение низкорентабельные объекты. Поэтому введение гибкой системы налогообложения считаю целесообразным. Есть богатые руды, и есть бедные, есть месторождения в районах с развитой инфраструктурой, а есть и в таежной глухомани. Кроме того, существуют значительные отличия по условиям отработки (открытый и подземный способы) и другим характеристикам. В случае принятия решения о введении дифференцированной шкалы нужно очень взвешенно подойти к созданию регламентирующих нормативных актов, взяв за основу экономическую оценку разработки месторождения и максимально исключив возможность субъективизма в определении конкретной ставки. Не исключено применение минимальной ставки на начальных стадиях освоения с повышением ее при выходе на проектную мощность.

— На какой стадии находится сейчас подготовка материалов к аукциону по крупнейшему в России месторождению рудного золота Сухой Лог?

— Для установления ценности данного месторождения и разработки рациональных условий пользования этим объектом Федеральным агентством по недропользованию был проведен конкурс на получение госзаказа по теме «Определение рациональных условий пользования недрами ранее разведанных крупных и уникальных месторождений сложного геологического строения» на примере месторождения Сухой Лог, который выиграл головной институт ЦНИГРИ.
В настоящий момент проходит сбор информации по месторождению для определения рациональных условий недропользования с возможной последующей переоценкой запасов.

— Как вы оцениваете финансирование геолого-разведочных работ и воспроизводство минерально-сырьевой базы? Какие средства будут выделяться из федерального бюджета для Иркутской области?

— В Иркутской области финансирование геолого-разведочных работ осуществляется из двух источников: собственных средств недропользователей и из федерального бюджета. В 2004 году общие затраты на геолого-разведочные работы составили чуть более 1,6 млрд руб., а в текущем году ожидается увеличение до 1,8—1,9 млрд руб. На первый взгляд деньги неплохие, но по сравнению с огромным потенциалом Иркутской области и задачами по развитию ее минерально-сырьевой базы их явно недостаточно. В первую очередь это касается геологической оценки площадей, перспективных на нефть и газ. Там, где вкладываются серьезные деньги, появляется результат, что видно на примере Левобережного и Ковыктинского месторождений. Но ряд недропользователей не спешат инвестировать в геолого-разведочные работы на предоставленных им участках недр из-за отсутствия газонефтепроводов.

Неблагополучно и с восстановлением запасов россыпного золота. Практически не направляются средства на восстановление сырьевой базы угля, каменной соли, железа, неметаллических полезных ископаемых.

Положительные сдвиги наблюдаются в создании минерально-сырьевой базы рудного золота. В последние годы ассигнования на этот вид полезных ископаемых постоянно растут, в результате чего только в 2004 году защищены запасы по пяти новым месторождениям.

Что касается бюджетного финансирования геолого-разведочных работ на территории области, то положительные тенденции здесь тоже налицо. Если в 2003 году ассигнования не превышали 150 млн руб., то в 2004-м они составили уже 300 млн руб., а в 2005 году установлены в объеме почти 500 млн руб. Это свидетельствует о признании важности Иркутской области как крупного, перспективного сырьевого района страны. К сказанному хочется добавить, что с 2004 года бюджетное финансирование геолого-разведочных работ наконец-то обрело цивилизованные формы: деньги выдаются в соответствии с утвержденными лимитами и календарными планами.

— Ваше мнение о подготовленном проекте нового закона «О недрах»?

— Естественно, что законодательство любой страны должно развиваться, в том числе и в сфере недропользования. В этом плане проект нового закона «О недрах» в целом оценивается нами положительно. В нем озвучен ряд действительно прогрессивных идей, таких как введение гражданско-правовых отношений в недропользовании, упрощение оборота права недропользования, права залога лицензии и передачи ее другому юридическому лицу, а также принятие финансовых санкций против нерадивых недропользователей.

— Каковы перспективные планы работы агентства? Чего вам недостает для оптимизации его деятельности?

— В ближайшее время наши основные усилия будут направлены на реализацию программы недропользования на территории области текущего 2005 года (программы лицензирования участков недр, геолого-разведочных работ по геологическому изучению недр области и воспроизводству минерально-сырьевой базы), разработку и утверждение действенной программы недропользования на предстоящий 2006 год с обязательным восстановлением систематических региональных исследований, усилением изучения глубинного строения территории.

В среднесрочной и отдаленной перспективе главным направлением остается обеспечение рационального использования недр области.

Для оптимизации действий агентства в первую очередь необходимы прозрачность, однозначность и простота применения законодательных и нормативных актов по недропользованию. И нужно четкое распределение прав и обязанностей между федеральными, региональными и территориальными агентствами с увеличением полномочий территориальных агентств в части предоставления права пользования недрами, утверждения запасов полезных ископаемых и ряда других сфер их деятельности.