Доза


Текст | Елена Волкова

Правительство решило не рисковать финансовой стабильностью ради удвоения ВВП и предпочло в Сценарных условиях экономического развития на 2006—2008 годы консервативный вариант развития экономики на ближайшие три года.

Прогноз готовили два ключевых ведомства — Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов. Задача перед ними стояла непростая: удержать рост инфляции и одновременно исполнить обещание премьера Михаила Фрадкова удвоить пенсии к 2008 году. При этом, как заявил премьер, вопрос удвоения ВВП к 2010 году тоже никто не отменял.

Один из трех

Было предложено три варианта прогноза. Первый, инерционный, обеспечивает рост ВВП на 4—4,4% при средней цене нефти $28 за баррель. Этот вариант не предусматривает налоговых новаций, реализации крупных инвестиционных проектов и отраслевых стратегий. Второй вариант предполагает все эти реформы и приводит к росту ВВП на 5,7—6,4%. При этом в стабилизационный фонд изымаются все доходы от экспорта нефти при цене выше $32—33 за баррель. Но если нефть будет стоить дешевле $30—31, в бюджете не хватит денег покрыть расходы, что неминуемо скажется на экономической стабильности страны.

Правительство выбрало третий вариант, промежуточный и консервативный. Он исходит из цены на нефть $39 в 2005 году,
$34 — в 2006-м и $33 в два последующих года. Планка отсечения доходов в стабилизационный фонд повышается с $20 до $27 за баррель. Причем этот показатель решено оставить неизменным вплоть до 2008 года. (Напомним, что сейчас, согласно Бюджетному кодексу, все доходы от продажи нефти ниже планки в $20 идут в бюджет, а все, что выше, — в стабилизационный фонд.)

В 1998 году нефть стоила в среднем $12 за баррель.

По мнению аналитиков, сегодня в России налицо признаки так называемой голландской болезни. Большой приток в страну валютной выручки от продажи нефти приводит к слишком быстрому реальному укреплению рубля, которое, в свою очередь, вредит конкурентоспособности российских производителей.

Однако глава Минфина Алексей Кудрин выявил тенденцию снижения зависимости российской экономики от цен на нефть. Министр утверждает, что если в 1999 году рост цен на нефть на $1 автоматически означал рост объемов нашего ВВП на 0,35%, то в прошлом году — лишь на 0,1%. Но принятый вариант прогноза экономического развития построен, исходя исключительно из высоких мировых цен на нефть.

Курс ВВП

В утвержденном варианте прогноза темп роста ВВП падает с 6,5% в этом году до 5,9% в 2006 году. В 2007—2008 годах он предположительно незначительно возрастет — до 6,1—6,2%. Первоначально МЭРТ прогнозировало еще большее снижение темпов экономического роста в 2006 году — до 5,8%. Однако постоянно возрастающая цена на нефть дала возможность пересмотреть показатели роста ВВП в сторону увеличения.

Одобрив в целом предложенный МЭРТ сценарий социально-экономического развития, Михаил Фрадков в очередной раз подверг министерство критике. Недовольство главы правительства вызвало отсутствие в проекте мер для удвоения ВВП. «Тема удвоения ВВП с повестки дня не снята», — заявил Фрадков. По мнению премьера, «надо выявить резервы для более оптимистического сценария». Дополнительные ресурсы, считает он, должны быть изысканы в рамках трехлетнего бюджетного планирования и эти ресурсы следует использовать с максимальной эффективностью. «Возможности для такого поиска есть», — уверен глава правительства.

Для удвоения ВВП даже нового, возросшего показателя недостаточно. Для выполнения этой задачи в ближайшие годы, как полагает руководитель МЭРТ Герман Греф, необходимо сохранить ежегодный рост не менее 7%. Но экономика выйдет на требуемые темпы роста не ранее 2008 года. В ближайшие же годы «особого развития темпов роста не будет» и ресурсы нужно искать в различных отраслях экономики, а не только в нефтяной. В частности, в стране необходимо создать такие условия для бизнеса, которые бы стимулировали инвестиции, заявил Греф. Несмотря на то что в прошлом году инвестиционный рейтинг России повысился, отток капитала из страны увеличился, а внутренняя инвестиционная активность российских компаний ослабла. «Сейчас норма инвестиций в основной капитал в России составляет 16,3% от ВВП, что значительно ниже некоторых стран СНГ», — сказал министр. Так, на Украине она оценивается в 19,3%, в Казахстане — почти в 30%.

Кроме того, одной из главных задач правительства он назвал проведение активной социальной политики, например увеличение доходов работников бюджетной сферы и пенсионеров.

Зарплата вырастет

Вместо ускорения экономического роста к 2008 году будут удвоены зарплаты бюджетникам и пенсии. По словам Грефа, реальные денежные доходы населения к 2008 году должны возрасти на 80%. Этому поспособствует ряд изменений в налогообложении. Принятие налоговых новаций даст прирост ВВП в 2005 году в размере 0,2 процентных пункта и до 2008 года — 0,1—0,2 процентных пункта ВВП. Как подчеркнул министр, к 2008 году правительство прогнозирует «максимальное за все годы сближение темпов роста оплаты труда с его производительностью».

По расчетам Минфина, в 2006 году на увеличение заработной платы и пенсий потребуется 400 млрд руб., в 2007-м — 600 млрд, в 2008 году — 1 трлн руб. Кроме того, необходимо будет оплачивать расходы по монетизации льгот и закрывать все увеличивающийся дефицит Пенсионного фонда. Причем, по мнению директора Департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрея Клепача, задача удвоения пенсий к 2008 году может потребовать пересмотра подхода к пенсионной реформе. Главной проблемой станет «очень большой дефицит Пенсионного фонда и, как следствие, рост расходов из федерального бюджета». Чиновник считает, что проблема будет существовать не только до 2008 года, более того, после этого срока «проблем будет еще больше». Тем не менее задачу удвоения пенсий решат. В качестве одного из вариантов, по словам Клепача, возможен пересмотр пенсионного возраста.

Цена отсечения

Чтобы найти деньги на все эти выплаты, и было решено установить цену отсечения нефти для стабилизационного фонда в размере $27 за баррель. Первоначально Минфин предлагал увеличить ее с $20 до $23. Однако проведенные МЭРТ расчеты показали, что для покрытия всех социальных выплат этого окажется недостаточно.

Стабилизационный фонд Российской Федерации — особая часть федерального бюджета с обособленным учетом и использованием. Средства, поступающие в стабилизационный фонд, являются разностью между текущей (более высокой) ценой на нефть и базовой. Базовую цену на нефть также называют ценой отсечения.

Герман Греф считает нецелесообразным поднимать цену отсечения нефти выше $27 за баррель. Принятое решение гарантирует сохранение непроцентных расходов федерального бюджета в размере 15% ВВП в год. «Выходить за этот показатель не рекомендуется для здоровья экономики», — подчеркнул Греф. По его мнению, в случае установления цены отсечения более $27 необходимо либо разработать дополнительные механизмы стерилизации избыточной денежной массы, либо прогнозировать иные параметры инфляции.

По оценке главы Центробанка Сергея Игнатьева, при цене отсечения $27 за баррель денежно-кредитная политика ЦБ в 2006 году «будет довольно однобокой» и операции по стерилизации денежной массы начнут доминировать над операциями по рефинансированию. При цене отсечения $25 у ЦБ появится больше возможностей для кредитования коммерческих банков, а также для использования процентной ставки как инструмента денежно-кредитной политики. Игнатьев добавил, что «$27 за баррель — это последняя точка».

Тем не менее правительство остановилось на цифре $27: каждый доллар цены отсечения даст бюджету дополнительно от 40 млрд до 50 млрд руб. Эксперты считают, что повышение цены отсечения до $27 фактически вновь «подсадит» российский бюджет на нефтяную иглу, закрепив его зависимость от основных экспортных продуктов.

Виток за витком

По мнению аналитиков, решение об увеличении цены отсечения до $27 неминуемо приведет к росту инфляции. Если раньше приток денег от продажи нефти в значительной степени «гасился» стабилизационным фондом, что не позволяло инфляции быстро расти, то теперь основная масса нефтедолларов хлынет в бюджет. А ведь даже при нынешних $20 правительство не смогло сократить темпы инфляции: в 2003 и 2004 годах ее уровень был примерно одинаковым. Некоторые эксперты считают, что логичнее было бы вообще снизить цену отсечения или, во всяком случае, не повышать ее. Однако, как уже говорилось, доходов бюджета тогда явно не хватит.

Объем стабилизационного фонда на 1 января 2006 года запланирован в размере 1,5—1,6 трлн руб. На 1 марта текущего года он составил 707,5 млрд руб.

По новому правительственному прогнозу, инфляция в 2006 году составит 7—8%, в 2007-м — 6—7% и 4—5,5% в 2008 году. Постепенное снижение уровня инфляции Герман Греф назвал значительным успехом проводимой правительством политики. Однако, как заявил руководитель МЭРТ, «при таких высоких ценах на нефть и положительном платежном балансе могут быть трудности при снижении монетарной составляющей инфляции».

В среднем темпы инфляции в 2006—2008 годах всего на 1% выше тех, что были запланированы в прошлом году правительством и Центробанком. Однако превышение показателей по инфляции на 1—2%, по мнению Алексея Кудрина, «болезненно сказывается на всех гражданах, пенсионерах, поведении бизнеса, в частности в среднем и малом секторе». В связи с этим глава Минфина подчеркнул необходимость принятия мер по обузданию нежелательного процесса.

Одновременно правительство повысило прогноз по инфляции на текущий год до 10%. Правда, Михаил Фрадков поручил профильным министерствам провести анализ факторов, влияющих на инфляцию, и разработать меры по ее сдерживанию. Анализ должны провести не только МЭРТ и Минфин, но каждое из отраслевых министерств в своей сфере. По словам премьера, такая мера необходима, поскольку с инфляцией «пока не все понятно». Правительство, например, до сих пор не уверено в доле влияния на инфляцию монетарных факторов. «Надо взять эту тему в отдельное производство. Это серьезный вопрос, он дает возможность перевести дискуссию в иные рамки», — добавил Фрадков.

Справляться с инфляцией придется также за счет максимального сдерживания тарифов естественных монополий. Это подтолкнет монополистов к реформированию. «Хотите быть монополистами — будете получать не монопольную, а минимальную ренту», — заявил Герман Греф.

Уровень инфляции по итогам I квартала 2005 года составил 5,3%, тогда как в тот же период прошлого года — 3,5%.

Данный сценарий ближайших трех лет страны послужит основой для федерального бюджета на 2006 год и формирования перспективного финансового плана. Кабинет министров смирился с тем, что будущий год будет хуже нынешнего: цена на нефть упадет сразу на $5, а темпы прироста ВВП снизятся с 6,5 до 5,9%. И это, заметим, в условиях, когда мировая цена на нефть продолжает расти.

Автор — независимый экономический обозреватель