Владимир РЕСИН: без работы московские строители не останутся


Беседу вела Яна Смоленская

Наверное, нет человека, не согласного с утверждением, что за последние десять лет архитектурный облик столицы России претерпел существенные изменения. Темпам, которыми здесь возводятся новые и реконструируются старые здания, может позавидовать любой город. А сам строительный бизнес в Москве является одним из наиболее перспективных. О том, какие задачи стоят сегодня перед строительным комплексом столицы, нашему журналу рассказал первый заместитель мэра в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин.

– Владимир Иосифович, что сегодня представляет собой Генеральный план развития Москвы? Какова его структура и основные направления?

– Генеральный план развития Москвы – это фундаментальный документ, определяющий развитие города до 2020 года. Главная задача, которую ставит Генплан, – превратить Москву в город, удобный для жизни людей. Документ имеет открытый характер, он направлен на динамичное развитие столицы России в рамках принятых регламентов за счет более рационального использования городской территории. Большое внимание в нем уделяется реконструкции центра города, развитию туризма, вопросам сохранения и реставрации памятников истории и культуры.

Основная идея генплана отражена в принципиально новом разделе, посвященном вопросам градостроительного зонирования территории Москвы. Для планировочных районов устанавливаются обязательные требования к их функциональному использованию, застройке и организации ландшафта. Совокупность этих трех составляющих и есть градостроительное зонирование. Оно необходимо для того, чтобы наиболее полно и эффективно использовать городскую территорию, не осложнять экологическую ситуацию, определять оптимальные для данного района этажность зданий и плотность застройки. Если предыдущие генеральные планы жестко фиксировали, что, где и как надлежит строить в Москве, то новый в основном устанавливает общие требования к использованию территории согласно ее назначению. Исходя из результатов зонирования, вводятся ограничения на строительство тех или иных объектов. Так, например, если территория признана жилой, на ней нельзя возводить объекты, которые не соответствуют функциональному назначению данной зоны или нарушают его при этом будет приветствоваться строительство там магазинов, спортивных сооружений, медицинских учреждений, объектов соцкультбыта.

В генплане определены основные нормативы обеспеченности горожан жильем, местами в больницах, детских садах, школах, спортивными и другими сооружениями общественного назначения, а также меры по их реализации. Причем эти показатели должны достигаться при обязательном условии, что все такие объекты будут располагаться в местах, удобных для их использования москвичами и гостями города.

– Как решается в Москве жилищная проблема? В какой мере районы новой застройки обеспечены объектами социально-культурного назначения и могут ли быть созданы такие объекты в районах застройки прошлых лет? Как реализуется программа сноса «хрущевок»?

– Согласно генплану, в Москве до 2020 года должно быть построено около 70 млн кв. м нового комфортабельного жилья. Решение жилищной проблемы – приоритетная задача для столичных строителей, ведь средняя обеспеченность москвичей жилплощадью сегодня составляет около 23 кв. м на человека, в то время как в крупных городах Европы этот показатель равен 40 – 70 кв. м.

В связи с возрастающим дефицитом свободных территорий для застройки разработаны новые подходы к развитию столицы, которые в первую очередь связаны с изменением структуры использования городских площадей. Основные направления в области градостроительства на ближайшие годы определены мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. Среди них — реконструкция пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, капитальный ремонт, реорганизация промышленных зон, сооружение спортивных объектов, гаражей и парковок, строительство в регионах, высотное и сверхвысотное строительство.

Все социально-культурные объекты возводятся параллельно с жильем, согласно нормативам, определенным Генеральным планом развития Москвы. В прошлые годы инфраструктура наших городов, в том числе столицы, серьезно отставала от экономического роста в производственной сфере.

Столица перегружена промышленными объектами, во многих случаях с экологически небезопасными производствами и нередко с преобладанием ручного труда. В результате того, что застройка велась не комплексно, удаленные от центров обслуживания жилые районы Москвы, территориально разросшейся из-за экстенсивного использования городских земель, долгие годы оставались без учреждений социально-бытового назначения и нормального транспортного обслуживания. В последнее десятилетие положение кардинально изменилось. Город возвращает москвичам накопившиеся долги по социальной инфраструктуре: появляются новые объекты, в том числе и в районах сложившейся застройки.

Что касается программы сноса пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, то в ходе ее реализации начиная с 1995 года в Москве было снесено почти 4 млн кв. м ветхих и пятиэтажных домов и построено свыше 11 млн кв. м нового жилья. Годовое задание на 2004 год составляет 190 домов общей площадью 594,3 тыс. кв. м. За первые девять месяцев снесено 124 здания общей площадью 392,8 тыс. кв. м.

– Расскажите, пожалуйста, о планах реконструкции и сноса устаревших объектов центре Москвы. И как обстоят дела с сохранением памятников архитектуры и истории?

– Сегодня в Москве государством охраняется более 4,7 тыс. недвижимых памятников истории и культуры. Кроме того, на городских территориях расположено около 2 тыс. объектов культурного наследия, также находящихся под государственной охраной.

Под контролем Главного управления охраны памятников г. Москвы находится еще более 12 тыс. объектов историко-градостроительной среды, представляющих историко-культурную ценность, формирующих исторический центр города и расположенных в основном в пределах бывшего Камер-Коллежского вала.

За последние 15 лет были выполнены комплексные научные реставрационные работы на 457 и фасадные работы — на 968 памятниках истории и архитектуры Вместе с тем в центре города остается много ветхих зданий, не представляющих никакой культурной ценности: полуразвалившиеся жилые дома, старые сараи и бараки. Как раз эти строения можно назвать устаревшими, они подлежат сносу. В Центральном округе столицы до 2020 года предусмотрена ликвидация ветхих и аварийных зданий общей площадью более 0,4 млн кв. м. На их месте будет строиться новое жилье, социально-культурные объекты.

Главная особенность строительства в центре заключается в том, что здесь необходимо сохранить сложившийся архитектурный стиль, а новые здания гармонично вписать в существующую среду. Высокие здания, появившиеся в советское время и совершенно не вписывающиеся в историческую застройку, мы сносим. Так, например, поступили с гостиницей «Интурист», которая многие годы уродовала центр. Сейчас готовится проект сноса гостиницы «Россия», на ее месте появится комплекс малоэтажных зданий, гармонирующих с исторической застройкой.

– Продвигается ли вывод промышленных предприятий из жилых зон?

– Перебазирование, реформирование и ликвидация промышленных предприятий, находящихся на территории города, и последующая реабилитация освобожденных территорий ведутся согласно графику, утвержденному постановлением Правительства Москвы. За первые шесть месяцев этого года проведено обследование 16 производственных территорий общей площадью 3575 га и расположенных на них 1484 объектов.

– Каковы основные проблемы в сфере дорожного строительства в Москве, в частности в создании Четвертого транспортного кольца?

– Как и в большинстве мегаполисов мира, транспортный вопрос в Москве стоит довольно остро. Несмотря на то что ежегодно в городе вводятся в эксплуатацию тысячи квадратных метров дорог, в столице все еще нередки пробки. Это связано и с постоянно увеличивающимся количеством машин, и с недостатком гаражей и парковок.

В прошлом году было открыто движение на всех участках Третьего транспортного кольца, что в значительной мере улучшило транспортную ситуацию в столице.

В 2004 году начато сооружение развязок на Третьем транспортном кольце на пересечении улиц Сущевский Вал и Шереметьевской и Беговой улицы с Ленинградским проспектом. Идет строительство Краснопресненского проспекта, он станет еще одним «радиусом» Москвы, соединив Новорижское и Звенигородское шоссе.

Что касается Четвертого кольца, то это один из главных транспортных проектов, которые предстоит осуществить в ближайшие годы. И он обязательно будет реализован. На самом деле южная часть Четвертого кольца уже почти готова, ее образуют действующие трассы. Осталось только связать их в единую цепь. Северная часть пока находится в стадии разработки. Для завершения полукольца необходимо проложить два тоннеля глубокого залегания: один под Филевским парком‚ второй под музеем-заповедником «Коломенское». Тоннель в Филях соединит Минскую улицу с улицей Народного Ополчения‚ находящейся на другом берегу Москвы-реки. Соответственно тоннель будет пролегать не только под парком‚ но и под рекой. Далее Четвертое кольцо пойдет по Ломоносовскому проспекту‚ через построенную недавно развязку Нахимовского проспекта с Варшавским шоссе и дойдет до Коломенского проезда в районе музея-заповедника.

– Расскажите, пожалуйста, о работе московских строителей за пределами столицы.

– В этом году межрегиональное сотрудничество Правительства Москвы в сфере строительства осуществляется с 43 городами России и с четырьмя зарубежными странами. Так, например, заключены инвестиционные контракты на строительство 150 тыс. кв. м социального и коммерческого жилья во Владивостоке. Организована работа по строительству жилых микрорайонов в Риге, Киеве, Луганске. Прорабатывается возможность жилищного строительства в Николаеве, Мариуполе, Харькове и Днепропетровске.

Всего же в других регионах московскими компаниями в нынешнем году будет введено около 400 тыс. кв. м жилья.

Кроме жилья силами московского стройкомплекса в регионах строятся и социально-культурные объекты. В 2004 году построены здания телекомпании в Сочи и Московского культурно-делового центра в Риге. Продолжается проектирование и сооружение гостиниц в Ярославской и Московской областях, Туле и Владикавказе, а также поликлиники в Сочи.

– Используются ли в городском строительстве новые технологии – экологически чистые и оздоравливающие окружающую среду? Что делается столичным правительством для повышения безопасности возводимых объектов?

– Новые, экологически чистые технологии активно внедряются в московском строительном комплексе. Например, в этом году заканчивается возведение таун-хаусов в микрорайоне №8 Куркина, построенных по экспериментальной теплосберегающей технологии «теплый дом», в основу которой положено новое конструктивное решение фасада и усовершенствованное инженерное обустройство домов. Высокие технологические свойства фасадных материалов позволяют в зимнее время уменьшить расходы на отопление а в летнее – значительно снизить потребление электроэнергии на кондиционирование воздуха. В результате расчетная экономическая эффективность эксплуатации «теплых» домов обеспечивается за счет снижения примерно в 2,5-2,8 раза удельного теплопотребления.

Что касается безопасности, то это один из основных приоритетов в работе московских строителей. Безопасности уделяется самое пристальное внимание. В данное понятие входит не только качество строительных работ, но и серьезная экспертиза объекта еще на стадии проектирования. Особенно это относится к высотному строительству, освоение которого в столице только начинается. Все проекты новых высоток проходят тщательнейший контроль.

– Как соотносятся в городе коммерческое и бюджетное строительство и какова тенденция в этом вопросе?

– Сегодня в Москве действует такая модель взаимоотношений города и инвесторов, при которой инвестор перечисляет в городской бюджет 30 – 40% и более от стоимости реализуемого проекта. Уже прошли первые аукционы по продаже права застройки земельных участков высотными зданиями. На полученные деньги город строит социальное жилье для очередников, молодых семей, переселенцев из сносимых пятиэтажек и ветхих домов. Ежегодно примерно треть возводимого в столице жилья строится по городским социальным программам.

– Какова структура столичного строительного рынка? Какую роль на нем играют московские и немосковские строительные холдинги?

– В Москве сформирован цивилизованный рынок строительства и продажи недвижимости. Все строительство ведется на конкурсной основе. За право работать в столице, борются московские, российские и зарубежные фирмы. Строительством и продажей недвижимости в городе занимаются сотни крупных и средних, а также тысячи небольших фирм, различной формы собственности из разных городов и стран.

– Каковы перспективы развития московского строительного комплекса?

– Московский строительный комплекс будет развиваться в рамках тех задач, которые определены Генеральным планом развития г. Москвы до 2020 года. Работа будет вестись по многим направлениям. Прежде всего, как я уже говорил, это строительство жилья. Кроме того, будет развиваться и совершенствоваться городская инфраструктура, появится много новых объектов культуры, здравоохранения, образования и спорта.

Важными перспективными направлениями в работе комплекса являются городские программы: по реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда; капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки; реорганизации, выводу и перебазированию промзон; строительству в регионах; высотному строительству «Новое кольцо Москвы» и др. Как видите, дел впереди много. Так что можно с уверенностью сказать, что без работы московские строители не останутся.