Павел РОМАНЕНКО: наша цель – эффективная бюджетная политика


Беседу вел Леонтий Букштейн

Какими только эпитетами не награждали Ульяновск в последнее десятилетие! Одно время на общероссийском фоне он выглядел как «заповедник социализма» и «образец мягкого вхождения в рынок». Но сегодня в этом волжском городе далеко не все благополучно. По мнению мэра Ульяновска Павла Романенко, главная причина такого положения дел заключается в неурегулированности межбюджетных отношений.

— Павел Михайлович, существует мнение, что Ульяновск жил бы куда лучше, если бы на нужды города оставляли больше налогов, собранных на его же территории. Вы с этим согласны?

— Абсолютно. Приведу конкретные цифры. Ульяновск дает в областную казну более 70% налоговых поступлений. Нам же оставляют около 25%. В итоге мы вынуждены постоянно просить, чтобы областной бюджет выделил городу, по сути, им же заработанные средства. Понятно, что такой искусственно приданный статус дотируемого образования не способствует его развитию, а следовательно, и развитию региона в целом.

Вот наглядный пример. В Ульяновске каждую зиму возникают проблемы с отоплением, а летом зачастую отсутствует горячая вода. Из Москвы компенсации по льготам поступают не в полном объеме, цены на электроэнергию от ОАО «Ульяновскэнерго» выше, чем в других регионах. Несмотря на постоянное повышение стоимости топлива, суммы, которые мы получаем из областного бюджета в качестве компенсации затрат на теплоснабжение, за последние два года уменьшились в два раза. И пока, к сожалению, не удалось убедить ни областное руководство, ни депутатов регионального законодательного собрания в необходимости более справедливого распределения бюджетных средств.

— Позволит ли, на ваш взгляд, предстоящая реформа местного самоуправления решить проблему межбюджетных отношений?

— Муниципалитеты поддерживают реформу местного самоуправления, связанную прежде всего с разграничением полномочий между различными уровнями власти. Тем не менее опыт работы органов местной исполнительной власти учит осторожно относиться к реформам, поскольку практические результаты нередко расходятся с теорией. Так, основной принцип, заложенный в законе о МСУ, — «деньги следуют за полномочиями», — нарушает устоявшиеся взаимоотношения между губернаторами и местными властями. Он может остаться декларативной фразой, если не произойдет радикального изменения системы бюджетного регулирования и если не подкрепить его принципом формирования бюджетов всех уровней не сверху, а снизу.

Я убежден, что применительно к реформе МСУ закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» надо было принимать в одном пакете с другими федеральными законами. Требовалось принять законы «О минимальных государственных социальных стандартах», «О минимальном бюджете», закрепив за органами местного самоуправления собственную минимальную доходную базу в рамках самостоятельного бюджетного планирования. Также следовало разработать общую методику определения налогового и бюджетного потенциала территории на основе единых нормативов для расчетов доходных возможностей, бюджетной обеспеченности муниципальных образований и размеров необходимой финансовой помощи. К тому же нужны поправки, гарантирующие права местного самоуправления на судебную защиту его экономических интересов. Кстати, в этом году администрация Ульяновска судилась с региональной представительной властью по поводу некоторых налоговых источников, и по большинству пунктов суд признал нашу правоту. Как следствие, городской бюджет должен получить более 200 млн руб. Случай в российской практике, насколько мне известно, беспрецедентный.

Очевидно, что главной проблемой местного самоуправления остается недостаточное финансовое обеспечение.

— Какими в этих условиях будут основные принципы бюджетной и налоговой политики администрации Ульяновска?

— Эти принципы зиждятся на бюджетном и налоговом законодательствах Российской Федерации и положении городской думы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Ульяновске».

В 2005 году бюджетная политика Ульяновска, как и раньше, будет нацелена на рост доходов, совершенствование структуры расходов и повышение качества предоставляемых бюджетных услуг. Сохранится и социальная направленность городского бюджета: средства на зарплату бюджетников и адресную помощь нуждающимся планируется заложить в нем на 100%.