Власть в электронном режиме


Виталий МАРЕЧЕНКОВ

Стремительное развитие телекоммуникационных и информационных технологий не может не отражаться на политических процессах, происходящих как в планетарном масштабе, так и в отдельно взятых странах. Мир, по существу, стоит на пороге глобальной революции, знаменующей новую эру развития человечества.

Одной из вех этой эры должна стать электронная демократия, идущая на смену привычной представительской демократии, когда граждане государства избирают президента, депутатов парламента и других официальных деятелей, наделяемых властными полномочиями, полностью доверяя им все вопросы управления государственным механизмом. Растет число стран, в которых все больше секторов государственного и муниципального управления постепенно переводится в электронный режим.

Так, в Канаде уже активно работает учрежденная по инициативе Федерального казначейства программа Government On-Line. Ее целью является предоставление населению страны открытого доступа ко всем правительственным программам и услугам с помощью электронных средств коммуникации начиная с 2004 года. А с прошлого года на официальном сайте правительства этой страны существует специальный раздел для граждан, используя который оно может оценивать позицию населения по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. Еще с июня 2001 года разрешено представлять на сайте официальные данные частных компаний, в связи с чем создается особая инфраструктура, обеспечивающая конфиденциальность, защиту и безупречность работы по сделкам с правительственными структурами, совершаемым через электронные средства коммуникации. Хотя это скорее шаг к созданию электронного правительства, которое является лишь одной из составляющих концепции электронной демократии.

Эксперимент по привлечению граждан к участию в муниципальном управлении проводится в Швеции. В г. Мин заседания городского совета транслируются по Интернету. Причем в режиме реального времени принимаются вопросы от граждан и ведется диалог с ними.

Внедрением элементов электронной демократии активно занимается руководство Мексики. В этой стране работа по созданию единого информационного пространства осуществляется на основе двухкомпонентной стратегии. С одной стороны, обеспечение охвата всей страны коммуникационными сетями, с другой — совершенствование веб-служб, специализирующихся на таких направлениях жизни общества, как здравоохранение, образование, экономика, государственные услуги.

Перед создаваемым в Мексике электронным правительством ставится задача не только и не столько перевести получение всевозможных разрешений и согласований в электронную форму, сколько максимально избавиться от подобных формальностей и усовершенствовать систему государственного управления. Также в числе приоритетных задач обозначены: пропаганда участия общественности и представителей частного сектора экономики в государственном руководстве с целью формирования духа национальной гордости и готовности к широкому международному единению; инициирование перемен в государственных учреждениях и создание новых структур, необходимых для эффективной деятельности электронного правительства и борьбы с коррупцией и недобросовестностью в государственном секторе; формирование инструментов для поощрения малого и среднего бизнеса; разработка и интеграция электронных систем здравоохранения и образования.

В рамках построения единой сети E-Mexico государство способствует созданию первой общественной точки доступа, чья работа будет осуществляться в координации с телекоммуникационными компаниями. Эта сеть откроет доступ к информации и обеспечит ресурс пропускной способности коммуникационных каналов, необходимый частным компаниям для предоставления услуг доступа в Интернет и ускорения экономического роста.

Интересный опыт в области электронной демократии имеется у Ирландии. Сначала правительство этой страны намеревалось создать некий электронный банк данных, в котором собирались бы запросы граждан по тем или иным проблемам с перспективой решения наиболее актуальных из них. Однако в 2001 году ирландцы отказались от этой модели, решив пойти другим путем, и сконцентрировали внимание на предоставлении услуг гражданам. Теперь основная цель правительственной программы — интегрировать предоставляемые услуги так, чтобы максимально упростить для граждан процедуру их получения. На сегодня из 120 услуг, предоставляемых населению Ирландии национальным правительством, 107 можно получить в режиме онлайн.

Причем подобная идея активно воплощается не только в Ирландии и Мексике. Сейчас уже девять стран близки к тому, чтобы обеспечить возможность реализовать в электронном виде все 100% услуг, предоставляемых национальными правительствами своим гражданам. Еще у семи стран этот показатель составляет от 80% до 90%.

Серьезная работа по внедрению концепции электронной демократии ведется в таких странах, как Германия, Португалия и Сингапур.

В России тоже запущен соответствующий интернет-проект (с ним можно ознакомиться на сайте www.egovernment.ru), но действует он пока слишком недолго, чтобы делать какие-то выводы.

Этапы реализации

Конечно, переход государственного управления в электронный режим не означает, что органы исполнительной и законодательной власти в одночасье станут ненужными в государственном устройстве институтами. По крайней мере, в ближайшие десятилетия. Речь идет о постепенном привлечении граждан того или иного государства к участию в решении задач и проблем, стоящих перед его руководством. Более эффективной реализации таких традиционных функций национального правительства, как обеспечение обороноспособности и безопасности, формирование социально-экономической политики, соблюдение демократических свобод, предоставление услуг в области юриспруденции, образования, здравоохранения, снабжения, транспортных и почтовых услуг.

Специалисты выделяют несколько стадий первоначальной фазы перехода государства к электронной модели демократии.

Стадия публикации. Властные структуры используют интернет-сайты для обнародования информации о принимаемых парламентом законах и реализуемых правительством программах. На этой стадии граждане лишь получают свободный доступ к официальным документам, но никак не участвуют в управлении государством.

Стадия учета общественного мнения. Граждане уже имеют возможность через сайты направлять свои претензии и предложения в органы власти. Но те не обязаны им отвечать.

Стадия двустороннего диалога. Властные структуры должны давать официальные ответы на запросы граждан в электронном формате.

И, наконец, стадия электронного правительства. Это высшая стадия, по достижении которой граждане могут оценивать эффективность принимаемых властных решений. Более того, сама их реализация напрямую зависит от полученной оценки. То есть население страны непосредственно участвует в управлении государством, причем мнение каждого человека учитывается.

С помощью электронного правительства в действие вступает инструмент сравнения. Отныне властные структуры могут сразу увидеть, какой резонанс вызывают в обществе принимаемые ими решения. А граждане приобретают эффективный инструмент контроля над властными структурами.

Безусловно, ни одно новое дело не обходится без некоторых ошибок и перегибов. И в этом плане концепция электронной демократии не является исключением. Так, во многих странах реализация гражданами возможностей электронной демократии зачастую носит слишком политизированный характер. При этом на задний план отступает решение практических проблем, стоящих перед обществом. Однако в последние годы подобная тенденция заметно идет на убыль. Национальные правительства, внедряющие в своей стране элементы электронной демократии, все больше акцентируют внимание на эффективности управления и достижении более высокого уровня удовлетворенности граждан действиями органов власти.

Что нас ждет?

Реализация концепции электронной демократии выводит мир на новый уровень взаимоотношений между властью и гражданином. Повышает доверие к своему правительству народа, получившего реальные инструменты контроля за действиями властей. Дает возможность наиболее полно использовать интеллектуальный потенциал всего населения страны и таким образом способствует росту эффективности внутренней и внешней политики государства.

Но в то же время не стоит идеализировать ситуацию и слишком поспешно приступать к реализации новой концепции. Ведь здесь существует немало подводных камней. Например, сейчас очень остро стоят вопросы обеспечения информационной безопасности, неприкосновенности личной информации, создания эффективной системы распознавания операторов. К тому же весьма высока вероятность сопротивления планам создания электронного правительства и внедрения концепции электронной демократии со стороны коррумпированных представителей власти, отнюдь не заинтересованных в подобных инициативах.

Словом, на этом пути человечество ждет много проб и ошибок. Однако недаром говорится: не ошибается тот, кто ничего не делает. Так что, скорее всего, электронная демократия с каждым годом станет приобретать все более и более реальные черты.

И поступательное движение в этом направлении будет означать несомненный прогресс в развитии общественно-политического устройства общества.