Тагир ЯППАРОВ: наш самый ценный актив — умение строить свой бизнес


Беседу вел Леонтий Букштейн

В группе компаний «АйТи» одним из основных своих преимуществ считают умение создавать информационные системы, которые обеспечивают повышение эффективности и развитие бизнеса заказчиков. Действительно, совсем не просто сделать IT-проект по-настоящему эффективным. Как этого добиться, рассказывает президент группы компаний «АйТи».

— Тагир Галеевич, в начале 90-х вы взялись за безнадежное, как могло показаться с позиций того времени, дело: пытались внедрять информационные технологии, о которых тогда знал только узкий круг посвященных специалистов…

— Время, действительно, было неоднозначное по многим факторам. Мы с моим другом и, как оказалось, будущим партнером по бизнесу окончили физфак Московского университета, потом аспирантуру ВМК. Российская наука переживала тогда далеко не лучшие свои времена. Половина наших однокашников разъехалась по всему миру. Теперь, в какую бы страну я ни приехал, обязательно нахожу там вчерашних сокурсников. В те годы — годы разброда и шатаний многие считали, что вариантов только два: или уезжать за рубеж и служить другому государству, или заняться IT-бизнесом, под которым в тот момент понимали банальные торговые операции с компьютерами. Именно они давали сверхприбыли, и именно они стали стартовыми для огромного числа сегодняшних бизнесменов и даже олигархов. К дележке этого пирога мы опоздали: пик сверхприбыльности компьютерного бизнеса уже прошел. Кроме того, в пору юношеского максимализма торговля казалась далеко не лучшим применением собственных интеллектуальных ресурсов. Перспективы же использования информационных технологий в бизнесе, а не только в науке, уже тогда виделись нам довольно многообещающими — все-таки мы принадлежали к тому самому «узкому кругу посвященных». И, как показала практика, «темная лошадка», на которую мы поставили, нас не подвела.

— Каким был ваш первый проект?

— Первое детище «АйТи» — концепция автоматизации коммерческого банка — представляло собой своеобразный симбиоз теоретических знаний, почерпнутых в научных библиотеках, и наших собственных идей о том, каким образом должна строиться информационная система банка, информационная безопасность, технология реализации…

Это был тот счастливый момент, когда еще продавались именно идеи. Сегодня все по-другому: заказчик хочет знать, где реализована данная идея, каков опыт компании-разработчика, нужны положительные отзывы других клиентов… А в те годы никакой «истории» у нас и быть не могло. Зато имелась масса идей! Уже через полгода мы получили первый контракт. Интересные были времена: офис находился у меня дома, на домашний же адрес регистрировали компанию… Проще было и вот в каком плане: к руководству бизнесом вообще и банковским в частности первыми пришли люди с техническим образованием, они смогли понять и оценить наши идеи, несмотря на их ярко выраженный технологический характер.

Первый контракт мы подписали с западносибирским банком «Югра». Нам повезло: «Югра» оказался очень требовательным заказчиком, сотрудники банка отличались высоким профессионализмом. А первый клиент во многом определяет дальнейшее развитие бизнеса. Собственно говоря, с тех пор мы и работаем на рынке крупных корпоративных заказчиков, создавая для них информационные системы, способствующие повышению эффективности бизнеса.

— «АйТи» на этом рынке почти 14 лет. Каков итог?

— Мы работаем в стране, которая меняется на глазах. И в этих условиях смогли создать компанию, чей бизнес построен не на сырьевых ресурсах и без каких-либо внешних инвестиций. Мы были и остаемся компанией, которая создала себя сама.

В 1991 году у нас работало 15 человек, а сегодня «АйТи» — это группа компаний, число ее сотрудников превышает 1 тыс. человек. Группа «АйТи» занимается несколькими направлениями IT-бизнеса: системной интеграцией, консалтингом, тиражными продуктами, дистрибуцией, обучением. Помимо системного интегратора («АйТи») в нее входят компании «AVA Дистрибуция», «Академия АйТи», «Аплана», «БОСС. Кадровые системы», «Мобико».

Спектр наших услуг позволяет поддерживать весь жизненный цикл информационной системы: консалтинг, разработку, внедрение, обучение персонала, техническую поддержку. Широкая линейка продуктов и услуг компании обеспечивает поддержку бизнеса заказчиков на всех уровнях корпоративного управления и охватывает практически все ключевые бизнес-процессы: производство, финансы, управление активами, бюджетное планирование, консолидацию и анализ информации, управление человеческими ресурсами, документооборот и пр. В нашем портфеле решения практически всех мировых лидеров в области систем автоматизации бизнеса: Cognos, Microsoft, MRO Software, Oracle, SAP AG. Используем и собственные разработки — это система управления персоналом «БОСС-Кадровик», система электронного документооборота «БОСС-Референт», система автоматизации управления нефтесбытом «АйТи-Ойл», уже много лет занимающие лидирующие позиции в своих сегментах. По некоторым направлениям компания обладает уникальной экспертизой, например в области систем управления персоналом.

Наши клиенты находятся в 11 часовых поясах. Чтобы гарантировать им оптимальное соотношение цены и качества услуг, мы создали мощную региональную инфраструктуру, позволяющую использовать ресурсы на местах, обеспечить заказчика качественными услугами по обучению персонала, внедрению и сопровождению информационных систем и пр. Начиналась она с двух представительств, а сегодня раскинулась по всей стране и даже за ее пределами. Региональная сеть «АйТи» состоит из 19 представительств и охватывает практически все крупные промышленные центры России, а также Украину и Казахстан. За счет этого мы можем быстро и качественно выполнять проекты для любой крупной территориально распределенной организации.

Мы владеем технологией реализации масштабных распределенных проектов, неоднократно подтвердившей свою состоятельность на практике. Кстати, в таких проектах преимущества нашей региональной сети наиболее очевидны: ее наличие позволяет значительно снижать затраты заказчиков на внедрение и сопровождение системы.

У нас есть собственное ноу-хау в области тиражирования информационных систем на все подразделения компании любого масштаба и уровня распределенности. Его ключевые составляющие — диверсифицированный подход к формированию проектных команд и обучению пользователей, ну и, конечно же, активное использование локального ресурса. Таким образом, наш самый ценный актив — это умение строить свой бизнес и развивать его.

— В миссии компании сказано, что ваши услуги и решения призваны содействовать повышению эффективности бизнеса заказчиков…

— Эффективность бизнеса зависит от организации управленческих и производственных процессов. Существует ряд критических факторов, напрямую влияющих на эффективность деятельности. Возьмем, например, строительную организацию. Важнейшей составляющей эффективности бизнеса здесь является проектное управление, в котором роль информационных технологий довольно существенна. Внедрение информационной системы — это ведь не только перевод различных операций в автоматический режим. Прежде всего это внедрение так называемых лучших практик организации тех или иных процессов, наработанных успешными компаниями. Нельзя автоматизировать хаос. Пока не существует регламента, пока не описаны операции и процессы, автоматизировать нечего. В данном случае автоматизация процесса управления проектами влечет за собой более эффективную его организацию и, как следствие, влияет на эффективность бизнеса в целом.

— Как вы оцениваете тенденции российского рынка информационных технологий?

— Пожалуй, я бы отметил несколько тенденций, существенным образом влияющих на развитие нашего рынка. Первая из них — укрупнение IT-компаний, обусловленное прежде всего тем, что для клиентов сегодня важным показателем становится то, с кем они работают. Не последнюю роль при выборе партнера играют и такие вещи, как имидж компании — поставщика IT-услуг и объемы ее бизнеса.

Вторая тенденция — изменение структуры рынка. В первую очередь здесь хотелось бы отметить рост доли сложных, комплексных проектов в общем объеме IT-потребления и в целом их укрупнение.

Ну и третья, на мой взгляд, важная тенденция — рост исследовательской компоненты. Она необходима для качественного развития рынка, которое невозможно без появления новых технологий, решений и продуктов.