Российские ювелиры дозрели до брэндинга


Агунда АЛБОРОВА

С 31 августа по 8 сентября в культурно-выставочном центре «Сокольники» проходила московская международная ювелирная и часовая выставка «Ювелир-2004». На этом известнейшем форуме профессионалы отрасли со всей страны не только обмениваются опытом и заключают контракты, но и формируют для себя представление о состоянии отечественного ювелирного рынка в целом.
В нынешнем году многие из производителей, с которыми удалось пообщаться на выставке, чаще всего затрагивали одну тему — необходимость создания сильных российских ювелирных брэндов.

Количество участников выставки «Ювелир» растет с каждым годом. Что неудивительно, ведь договоры, заключенные здесь, зачастую обеспечивают компании годовой объем работы, а уровень продаж на стендах в течение десяти дней нередко превышает доход от розничной торговли за несколько месяцев.

В этот раз стенды выставки размещались в 11 павильонах на площади 40 тыс. кв. м. Свыше 500 российских и 100 зарубежных экспонентов (из Италии, Франции, Израиля, Польши, ОАЭ, Турции, Индии, Бельгии, Южной Кореи, Украины) демонстрировали высококачественную и разнообразную по ассортименту продукцию: помимо новых коллекций ювелирных изделий из золота и платины, были представлены часы, столовое серебро, бижутерия, предметы интерьера, малая пластика, художественное оружие, инструменты и оборудование для ювелирного производства, упаковка и аксессуары. По оценкам организаторов, за весь период работы выставку посетило около 150 тыс. человек.

Участниками пресс-конференции, проходившей в день открытия выставки, были озвучены многие актуальные проблемы ювелирной отрасли. Так, по словам Александра Иванюка, генерального директора ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов», один из серьезных вопросов, который беспокоит отечественных ювелиров, — вступление России в ВТО. Дело в том, что в ювелирной отрасли практически всех европейских стран наметился кризис. Производство сокращается, и в то же время цена изделий приближается к себестоимости за счет более высокой, чем в нашей стране, производительности труда (ее обеспечивают современные технологии) и гибких систем налогообложения и кредитования. У нас же в силу несовершенства законодательства, для того чтобы реализовать ювелирные изделия с прибылью и покрыть расходы, производителю приходится идти на искусственное завышение отпускной цены. Потому-то на российском рынке изделия отечественного производства стоят дороже, чем продаваемая в Европе мало отличающаяся от них по качеству и дизайну продукция зарубежных фирм.

«В случае если вступление в ВТО произойдет в ближайшее время, нашей ювелирной промышленности будет очень тяжело выживать в условиях конкурентной борьбы», — сказал Александр Иванюк.

Александр Рыбаков, президент ЗАО «Росювелирэкспо», организатора выставки «Ювелир-2004», выделил, пожалуй, главную проблему, стоящую перед многими отечественными ювелирными предприятиями в связи с планируемым вступлением в ВТО: «Хотя по качеству продукции наши ювелирные компании вполне конкурентоспособны, но у большинства из них нет сильных, раскрученных брэндов, таких, как Cartier, Tiffany, Bulgary. Пойти на колоссальные затраты ради продвижения своего брэнда могут только единицы. Это связано опять-таки с высокой себестоимостью производства — на остальное многим просто не хватает средств».

Тем не менее за рубежом ювелирное сообщество все еще помнит торговые марки советских времен, например «Ювелиры Урала», «Русские самоцветы», МЭЮЗ, «Костромской ювелирный завод», которыми гордилась наша ювелирная отрасль. Но и производствам с давними традициями, и новым компаниям, уже имеющим собственный узнаваемый стиль в дизайне, в настоящее время не хватает современного подхода в вопросах поддержки и развития брэндов. Поэтому пока на зарубежных рынках нашли ниши сбыта лишь немногие из них: брэнды «Фаберже от Ананова» компании «Русское ювелирное искусство», ЮТЭ компании «ЮТЭ — Ювелирный театр» и «Кристалл» смоленского предприятия «ПО “Кристалл”».

Сергей Улин, президент Алмазной палаты РФ, считает, что для создания настоящего брэнда недостаточно одного таланта, качества, которым наши ювелиры в большинстве своем обладают. «Сегодня все ведущие производители алмазов строят вертикально-интегрированную систему: от добычи и реализации необработанных алмазов они уверенно переходят к глубокой переработке алмазного сырья, — говорит он. — Понятно, что и алмазодобывающие компании, и производители бриллиантовых изделий работают на рынке предметов роскоши.

А этот рынок вряд ли будет рассматривать всерьез небрэндовую продукцию. Очевидно, что занять реальные позиции здесь можно, лишь имея сильный брэнд. Поэтому главный определяющий фактор развития отрасли — создание такого производства, которое отвечало бы всем требованиям брэндинга. А это не только деньги и эксклюзивность товара». Чтобы торговая марка превратилась в брэнд, необходимы годы упорного труда на стабильно высоком уровне, кроме того, объемы производства должны быть заметны на мировом рынке. Сейчас же Россия выпускает около 50 т ювелирных изделий в год, что составляет примерно 1—3% от мирового объема.

Тем не менее процесс создания и продвижения отечественными ювелирными компаниями собственных брэндов набирает обороты. Растет узнаваемость новых торговых марок, формируются покупательские предпочтения. И завершившаяся выставка «Ювелир-2004» как нельзя лучше это продемонстрировала: у стендов предприятий, последние два-три года основательно занимающихся брэндингом (среди них «Кристалл», «Алмаз-Холдинг», «Яшма», «Красцветмет», «Эрми», «Родник-АС», «Каст», «Ювелирная фабрика “Шар”»), практически все дни работы посетителей было гораздо больше, чем у остальных.

Справка «БОССа»

За последние четыре года объем производства ювелирных изделий в целом вырос на 30%, выпуск изделий из золота увеличился на 27%, из серебра — на 34%, из платины — на 40%. Объем производства бриллиантов структурным подразделением компании «АЛРОСА» достиг $140 млн в год.