Борис ГРОМОВ: только сильные регионы могут быть опорой России


Беседу вел Николай Лободюк

Вот уже 15 лет знаковой для России фигурой остается Борис Громов. В 1989 году он поставил последнюю точку в афганской войне. Проявил мужество, отказавшись возглавить военный поход на Чечню, за что подвергся опале. Сейчас губернатор Московской области Громов — самый успешный в стране региональный лидер из бывших военных.
В последние пять лет в Подмосковье происходят заметные перемены. Область стремительно становится «тяжеловесом» среди наиболее эффективных субъектов Федерации. Интенсивнее всех строит жилье, энергично привлекает иностранные инвестиции, активно использует в экономике достижения науки.
Мы пригласили Бориса Громова в редакцию, чтобы из первых уст услышать, как живет и развивается Подмосковье под чутким генеральским руководством. Тем более что для этого разговора есть и формальный повод: 3 октября Московская область отмечает 75-летие своего образования.

— Борис Всеволодович, как-то вы сказали: «Московская область еще раз доказала, что является одним из сильнейших регионов России и опорой в преобразованиях, намеченных президентом и Правительством Российской Федерации». Не могли бы вы обосновать это утверждение?

— Обоснование очень простое. Московия издавна служила надежным щитом, опорой Российскому государству. Не стал исключением и современный период ее жизни, когда все мы столкнулись с трудностями, вызванными новыми реалиями. Это мы доказали делами.

В Московской области отсутствуют сырьевые источники, нет мощных финансовых центров, а сложившаяся структура экономики имеет высокую долю федеральной собственности, ориентированной преимущественно на выполнение общероссийских задач. Несмотря на это, за последние годы мы стали самодостаточным регионом. Согласно анализу Минэкономразвития России, Подмосковье отнесено к субъектам с уровнем развития «выше среднего» — самая высокая интегральная оценка. По уровню социально-экономического развития область из пятого десятка перешла в первый, а по некоторым показателям в этой сфере — и в первую пятерку. Мы на третьем месте по поступлению налогов и сборов в бюджет Российской Федерации. Все перечисленное позволяет нам считать себя сильным регионом. А лишь сильные регионы и могут быть опорой России на пути реформ, в нашей общей работе по улучшению качества жизни населения и укреплению могущества государства.

Мы не только декларируем поддержку многих начинаний государства, но и переводим ее в практическую плоскость. Особенно в области науки, новых технологий.

Подмосковье обратилось к президенту страны В.В. Путину с предложением реализовать на своей территории пилотный проект по отработке элементов национальной инновационной системы. Предложение наше принято и рассмотрено на совместном заседании Совета безопасности и президиума Госсовета. Сейчас работаем над непосредственной реализацией поставленных задач.

— Каков был ваш подход к выбору стратегии, направлений работы? Судя по всему, он привел к желаемому результату?

— Правительству Московской области удалось выработать системный подход к решению сложных задач. Он основан на стратегическом выборе целей, долгосрочном и тактическом планировании, концентрации сил и возможностей на важнейших направлениях.

Одно из таких направлений — выравнивание различий в экономическом потенциале и уровне жизни муниципальных образований. Люди должны иметь равные социальные гарантии независимо от места проживания, а значит, необходима развитая социальная инфраструктура — больницы, школы, детские сады и т. д.

Удалось ли нам достичь этого? Судите сами. Если в 2000 году десять наших муниципальных образований относились к категории высокоразвитых территорий, то в прошлом году их количество достигло 17. Я понимаю, рост скромный. Но все же не простаивание на месте, а расширение пространства, на котором произошли очевидные изменения в сторону лучшей, достойной жизни, и процесс этот необратим.

Мы построили много жилья, школ, больниц, автовокзалов. По программе «Губернское кольцо» вдоль МКАД возведена целая серия супермаркетов. Посмотрите, что там сегодня делается на автостоянках — тысячи автомобилей! Многие жители столицы также приезжают отовариться в эти крупнейшие даже по европейским меркам центры торговли. Мы ввели в строй несколько современных заводов. Наша строительная индустрия освоила и наладила выпуск разнообразных стройматериалов, по качеству ни в чем не уступающих импортным. Темпы прироста промышленного производства области более чем в два раза превышают среднероссийский показатель.

За счет форсированного подъема экономики, увеличения поступлений в бюджет от сбора налогов нам удалось приступить к обширной программе повышения благосостояния населения. Следствием стабильности экономического развития области стало постепенное улучшение демографической ситуации. В этом году у нас 1 сентября пришло в школы на 5 тыс. первоклашек больше, чем в прошлом.

— Что сегодня для вас представляется главным?

— Вы знаете, это тема для отдельного большого разговора. Скажу кратко. Мы будем продолжать работу по структурной перестройке экономики. Необходимо создавать новые и модернизировать действующие производства в дотационных муниципальных образованиях. Причем решающая роль принадлежит развитию и внедрению наукоемких технологий.

Второе направление — укрепление секторов экономики, дающих быстрый экономический эффект и имеющих большое социальное значение либо определяющих стратегические направления развития области. Есть целый ряд перспективных проектов. Об одном из них — строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) сейчас много говорят и пишут. Кроме того, нам во что бы то ни стало нужно форсировать газификацию села. Это больное место области. Без газификации (а здесь мы, к сожалению, испытываем огромные трудности с финансированием), без новых линий электропередачи наше село не обретет вторую жизнь.

Одна из главных задач — повышение инвестиционной привлекательности региона. Добьемся этого — еще значительнее уменьшим дифференциацию территорий, сделаем муниципальные образования самодостаточными. Достижение данной цели будет означать совершенно новый уровень жизни населения Подмосковья. Ну, к примеру, увеличение среднеобластной зарплаты до 15 тыс. руб. И это не фантазии наши, а реальная задача, которую я поставил перед всеми руководителями центральных исполнительных органов государственной власти Подмосковья, перед главами муниципальных образований.

— С вашим приходом состав управляющей команды в Московской области кардинально изменился. А какие изменения произошли непосредственно в работе областных министров, руководителей комитетов и ведомств?

— По сути, мы поменяли саму структуру и систему управления исполнительной власти нашего региона. Вместо администрации было создано правительство, и его председателем стал губернатор. Структура правительства разрабатывалась не под людей, а под конкретные задачи, которые стояли перед исполнительной властью

и которые тогда, в 2000 году, мы считали наиболее актуальными. Эта структура, как показал первый губернаторский срок, оказалась эффективной, дееспособной, и поэтому после декабря 2003 года, когда меня избрали на второй срок, в ней ничего кардинально не менялось. Произошли небольшие изменения в кадровом составе, но принципиально система управления осталась прежней.

— Какие взаимоотношения у вас как губернатора сложились с федеральным центром? По всем ли вопросам удается найти общий язык, скажем, с реорганизованным правительством?

— Как руководитель региона я всегда отстаиваю интересы его населения — это с одной стороны. А с другой — я понимаю и интересы страны в целом, не тяну одеяло на себя при решении тех или иных вопросов в коридорах центральной власти. Так что не вижу причин, по которым я должен испытывать затруднения в работе с обновленным центром.

— А как складываются отношения между областью и столицей? Иногда приходится слышать, что они довольно натянутые, острые.

— Наши отношения со столицей я бы назвал нормальными, добрососедскими. А все остальное — только слухи.

Один из шагов в направлении эффективного взаимодействия двух соседствующих субъектов Федерации — создание в 2001 году Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области. За время существования коллегии отработаны совместные решения по многим вопросам. К ним относятся расширение сотрудничества Москвы и Подмосковья в сфере поддержки и развития малого бизнеса, конкретные меры по реализации государственной политики в области контроля за производством, качеством и оборотом алкогольной продукции в нашем обширном регионе. Огромным достижением считаю и то, что нам удалось совместно рассмотреть пути решения таких проблем современной жизни, как борьба с наркоманией и профилактика правонарушений среди молодежи, вопросы так называемого социального сиротства и некоторые другие. Теперь для нас весьма актуален совместный поиск эффективных антитеррористических мер безопасности.

— Хорошо ли вы знаете свой электорат? Как часто встречаетесь с жителями области?

— «Электорат» — это термин из словаря социологов и политологов. А для меня в повседневной жизни существуют иные слова: «население», «граждане», «жители области», просто «земляки».

Знаете, искусство управления и есть знание людей, их запросов и чаяний. И цель управления — работать для населения. Потому встречи, общение с жителями просто необходимы. Я это делаю во время каждой своей рабочей поездки по области, а они бывают практически ежедневно. В результате решаются социальные, бытовые, в том числе и жилищные, вопросы граждан. Такие встречи полезны и мне как губернатору: я сверяю собственные ощущения с настроением моих земляков, получаю более верное представление о моральной атмосфере и социальном положении в области.

Есть и другая, очень эффективная и прогрессивная форма контакта с населением — общественные приемные. По моему распоряжению они созданы во всех муниципальных образованиях Подмосковья. Эти приемные — связующее звено между областными и местными органами власти, общественностью и самыми широкими слоями населения. С июля 2001 года, когда они только появились, на приеме побывало более 110 тыс. человек. Ежемесячно здесь рассматривается примерно 2,5 тыс. вопросов от жителей Подмосковья. Именно в этих приемных аккумулируются просьбы, предложения, заявления и жалобы, в которых наиболее широко и полно выражается общественное мнение по самым актуальным и острым проблемам жизни в каждом населенном пункте области. Кстати, программа «Общественные приемные губернатора Московской области» стала лауреатом национального конкурса «Инновации в региональном и местном управлении-2002».

— В июне вы с делегацией посетили итальянскую область Лацио, с которой у Подмосковья установились дружественные связи. Каковы перспективы этого сотрудничества?

— Напомню: по итогам официального визита был подписан Протокол о развитии двустороннего сотрудничества, в котором отмечается важность и актуальность нашего партнерства в сфере исследований космического пространства, в том числе научного обмена в этой отрасли; совместного создания промышленных округов в Подмосковье; подготовки управленческих кадров в сфере бизнеса и т. д.

Учитывая, что такие встречи носят позитивный характер, способствуют расширению взаимовыгодных связей между регионами, было принято решение провести в Москве в октябре этого года бизнес-семинар с участием представителей итальянских компаний. По предварительным данным, прибудет более 100 итальянских бизнесменов, они смогут познакомиться со своими потенциальными партнерами из Подмосковья, посетить площадки, выделенные под создание промышленных округов и начать реализацию конкретных проектов.

— Электроэнергетика — одна из базовых отраслей народно-хозяйственного комплекса Московской области, призванная обеспечить региональную экономику своими ресурсами. При традиционном способе развития этой отрасли, учитывая существующий высокий спрос на электроэнергию, в ближайший период, очевидно, предстоит столкнуться с ее дефицитом и неизбежными последствиями: массовыми отключениями и ограничениями энергии, ускоренным ростом тарифов…

— Такой сценарий вполне реален. Ведь только в 2003 году прирост потребления электроэнергии по области составил почти 6%. Но мы не можем допустить подобного развития событий. Потому особая роль отводится энергосбережению, тем более что уже сейчас оно приносит ощутимую экономию средств. Потребители начинают понимать, что экономить энергию необходимо. Применение энергосберегающих технологий и оборудования дает значительный экономический и социальный эффект.

Особое внимание уделяется вопросам тарифной политики. Нами определены меры по совершенствованию методов государственного регулирования тарифов, что должно их стабилизировать. В первую очередь предусмотрено прекращение перекрестного субсидирования, нагрузку от которого несут средние и крупные предприятия, и установление экономически обоснованного тарифа для населения. При этом, конечно, должны быть обеспечены рост доходов граждан и меры социальной поддержки.

— Как вы оцениваете ход реформы местного самоуправления?

— Вы задали, пожалуй, самый животрепещущий на сегодня вопрос. В 2006 году у нас вместо нынешних 72 муниципальных образований появится более 400. Идет напряженная подготовка проектов областных законов по установлению границ и наделению соответствующим статусом муниципальных образований. Есть уже более 40 законопроектов из 69 необходимых. На днях мы эту работу закончим, а потом вынесем проекты на рассмотрение законодательного собрания.

Далее предстоит большая работа по подготовке и проведению выборов, и здесь возникает проблема определения плотности населения. Взять, например, Балашихинский район и г. Железнодорожный. Поселок Купавна находится на территории района и никак не связан с городом. В Купавне свыше 6 тыс. избирателей, и их так просто нельзя передать району — необходимо проводить процедурный референдум. Другой нюанс — с Ленинским районом: он разделен на две части, а по федеральному закону обязан быть единым. Не менее серьезная проблема — перераспределение государственной и муниципальной собственности.

Словом, нас ждет много кропотливой работы. И хотя сроки очень сжатые, мы обязательно ее выполним.

— Борис Всеволодович, а как вы будете отмечать юбилей?

— Мы его уже отмечаем. Дело в том, что круглые даты у многих городов и районов совпали с юбилеем области. За минувший год мы немало сделали для благоустройства населенных пунктов, наведения порядка. И конечно же, это повод для того, чтобы верно оценить вклад людей в наши общие достижения, отдать дань уважения ветеранам. А завершится праздник большим торжественным собранием.

Так сложилось, что мы лишь недавно начали отмечать день рождения области и устраивали его обычно на своей территории. Это будет наше первое юбилейное мероприятие, которое пройдет на государственном уровне в Кремле.

Справка «БОССа»

Борис Всеволодович Громов родился в Саратове 7 ноября 1943 года. В том же году его отец погиб на фронте.

Окончил суворовское военное училище, Ленинградское высшее общевойсковое командное училище им. С.М. Кирова, Военную академию им. М.В. Фрунзе (с отличием), Военную академию Генерального штаба (с золотой медалью).

Трижды командировался в Афганистан, где провел в общей сложности пять с половиной лет. В 1988 году Борису Громову присвоено звание Героя Советского Союза. Командовал 40-й общевойсковой армией, которая являлась самой крупной после Второй мировой войны войсковой группировкой СССР, проводившей боевые операции. В 1989 году успешно вывел армию с территории Афганистана.

В дальнейшем командовал войсками Киевского военного округа, был первым заместителем министра внутренних дел, первым заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками, заместителем министра обороны.

С 1995 года занимал должность главного военного эксперта МИДа в ранге заместителя министра иностранных дел. В том же году избран депутатом Государственной думы по одномандатному избирательному округу г. Саратова.

С января 2000 года — губернатор Московской области.

Возглавляет Всероссийское общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство».

Женат, имеет пятерых детей и двух внуков.