Андрей Шишкин: Быть честным перед собой


Татьяна ПУДОВА

О событиях июля — августа этого года сотрудники банковской сферы вспоминать не любят. Население, напуганное угрозой нового банковского кризиса, поснимало со своих счетов гигантские суммы. И тем самым подкосило несколько крупнейших кредитных организаций России, устойчивость которых, казалось бы, ни у кого не вызывала сомнений.

На фоне такой картины весьма удивительным выглядит тот факт, что банк «Агропромкредит» оказался живущим словно в параллельном мире. Какие бы катаклизмы ни происходили вокруг, его устойчивость вряд ли когда-нибудь подвергнется сомнению. Причем это не голословное утверждение. Чтобы прийти к подобному выводу, нужно было проанализировать историю становления банка, его стратегию. И вот, что мы выяснили, проделав все это.

Мечта детства

Возглавляет «Агропромкредит» Андрей Николаевич Шишкин, человек, известный в финансовых кругах своими масштабными, жесткими и неизменно верными решениями. Шутка ли, за последние три года «Агропромкредит» увеличил уставный капитал в 20 (!) раз, приобрел статус универсального банка федерального уровня и вошел в десятку наиболее устойчивых отечественных кредитных организаций. Иначе как головокружительными такие темпы не назовешь.

Данный факт можно считать еще более удивительным, если учесть, что Андрей Николаевич отнюдь не потомственный банкир. Он родился в обыкновенной советской семье: отец — инженер, мама — врач. Но родители никак не влияли на его выбор профессии, будущий руководитель с детства принимал все решения самостоятельно. И одно из них — решение посвятить себя военной службе.

Как признался позднее сам Андрей Шишкин, он всегда хотел делать что-то важное, значимое не только для себя, но и для всей страны: «В то время казалось, что больше всего для такой роли подходит профессия военного — настоящая мужская работа. Именно поэтому я поступил в Суворовское училище, а затем окончил с отличием Высшую школу КГБ СССР». Впоследствии Андрей Шишкин окончил Финансовую академию при Правительстве РФ, и с 1992 года его деятельность связана исключительно с финансовым бизнесом.

А в 2003 году он защитил кандидатскую диссертацию в области экономики.

Нереальное стало реальным

Людям, знакомым с финансовым миром, известно, что, возглавив в 2001 году «Агропромкредит», Андрей Николаевич сделал практически невозможное. Всего каких-то три-четыре года назад этот банк был самым обычным, а сегодня он входит в число наиболее надежных и активно развивающихся банков России. Создана разветвленная сеть филиалов, среди его клиентов — крупнейшие компании страны. А обусловило такое бурное развитие главным образом появление команды профессионалов-единомышленников, которая разработала эффективную стратегию развития, взяв курс на создание крупного многофилиального универсального банка федерального значения. И она этого добилась: 1135 сотрудников обслуживают более 3,5 тыс. корпоративных клиентов и 140 тыс. частных. Объем привлеченных средств превышает 16 млрд руб., активы — более 20 млрд руб. Около года назад общий кредитный портфель «Агропромкредита» составлял порядка 4 млрд руб., причем на ссуды физическим лицам приходилось едва ли 100 млн, то есть меньше 3%. А вот ситуация на 1 августа нынешнего года: объем кредитного портфеля вырос в четыре раза, объем частных кредитов — почти в 40 раз! И это далеко не предел.

То ли еще будет!

Учитывая сегодняшние темпы, будущее банка представляется еще более грандиозным. Уже составлен новый план развития, по которому «Агропромкредит» намерен к концу 2010 года довести активы до $5—7 млрд, уставный капитал — до $1 млрд и войти в список 10—20 ведущих банков по величине активов и в число 100 крупнейших компаний РФ. А вот когда удастся довести долю вкладов клиентов — физических лиц до 5—7% от общего количества аналогичных вкладов в стране, тогда, думаю, банку опять придется корректировать все эти цифры в сторону увеличения. Что, в общем-то, ему не привыкать делать.

Одновременно будут развиваться и другие стратегически важные направления. Прежде всего продолжится сотрудничество с предприятиями энергетической, нефтегазовой, угольной и некоторых других отраслей промышленности. Почему именно с ними? Все очень просто. В силу специфики своей деятельности банк хорошо понимает нюансы, существующие в работе этих предприятий, знает их корпоративные интересы и имеет ряд программ по их кредитованию.

Следующее направление — ЖКХ — логично вытекает из предыдущего. Поскольку «Агропромкредит» работает с основными поставщиками таких продуктов, как свет, газ, тепло, то вполне обоснован переход к обслуживанию конечного потребителя этих ресурсов, то есть коммунальных предприятий. Банк уже принимает активное участие в реформе ЖКХ, и следует ожидать, что его присутствие в данном сегменте будет только возрастать.

Мечты сбываются

В августе 2004 года произошло событие, значимое как для коммунальной отрасли страны, так и для банковского сектора. «Агропромкредит» стал первым российским банком, подписавшим соглашение с Федеральным агентством по строительству и ЖКХ «О долгосрочном инвестиционном сотрудничестве». Для многих не коммунальных организаций участие в проектах по ЖКХ лишь имиджевый шаг: вложат сотню, а шуму — на миллион. С «Агропромкредитом» все намного серьезнее.

Ни для кого не секрет, что без привлечения частных инвесторов государство не сможет вывести жилищно-коммунальное хозяйство из глубочайшего кризиса, — слишком велики финансовые затраты. Кроме финансирования целевых программ требуется системное кредитование крупных предприятий энергетики, нефтяной промышленности и строительства. Один госбюджет этого не осилит. Участие «Агропромкредита» значительно разрядит напряженность в данном вопросе. В ближайшие три года он намерен инвестировать более $100 млн в реконструкцию и модернизацию ЖКХ, инженерных сооружений, развитие жилищного строительства по всей стране.

Основными направлениями финансирования станут строительство и реконструкция очистных и водозаборных сооружений, утилизация бытовых, промышленных и строительных отходов, внедрение энергосберегающих технологий. Все это в комплексе позволит стабилизировать тарифы в отрасли и наконец-то начать ее масштабную модернизацию. Фактически это можно назвать исполнением детской мечты Андрея Шишкина — сделать что-то важное, значимое для страны. Поскольку от состояния коммунальной отрасли напрямую зависит качество жизни населения, социальная стабильность в обществе.

Если говорить подробнее о соглашении по ЖКХ, то оно предусматривает несколько пунктов. Во-первых, банк примет участие в финансировании инвестиционных производственно-технических, научно-технологических и организационно-кадровых проектов, разработке и внедрении эффективных технологий финансирования и целевых комплексных программ. Во-вторых, он будет готовить предложения по нормативно-правовым, руководящим и инструктивно-методическим материалам, необходимым для совершенствования финансово-инвестиционной деятельности в отрасли. И, наконец, третий важный пункт — участие в разработке и реализации региональных и муниципальных программ строительства, реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Конечно, все это звучит официально и сухо. Если же говорить простыми словами, то «Агропромкредиту» предстоит заниматься абсолютно всем, что связано с жизнедеятельностью коммунальной отрасли, начиная от составления нормативных актов и заканчивая реализацией конкретных проектов.

С момента подписания соглашения прошли считаные дни, но уже многое удалось сделать. Банк подготовил несколько проектов по участию в федеральной программе «Жилище», учредил коммунальные компании в Московской области, Алтайском крае, Оренбурге, Перми. С муниципальными образованиями этих регионов заключены соглашения о создании системы управления комплексом ЖКХ. Кроме того, ряд проектов реализуется и в других городах.

В Коломне, Астрахани и Кургане, к примеру, «Агропромкредит» участвует в программе «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Дело не в альтруизме

Однако, как ни крути, «Агропромкредит» в первую очередь все же коммерческий банк. Было бы логично и понятно, если бы он начал вкладывать деньги, к примеру, в «нефтянку», газовую и другие сырьевые отрасли, но никак не в ЖКХ, где износ основных фондов составляет до 80%. Причем известно, что по соглашению он обязался предоставлять кредиты на льготных для ЖКХ условиях. Казалось бы, коммерческим подходом здесь и не пахнет. На первый взгляд…

По утверждению руководства «Агропромкредита», менеджмент банка шел к этому событию несколько лет. Была проделана огромная работа по изучению рынка, проведено множество расчетов, консультаций со специалистами. Так что альтруистические соображения здесь ни при чем.

Согласно подписанному соглашению, банк получает право участвовать в федеральных целевых программах строительства, реконструкции и модернизации ЖКХ. Кредитование отрасли и привлечение инвестиций тоже будет проходить через него. Можно ожидать, что постепенно значительная часть предприятий строительной и жилищно-коммунальной сферы перейдет на обслуживание в «Агропромкредите», а в дальнейшем через него будут осуществляться и основные платежи отрасли, чей годовой оборот превышает 1 трлн руб. Таким образом, банк становится оператором на рынке, емкость которого оценивается в $30 млрд. Как видите, перспективы у «Агропромкредита», первым вышедшего на поле ЖКХ, весьма привлекательны.

Все для всех

Приятные новости есть не только для корпоративных клиентов, но и для частных вкладчиков. Как говорит Андрей Шишкин, «если люди не идут в банк, тому виной три причины. Первая: они просто не знают, что там делать. Вторая: боятся, что их обманут. Третья: не с чем идти, поскольку денег нет, а кредит брать рискованно. Изменить ситуацию можно, лишь сделав кредитные организации максимально доступными для населения». Именно этим вплотную и занимается «Агропромкредит».

В начале 2002 года здесь была утверждена долгосрочная программа развития розничного бизнеса. Она предусматривает реализацию трех крупных проектов: прием и обслуживание вкладов населения; выпуск и обслуживание пластиковых карт (в том числе перечисление заработной платы сотрудников корпоративных клиентов банка на пластиковые карты); кредитование физических лиц, осуществляемое по пяти направлениям: потребительское кредитование, автокредитование, ипотечное, разрешенный овердрафт по пластиковым картам и кредиты на неотложные нужды. Если в 2002 году населению было предоставлено кредитов на 87 млн руб., то в 2003 году эта сумма возросла уже до 3,5 млрд руб.

Активно реализуется программа ипотечного кредитования — на сегодня выдано более 1 тыс. кредитов на сумму свыше 400 млн руб. Развивается концепция «Финансовый супермаркет», системы фронт-офисов, где любой человек может получить весь спектр банковских услуг. Так что про частных клиентов здесь не забывают. «Для нас важны абсолютно все, будь то крупная корпорация или бабушка, решившая положить свою пенсию в наш банк. Поэтому мы стараемся быть максимально доступными и открытыми для всех», — подчеркивает Андрей Николаевич.

От Москвы до самых до окраин

Все отчетливее прослеживается тенденция освоения банками регионов. Вот и у «Агропромкредита» только за последние два месяца открылось три отделения: в Сергиевом Посаде, Дзержинском и Шадринске. Это связано с тем, что экономическое оживление, характерное сейчас для России, в регионах дает более заметный социальный эффект. Кроме того, возможности у местных банков в том, что касается современных продуктов и передовых технологий, поскромнее, а следовательно, и конкуренция поменьше.

Сегодня у «Агропромкредита» 10 филиалов и 25 отделений — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Их цель — не переманивание клиентуры у конкурентов, а содействие развитию территорий. Логика простая: чем лучше экономическая ситуация в регионе, тем он привлекательнее для кредитной организации как в корпоративном, так и в розничном направлении.

Особый вопрос — работа в Подмосковье. Здесь нет того, что обычно притягивает деловых людей: нефти, газа, больших денег. Зато, по признанию председателя правления «Агропромкредита», есть другое: спокойствие, уверенность, закон и порядок, что намного дороже подземных кладовых. К тому же Правительство Московской области во главе с губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым создает привлекательные условия для инвестиций в экономику. В частности, постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, инвесторам предоставляются гарантии от различных рисков, упрощается процедура согласования и получения разрешительной документации. Эта политика отвечает интересам «Агропромкредита», поскольку осуществлять инвестиционные проекты в таких условиях намного проще и выгоднее.

Кого любит успех

Вместе с тем «Агропромкредиту» не чужды и такие понятия, как благотворительность, поддержка просвещения и культуры. На мой вопрос «Почему?» Андрей Николаевич совершенно искренне удивляется: «А как же иначе? Культура, искусство, образование во все времена нуждались в поддержке и получали ее. Не зря же Россия славилась своими меценатами. Эту традицию, думаю, надо продолжать и сейчас. Иначе есть большой риск оказаться страной с сильными финансистами, экономистами, коммерсантами, но полностью лишенной того, что называется духовностью. Раз уж судьба дала нам возможность зарабатывать деньги, мы считаем себя обязанными помогать тем, у кого такой возможности нет».

В последнее время довольно часто приходится слышать высказывания о том, что результатом открытия российского банковского рынка для зарубежных компаний может стать кризис, если не сказать больше — крах отечественных кредитных организаций. «Агропромкредит» не боится этой ситуации, так как считает, что конкуренция на банковском рынке была всегда. С приходом зарубежных компаний она только усилится. Значит, банку предстоит лишь более внимательно относиться к возникающим тенденциям, максимально соответствовать запросам клиентов, развивать новые направления, другими словами, просто работать. Что он с успехом и делает.

И все-таки… Меня всегда волновал вопрос, почему же одни люди добиваются успеха, в какой бы сложной ситуации они ни оказались, а другие опускают руки, еще не сделав первого шага. У Андрея Шишкина есть ответ на этот вопрос: «Нужно быть честным перед людьми, и в первую очередь перед самим собой, не цепляться за прошлое, а уверенно смотреть в будущее. Успех любит открытых и сильных людей».

Справка «БОССа»

КБ «Агропромкредит» является высокотехнологичным универсальным банком, предоставляющим полный комплекс услуг корпоративным и частным клиентам.

В его состав входят 10 филиалов и 25 отделений на территории РФ, дочерний Камабанк (Пермь).

Основные клиенты КБ «Агропромкредит» — крупные предприятия электроэнергетической, нефтегазовой, угольной и ряда других отраслей промышленности, финансовые и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В 2003 году банк стал лауреатом конкурса «Компания года» в номинации «За динамичное развитие розничного бизнеса в регионах России».

По итогам деятельности за 2003 год и I квартал 2004 года КБ «Агропромкредит» занимает 5-е место по совокупности интегрированных банковских показателей, 8-е место по потребительскому кредитованию, 15-е место по числу обслуживаемых клиентов, 21-е место в топ-200 самых эффективных банков.