В Похвистневе свой опыт развития городского хозяйства


Татьяна ПУДОВА

Город Похвистнево Самарской области можно считать неким государством в государстве. Здесь свой уклад, свои традиции, успехи тоже свои собственные. Даже набившая оскомину всем жителям России жилищно-коммунальная отрасль в этом небольшом провинциальном городке давно перестала быть проблемой.

Но наша беседа с главой города Владимиром Филипенко началась все-таки не с разговора о ЖКХ.

— Владимир Михайлович, вы руководите городом уже 13 лет — солидный срок для того, чтобы можно было подвести какие-то итоги. Что из задуманного удалось сделать?

— Давайте поэтапно. В 1990—1995 годах основной задачей для администрации Похвистнева являлось формирование городского хозяйства. Для этого все обслуживающие предприятия из ведомственного управления были переданы в городское. Кроме того, мы создали новые коммунальные учреждения, необходимые для полноценной жизнедеятельности города. Это, например, предприятия по эксплуатации дорог и уборке города. Также организовали вывоз мусора из частного сектора.

К 1998 году Похвистнево обеспечили надежным электроснабжением, теплом, газом. Перебоев с водой сейчас не возникает даже в поливной сезон. За последние шесть лет в городе не произошло ни одной серьезной аварии.

В 1995—2000 годах приоритетной задачей для нас стало разобраться в ресурсных составляющих города, его окружения. Для этого мы определили пути развития действующих предприятий, задачи по формированию инвестиционной привлекательности территории, точки взаимодействия между предприятиями и муниципалитетом.

Один из результатов такой политики — с помощью администрации Самарской области и при непосредственной поддержке губернатора Константина Титова в Похвистневе была создана особая экономическая зона. Эксперимент продолжался два с половиной года. Резиденты, работавшие в ОЭЗ, на 1 руб. льгот обеспечили 2,5 руб. дополнительных налоговых поступлений. Было создано более 600 рабочих мест, в два раза снизился процент безработных.

С вступлением в XXI век задачи изменились. Теперь наши усилия направлены не столько на стабилизацию социально-экономического положения города, сколько на его развитие.

В 2002 году депутатами городской Думы была принята «Стратегия развития г. Похвистнево до 2015 года». Она предусматривает преемственность кадровой политики, взаимодействие с областным руководством, в том числе в решении такого важного вопроса, как замена выбывающего нефтяного производства другими видами деятельности.

— Опыт реформирования ЖКХ в Похвистневе считается достаточно передовым. Опишите, пожалуйста, модель, которую вы используете.

— В 1996 году мы изменили систему управления коммунальным хозяйством и, по сути, создали управляющую компанию. Муниципальные предприятия выступают в роли подрядчика при выполнении муниципального заказа. Организована единая диспетчерская служба, что дало возможность своевременно реагировать на жалобы граждан. Открыты пункты приема платежей, что позволило упростить оплату коммунальных услуг и оперативно использовать полученные средства.

Во время беседы с Владимиром Филипенко к нам присоединились руководители муниципальных предприятий Похвистнева: директор МУП «Похвистневоэнерго» Николай Зайцев, начальник Муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Николай Вазлев и начальник Муниципального унитарного производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного предприятия Виктор Деревнин, которые высказали свое мнение о реформе ЖКХ.

Николай Вазлев:

— Реформа ЖКХ нужна, назрела она давно. Так, только по нашему предприятию износ основных фондов составляет 76%. Исправить данную ситуацию без привлечения инвестиций со стороны практически невозможно. Вместе с тем инвесторы не торопятся вкладывать средства в ЖКХ без прочной законодательной и нормативной базы. Другими словами, если у государства нет финансовых ресурсов для модернизации коммунальной отрасли, оно должно хотя бы позаботиться о законодательной и нормативной ее поддержке.

Конечно, кое-что удается делать и на местном уровне. К примеру, урегулирование взаимоотношений между поставщиками услуг и потребителями, а также разработка защищенной модели «спрос — предложение», направленной на улучшение качества услуг, — вот основные задачи, которые были поставлены при создании управляющей компании «Служба единого заказчика». И результаты уже есть. Если раньше рабочий день начинался с разбора жалоб и заявлений абонентов, то сейчас эту обязанность взяла на себя «Служба единого заказчика», тем самым позволив нам более эффективно выполнять свои функции по поддержанию системы водоснабжения и водоотведения в рабочем состоянии.

Кроме того, у нас появилась возможность привлекать инвестиции на выполнение программ энергосбережения, устойчивого водоснабжения города и строительство сети водоснабжения поселка Венера. Все это в конечном счете позволит получить существенный экономический эффект и снизить себестоимость услуг.

Николай Зайцев:

— В настоящее время часто приходится слышать разговоры о формировании конкурентной среды в ЖКХ и призывы создать необходимые для этого условия, активизировать усилия и т. д. Возникает вопрос: как авторы данной идеи представляют себе конкуренцию в тепло и электроснабжении или в водоснабжении и канализации? Они что, будут прокладывать параллельные трубопроводы, строить трансформаторные подстанции, водозаборные узлы и станции водоочистки?

Убежден, что ни в коем случае нельзя передавать системы жизнеобеспечения в частные руки. Этих систем не должна коснуться приватизация. За их состояние обязан нести ответственность муниципалитет, город (как собственник). Кто лучше, чем сам город, может знать состояние своих инженерных систем и целенаправленно доводить их до кондиции?

Любые шаги по приватизации коммунальных объектов затрагивают интересы населения конкретного поселка, города или района.

Я думаю, что приватизировать надо не объекты инженерной инфраструктуры, а обслуживающие их предприятия. То есть конкуренция в коммунальной сфере должна сводиться не к захвату основных фондов, а к получению на конкурсной основе права их эксплуатировать.

Виктор Деревнин:

— Сегодня в правительственных кругах приемлемыми способами вывода отрасли из кризиса считают создание условий для конкуренции в этой сфере, перевод ее на полное финансирование за счет населения, бюджетное субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Наше предприятие к этому относится положительно. Мы уже создали управляющую компанию в лице Комитета ГАЖКХ, на балансе которого находится весь жилищный фонд города. Обслуживание жилфонда производится на конкурсной основе. Предприятие в данном случае выступает в качестве подрядной организации и освобождается от таких функций, как паспортизация, сбор платежей, поступающих от населения, субсидирование.

В результате принятых мер была ликвидирована задолженность и перед самим предприятием за выполненные работы, и перед персоналом по заработной плате. Это дает нам возможность более оптимистично смотреть в будущее, заниматься поиском дополнительных видов работ, участвовать в торгах по капитальному ремонту, обновлять оборудование, технику, осваивать новые технологии. Выполнение муниципального заказа осуществляется согласно плановому нормированному заданию. В итоге — отсутствие внезапности проведения тех или иных работ.

Сейчас в целом по городу снижен процент износа жилищного фонда благодаря тому, что мы ежемесячно заменяем трубопроводы в подвалах, квартирах, ремонтируем фасады и кровли. К достижениям также можно отнести увеличение за последний год на 12,6% объема выполненных работ по текущему ремонту, и это при том, что на 50% сократилась обслуживаемая площадь.

К сожалению, на государственном уровне коммунальные предприятия до сих пор не освобождены от налога на добавленную стоимость. А ведь это позволило бы значительно снизить стоимость работ и направить освободившиеся средства на развитие этих предприятий.

В целом реформа ЖКХ представляется не совсем реальной, что дает нам повод вспомнить застойные советские времена, поскольку вся ответственность за работу ЖКХ в ней возлагается на население и других потребителей коммунальных услуг. Принципиальный недостаток реформы — отсутствие сбалансированности между затратами на производство коммунальных услуг и нормативным финансированием всего комплекса коммунального хозяйства.

Есть в реформе и положительные моменты, к примеру идея передачи «коммуналки» в частные руки. Но коммерсант, вкладывая деньги, внедряя новые технологии, в том числе и энергосберегающие, будет рассчитывать на возврат инвестиций. А это в значительной степени зависит от благосостояния населения и государства. Так что риск достаточно большой.